"Методы и приемы развития критического мышления на уроках информатики."
Оценка 4.7

"Методы и приемы развития критического мышления на уроках информатики."

Оценка 4.7
docx
17.04.2020
"Методы и приемы развития критического мышления на уроках информатики."
doklad_ikt1.docx

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

Рыбинок Екатерина Валерьевна

учитель физики и информатики

КГУ «Алчановская основная школа»

 

На сегодняшний день важно научить школьников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям, т.е необходима педагогика сотрудничества.

Возможность создать условия, при которых ученики могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнение, умение его отстоять и аргументировать дает технология развития критического мышления.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Мне бы хотелось остановиться подробнее на некоторых из них.

 

Основные положения технологии развития критического мышления.

 

Цель данной образовательной технологии:

 

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

 

Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазовой структуры, современных образовательных технологий в учебном процессе.

Основная часть технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

 Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и "вызвать" уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Возможные приёмы и методы:

Ø составление списка "известной информации", рассказ-предположение по ключевым словам;

Ø систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения;

Ø перепутанные логические цепочки и т.д.

Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

Ø маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

Ø ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

Ø поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Возможные приёмы и методы:

Ø заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

Ø возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы;

Ø организация устных и письменных круглых столов; - организация различных видов дискуссий;

Ø написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально,  в парах или группах. Мне бы хотелось остановиться подробнее на некоторых из них, которые считаю приемлемыми для себя и использую в работе.

Описание основных наиболее часто применяемых приёмов данной технологии:

 "Корзина" идей, понятий, имен.

Создается интерактивная корзина (программа ActivStudio), где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика:

1)    учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме;

2)    каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин);

3)    обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее;

4)    учитель в виде тезисов записывает в "корзинке" все высказывания и идеи, включая ошибочные;

5)    по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения, "вызов", "рефлексия".

Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы.

В центре интерактивной доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. Применение на этапах "вызов", другие этапы урока, домашнее задание.

 Учебный мозговой штурм

1        этап - создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин;

2        этап - коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап - выбор наиболее перспективных решений. Применение на этапах урока "вызов", "осмысление"

Ассоциации

"Какие ассоциации связаны с …?";  "Что вы знаете о …?".

 "Дерево предсказаний"

 "Ствол дерева" - тема, "ветви" - предположения, "листья" - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о построении алгоритма для решения задач программирования.

 Пометки на полях (инсерт)

Учащиеся читают текст, делая пометки: "v" -известная информация; "+" - новая информация; "?" - непонятная информация; " -" -информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом - обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием. "осмысление", "рефлексия"

Составление маркировочной таблицы "ЗУХ" ("ЗХУ")

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: "З(наю) - У(знал) - Х(очу узнать)" или "З(наю) - Х(очу узнать) - У(знал)" своими словами, без цитирования исходного текста.

Написание синквейна (пятистрочный белый стих)

1.     Одно существительное - тема синквейна.

2.     Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3.     Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4.     Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5.     Одно слово – резюме

Составление таблицы "тонких" и "толстых" вопросов .

"Толстые" вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). "Тонкие" вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…

 Уроки с применением вышесказанных методов и приемов технологии «Критического мышления» помогают:

Ø привлекать пассивных учеников;

Ø делать занятия более наглядными и интересными;

Ø приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

Ø развивать у детей интерес к учебе, повышать самооценку, веру в себя, в свои силы и возможности;

Ø снимать психологический барьер, сохранять и повышать мотивацию.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: "Открытое общество", 2006.

2.     Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2009.

3.     Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология. СПб.: Скифия, Альянс "Дельта", 2008.

4.     Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс "Дельта", 2003. ИНФОРМАТИКА ПƏНІНДЕ АҚП


 

5.    

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО

Основная часть технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия

Основная часть технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия

Описание основных наиболее часто применяемых приёмов данной технологии: "Корзина" идей, понятий, имен

Описание основных наиболее часто применяемых приёмов данной технологии: "Корзина" идей, понятий, имен

З(наю) - Х(очу узнать) - У(знал)" своими словами, без цитирования исходного текста

З(наю) - Х(очу узнать) - У(знал)" своими словами, без цитирования исходного текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020