Методы и средства развития связной речи детей младшего
дошкольного возраста
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.[5]
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.
Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.
Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.
Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.
У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.[14]
С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:
- учит слушать и понимать речь взрослого;
- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;
учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);
- учит отвечать на вопросы воспитателя;
- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;
- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.
В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.
В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.
Обучение пересказу
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:
- подготовка к восприятию текста;
- первичное чтение текста педагогом;
- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);
- составление плана пересказа;
- повторное чтение текста педагогом;
- пересказ.[8]
План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.
В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе:
- научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;
- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.
Методика обучения пересказу детей 3-леток:
1. воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
2. запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
3. повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.
В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи:
- научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;
- научить детей передавать разговор действующих лиц;
- научить последовательно пересказывать текст;
- научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Методика М.М. Алексеевой обучения пересказу детей 5-6 лет такова:
1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
2. выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;[2 ]
3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
4. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
6. пересказ текста детьми;
7. оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).
Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:
- из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;
- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;
- драматизация детьми литературного произведения.
Обучение рассказу по картине и по серии картин
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:
- рассматривание картины;
- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).[3]
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:
- показать картину любой игрушке;
связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;
- познакомить с картиной гостя.
В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.
Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток:
1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)
2. рассматривание картины в целом;
3. вопросы к картине воспитателя;
4. образец рассказа по картине воспитателя;
5. рассказы детей.
Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.
В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.
Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.
В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.
Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.[17]
Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.
Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.
Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:
1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;
2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
3. рассматривание картины в целом;
вопросы педагога по содержанию картины;
5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
7. рассказы 4-5 детей;
8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:[4, 15]
- рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);
- тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;
- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;
- рассказ воспитателя об игрушке.
Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.
В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.
Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток:
1. рассматривание игрушки;
2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;
3. образец рассказа воспитателя;
4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;
6. оценка детских рассказов воспитателем.[22]
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.
Теперь методика обучения выглядит так:
1. рассматривание игрушки;
2. вопросы воспитателя;
3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;
4. образец рассказа воспитателя по плану;
5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;
6. оценка детских рассказов воспитателем.
Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:
- узнавание игрушки по контуру;
- графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;
- рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;
- выкладывание разрезных картинок по теме;
- игры с данной игрушкой;
- чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.
В старшем и в подготовительном к школе возрастедети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.
Описание обязательно проводится по плану.
Методика А.А. Леонтьева обучения описанию детей 5-леток.
1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
2. рассматривание объекта описания;
3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки,
внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
5. рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
6. рассказы 4-5 детей об объекте;[22]
7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.