Можно использовать для развития мелкой моторики различные предметы: мячи, резиновые игрушки, резинки для пальчиков, бассейны для рук с песком (крупой и т. п.). Хорошо развивает мелкую моторику рисование пальцами рук.
Упражнения непосредственно связанные с подготовкой к рисованию можно выполнять сначала мелом на доске, а затем карандашом на альбомном листе. Упражнения эти заключаются в объединении геометрических фигур, в вычерчивании их по готовым контурным линиям или соединительным точкам, в штриховке и раскрашивании их в разных направлениях.
В процессе таких упражнений младшие школьники учатся проводить прямые линии в разных направлениях, рисовать круги, соблюдать пределы при раскрашивании и штриховке прямыми линиями.
В динамике работоспособности характерны быстрое вхождение в работу, непродолжительный период высокой работоспособности. Утомление наступает спустя 18- 20 минут после начала работы.
Физкультминутки, направленные на снятие утомлённости кистей, плечевого пояса и на развитие мелкой моторики рук подбирают из упражнений на расслабление этих мышц, их растягивание, самомассаж. Такие упражнения снимают напряжённость, улучшают кровоснабжение, нормализуют мышечный тонус.
Регулярное выполнение физических упражнений на развитие мелкой моторики или на расслабление уставших мышц на физкультминутках поможет поддерживать устойчивую работоспособность и хорошее рабочее настроение. Они не требуют большого напряжения психики.
"Создать изображение, пишет Н. П. Сакушина, - ребенок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зрительного восприятия. Не глядя на то, как действуют его руки, ребёнок не может получить сколько-нибудь отчётливого изображения. Но взор не может контролировать действия производимые рукой, если нет представления того, что должно получиться. Следовательно, критерием сенсорной оценки создаваемого служит представление предполагаемого результата – изображения".
В связи с этим очень важно, чтобы у умственно отсталых школьников имелись конкретные представления о тех объектах, которые будут изображаться. Не менее важно следить за тем, как ребёнок держит карандаш, и при необходимости исправлять неправильное положение. Особое внимание следует уделять показу способов выполнения того или иного движения. При этом одним из путей обучения является не только подражание действиям учителя, но и понятие их смысла, а затем обязательное повторение мелом на доске или карандашом на листе бумаги.
Графические навыки рисования относятся к сложным двигательным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обучения и путём многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени.
Вот некоторые из них:
1. Рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик».
2. Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки», «цветные веревочки».
3. Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели».
4. Рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки».
5. Рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют».
6. Рисование замкнутых круговых линий: воздушные шарики, разные колечки, бублики, разноцветные колеса, мячики большие и маленькие, арбуз, апельсин, яблоко, орех.
Эти и подобные им игровые графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники рисования. Однако еще раз подчеркнем, что умственно отсталому школьнику, а тем более первокласснику, для образования надлежащих навыков требуется большое количество повторений.
Многие учителя коррекционных школ используют в младших классах способ «механического руководства», т. е. сами направляют руку ребенка. Нельзя отрицать важности использования этого опыта. Более того, в случаях тяжелой степени дебильности он является основополагающим в развитии у детей соответствующих рисовальных движений. Начиная обучение, учитель движет рукой ребенка, и ребёнок фактически, оказывается в пассивном состоянии. Однако уже после нескольких совместных упражнений многие первоклассники способны самостоятельно воспроизвести более или менее правильное движение.
Разумеется, что применение способа пассивных движений должно быть индивидуализировано и соответствовать возможностям умственно отсталого ребенка. В случае успешного выполнения задания следует сразу переходить к обучению на основе подражания, не забывая при этом о развитии самостоятельности учащихся.
Учитывая определенные сложности в формировании представлений и двигательных навыков, в первоначальный период обучения целесообразно придерживаться следующей системы:
зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета; составление контура этого предмета из палочек или спичек;
построение заданной формы с помощью шаблона (для учащихся с грубыми
нарушениями моторики); передача формы предмета с помощью готового контура (трафарета); рисование этой формы в воздухе;
рисование по уже готовым контурным линиям (светлый контур обводят более темным
карандашом); рисование предмета с использованием опорных (вспомогательных) точек; штриховка и раскраска контурных изображений;
рисование на бумаге в клетку; рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги.
Так, например, учитель может предусмотреть серию уроков, где наряду с другими коррекционно-воспитательными упражнениями будет проведена работа по совершенствованию у детей восприятия предмета квадратной формы и умения воспроизводить эту форму в рисунке.
Сначала учащиеся рассматривают предмет и обводят его по контуру указательным пальцем. После этого они составляют квадрат из цветных палочек у себя на парте. Затем, получив готовый шаблон (в плотном листе картона вырезано отверстие в виде квадрата), дети накладывают его на лист бумаги, воспроизводят заданную форму и раскрашивают ее цветным карандашом; при этом они не должны выходить за пределы контура.
На другом уроке ученики рисуют форму предмета, пользуясь трафаретом, т. е.
квадратом, вырезанным из картона, плексигласа, пластика или другого материала. При этом надо учитывать, что в случае использования трафарета рука ребенка испытывает большую нагрузку, чем тогда, когда употребляется шаблон. В зависимости от степени подготовленности школьников следует применять то или иное средство обучения.
Работой с трафаретами необходимо руководить. Для этого учитель объясняет и показывает на доске последовательность обведения по контуру фигур больших размеров, а учащиеся повторяют необходимые действия в своих тетрадях, альбомах.
На последующих уроках образ предмета квадратной формы закрепляется. Школьники упражняются в воображаемом «рисовании», для чего проделывают соответствующие движения в воздухе. Эти упражнения проводятся в медленном темпе, чтобы каждый ученик научился точно выполнять их и лучше запомнил. После этого дети обводят простым карандашом контурное (обозначенное светлым цветом) или пунктирное изображение квадрата, заранее выполненное учителем.
Следующий этап выполнения задания — рисование предмета с использованием ориентиров, т. е. опорных точек, заблаговременно поставленных в рабочих тетрадях школьников.
В заключительном периоде учащиеся рисуют также сначала на бумаге в клетку, а затем на совершенно чистых листах.
Выполняя различные упражнения для рук, дети развивают моторику и вырабатывают навыки управления своими действиями. При работе с цветными карандашами у них совершенствуются движения, которые осуществляются с нужной амплитудой, в определенном направлении, темпе, ритме. Эти движения постепенно становятся более сильными, ловкими, уверенными и координированными. Учащиеся привыкают выполнять указания и инструкции учителя, соблюдать правила поведения, адекватно пользоваться учебными принадлежностями. Их деятельность становится более организованной. Это позволяет перейти к систематическим занятиям по декоративному рисованию, а также к рисованию с натуры и на темы.
Анализируя процесс изобразительной деятельности и продуктов этой деятельности позволяет выявить характерные для учащихся коррекционной школы черты. Главное, что отличает их от учащихся массовой школы,- это более низкий уровень графической деятельности и замедленный темп её развития. Недостатки изображения предметных форм, которые под влиянием обучения довольно быстро преодолеваются детьми с нормальным интеллектом, у умственно отсталых школьников выражены намного ярче, сохраняются длительное время и исправляются с большим трудом. Коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности на личность ребёнка может осуществляться при соблюдении следующих психолого-дидактических положений:
а) неукоснительное и систематическое соблюдение принципа коррекционной
направленности обучения на всех этапах работы над рисунком;
б) учёт особенностей различных групп умственно отсталых детей, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие; даже приблизительное деление учащихся класса на несколько групп в соответствии с их познавательными и графическими возможностями может служить ряду практических целей;
в) мобилизация здоровых и сохранных возможностей учащихся в целях углублённого
анализа предмета и его правильного отражения в рисунке;
г) активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их работы над рисунком; в ходе такой активизации учитель убеждает детей к предварительному осмыслению структуры объекта изображения, определению последовательности построения рисунка, сопоставлению рисунка с объектом, осуществлению контроля за выполняемыми графическими действиями и т. п.;
д) побуждение учащихся к словесному обозначению выполняемых ими действий и их
результата;
е) словесное обозначение (учителем) демонстрируемого образца и процесса создания (в
дидактических целях) рисунка;
ж) формирование интереса к рисованию и повышение мотивации изобразительной
деятельности;
з) организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения).
Принципиальное значение в осуществлении целенаправленного учебновоспитательного процесса имеет содержание обучения. Эффективность коррекционной работы на уроках изобразительной деятельности возрастает, если выполняемые детьми задания
а) активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность,
эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;
б) соответствуют ближайшим возможностям умственно отсталых детей;
в) активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
г) позволяют формировать и закреплять графические умения и навыки (владение карандашом и кистью, регулирование движений в соответствии с задачами изображения, правильная передача пространственных свойств предметов);
д) предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию
материале;
е) способствует всестороннему развитию;
ж) имеют практическое и общественное значение;
з) доставляют радость и чувство удовлетворения;
и) могут быть выполнены (как правило) в течение одного урока.
На основании изучения проблемы развития мелкой моторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительного искусства приводят к следующим выводам.
Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством всестороннего развития учащихся и являются весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии.
Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики на уроках изобразительной деятельности.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально волевой и двигательномоторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.
Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать её в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.
Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по рисованию может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон, правильно определяется содержание обучения с перспективой на «зону ближайшего развития».
Усвоенные во время уроков изобразительной деятельности знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы также и на других уроках или занятиях. Иначе говоря, занятия изобразительной деятельностью могут выступать в качестве метода обучения.
Необходимо в максимальной степени использовать изобразительную деятельность для развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.