Методы изучения русского языка и литературы.
Оценка 5

Методы изучения русского языка и литературы.

Оценка 5
Документация +3
doc
17.12.2019
Методы изучения русского языка и литературы.
Доклад
Доклад.doc

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

В июне 2018 года я прошла месячные курсы повышения квалификации в областном институте усовершенствования учителей  в Ташкенте. Также в марте 2019  года посетила мастер- класс  в  столичном российском центре науки и культуры ( Рос.сотрудничество).

На занятиях ведущими специалистами – филологами  были представлены различные методы изучения русского языка и литературы : «Ромашка вопросов» ( Ромашка Блума), метод «шести шляп», карты Проппа, SWOT – анализ, метод составления ментальных карт, ИНСЕРТ, блиц- турнир, бином фантазий, Ассисмент  и многие другие. Все они, в основном, направлены на аналитическое  изучение произведений художественной литературы или развитие устной и письменной  речи учащихся.

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из указанных  методов в той интерпретации, в которой  сама начала применять их на своих уроках.

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

I.      « РОМАШКА ВОПРОСОВ » ( РОМАШКА БЛУМА). Автором этого метода является американский психолог и педагог Бенджамин Блум.

К школьной доске  прикрепляем ромашку, изготовленную из белой бумаги. На ней шесть лепестков, каждый из которых пронумерован и подписан : 1. Простые, 2. Уточняющие, 3. Объясняющие, 4. Творческие, 5. Оценочные, 6. Практические.

Вопросы перечисленных видов может составлять учитель для ребят, а могут и сами ребята. Выполняется такая работа после прочтения текста художественного произведения в целях анализа, синтеза, понимания и осмысления  содержания.

Например, закончили читать «Муму» И.С.Тургенева. Учитель предлагает ответить учащимся на следующие вопросы                        ( составленные по данному описанию  и дифференцированные по шести разрядам) :

1)   Простые. Это вопросы, « отвечая на которые, нужно назвать какие- то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию».

- Кто является главным героем произведения?

- Какой физический недостаток имел главный герой повести?

- Чем занимался, кем был Герасим по роду деятельности? И т.п.

               2) Уточняющие. ( этот вид вопросов может не всегда присутствовать

                     в работе с текстом) . Их цель - получение

                     информации, которой нет в ответах, данных на простые вопро-

                      сы,  но она подразумевается.

                         - Вы хотите сказать, что Герасим не мог говорить и ничего не

                             слышал?

                         - Если я правильно понял, Герасим на самом деле был

                             землепашцем? И т.п.

3)   Объясняющие.

- Почему Герасим утопил Муму?

- Почему Герасим не вернулся к барыне, после того,

как утопил собачку? И т.п.   

В ответах на такие вопросы присутствует элемент самостоятельности.  

4)       Творческие. Это вопросы с элементом условности ( с частицей «бы» )

- Что было бы, если бы Герасим не утопил Муму?

- Что было бы, если бы Герасим не ушел от барыни? И т.п.

               5) Оценочные. Здесь выявляется оценка тех или иных событий,

                    явлений, фактов.   

                      Например:

                   - Каких героев произведения можно назвать положительными, а

                     какие являются отрицательными?

                   - Что вам понравилось в произведении, а что – нет? И т.п.

                6) Практические.

                    - Как бы вы поступили на месте Герасима?

                    -  Чему научило вас это произведение?

Младшие школьники могут записывать вопросы на ромашку, а старшие формулируют  некоторые вопросы даже перед прочтением текста, зная лишь его название.    

Мне кажется, что метод « Ромашка вопросов» перекликается с методом          « шести   шляп».

II.   «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»  (  Эдвард де Боно )

    

   1)                                      - факты из произведения. Никаких эмоций и чувств.

              имм                  Только конкретные события.  

   2)

                                 - все негативное в произведении.

 


   3)

                                  -  все положительное, позитивное.

 


     4)                                     - эмоции, которые испытывают герои 

                                    произведения.

                                               

      5)                                         -  нестандартный подход. Изюминка произведе-

                                      ния. Креатив.

 

                                   

          6)                                      - выводы, философский подход. Не свое

                                          мнение, а то, что дается в произведении.

                                            Проблемные вопросы.

Например, возьмем рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»

1)   Факты : герои рассказа- Очумелов, Елдырин, Хрюкин, собака.

Действие происходит на рынке.

2)   Подхалимство, лицемерие, отсутствие собственного  мнения, бескультурье и т.п.

3)   Собака, народ.

4)   Переменчивость эмоций.

5)   Превосходство мира животных над миром людей.

6)   Надо иметь свое мнение.

Считается, что смена шляп изменяет направление мышления. Поэтому, « чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу!»

III.             СУНДУК МУДРОСТИ.

Внимательно читаем текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Собираем вопросы в красивую коробочку. Учитель вместе с учениками отвечает на вопросы. Объявляется лучший вопрос- победитель.

IV.            МЕТОД « SWOT – АНАЛИЗ»

Текст анализируется с четырех сторон:

Успехи                                                       Возможности

 

 

 

Недостатки                                                    Угрозы

Например, возьмем басню И.А.Крылова «Ворона и лисица».

УСПЕХИ  :  ворона нашла сыр.

НЕДОСТАТКИ : ворона доверчивая.

ВОЗМОЖНОСТИ :  ворона могла сыр сохранить.

УГРОЗЫ : лиса поймет безнаказанность.

V.   МЕТОД «АССИСМЕНТ» .

Возьмем ту же самую басню. Делим лист на четыре  части.

 

 

 

 

 

 

 

Затем заполняем каждое отделение : 1) Составляем тест по произведению . На какое дерево «взгромоздилась» ворона, чтоб съесть сыр?  А) дуб, В) ель, С) береза ; 2) Теоретические навыки : перечисляем плюсы и минусы героев произведения, называем их положительные и отрицательные качества. 3) Проблемная ситуация. Встречается ли такая ситуация в жизни? 4) Практические навыки, выводы ( для себя). Чего бы  вы не сделали в жизни?

VI.            БИНОМ ФАНТАЗИЙ. ( Джанни Родари)

Дать ученику два слова, пусть даже не имеющих никаких точек соприкосновения , и попросить составить связный текст с этими словами. Например, кошка и конфета, учитель и проектор и т.п.

- Однажды кошка прыгнула на стол и увидела там конфету. Конфета очень испугалась, когда кошка приблизилась к ней и т.д.

- Старый учитель пришел на урок,

   Вышел к доске и взял мел.

   Голос услышал : « Уж вышел твой срок!

   Ты заменен мной!» Тот сел.

   И обернулся : проектор стоит

   И выдает на экран…

   Столько всего показал, паразит!

   « Ты предо мной как профан!»

   Но отключили энергию вдруг,

   Глаз хвастуна вмиг погас.

   И улыбнулся учитель : « Ты друг,

   Но никуда вам без нас!»

VII.         ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ ( ментальные карты, карты разума и т.п.)

Автор метода – Тони Бьюзен.

После прочтения текста записываем слова, которые приходят в голову: прилагательные, глаголы, существительные и т.п.

Затем изображаем произведение в виде рисунков- аналогий                ( получается кластер из рисунков)

Можно вместо рисунков вставлять фотографии или делать аппликацию. Главное, чтоб это было именно изображение.

Например, если работа посвящена школе, то в центре помещаем изображение школы. А дальше следующие веточки: Конкурсы, Играем, Наши успехи, Спорт и отдых, На досуге, Учимся, Грамоты и награды. Если за основу берется литературное произведение, то в центре можно изобразить книгу и написать название. А стрелочки, которые  будут идти от центра  покажут  героев произведения  и их характеристику.

 

Радиальная диаграмма

        Итак, методов для изучения языка и литературы очень много.  Я не затронула в своей работе методы ИНСЕРТ, «Зигзаг», карты Проппа и многие другие, так как их все невозможно осветить в рамках регламентированного доклада.  За один урок не рекомендуется использовать более трех методов.  Можно провести урок, используя только презентацию слайдов, можно провести урок без использования мультимедиа. Главное, необходимо стремиться к тому, чтобы ученики максимально поняли изучаемую тему, чтоб урок был  для них интересным и доступным .

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.

Методы изучения русского языка и литературы.
Скачать файл