Методы нетрадиционной техники рисования у детей раннегоего дошкольного возраста
Оценка 5

Методы нетрадиционной техники рисования у детей раннегоего дошкольного возраста

Оценка 5
doc
26.01.2021
Методы нетрадиционной техники рисования у детей раннегоего дошкольного возраста
Методы нетрадиционной техники рисования у детей раннегоего дошкольного возраста.doc

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

 

 

 

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста

южной территориальной зоны

 

 

 

 

Сообщение

«Нетрадиционные техники рисования

как средство развития детей раннего возраста»

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Сообщение подготовила

Воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ детского сада № 65 «Семицветик»

Власюк Галина Васильевна

Февраль 2021г.

 

 

Общение с искусством –одна из больших радостей жизни”.

В.И. Сухомлинский

 

 

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Методы нетрадиционной техники рисования — это такие техники, которые не основываются на традиции. Происходят не в силу установившейся традиции, не по заведенному обычаю, отличаются оригинальностью, креативностью.

Актуальность нетрадиционных методов рисования заключается в том, что в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию. Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством изображения, включающее в себя новые художественно-выразительные приемы для создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона. И этого следует то, что мы воспитываем творческую личность, уверенную в себе, креативно мыслящих, свободно выражающих свои мысли. Таким образом творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…»  

Целью нетрадиционной техники рисования является:

развитие художественно-творческих способностей детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи, которые мы перед собой ставим заключаются в следующем:

-знакомство детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

-Формирование у детей изобразительных навыков и умения.

-Формирование желания рисовать.

-Побуждать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.

-Развивать воображение, мышление.

-Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:

·        принцип поэтапности – начинаем работу от простого к сложному (от рисования пальчиком до оттиска);

·        принцип динамичности – каждое занятие переживается и почувствуется детками;

·        принцип индивидуализации – этот принцип обеспечивает развитие каждого ребенка;

·        связь обучения с жизнью – изображения опираются на впечатления полученные ребенком в повседневной жизни.

Используем следующие методы:

·        наглядный;

·        наглядно-действенный;

·        игровой;

·        практический.

С самого раннего возраста дети пытаются выразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. А рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей особенно раннего возраста.

Сколько вокруг ненужных, но интересных вещей (целлофановый пакет, зубная щётка, расчески, пластиковые вилки, стаканчики, поролон, пробки, катушки ниток, свечи и т.д.)?

А вот мы вышли на прогулку. Сколько интересного вокруг, для малышей: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, цветы, листочки.

 Всеми этими предметами можно рисовать. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают маленьких художников тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя». Можно нарисовать - чем хочешь и как хочешь и где хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику рисования. От этого дети испытывают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Многие занятия у детей раннего дошкольного возраста по изобразительной деятельности связаны со сказкой. Она помогает создать настроение. Стимулирует творческую активность в создании художественных образов.

В начале своей работы мы брали деток по 5-6 человек, садились вместе с ними за сто и начинали совместную деятельность. Постепенно у деток возникал интерес к изобразительной деятельности, появлялось желание действовать с художественным материалом, создавать яркие красочные изображения. Все наши занятия носили игровой, наглядно-действенный характер. С помощью нетрадиционных техник рисования дети получали яркое, красочное изображение, что доставляло им огромный восторг и не требовало больших усилий.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления об окружающем мире, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. В своей работе мы используем такие техники рисования:

  • Пальчиком.
  • Ладошкой(кулачком).
  • Тычком (ватная палочка).
  • Оттиск или штамп (поролон, крышки, пробки).
  • Рисование мятой бумагой.
  • Печать по трафарету.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

Рисование пальчиками

Рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Работу начинала с одного цвета: давая возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Старалась показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы лисички), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). Изобразительно-игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка (пальчиком), как пробежала маленькая мышка, но и воображает себя кошкой и мышонком.

Вот некоторые рисунки в этой технике: «Падают, падают листья», «Лоскутное одеяло», «Снежная елочка» и многое другое.

 

Ладошкой (кулачком)

Малышу не только интересно, но и полезно изучить возможности своей руки, ведь с помощью одной единственной ладошки можно получить множество самых невероятных и забавных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в самые настоящие шедевры. Дети в восторге, когда в результате рисования ладошкой получаются рыбки, цветы, животные, солнышко или это что-то такое чему еще не придумали название? При рисовании ладошкой главный художник –это ребенок, а я - его помощник, дополняю несколько деталей или подсказываю, как это можно сделать – и на глазах у ребенка возникает рисунок птицы, кошки, петушка, слоненка, солнышка и многого другого.

Вот наши работы «Птички улетают в теплые края», «Солнышко лучистое», «Разноцветные бабочки»

Тычком

Здесь мы используем ватную палочку или несколько палочек перетянутых резинкой, жесткую кисть. Этот метод не требует от малышей профессионального изображения – это метод «тычка». Понадобится гуашь и ватная палочка (или жесткая кисть). Ребенок опускает в гуашь палочку и ударяет ей по бумаге, держа вертикально. Этой техникой можно начинать работать с самыми маленькими детьми. При работе палочка в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры.

Эта техника

- способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- развивает пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;

- уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей;

- развивается мышление, речь, воображение;

- ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Этим способом рисовали такие рисунки «Вот какие листочки», «Дождик, дождик – кап-кап», «Снежок».

 Оттиск или штамп (поролон, крышки, пробки, овощи, фрукты)

Техника «Оттиск» привлекает детей процессом печатания и угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.). Техника «Оттиск» занимает важное место в изобразительной деятельности. Выполнение заданий с использованием штампов способствует развитию кисти руки ребенка, ее мелкой моторики, быстрой смене тонуса мускулатуры руки. Штампы из подручного материала бывают разные, например, их можно сделать из сырого картофеля, половинки яблока или любых других фруктов. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон поролона, смятой бумаги. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее.

Работы, выполненные в этой технике «Праздничная елочка». «Фруктовые витамины», «Колобок», «Воздушные шары».

Рисование мятой бумагой

Таким способом, например, можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать ствол или крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег, различных животных.

Этим способом мы рисовали «Пушистые тучки», «Мишутка», «Котя, Котя Котофей».

Печать по трафарету.

Ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

Работы, выполненные в этой технике «Осенние листочки», «Елочка», «Снеговик».

Главное в нашей работе не навязывать ребенку свою помощь, надо дать ему возможность рисовать так, как ему нравится. Руки малыша – вот «инструменты», которые ему необходимы. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску. Каждая из этих техник - это маленькая игра.

На каждом занятии по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, создавались какие-либо образы или сюжеты («Новогодняя елочка», «Гусеница», «Сшили Тане Сарафан» и т.д.)

На каждом занятии использовался игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное сопровождение.

По окончании занятия проводим выставку рисунков малышей для родителей.

 А самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы еще будем рисовать?». Значит, ребенку, понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.

В работе с родителями моих воспитанников регулярно организую выставки детских               рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной   стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества.         Обязательно включаю беседы, консультации. А наиболее удачные работы детей отправляем на конкурсы и получила диплом и участников, чему очень рады наши воспитанник и родители.

Обучившись некоторым нетрадиционным техникам рисования на детки

·        становятся более уверенными в своих силах;

·        занятия способствует снятию детских страхов;

·        развивает пространственное мышление;

·        детки учатся свободно выражать свои мысли;

·        такие занятия побуждают детей к творческим поискам и решениям;

·        учат детей работать с разнообразным материалом;

·        развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовой палитры;

·        развивают мелкую моторику рук;

·        происходит развитие творческих способностей, воображения, полёт фантазии.

·        и, конечно, детки  получают огромное эстетическое удовольствие.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Закончить свое выступление хочу словами В.И. Сухомлинского: “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.

3. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1968 – 240 с.

5. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с.

             6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.

 

 

 

 

 

      


Администрация Городского округа

Администрация Городского округа

Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”

Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”

Формирование у детей изобразительных навыков и умения

Формирование у детей изобразительных навыков и умения

От этого дети испытывают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает

От этого дети испытывают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает

Ладошкой (кулачком) Малышу не только интересно, но и полезно изучить возможности своей руки, ведь с помощью одной единственной ладошки можно получить множество самых невероятных и…

Ладошкой (кулачком) Малышу не только интересно, но и полезно изучить возможности своей руки, ведь с помощью одной единственной ладошки можно получить множество самых невероятных и…

Выполнение заданий с использованием штампов способствует развитию кисти руки ребенка , ее мелкой моторики, быстрой смене тонуса мускулатуры руки

Выполнение заданий с использованием штампов способствует развитию кисти руки ребенка , ее мелкой моторики, быстрой смене тонуса мускулатуры руки

В работе с родителями моих воспитанников регулярно организую выставки детских рисунков

В работе с родителями моих воспитанников регулярно организую выставки детских рисунков

Список литературы 1. Беркинблит

Список литературы 1. Беркинблит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2021