ВВЕДЕНИЕ
В июне 2018 года я прошла месячные курсы повышения квалификации в областном институте усовершенствования учителей в Ташкенте. Также в марте 2019 года посетила мастер- класс в столичном российском центре науки и культуры ( Рос.сотрудничество).
На занятиях ведущими специалистами – филологами были представлены различные методы изучения русского языка и литературы : «Ромашка вопросов» ( Ромашка Блума), метод «шести шляп», карты Проппа, SWOT – анализ, метод составления ментальных карт, ИНСЕРТ, блиц- турнир, бином фантазий, Ассисмент и многие другие. Все они, в основном, направлены на аналитическое изучение произведений художественной литературы или развитие устной и письменной речи учащихся.
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из указанных методов в той интерпретации, в которой сама начала применять их на своих уроках.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
I. « РОМАШКА ВОПРОСОВ » ( РОМАШКА БЛУМА). Автором этого метода является американский психолог и педагог Бенджамин Блум.
К школьной доске прикрепляем ромашку, изготовленную из белой бумаги. На ней шесть лепестков, каждый из которых пронумерован и подписан : 1. Простые, 2. Уточняющие, 3. Объясняющие, 4. Творческие, 5. Оценочные, 6. Практические.
Вопросы перечисленных видов может составлять учитель для ребят, а могут и сами ребята. Выполняется такая работа после прочтения текста художественного произведения в целях анализа, синтеза, понимания и осмысления содержания.
Например, закончили читать «Муму» И.С.Тургенева. Учитель предлагает ответить учащимся на следующие вопросы ( составленные по данному описанию и дифференцированные по шести разрядам) :
1) Простые. Это вопросы, « отвечая на которые, нужно назвать какие- то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию».
- Кто является главным героем произведения?
- Какой физический недостаток имел главный герой повести?
- Чем занимался, кем был Герасим по роду деятельности? И т.п.
2) Уточняющие. ( этот вид вопросов может не всегда присутствовать
в работе с текстом) . Их цель - получение
информации, которой нет в ответах, данных на простые вопро-
сы, но она подразумевается.
- Вы хотите сказать, что Герасим не мог говорить и ничего не
слышал?
- Если я правильно понял, Герасим на самом деле был
землепашцем? И т.п.
3) Объясняющие.
- Почему Герасим утопил Муму?
- Почему Герасим не вернулся к барыне, после того,
как утопил собачку? И т.п.
В ответах на такие вопросы присутствует элемент самостоятельности.
4) Творческие. Это вопросы с элементом условности ( с частицей «бы» )
- Что было бы, если бы Герасим не утопил Муму?
- Что было бы, если бы Герасим не ушел от барыни? И т.п.
5) Оценочные. Здесь выявляется оценка тех или иных событий,
явлений, фактов.
Например:
- Каких героев произведения можно назвать положительными, а
какие являются отрицательными?
- Что вам понравилось в произведении, а что – нет? И т.п.
6) Практические.
- Как бы вы поступили на месте Герасима?
- Чему научило вас это произведение?
Младшие школьники могут записывать вопросы на ромашку, а старшие формулируют некоторые вопросы даже перед прочтением текста, зная лишь его название.
Мне кажется, что метод « Ромашка вопросов» перекликается с методом « шести шляп».
II. «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» ( Эдвард де Боно )
1) - факты из произведения. Никаких эмоций и чувств.
имм Только конкретные события.
2)
- все негативное в произведении.
3)
- все положительное, позитивное.
4) - эмоции, которые испытывают герои
произведения.
5) - нестандартный подход. Изюминка произведе-
ния. Креатив.
6) - выводы, философский подход. Не свое
мнение, а то, что дается в произведении.
Проблемные вопросы.
Например, возьмем рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»
1) Факты : герои рассказа- Очумелов, Елдырин, Хрюкин, собака.
Действие происходит на рынке.
2) Подхалимство, лицемерие, отсутствие собственного мнения, бескультурье и т.п.
3) Собака, народ.
4) Переменчивость эмоций.
5) Превосходство мира животных над миром людей.
6) Надо иметь свое мнение.
Считается, что смена шляп изменяет направление мышления. Поэтому, « чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу!»
III. СУНДУК МУДРОСТИ.
Внимательно читаем текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Собираем вопросы в красивую коробочку. Учитель вместе с учениками отвечает на вопросы. Объявляется лучший вопрос- победитель.
IV. МЕТОД « SWOT – АНАЛИЗ»
Текст анализируется с четырех сторон:
Успехи Возможности
Недостатки Угрозы
Например, возьмем басню И.А.Крылова «Ворона и лисица».
УСПЕХИ : ворона нашла сыр.
НЕДОСТАТКИ : ворона доверчивая.
ВОЗМОЖНОСТИ : ворона могла сыр сохранить.
УГРОЗЫ : лиса поймет безнаказанность.
V. МЕТОД «АССИСМЕНТ» .
Возьмем ту же самую басню. Делим лист на четыре части.
Затем заполняем каждое отделение : 1) Составляем тест по произведению . На какое дерево «взгромоздилась» ворона, чтоб съесть сыр? А) дуб, В) ель, С) береза ; 2) Теоретические навыки : перечисляем плюсы и минусы героев произведения, называем их положительные и отрицательные качества. 3) Проблемная ситуация. Встречается ли такая ситуация в жизни? 4) Практические навыки, выводы ( для себя). Чего бы вы не сделали в жизни?
VI. БИНОМ ФАНТАЗИЙ. ( Джанни Родари)
Дать ученику два слова, пусть даже не имеющих никаких точек соприкосновения , и попросить составить связный текст с этими словами. Например, кошка и конфета, учитель и проектор и т.п.
- Однажды кошка прыгнула на стол и увидела там конфету. Конфета очень испугалась, когда кошка приблизилась к ней и т.д.
- Старый учитель пришел на урок,
Вышел к доске и взял мел.
Голос услышал : « Уж вышел твой срок!
Ты заменен мной!» Тот сел.
И обернулся : проектор стоит
И выдает на экран…
Столько всего показал, паразит!
« Ты предо мной как профан!»
Но отключили энергию вдруг,
Глаз хвастуна вмиг погас.
И улыбнулся учитель : « Ты друг,
Но никуда вам без нас!»
VII. ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ ( ментальные карты, карты разума и т.п.)
Автор метода – Тони Бьюзен.
После прочтения текста записываем слова, которые приходят в голову: прилагательные, глаголы, существительные и т.п.
Затем изображаем произведение в виде рисунков- аналогий ( получается кластер из рисунков)
Можно вместо рисунков вставлять фотографии или делать аппликацию. Главное, чтоб это было именно изображение.
Например, если работа посвящена школе, то в центре помещаем изображение школы. А дальше следующие веточки: Конкурсы, Играем, Наши успехи, Спорт и отдых, На досуге, Учимся, Грамоты и награды. Если за основу берется литературное произведение, то в центре можно изобразить книгу и написать название. А стрелочки, которые будут идти от центра покажут героев произведения и их характеристику.
Итак, методов для изучения языка и литературы очень много. Я не затронула в своей работе методы ИНСЕРТ, «Зигзаг», карты Проппа и многие другие, так как их все невозможно осветить в рамках регламентированного доклада. За один урок не рекомендуется использовать более трех методов. Можно провести урок, используя только презентацию слайдов, можно провести урок без использования мультимедиа. Главное, необходимо стремиться к тому, чтобы ученики максимально поняли изучаемую тему, чтоб урок был для них интересным и доступным .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.