Методы и приёмы.
Как
донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную
познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и
навыками? Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и
помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с
интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы учителю приходится решать каждый
день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее
продуктивных методов обучения. Что же принято понимать под методами обучения?
Методы обучения — это способы совместной
деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Я остановлюсь на тех приёмах и методах, которые меня заинтересовали и которые использую на своих уроках.
Приемы КМ могут быть использованы на уроках в начальной школе с применением групповой работы.
Прием « Обучение сообща» (работа в группе над общим заданием)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ:
Каждая группа получает постер под названием «Части текста». Задание – подписать все части текста – начало, основная часть, заключение (концовка). Далее, используя свой кластер, собрать разрозненные части текста из предложенной учителем карты с текстом. Группа обсуждает, составляя правильный вариант. Далее, при оценивании работы группы, учитывается вклад каждого участника в общую работу.
Прием “Дерево предсказаний”.
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, тексте.
Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
« Высказывания». Данный прием позволяет учащимся самостоятельно определить знания по данной теме, учит анализировать собственный уровень усвоения материала. Например:
- Текст можно делить на части
- Текст имеет заголовок
- Я умею составить текст – рассуждение самостоятельно
- Когда я пишу сочинение, я составляю текст
- Текст можно составить по опорным словам.
При проведении фронтального опроса по теме используем «Тонкие и толстые вопросы»
Пример опроса по теме « Части речи»
- Что такое имя существительное?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Для чего служит предлог?
- Какую роль выполняет местоимение?
- Назовите морфологические признаки им.сущ.
- В чем различие между именем существительным и предлогом ?
- Предположим, что из нашей речи исчезли
глаголы, имена прилагательные - это уже «толстый» вопрос, требующий от учащихся размышления, позволяет выразить собственное мнение.
Предлагаю после проведения подобного опроса организовать творческую работу в парах.
«Попробуйте построить диалог в парах на тему « Я играю в футбол». « Я пришел в магазин» без применения имен прилагательных и глаголов. Далее можно предложить детям самостоятельно сделать вывод о значении в нашей речи прилагательных и глаголов.
Следующий прием эффективен при парной работе.
Учащиеся получают варианты текста для работы в парах. Задание – Определить основную мысль текста, придумать заголовок, разбить на части.
«Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок. Как хорошо!»
На этапе «Повторение изученного» возможно применение приема «Инсерт» и «Верно –неверно»
Повторение ключевых понятий темы « Текст»
« ДА – НЕТ»
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу ( да)
Текст бывает только описание (нет) и т. д.
« Инсерт».
Здесь отмечу, что необходимо заранее ознакомить учащихся с маркировкой.
Маркировка на доске
*V* - я это знаю
* - * - я думал иначе
*+* - это новое для меня
*?* - я не понял
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
На стадии «Рефлексия»
Рефлексия учебной деятельности -
Подведение итогов урока – «Составление мудрого дерева» (учащиеся пишут на стикерах свои впечатления, результаты урока, что узнали нового, что повторили и обобщили).
При письменных ответах пользуемся рефлексивным экраном (на доске).
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
При изучении темы « Текст» (Русский язык. 3 - 4 класс)
«Верные и неверные высказывания»
1. Текст состоит из предложений. +
2. К тексту нельзя придумать название. -
3. Все предложения в тексте имеют свои границы. +
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -
5. В тексте всегда о чем - то или о ком - то говорится. +
6. Текст можно разделить на части. +
7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +
Разные виды рефлексии:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.