Методы работы с одаренными детьми в начальной школе
Оценка 4.8

Методы работы с одаренными детьми в начальной школе

Оценка 4.8
docx
06.12.2022
Методы  работы с одаренными детьми в начальной школе
metody_i_formy_raboty_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole._pedsovet.docx

 

Тема: «Формы,  методы  работы с одаренными детьми в начальной школе»

          Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

       Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

      Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

              Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.

 

Задание:

    Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,  которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам  нравятся в учениках,   а знаком «-» те, что не нравятся.

1.     Дисциплинированный.

2.     Неровно успевающий.

3.     Организованный.

4.     Выбивающийся из общего темпа.

5.     Эрудированный.

6.     Странный в поведении, непонятный.

7.     Умеющий поддержать общее дело.

8.     Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9.     Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, «на лету» схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно,  понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству  или официальному руководителю.

Если чётных «+» больше, то  Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Задача учителя начальных классов:

  • во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,
  • во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Цель – формирование и реализация системы планомерных
и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

  • индивидуальный подход на уроках;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися;
  • участие в школьных и городских олимпиадах;
  • психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • использование современных средств информации;
  • создание детских портфолио.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания

Внеурочная деятельность.

      К ней  относятся следующие виды деятельности:

      - факультативы,

      - предметные недели,

      - олимпиады и конкурсы по предметам.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

 

      - видом одарённости;

      - возрастом ребёнка;

      - социальным статусом семьи ребёнка;

      - уровнем одарённости;

      - активностью самого ребёнка;

      - профессиональной подготовкой педагога.

 

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

1.     исследовательский;

2.     частично-поисковый;

3.     проблемный;

4.     проектный.

Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
  • дифференцированные разноуровневые задания,
  • творческие задания; -
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • дискуссия;
  • игры.

Очень важны для развития одаренности младших школьников:

1.     -предметные олимпиады;

2.     интеллектуальные марафоны;

3.     различные конкурсы и викторины;

4.     словесные игры и забавы;

5.     проекты по различной тематике;

6.     ролевые игры;

7.     индивидуальные творческие задания.

Перед учителем начальной школы стоит задача создания оптимальных

условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю,  как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины,   чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы:

 

  1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества». – Казань, 2007.
  2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. – М., 1989.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
  4. 2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
  6. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992 .
  7. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991.
  8. 3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
  9. 4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Научный редактор Л.П. Дуганова.
  10. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издатель-ский центр «МарТ», 2000.
  11. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004.
  12. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.

 

Тема: «Формы, методы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Тема: «Формы, методы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников

Цель – формирование и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей

Цель – формирование и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей

Внеурочная деятельность. •

Внеурочная деятельность. •

Очень важны для развития одаренности младших школьников: 1

Очень важны для развития одаренности младших школьников: 1

Список литературы: Андреев

Список литературы: Андреев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022