Методы работы с гиперактивными детьми
Белова Светлана Николаевна,
педагог-психолог
ГКОУ С(К)Ш г.Выкса
Что случилось?
Мальчик Саша учится в 1 классе, пошел в школу с 7 лет. К своим 7 годам он
прекрасно умел читать, писать и считать. Он очень активный, любознательный, у
него яркая, выразительная речь. Родители предполагали, что ребенку в школе
будет легко, а первый класс будет местом, где он сможет проявить свои
способности, но на деле произошло другое.
В классе, где 30
человек, Саша совершенно не может сконцентрировать внимание ни на каком
процессе. Он очень активен на уроках, но эта активность другого порядка,
чем та, которую ждут от школьника. Он вскакивает, он перебивает учителя, он
встревает в его объяснения. В какой-то момент учитель, устав от такого
поведения ребенка, отсаживает мальчика на заднюю парту. Но и на задней парте
ребенок не прекратил своей активности. При этом он из-за расстояния перестал
слушать учителя, учитель уже не попадал в зону внимания Саши. Он занимался
своей деятельностью, разбрасывал бумажки, задирал соседей, общался с ними,
разговаривал. В итоге Сашу отгородили партами от одноклассников, чтобы у него
было личное свободное пространство, в котором бы он никому не мешал. Но так как
Саша по-прежнему оставался активным, и эту активность надо было куда-то девать,
он стал, незаметно от учителя, тихо сползать под парту, дожидаясь, когда
учитель отворачивался, выползал к двери и шел бродить по школе, стараясь
выскользнуть и за ее пределы тоже. Школа выдержала примерно полгода, после чего
маме было поставлено условие, что либо она забирает ребенка из школы, либо
школа добивается какими-то другими усилиями перевода ребенка в школу для детей
с девиантным поведением.
Как помочь? Давайте
попробуем поискать причины неуспешности активного и любознательного мальчика с
прекрасно развитым интеллектом.
Что часто удивляет
родителей – у ребенка на этот момент есть большой запас не учебных, а образовательных
навыков.
Это активные, шустрые
детки, которые идут в школу уже читающие, пишущие, считающие чуть ли не в
пределах 100.
По развитию памяти,
по развитию познавательной сферы, они дотягивают до нормы, а какие-то параметры
западают. Это зависит от того, какие проблемы и какие ситуации были у ребенка в
раннем детстве.
В ситуации с Сашей,
несмотря на свое прекрасное физическое развитие и хорошее развитие
интеллектуальной сферы, у Саши западает эмоционально-волевая сфера. То
есть его волевая регуляция гораздо ниже нормы, поэтому ребенок не
способен прилагать длительные усилия и совершенно не способен заниматься тем,
что ему неинтересно или кажется неважным в эту минуту. Часто слабость
эмоционально-волевой сферы бывает связана с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности (СДВГ). У них позже происходит созревание определенных частей
головного мозга, которые отвечают за саморегуляцию. Поэтому таким детям
очень тяжело соответствовать требованиям школьной жизни, они не вписываются в
школу по причине своих поведенческих особенностей. Конечно, в классе, где 30
человек, такой ребенок с нарушающим норму поведением сразу расценивается как
очень неудобный ребенок.
Гиперактивный ребенок.
«Активный» - (латинск.) – деятельный, действенный.
«Гипер» - (греческ.) – превышение нормы.
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет - 16, 5 % среди мальчиков - 22 % среди девочек - 10 %
Проблемы обучения.
Ребенок
не может сосредоточиться;
Неаккуратность
и небрежность;
Проблемы
с чтением;
Проблемы
с математикой;
Проблемы организации.
Постоянно
все теряет;
Отсутствие умения предвидеть последствия.
Проблемы общения.
Множество
приятелей;
Редко удается построить длительные и глубокие дружеские
отношения.
Последствия для самого ребенка.
Ребенок может «
опустить руки».
Ребенок со слабым здоровьем начинает много болеть,
пропускать школу.
Сильный ребенок продолжает бороться за «место под
солнцем».
гиперактивных детей.
Беспокойные движения в кистях и стопах.
Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него
требуют.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
С трудом дожидается своей очереди, нетерпелив.
гиперактивных детей.
На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий.
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
Не может вести себя тихо, спокойно.
Болтливый.
гиперактивных детей.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Часто теряет вещи, школьные принадлежности дома, в школе,
на улице.
Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, любитель приключений или острых ощущений.
Гиперактивность не черта характера!
Причины
гиперактивности:
v дети, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, тяжелых патологических
родов, родившиеся с маленьким весом, недоношенные;
v отравление в младенчестве тяжелыми металлами (свинцом);
v близнецы (сильное сцепление генов);
v неблагополучная экологическая обстановка.
Советы по работе с гиперактивными детьми.
работу с гиперактивным ребѐнком стройте индивидуально.
Гиперактивный
ребѐнок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса,
прямо у доски.
- оптимальное место в
классе для гиперактивного ребѐнка – первая парта напротив стола учителя
или в среднем ряду;
измените режим урока с включением физкультминуток;
старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным
занятиям, в которых он может разрядиться от бьющей ключом энергии.
помогают выработке
усидчивости настольные игры: конструктор, мозаика, лего. Можно отвлечь
рисованием и чтением.
-разрешайте
гиперактивному ребѐнку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце
класса;
- предоставьте
ребѐнку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае
затруднения;
- направляйте энергию
гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
Сделать в первую очередь!
Поговорить с детьми о
терпимости в отношениях со всеми детьми класса.
Не поощрять жалобы детей на поведение других детей
класса. Спрашивать о том, почему произошел тот или иной конфликт, а
не о том, кто в нем виноват.
Обращаться за помощью к специалистам.
Это главная в обществе мера -
Я совсем не похож на другого.
Человек бесподобен и верно,
Что не будет второго такого!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.