Методы развития музыкального слуха
Оценка 5

Методы развития музыкального слуха

Оценка 5
docx
06.03.2022
Методы развития музыкального слуха
методы развития муз.слуха.docx

ГОУ СПО « Ставропольский краевой музыкальный колледж им. В.И.Сафонова» (г.Минводы)

__________________________________________________________________

 

 

 

 

Методы развития музыкального слуха у студентов  отделения оркестровых духовых и ударных инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: А.В.Есипов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный слух – явление сложное. Он включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов. Основными из них являются:

- звуковысотный слух, чувство лада и метроритма, составляющие вместе мелодический (интонационный) слух;

- ощущение фонической окраски аккордов, восприятие множества звуков как единого целого, чувство строя, ансамбля и функциональных связей, вместе составляющие гармонический слух.

         Есть и другие  компоненты слуха, но они не являются определяющими.

         По характеру восприятия высоты звуков музыкальный слух разделяется на относительный и абсолютный.

         Относительный  (или  интервальный) слух – это способность воспринимать и воспроизводить звуки, интервалы и их ладовые взаимоотношения только в сравнении с данным звуком или же тональностью.

         Абсолютный слух – это способность узнавать, определять (с помощью названия нот) и воспроизводить высоту звуков, аккордов и даже немузыкальных звуков без сравнения с каким-либо исходным звуком.  

         В основе музыкального слуха лежит рефлекторная деятельность мозга, а также музыкальные навыки.

         Музыкальный слух развивается в результате музыкальной деятельности и путем специальных упражнений.

         На разных этапах обучения игре на духовых музыкальных инструментах будут решаться различные по степени сложности задачи по воспитанию музыкального слуха, но на всех этапах они должны решаться в комплексе: музыкально-теоретическая подготовка – практическое исполнительство и обратно, т.е. от теории к практике и от практики к теории.

         Известно, что музыка старинных композиторов, классиков, романтиков, да и большинства современных авторов построена на основе лада. Именно поэтому основной задачей воспитания музыкального слуха на начальном этапе обучения и на первых курсах музыкального колледжа является:

1.     Воспитание чувства лада;

2.     Привитие навыков интонирования интервалов как ступеней лада;

3.     Выработка умения интонировать интервалы без опоры на ступени лада.

Методической основой воспитания интонационного слуха является:

- воспитание чувства лада и ладовых связей звуков;

- изучение и закрепление  слуховых представлений  элементов музыкального языка;

- выработка правильных исполнительских навыков;

- умение оперировать слуховыми представлениями и знаниями для воплощения их в исполнении;

- умение слушать и оценивать качество исполнения.

         В развитии исполнительского слуха особое внимание надо обратить на воспитание слуховых представлений, являющихся основой  всякого интонирования, на выработку у исполнителей на духовых инструментах двигательных ощущений и навыков и осуществление постоянного слухового контроля за качеством интонирования.

         Вот рекомендации профессора Московской консерватории Н.И.Платонова: « Постоянное внимание и тренировка в определении высоты музыкального звука являются полезными занятиями для улучшения слуха. Здесь целесообразна такая последовательность упражнений: вначале исполнитель сосредотачивает  внимание на тембре и характере звуков инструмента, на котором сам играет; следующей ступенью  может быть упражнение в узнавании отдельных звуков своего инструмента, когда играет другой музыкант;  далее необходимо научиться представлять высоту различных звуков с приготовленным к игре инструментом в руках, не прикасаясь к нему губами; затем представлять высоту некоторых звуков совсем без инструмента. Когда ученик научится безошибочно узнавать все звуки своего инструмента, следует направлять его внимание на определение тональности музыкального произведения, а также на определение высоты отдельных звуков других духовых инструментов и фортепиано».[1]  

         В выработке относительного слуха представляется чрезвычайно  важным и чувство опоры на какой-то звук. Такой опорой может стать звук, на который музыкант настраивает свой инструмент. Методом многократного ежедневного извлечения, сольфеджирования, представления  и физического ощущения этого звука можно добиться его устойчивого запоминания и способности через интервалы и ступени определять лад.

         Для воспитании исполнительского слуха существуют различные интонационные упражнения, которые должны сочетаться с исполнением музыкальных произведений. Ниже приводятся различные виды этих упражнений для развития мелодического и гармонического слуха и даются методические указания по их исполнению.

1.     Изучение лада с опорой на интервалы.

Этот способ предполагает опору на основные (диатонические) интервалы при переходе от одной ступени к другой. Первоначально рекомендуется несколько раз исполнить на своем инструменте и запомнить отдельные секвенции (они разделены тактовой чертой). Затем их просольфеджировать (с названием нот). Если есть ошибки, то вновь сыграть на инструменте и тут же просольфеджировать. Добиться того, чтобы исполнение и сольфеджирование было идентичным  с первого раза на любой из ступеней лада. Ниже приведены семь упражнений – секвенций на различные интервалы в восходящем и нисходящем движении. Они приемлемы для исполнителей на инструментах строя си-бемоль, таких как кларнет, труба, тенор и баритон. Для других инструментов этого же строя необходимо упражнения перевести в подходящую октаву или тиссетуру, а для инструментов другого строя, соответственно, и перетранспонировать.

        Вставка  стр. 88- 92

  При затруднении игры или сольфеджирования упражнений в нижнем или верхнем регистрах необходимо, соответственно, сделать перенос секвенции на октаву вверх или вниз.

  В работе с отдельными секвенциями лад будет восприниматься стихийно – неосознанно. При исполнении упражнений целиком все элементы лада станут более рельефными.

  Данная интервальная система является начальным этапом освоения лада и способствует  выработке интервального слуха, т.е. способности узнавать и определять звуковысотные интервальные соотношения между звуками. Она позволяет приобрести навык  свободного исполнения на своем инструменте и умения воспроизводить голосом основные интервалы от примы до октавы. Приведем их от звука до:

  Вставка стр 92

Уже на этом этапе в оркестре чрезвычайно полезно вводить в практику записи тембровых диктантов: один из  музыкантов исполняет на своем инструменте вышеизложенные интервалы, а остальные записывают их. После чего делается разбор всех допущенных ошибок и закрепляется навык правильного сольфеджирования и восприятия интервалов. Тембровые диктанты, основанные на ощущении характерных тембров инструментов, будут способствовать развитию профессионального слуха музыканта духового оркестра, его памяти и музыкального сознания. 

После простых основных (диатонических) интервалов следует перейти к освоению составных основных (диатонических) интервалов. Составные интервалы получаются при прибавлении к октаве простого интервала от м.2 до ч. 2. Их названия – нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима (две октавы):

 

Вставка стр 93

Овладение составными интервалами создаст необходимые предпосылки для работы над гаммами в две октавы. Методы работы над составными интервалами те же, что и над простыми.

           Все альтерированные интервалы называются хроматическими. Каждый из них энгармонически равен какому-то основному интервалу. Поэтому отдельно взятые хроматические интервалы будут восприниматься как основные. Совершенно по-иному они будут восприниматься в гаммах и аккордах – на основе ладофункциональных связей.

                     2. Изучение лада с опорой на ступени гамм.

           Развитие музыкального слуха с опорой на ступени гаммы предполагает прежде всего твердое усвоение рядя закономерностей.

           Первая из них связана с натуральными звукорядами медных духовых инструментов. Рассмотрим натуральный ряд си бемоль контроктавы, который соответствует натуральным звукорядам тенора, баритона и тромбона по звучанию:

Вставка стр 94   10

Соотношение натуральных звуков с первого по шестой образуют большое мажорное трезвучие:

 

                                      94    11

Четвертый, пятый и шестой натуральные звуки образуют мажорное трезвучие в тесном расположении:

                           94   12

Сочетание натуральных звуков с первого по восьмой представляют из себя малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд):

                  94  13

Четвертый, пятый, шестой и седьмой натуральные звуки образуют доминантсептаккорд в тесном расположении:

                         94  14

Сочетание натуральных звуков с первого по десятый представляют большой мажорный нонаккорд (доминантовый нонаккорд):

                        95  15

Четвертый, пяты   , шестой, седьмой и девятый натуральные звуки образуют нонаккорд в тесном расположении.

               94   16

Все эти аккорды с точки зрения акустики играют первичную роль в образовании мажорно-минорной системы ладов. В то же время, это один из аспектов, который объясняет лучшее восприятие слухом прежде всего мажора. Следовательно, и методически будет правильно начинать развитие слуха с опорой на мажорные гаммы. После усвоения мажора следует перейти к минорным гаммам. Здесь же следует заметить, что соотношения натуральных звуков от первого до восьмого-десятого включают в себя и наиболее употребительный диапазон тенора, баритона и тромбона в маршевой и концертной литературе духового оркестра.

Вторая закономерность развития слуха связана с усвоением главных ступеней лада: первой, третьей и пятой. Именно к ним происходит тяготение всех остальных ступеней лада. Схематически это выглядит так (слева – в восходящем движении, справа – нисходящем):

                      Мажор                                                       Минор

                         I                                                                        I

                                      

VII                                  VII                                 VII                                 VII

 

VI                                    VI                                  VI                                  VI

 

                     V                                                                         V

 

IV                                    IV                                  IV                                  IV

                     III                                                                        III

 

II                                     II                                   II                                   II

 

                     I                                                                          I                                     

                     При альтерации ступеней тяготения усиливаются в сторону альтерации. Усвоение законов тяготения ступеней лада и разрешения интервалов  необходимо учитывать как при сольфеджировании, так и при исполнении гамм на духовом инструменте. Это будет способствовать стройности и выразительности игры. Учет закономерностей лада требует, чтобы все входящие в построение музыки примы, октавы, квинты и кварты I/ были чистыми, большие интервалы – расширенными односторонне, малые – суженными односторонне, увеличенные – расширенными двусторонне, а уменьшенные – суженными двусторонне:

                                        Стр 98

Чистые интервалы

Большие

Малые

Увеличенные

Для расширения или сужения интервала, в соответствии с его ладо-гармонической особенностью, стрелками показана степень интонационной поправки, которую необходимо вносить.

           Именно учет ладогармонических особенностей, основанных на стремлении неустойчивых звуков разрешиться в устойчивые, при развитии слуха позволит выявить следующие характерные особенности интонирования гамм:

Мажорные натуральные

Минорные натуральные

Минорные гармонические

Минорные мелодические

Мажорные гармонические

Мажорные дважды гармонические

Минорные дважды гармонические

3.Опора на аккорды. Развитие гармонического слуха.

  Различные соотношения аккордовых созвучий, с которыми музыканты складываются при работе в ансамбле, оркестровой группе или же в оркестре, позволяют ярче выявить ладовую природу музыки.

Опора на лад будет способствовать развитию гармонического слуха. Здесь приемлемы следующие методы работы: сольфеджирование и запись двух, трех и четырехголосной музыки и диктантов; исполнение с последующим пением аккордовых последовательностей или же  музыки хорального плана в составе ансамбля, оркестровой группы или оркестра, изучение гармонии. При этом чрезвычайно важную роль играют вопросы интонирования. Сольфеджируя или исполняя многоголосную (как полифоническую, так и гомофоническую) музыку в ансамбле с другими инструментами необходимо учитывать, что стройность и выразительность интонации приводят к благозвучию, если в основе лежит выявление ладогармонических особенностей. Именно поэтому полезно многоголосную музыку

  Учить сначала в одноголосном плане, т.е. каждую партию отдельно, для уяснения основных требований ее стройности и выразительности прежде всего в мелодическом строе, а затем в многоголосном плане для уяснения гармонического строя. В гармоническом строе необходимо подчеркивать ладогармонические  особенности и усиливать тяготения звуков к разрешению.

Рассмотрим основные трезвучия в мажоре и миноре:

                                        Стр 100

Здесь мы встречаем три вида трезвучий: мажорные, минорные и уменьшенные.

При работе по развитию слуха необходимо учитывать ладогармонические особенности каждого из этих видов.

В мажорных трезвучиях основной звук (прима) и квинта интонируются устойчиво, а терция со стремлением к повышению.

                                                          Стр 101 

      На данном примере видно, что при интонации мажорных трезвучий и их обращений повышение терции является обязательным, у какого бы исполнителя она ни находилась.

           В минорных трезвучиях основной звук (прима) и квинта интонируются устойчиво, а терция со стремлением к понижению:

                                                 Стр 102

В уменьшенных трезвучиях основной звук( прима) и терция интонируются со стремлением к повышению, а квинта – к понижению.

                                                                    Стр 103

Увеличенные трезвучия получаются при альтерациях мажорных трезвучий (повышение квинты) и минорных (повышение терции и квинты, или понижение примы), поэтому при интонировании их необходимо усилить тяготения звуков в сторону альтерации.

           В увеличенных трезвучиях (мажорных с повышенной квинтой) прима интонируется устойчиво, терция со стремлением к повышению,  а квинта – со значительным  повышением.

                              стр 104

В увеличенных трезвучиях (минорных с повышенными терцией и квинтой) прима интонируется устойчиво, терция – со стремлением к повышению, а квинта – со значительным повышением:

                                                          Стр 104

В увеличенных трезвучиях (минорных с пониженной примой) основной звук интонируется со стремлением к значительному понижению, терция – понижению, а квинта – устойчиво.

                                                 Стр 105

Теперь рассмотрим основные септаккорды в мажоре и миноре:

                                                                    Стр 105

Анализ показывает, что здесь пять видов септаккордов, каждый из которых также  имеет свои ладогармонические особенности. Однако следует заметить, что в состав этих септаккордов входит один из видов трезвучий (мажорное, минорное или уменьшенное) с добавлением септимы (большой, малой или уменьшенной).

Закономерности интонирования трезвучий, входящих в септаккорды, остаются неизменными, в особенности интонирования септим таковы: большие должны быть расширены односторонне, малые – сужены односторонне, а уменьшенные – сужены двусторонне.

В больших мажорных септаккордах (мажорное трезвучие и большая септима) основной звук и квинту необходимо интонировать устойчиво, а терцию и септиму – со стремлением к повышению:

                                                                    Стр 106

Тромбон 1

Тромбон 2

Тромбон 3

Туба «В»

В малых мажорных септаккордах (мажорное трезвучие и малая септима), т.е. доминантсептаккордах, основной звук и квинта интонируются устойчиво, терция – со стремлением к повышению, а септима – к понижению.

                                                          Стр 107

В минорных септаккордах (минорное трезвучие и малая септима) основной звук и квинта – устойчивые, а терция и септима – пониженные:

                                                                    Стр 107

В малых септаккордах (уменьшенное трезвучие и малая септима) основной звук и терция требуют повышения, квинта – понижения, а септима – устойчивого исполнения:

                                                                             Стр 108

В уменьшенных септаккордах (уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима), т.е. в уменьшенных вводных септаккордах основной звук и терция интонируются со стремлением к повышению, а квинта и септима – к понижению:

                                                          Стр 108

При интонировании обращений септаккордов принципы сольфеджирования или исполнения звуков остаются неизменными.

Во всех других построениях септаккордов, связанных с альтерацией, необходимо вводить интонационную корректуру в сторон альтерации, подчеркивая тем самым гармоническую особенность лада.

Кроме трех вышеперечисленных способов освоения лада можно применить изучение лада с опорой на устойчивые и прилегающие к ним неустойчивые звуки. Это можно выразить следующей схемой:

                              Стр 109

Вначале изучается мажорный лад, а затем минорный.

Приемлемо также изучение лада с опорой на все ступени гаммы, т.е. при целостном охвате ступеней. Для этого используется естественное тяготение всех ступеней лада к тонике:

                              Стр 109

С этой целью можно использовать короткие мотивы, которые необходимо сольфеджировать в удобной для голоса тиссетуре.

                                                          Стр 110

Усвоив тяготение ступеней, необходимо  выработать навык исполнения голосом определенной ступени лада (мысленно подразумевая и ощущая ее дальнейшее тяготение к тонике):

                                        Стр 110

Аналогичным образом изучается минорный лад:

                                        стр 111

                     В дальнейшем упражнения необходимо разнообразить метроритмически. Они явятся средством настройки на новую тональность и осознание ее ступеней.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Н.И.Платонов. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. В сб.: «Методика обучения игре на духовых инструментах», М., 1994.

ГОУ СПО « Ставропольский краевой музыкальный колледж им

ГОУ СПО « Ставропольский краевой музыкальный колледж им

Музыкальный слух – явление сложное

Музыкальный слух – явление сложное

Методической основой воспитания интонационного слуха является: - воспитание чувства лада и ладовых связей звуков; - изучение и закрепление слуховых представлений элементов музыкального языка; - выработка…

Методической основой воспитания интонационного слуха является: - воспитание чувства лада и ладовых связей звуков; - изучение и закрепление слуховых представлений элементов музыкального языка; - выработка…

Для воспитании исполнительского слуха существуют различные интонационные упражнения, которые должны сочетаться с исполнением музыкальных произведений

Для воспитании исполнительского слуха существуют различные интонационные упражнения, которые должны сочетаться с исполнением музыкальных произведений

Она позволяет приобрести навык свободного исполнения на своем инструменте и умения воспроизводить голосом основные интервалы от примы до октавы

Она позволяет приобрести навык свободного исполнения на своем инструменте и умения воспроизводить голосом основные интервалы от примы до октавы

Первая из них связана с натуральными звукорядами медных духовых инструментов

Первая из них связана с натуральными звукорядами медных духовых инструментов

Вторая закономерность развития слуха связана с усвоением главных ступеней лада: первой, третьей и пятой

Вторая закономерность развития слуха связана с усвоением главных ступеней лада: первой, третьей и пятой

Чистые интервалы Большие Малые

Чистые интервалы Большие Малые

Именно поэтому полезно многоголосную музыку

Именно поэтому полезно многоголосную музыку

В увеличенных трезвучиях (мажорных с повышенной квинтой) прима интонируется устойчиво, терция со стремлением к повышению, а квинта – со значительным повышением

В увеличенных трезвучиях (мажорных с повышенной квинтой) прима интонируется устойчиво, терция со стремлением к повышению, а квинта – со значительным повышением

В малых мажорных септаккордах (мажорное трезвучие и малая септима), т

В малых мажорных септаккордах (мажорное трезвучие и малая септима), т

Стр 110 Усвоив тяготение ступеней, необходимо выработать навык исполнения голосом определенной ступени лада (мысленно подразумевая и ощущая ее дальнейшее тяготение к тонике):

Стр 110 Усвоив тяготение ступеней, необходимо выработать навык исполнения голосом определенной ступени лада (мысленно подразумевая и ощущая ее дальнейшее тяготение к тонике):
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2022