Методы формирования экологической культуры младших школьников
Оценка 4.7

Методы формирования экологической культуры младших школьников

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
экология
2 кл—4 кл
11.03.2020
Методы формирования экологической культуры младших школьников
Воспитание - процесс творческий. А. Вишневский прав, сравнивая процесс воспитания с работой художника, который рисует всю картину одновременно - сначала весь сюжет штрихами, а затем через детализацию добивается ожидаемого результата. Усилия педагога всегда ориентированы на всю систему ценностей. Возможно, именно поэтому, направляя их на «систему экологических ценностей, мы автоматически влияем на моральные приоритеты учащихся.
1.3.docx

Методы формирования экологической культуры младших школьников

Воспитание - процесс творческий. А. Вишневский прав, сравнивая процесс воспитания с работой художника, который рисует всю картину одновременно - сначала весь сюжет штрихами, а затем через детализацию добивается ожидаемого результата. Усилия воспитателя всегда ориентированы на всю систему ценностей. Возможно, именно поэтому, направляя их на «систему экологических ценностей, мы автоматически влияем на моральные приоритеты учащихся. Одним из общих методов воспитания является определение ценностей. Среди кодекса ценностей современного украинского воспитания мы не найдем отдельно экологических, но, если хорошо подумать, экологичность в широком смысле этого слова есть в любой ценности современного воспитания.

Итак, представим основные формы, методы и средства экологического воспитания учитывая концепцию демократизации украинского воспитания.

Среди средств экологического воспитания учащихся следует назвать структурные упражнения тренинга как самостоятельные единицы, которые могут быть использованы в структуре других форм экологического воспитания, указанных выше.

Примером тренинговых упражнений являются экологические сказки. Ученикам предлагают вспомнить в своей жизни какие-то факты или события, связанные с природой (ассоциации могут быть как положительные, так и отрицательные), которые поразили их настолько, что остались в памяти. Примерно через 10 мин. размышлений можно начинать слушать «экологические сказки». Для помощи учащимся можно предложить бумагу, карандаши или фломастеры .

Занятия, посвященные темам о биосфере, следует проводить на открытом воздухе, в живописном природном уголке (желательно недалеко от школы). Это дает возможность учащимся глубже почувствовать свою связь с живой природой. Кроме того, упражнения и режимы, предусмотренные тренинговой формой работы, удачно реализуются именно в природе. Особое значение при проведении таких занятий приобретает работа с ощущениями, когда ученики после соответствующей задачи обмениваются своим чувственным опытом пребывания в природе.

Например, мотивацией к деятельности может служить следующий аргумент: из всех ощущений человек чаще и в большей степени использует зрение для ознакомления с окружающим миром. Но при этом значительно меньше внимания уделено ощущением звука, прикосновения. Ученикам предлагают разойтись на небольшое расстояние друг от друга (так, чтобы все были в поле зрения учителя), устроиться поудобнее и попытаться обрисовать «звуковую малую» на листе бумаги акварельными красками (интерпретация может быть другой: ученикам завязывают глаза и они рисуют фломастерами или цветными карандашами).

Средства экологического воспитания можно выделить следующие:

Творческая «терапия» - отражение человеком окружающей среды и чувств, вызванных им, средствами искусства. Достаточно широко могут быть использованы средства изобразительного искусства, лепка (глина, пластилин), моделирование природными материалами, музыка. Целесообразно использовать творческую «терапию» в структуре экопсихологической тренинга после упражнений на эмпатию (сопереживание) и идентификацию с природными объектами. В структуре урока творческая «терапия» удачно интегрируется на любом этапе его зависимости от информации, которую подает учитель.

Имитационное моделирование - прогнозирование и демонстрация природных процессов и фрагментов экологической реальности путем отражения созданной модели через личностную включенность в нее.

На основе междисциплинарного подхода к решению экологических проблем рядом исследователей была разработана и апробирована имитационные экологические игры, направленные на моделирование предметного содержания экологической деятельности. Но следует отметить тот факт, что в большей степени имитационные экологические игры довольно успешно используют в процессе экологического образования и имеют целью совершенствование практических навыков применять знания в конкретной ситуации. Мы предлагаем существенно отличный путь моделирования через призму личностного отношения и чувств, стимулирует экоатрибутивну поведение личности и является эффективным средством в формировании экологического типа мышления учащихся в процессе экологического воспитания их на уроках или внеклассных мероприятиях по биологии и экологии. В процессе имитационного моделирования участвуют не один или несколько, а все ученики класса. Примерами могут быть: имитация дождя (в структуре объяснения круговорота воды), составление писем-описаний по следам животных и птиц на снегу (во время экскурсии в природу), имитация дерева, его роста и развития. Особого смысла здесь приобретают чувства, которые занимают очень важное место в экологическом воспитании учащихся.

Поиск ответа на вопрос - как учить - выводит на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь цели, реализовать содержание, наполнить учебно-воспитательный процесс познавательной деятельностью. Роль метода в системе цель - содержание - методы - формы - средства обучения является определяющей.

Метод обучения и воспитания - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение поставленной цели обучения и воспитания.

 В экологическом воспитании и образовании действуют, в частности, общепринятые методы воспитания и методы экологического воспитания.

Рассмотрим психолого-педагогические методы экологического воспитания, предложенные В.А. Ясвин.

 Метод экологических ассоциаций (от лат. Соединения) заключается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными психическими образами в контексте затронутой перед учащимися проблемы. Этот метод часто используют для установления определенной аналогии между проявлениями природных объектов и соответствующими социальными проявлениями. Представление, что возникает при этом, способствует развитию субъективного отношения учащихся к феномену, который изучается. Примерами реализации этого метода в процессе развития отношения к природе могут быть использованы учителем или руководителем кружка такие ассоциативные образы, как «танцы» пчел, «брачный» сезон у животных, экологическая «пирамида» и т.д.

Метод художественной репрезентации природных объектов (от франц. Представительство) заключается в актуализации художественных компонентов представления мира природы средствами искусства. Особое значение в процессе развития отношение к природе здесь принадлежит изобразительному искусству, музыке, литературным произведениям. Скажем, отношение учащихся луга, озера или леса будет формироваться значительно эффективнее, когда наряду с научной информацией учитель будет использовать поэзию, классические литературные произведения, музыкальные пьесы, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

 Метод экологической лабилизации (от лат. Неустойчивый) заключается в целенаправленной коррекционной действия на определенные взаимосвязи в образе мира. Личности, в результате чего возникает психологический дискомфорт, обусловленный пониманием неэффективности устоявшихся стратегий индивидуальной экологической деятельности. Лабилизацийни приемы могут быть самыми разнообразными. Один из таких примеров приводит исследователь экологического сознания В.А. Ясвин. Зоолог Михаил Пупиньш, создавая биотопного экспозиции в естественном музее, целенаправленно «добавлял» к природному ландшафту несколько окурков, остатки молочных пакетов и т.п.

 В.А. Ясвин следил за психологическими реакциями посетителей музея, которые, любуясь великолепными панорамами, неожиданно замечали эти «украшения». Люди  были настроены на любование, а мусор в экспозиции блокировало этот процесс: возникала внутреннее напряжение. Именно в небольшом объеме панорамы особенно остро ощущалась неестественность, чуждости этих следов индивидуальной человеческой деятельности, посетители чувствовали дискомфорт, у них начинались лабилизацийни процессы.

Метод экологической рефлексии (от лат. Отображения) заключается в педагогической актуализации самоанализа, осмыслении человеком своих действий и поступков по их экологической целесообразности. Этот метод стимулирует осознание того, как поведение человека может «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, которых она касается. Скажем, если школьник забыл своевременно полить комнатные цветы, его можно спросить: «Что они могли бы о тебе подумать?». Безусловно, с точки зрения растений он «выглядит» безответственной, жестоким человеком. 

Метод экологической идентификации (от лат. Отождествлять) заключается в педагогической актуализации личной причастности человека к тому или иному природного объекта, ситуаций, обстоятельств, в которых он находится. Метод стимулирует процесс психологического моделирования состояния природных объектов, способствует лучшему пониманию этого состояния, углубляет представления школьников о данном объекте. Кроме того, такой механизм актуализирует соответствующее поведение по объекту.

Иллюстрацией использования этого метода может быть такая педагогическая ситуация. При изучении рыб в зимний период учащимся предлагается зажать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться, сколько возможно, затем отпустить один палец и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Свои ощущения в этой ситуации ученики проектируют на состояние рыб, находящихся под льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания сопровождается значительным облегчением, моделируя состояние рыб после того, когда будут пробиты лунки во льду.

 Метод экологической эмпатии (от греч. Сопереживание) имеет педагогическую актуализацию ,  сопереживание человека за состояние природного объекта, а также сочувствие ему. Это стимулирует проекцию личных состояний на природные объекты через отождествление с ними (сопереживание), а также переживания личных эмоций и чувств по поводу состояния природных объектов (сочувствие). Таким образом, формируется субъективизация природных объектов.

Метод экологической эмпатии предполагает использование вопросов, актуализируют проявления эмпатии к живым существам, вроде «Что он теперь чувствует?», «Какой он настроение?». 

Метод экологической заботы заключается в педагогической актуализации экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных объектов. Метод стимулирует проявления соучастия, поддержки, опеки, то есть деятельного участия в жизненных ситуациях природных объектов. При этом забота о мире природы побуждает школьников к повышению своей экологической компетентности - к овладению необходимыми знаниями, умениями и навыками. Ведь для того, чтобы оказать квалифицированную помощь любому природному объекту, следует знать и уметь, что и как нужно сделать.

Метод ритуализации экологической деятельности заключается в педагогической организации традиций и ритуалов, связанных с деятельностью, направленной на мир природы. Мощный потенциал по реализации этого метода аккумулировано в традициях украинского народа (расчистка источников и колодцев, экологические толоки, привлечения и охрана птиц, Рождественские и Новогодние праздники с традиционным духом вместо елки). Этот метод дает возможность мотивировать и структурировать деятельность учащихся через организацию экологических клубов, движений и т.д.. Важным условием реализации этого метода является наличие соответствующей символики, иерархии, устава. 

Метод экологических экспектаций (от англ. Ожидания) заключается в педагогической актуализации эмоционально насыщенных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.

Например, перед экскурсией в лес педагог настраивает учеников на то, что они «идут в гости в лес». Ведь, когда собираются в гости, соответственно одеваются, не сорят т.п..

Эффективно реализация этих методов происходит в условиях эколого-психологического тренинга, направленного на коррекцию экологического сознания его участников.

Рассмотрим общепринятые методы воспитания:

Метод беседы:

-       обоснование учителем темы как жизненно важной, а не надуманной;

-       формулировки вопросов, которые бы побуждали к разговору;

-       направления разговора в правильном направлении;

-       привлечение учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе формирования у них отношение к окружающей действительности, к своим общественных и моральных обязанностей;

-       итоги беседы, формирование на их основе рационального решения проблемы, которая обсуждается, принятие конкретной программы действий для закрепления принятой в результате беседы нормы.

Фронтальная беседа с классом может проводиться на любую тему. Но особые трудности возникают тогда, когда приходится убеждать учеников в ошибочности их взглядов и убеждений, неправильности их поведения. Поэтому педагогу необходимо знать различные приемы, повышающие эффективность фронтальной беседы.

Одним из таких приемов является рассмотрение допущенного учеником поступка и оценка его на основе уже известного всем случае.

Особую трудность для педагога вызывает индивидуальная беседа, ее надо проводить так, чтобы никто не мешал. Беседу нужно проводить по заранее намеченному плану.

В индивидуальной беседе важно, чтобы ученик не только осознал содержание моральных аспектов, которые доводят до его сознания, но и переживал их. С этой целью целесообразно использовать убедительные примеры. Одновременно воспитанник должен почувствовать, что педагог хочет ему помочь, осознать, что все усилия учителей в его интересах, что они знают, как помочь стать лучшим.

Метод примера: учет специфики подражания примера различными возрастными группами; поэтапность подражания; источники для подражания; использования отрицательного примера в воспитании.

Воспитательные функции примера разные: он может служить педагогу для конкретизации того или иного теоретического положения; на примере можно доказать истинность определенной моральной нормы; пример является убедительным аргументом. Особенность воспитательного воздействия примера заключается в том, что он действует своей наглядностью и конкретностью.

Метод интервью предполагает постановку уточняющих вопросов, которые имеют место во время обычной беседы. Следует учитывать, что есть такие типы респондентов: робкий, боязливый, болтун, шутник, спорщик, самоуверенный.

Метод анкетирования. Используется для получения информации о типичности тех или иных явлений учебно-воспитательного процесса. Анкеты могут быть: открытые, закрытые, полуоткрытые, полярные.

Метод педагогического наблюдения - специально организованное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Наблюдение является прямое и опосредованное, открытое и закрытое, самонаблюдения. При организации наблюдения важно иметь его план, определить его срок, фиксировать результаты. 

Метод игры. Экологические игры и задания дают ребенку возможность почувствовать себя частью природы, реагировать на проблемы, вызывают желание помочь природе, защитить его от опасности. Сюжетные игры с экологическим содержанием помогают детям ознакомиться с деятельностью людей, изучающих состояние природы и охраняют ее.

Таким образом, для воспитания настоящего человека, которая, помимо всех прочих качеств, должна сформирован экологическое мировоззрение, необходимо искать творческие пути, привлекая искусство, туризм, возрождая традиции, создавая дискуссионные клубы и т.п..


 

Скачано с www.znanio.ru

Методы формирования экологической культуры младших школьников

Методы формирования экологической культуры младших школьников

Например, мотивацией к деятельности может служить следующий аргумент: из всех ощущений человек чаще и в большей степени использует зрение для ознакомления с окружающим миром

Например, мотивацией к деятельности может служить следующий аргумент: из всех ощущений человек чаще и в большей степени использует зрение для ознакомления с окружающим миром

Мы предлагаем существенно отличный путь моделирования через призму личностного отношения и чувств, стимулирует экоатрибутивну поведение личности и является эффективным средством в формировании экологического типа мышления…

Мы предлагаем существенно отличный путь моделирования через призму личностного отношения и чувств, стимулирует экоатрибутивну поведение личности и является эффективным средством в формировании экологического типа мышления…

Представление, что возникает при этом, способствует развитию субъективного отношения учащихся к феномену, который изучается

Представление, что возникает при этом, способствует развитию субъективного отношения учащихся к феномену, который изучается

Именно в небольшом объеме панорамы особенно остро ощущалась неестественность, чуждости этих следов индивидуальной человеческой деятельности, посетители чувствовали дискомфорт, у них начинались лабилизацийни процессы

Именно в небольшом объеме панорамы особенно остро ощущалась неестественность, чуждости этих следов индивидуальной человеческой деятельности, посетители чувствовали дискомфорт, у них начинались лабилизацийни процессы

Метод экологической эмпатии (от греч

Метод экологической эмпатии (от греч

Метод экологических экспектаций (от англ

Метод экологических экспектаций (от англ

Особую трудность для педагога вызывает индивидуальная беседа, ее надо проводить так, чтобы никто не мешал

Особую трудность для педагога вызывает индивидуальная беседа, ее надо проводить так, чтобы никто не мешал

Метод игры. Экологические игры и задания дают ребенку возможность почувствовать себя частью природы, реагировать на проблемы, вызывают желание помочь природе, защитить его от опасности

Метод игры. Экологические игры и задания дают ребенку возможность почувствовать себя частью природы, реагировать на проблемы, вызывают желание помочь природе, защитить его от опасности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020