Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания
Оценка 4.6

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Детсад
09.05.2023
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания.doc

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания

 

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания за­висит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивиду­альность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях за­метны различия, которые проявляются:

в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;

нравственно-психологических установках и позициях;

жизненном опыте;

устремлениях, образцах и идеалах;

умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;

опыте воспитания детей.

Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно зак­рытую ячейку (микроколлектива) общества. Поэтому возможности уче­ных (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.

 

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимо­связях, закономерностях воспитания в семье.

Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.

 

Примерный план изучения опыта семейного воспитания:

I.Важнейшие сведения о «семье:

- состав семьи;

- образование родителей и других членов семьи;

- профессии родителей и членов семьи;

- увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжела­тельный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

- позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III.  Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV.  Приоритеты семьи в воспитании детей:

- здоровье, здоровый образ жизни;

- раннее образование детей;

- развитие нравственных качеств;

- развитие умственных способностей.

V.  Особенности семейного воспитания:

степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласован­ность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную вос­питательную функцию);

- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI.  Организация совместных форм деятельности в семье:

- вовлечение детей в общие семейные дела;

- разобщенность родителей и детей в семейных делах;

- отстранение детей от семейных дел;

- дифференциация обязанностей взрослых при организации различ­ных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному уч­реждению, школе, гимназии, лицею и др.):

- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

- все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

VIII.  Уровень педагогической культуры родителей:

- наличие определенных психолого-педагогических знаний, прак­тических умений родителей;

- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

негативное отношение к приобретению психолого-педагогичес­ких знаний.

 

Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного вос­питания.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблю­даемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения:

1) ставится задача;

2) составляется план;

3) идет фиксация данных;

4) следует обработка зафиксированных дан­ных;

5) делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной по­ступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и роди­телей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количествен­ный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобре­тена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:

1.Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продол­жительное время, во многих ролях и ситуациях.

2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.

3.Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и ро­дителям, антипатии — к другим).

4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он ре­агирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют со­бой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе по­лученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, бесе­да, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — пись­менный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.

Виды проведения анкетирования:

1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непос­редственно сам);

2)  заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респонден­там).

Типы анкет:

1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);

2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);

3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предо­ставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).

Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором про­исходит контакт интервьюера с респондентом.

Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регла­ментируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится ин­тервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим спо­собом (на пленку магнитофона, диктофона).

Основные требования по проведению интервью:

1. Правильный выбор места проведения интервью и создание бла­гоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких пре­пятствий при его проведении.

2.Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюе­ра, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется ано­нимность опроса.

3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагаю­щей полное невмешательство в содержание опроса.

4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая за­пись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа — метод получения информации на основе словесной ком­муникации при сотрудничестве его участников.

Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретиза­ции или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Особенности беседы, ее подготовка и проведение:

1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содер­жании, в отношениях между собеседниками.

2.Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.

3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.

4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интона­ция, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.

5.Проявление такта и осторожности при оценке личностных ка­честв родителей, членов семьи, детей.

6.Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспек­тиву в улучшении воспитанности ребенка.

7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, маг­нитофона, диктофона и др.

8.Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.

Психолого-педагогический тренинг—метод, помогающий одновре­менно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они выраба­тывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, уча­ствуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: "Как вести себя с агрессивным ребенком", "Как вести себя с гиперактивным ребенком", "Если ребенок отстает в развитии", "Как воспитывать ребенка без отца", "Особенности воспитания приемного ребенка", "Специфика воспита­ния в семье многих детей", "Особенности воспитания единственного ребенка", "Как воспитывать близнецов" и др.

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволя­ющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разло­жить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы сти­муляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадри­вает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверж­дается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.

Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочине­ния "Мой ребенок". Изучая эти сочинения, педагог может увидеть чер­ты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, пе­дагог может более точно и объективно составить независимую харак­теристику воспитанника, методы и приемы воспитания.

Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, вза­имоотношениях членов семьи.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: "Рисуй так, как тебе хочется". Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

1)  как расположены члены семьи;

2)  насколько они удалены друг от друга;

3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;

4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;

5) кто выше ростом, а кто ниже;

6) кто большой по размерам, а кто — маленький;

7)    кто в каких красках нарисован.

Что можно узнать при раскодировании рисунка?

1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.

2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.

3.Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиноче­ства, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.

4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.

5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — при­знак его комфортности в семье.

6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.

Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие вол­нующие вопросы: "Как распознать, что тревожит ребенка?", "Как дети воспринимают нас и наши отношения?", "Какими мы видим самих себя и наших детей?", "Как выявить скрытый конфликт в семье?" и др.

Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра "Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огор­чить?". Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающего­ся и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку

дергает кошку за хвост

Мальчик бьет мальчика

несет мамину сумку

Мальчик держит цветок

подает бабушке лекарство

Мальчик чистит ботинки

выносит мусор в мусоропровод

Мальчик убирает постель

поливает цветы и т. п.

 

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картин­ку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:

- отношение взрослых к ребенку;

- согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;

ценности семьи;

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди по­казывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик си­дит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать "Что нарисовано?" и "озвучить" нарисо­ванное ("Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?", "Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?"). Ребенок рас­сказывает о картинке и "проявляет" свой личный опыт и свои семей­ные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку со­чинить вместе рассказ о мальчике (девочке). придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким брати­ком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама..." Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фра­зу, ребенок — заканчивает. "Если я упаду или ударюсь, то мама...", "Если я плохо мою руки, то папа...", "Если у мамы болит голова, то мы с папой...", "Мама хвалит меня, если я...", "Бабушка огорчает­ся, когда я..." и т. д.

Анализ результатов творческой деятельности детей и родите­лей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодоку­менты, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

Педагогический эксперимент (лат. experimentum — опыт, проба) — опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролиру­емой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.

По целям организации обычно различаются констатирующий и фор­мирующий (преобразующий) эксперименты. Констатирующий ставит целью измерить наличный уровень развития (например, уровень раз­вития волевых качеств личности ребенка, уровень его воспитанности). Формирующий эксперимент предполагает формирование или воспи­тание тех или иных качеств личности ребенка, тех или иных сторон его психики. Для этого создается специальная экспериментальная си­туация, которая дает возможность:

1) выявить условия, необходимые для организации формирования этих качеств;

2) экспериментально осу­ществить целенаправленное развитие новых видов деятельности;

3) изу­чить конкретные пути формирования личности ребенка.

ПАМЯТКА К ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

* Сведения о семьях, опыт кото­рых обобщается (фамилия, имя, от­чество, возраст, образование роди­телей, место их работы, должность, состав семьи).

* Что в опыте данной семьи пе­дагог считает положительным, что будет изучаться и обобщаться: опыт трудового, физического, эстетиче­ского и др. воспитания; ценные се­мейные традиции, удачные педаго­гические приемы и др.

* Какие формы изучения опыта будут использоваться: посещение детей на дому, наблюдение за ними в детском саду и семье, анализ детских рассказов, рисунков и т.п.

* Как будет распространяться  обобщенный опыт: обсуждаться на общих, групповых собраниях родителей, заседаниях родительского комитета, педагогических советах, на конференциях родителей; отражаться в различных формах педагогической пропаганды (тематические выставки, папки-передвижки, стенды) или через местное радио, газету.

* В какой форме будет представлен опыт в методическом кабинете детско­го сада: доклады, фото, слайды и т.п.

* Как будет изучаться влияние положительного опыта на воспита­ние детей в других семьях.

 

 

Литература:

1. Богославец Л.Г. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города» //Ж-л «Управление ДОУ» №5 (18) 2004.

2. Чечет  В.В.  Педагогика семейного воспитания.  Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.

3. Сайт социального педагога" Парулиной Веры Юрьевны


Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания

VII . Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному уч­реждению, школе, гимназии, лицею и др

VII . Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному уч­реждению, школе, гимназии, лицею и др

Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором про­исходит контакт интервьюера с респондентом

Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором про­исходит контакт интервьюера с респондентом

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволя­ющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволя­ющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания

Игра "Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огор­чить?"

Игра "Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огор­чить?"

ПАМЯТКА К ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И

ПАМЯТКА К ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2023