Краевой конкурс методических разработок по формированию функциональной грамотности обучающихся
Естественнонаучная грамотность
Дидактическая разработка комплекта заданий
Методы изучения растений
Тюфякова Ирина Николаевна
МАОУ «Рябининская СОШ»
Учитель биологии
tyufyakova70@mail.ru
Материалы использовались с целью отработки навыка по определению и правильности проведения метода изучения природы «Опыт или эксперимент»
6 класс. Тема «Условия прорастания семян»
Рисунок взят из учебника «Биология: 6 класс: Пономарёвой И.Н. Корнилова О.А., Кучменко В.С. М.: Вентана-Граф, 2016.» Стр. 35.
Весной шестиклассницы Маша и Катя решили посадить горох. Перед посадкой решили проконсультироваться у учителя биологии. Учитель посоветовал вспомнить эксперимент, который девочки проводили на биологическом кружке.
Балл |
Содержание критерия |
1 |
Есть контрольная и экспериментальная группы организмов (пробирки) |
0 |
Другой ответ или ответ отсутствует |
- по каким признакам можно определить, что это опыт.
- чем этот опыт отличается от обычных опытов?
Балл |
Содержание критерия |
1 |
Две экспериментальные группы (пробирки), или проверяется два изменившихся условия вместо одного |
0 |
Другой ответ или ответ отсутствует |
- какие выводы можно сделать, глядя на результаты опыта?
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Дан ответ, в котором говорится о том, что семенам для прорастания нужен и кислород и вода |
1 |
Дан ответ, в котором говорится об одном условии прорастания семян |
0 |
Другой ответ или ответ отсутствует |
6 класс. Тема «Корень, его строение и значение»
Рисунок взят из учебника «Биология: 6 класс: Пономарёвой И.Н. Корнилова О.А., Кучменко В.С. М.: Вентана-Граф, 2016.» Стр. 40.
Сергей увлекается физикой и астрономией. Знакомясь с силой гравитации, он выяснил, что гравитация влияет и на растения тоже. Это называется геотропизм (рост корней к центру земли). Кроме этого растения обладают гелиотропизмом (рост побега к Солнцу).
- какой метод изучения использовали для доказательства существования геотропизма?
- По каким признакам вы определили метод?
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Дан ответ, в котором говорится о том, что метод называется опыт или эксперимент. Можно увидеть контрольною (условия не меняются) и экспериментальное растение (изменено одно условие – местоположение растения) |
1 |
Дан ответ, в котором говорится о том, что метод называется опыт или эксперимент. |
1 |
Можно увидеть контрольною (условия не меняются) и экспериментальное растение (изменено одно условие – местоположение растения) |
0 |
Другой ответ или ответ отсутствует |
- Какие выводы можно сделать исходя из результатов опыта
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Дан ответ, в котором говорится о том, что корни опытного растения поменяли направление роста, значит, присутствует геотропизм. Кроме корней направление роста поменял и побег, значит, присутствует гелиотропизм. |
1 |
Дан ответ, в котором говорится об одном выводе |
0 |
Другой ответ или ответ отсутствует |
6 класс. Тема «Рост и развитие растений»
Задание взят с сайта https://bio5-vpr.sdamgia.ru/test?theme=36 Оно выглядело так: поясните, почему повышается урожайность растений. Рассмотрите таблицу «Влияние распыления углекислого газа на урожай растений».
На занятиях биологического кружка шестиклассница Катя решила вырастить перец. Перед этим она познакомилась с правилами посадки и ухода за растениями и с результатами опыта, показанными в таблице.
Влияние распыления углекислого газа на урожай растений
Название растения |
Без опрыскивателя |
С опрыскивателем |
Увеличение урожая в процентах |
Резеда (Резедовые) |
27 |
41 |
155 |
Герань (Гераниевые) |
45 |
118 |
262 |
Бегония (Бегониевые) |
90 |
135 |
138 |
Табак (Паслёновые) |
30 |
54 |
180 |
Бальзамин (Бальзаминовые) |
36 |
66 |
180 |
Перец (Паслёновые) |
29 |
55 |
182 |
- Какие выводы сделала Катя после изучения этой таблицы?
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Дан ответ, в котором говорится о том, что опрыскивание увеличивает урожай у всех растений. У паслёновых растений, к которым относятся табак и перец, увеличение урожайности почти в 2 раза |
1 |
Дан ответ, в котором говорится о том, что опрыскивание увеличивает урожай растений |
0 |
Другой ответ или ответ отсутствует |
Катя решила, что распыление воды вызовет увеличение урожая перца.
- Как Кате нужно организовать исследование, чтобы подтвердить, или опровергнуть свою гипотезу, используя две группы растений?
Балл |
Содержание критерия |
2 |
Дан ответ, в котором говорится о том, что условия выращивания групп растений должны отличатся по одному показателю. Этот показатель – опрыскивание растений водой. |
1 |
Дан ответ, в котором говорится о том, что условия выращивания групп растений должны отличатся по одному показателю |
0 |
Другой ответ или ответ отсутствует |
- Какие условия нужно соблюдать? Выберите все верные ответы.
А) Количество растений в группах должно быть одинаковым
Б) Одну группу подкармливаем минеральными удобрениями
В) Опрыскивать обе группы растений
Г) Опрыскивать одну группу растений
Балл |
Содержание критерия |
1 |
Ответ А, Г. |
0 |
Другой ответ или ответ отсутствует |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.