Тема: «Распевки, как одна из наиболее важных форм работы с фольклорным ансамблем».
Автор: Орлова Надежда Юрьевна
Организация, должность: МБУ ДО ДМШ № 1 им. М.К. Бутаковой, преподаватель по классу вокала
Населенный пункт: город Арзамас, Нижегородская область.
Актуальность:
Распевка является систематической тренировкой голоса, укрепляющей освоение основных навыков звукоизвлечения, дыхания, что, как мы знаем, необходимо для стимуляции тонуса гладкой мускулатуры легких. Построение распеваний на упражнениях, содействующих постепенному и последовательному накоплению различных певческих навыков, имеющих усложняющуюся последовательность в овладении отдельными вокальными приемами, содействует преодолению технических трудностей, имеющих эпизодический характер. Необходимость в совершенствовании упражнений такого рода возникает в связи с той или иной задачей, встречающейся в конкретной песне.
Цель:
Распевание голоса и подготовка его к наиболее совершенному овладению певческими навыками.
Гипотеза:
Выразительное и эмоциональное исполнение всего комплекса распевок детьми (не должно звучать ни одного формального звука!) Проявление исполнительской инициативы, формирование умения пения в многоголосии, овладение навыком вариативности.
Мир народной музыки окружает ребенка с момента его рождения и на протяжении всей жизни. Это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в основной раздел народного творчества. Это хороводные песни, припевки, песни-игры, считалки, заклички и т.д. Музыкальный фольклор - это совокупность жанров народного творчества. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. И эти чувства помогает формировать музыка.
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека средствами музыки. В музыке заложен огромный потенциал для оздоровления ребенка и внутреннего развития состояния его души. Музыкальный фольклор является своеобразным мостиком приобщения детей к быту и традициям своего народа через историческую память, воспитанию любви к малой и большой Родине, формированию у них познавательного процесса, развитию творческой личности через развитие музыкальных способностей.
Главное содержание занятий детского музыкального фольклора составляет пение. А тут никак не обойтись без значительной части занятий - распевания, где отрабатываются и укрепляются все основные приемы исполнительства. Именно в процессе распевания закладывается один из принципов народного исполнения: «Пой - как говоришь, а говори нараспев».
Человеческий голос неотделим от всего организма. Поэтому в образовании звука участвуют многие органы. Главные из них: голосовые связки,' гортань, полость рта, легкие. Здоровое состояние этих и других органов является условием для нормального звукообразования.
Детский певческий голос уже с первых своих проявлений сориентирован на народную манеру звукообразования, поскольку ребенок поет также естественно, как и говорит или плачет. Если мы встречаем у детей какие-либо иные манеры звукообразования, то они, как правило, связаны с тем, что ребенок подражает тем или иным модным течениям. В некоторых случаях это приводит к неестественности звукообразования, разрушению индивидуальных певческих данных ребенка. При подготовке к занятиям необходимо помнить следующие правила:
1. представлять новое в старых рамках: находить то, что ребенок знает, а что не знает; переходить к неизвестному малыми, простыми, сознательными шагами; распределять материал в систематическом порядке так, чтобы каждая мысль имела связь с последующей мыслью;
2. употреблять слова, понимаемые учеником и педагогом в одном и том же смысле, объяснять все непонятные слова;
3. применять обучение к нуждам учеников, а для этого надо знать внутреннюю жизнь каждого (уровень знаний, темперамент, проявляемые и потенциальные возможности и т.д.) и повседневное влияние окружающей среды (семья, школа, улица, чтение, развлечения, друзья, интересы и т.д.);
4. достигать сотрудничества; проявлять внимание в ответ на возникший интерес; направлять на поиск необходимых знаний;
5. развитие знаний всегда должно раскрывать новые аспекты интереса; видеть новые комбинации на основе известных вещей; возбуждать любопытство и ожидание, поддерживать интерес;
6. повторять идеи, чтобы они остались в памяти; часто повторять то, что необходимо запомнить; стараться кратко повторять предыдущее на каждом занятии; проводить обзорные занятия.
В своей работе над распевками я использую два практических направления: первое - распевки без движения; второе - распевки с движением.
Распевки без движения включают в себя следующие моменты: дыхание (тренинг) - дикция - правильное формирование звукоизвлечения - работа над интонацией - вариативное исполнение.
Распевки с движением включают в себя такие моменты: работа в едином ритме рук и ног - проговаривание на распев - пение на одну мелодию разных текстов - разделение на группы (вопрос-ответ) - вариативное исполнение - все эти формы работы проводятся на фоне четкого ритмичного движения ног.
Приступая к распевкам без движения, работа начинается с тренинга -укрепления певческого дыхания. Немалое число педагогов придают дыханию основополагающее значение. Бытует даже афоризм: «Искусство пения - это искусство дыхания». Создаются различные методики, в , которых рекомендуется тот или иной тип дыхания. Грудной, брюшной, грудобрюшной, диафрагмический и т.д. В практике «опертый звук» имеет понятие ясное и определенное. Это звук энергичный, собранный, окрашенный, легко несущийся. В противоположность ему «не опертый звук» - это звук, который отличается вялостью, бледностью, рассеянностью, без надлежащей светлой окраски.
В формировании у учащегося хорошо «опертого звука» необходимо учитывать активное участие диафрагмы, мышцы которой должны создавать нужный напор воздуха на голосовые связки. А для достижения желаемого результата применяется тренинг:
1. на полном выдохе задержать дыхание на четыре секунды;
2. постепенный вдох на протяжении восьми секунд;
3. на полном вдохе задержать дыхание на четыре секунды;
4. медленный выдох на протяжении восьми секунд.
Частота повтора данного блока зависит от степени подготовленности учащихся, их физического и морального состояния. Данный тренинг помогает подготовить дыхание к дальнейшей работе - «учиться выдерживать звук в ровной силе от начала до конца на одной ноте». Кстати, этот прием применяется в народных песнях в окончании фраз и куплетов.
Стоит заметить, что особо заострять внимание детей на вопросах технологии звукообразования не стоит, так как при чрезмерном внимании ко всем компонентам может теряться интерес к пению, как процессу самовыражения. Не следует в детском возрасте превращать пение в технологический процесс. Процесс пения индивидуален, поэтому общие для всех правила могут только запутать учащегося. Но педагог обязан знать технологию звукообразования и тонко вести ученика к свободному, ненапряженному пению при помощи собственного показа, прослушивания и совместного анализа пения других.
В народной песенной традиции нередко дыхание берется посреди фразы или даже слова. Данный прием не противоречит художественному образу песни. Следует всегда помнить, что народная певческая традиция всегда является частью быта, но не сцены. В бытовой ситуации исполнительская импровизация является правилом. Здесь возможны и погрешности исполнения, которые необходимо отличать от художественных приемов.
Необходимо учитывать то, что в основе народного пения лежит речевое интонирование, поэтому занятия надо продолжать, применяя упражнения на полное раскрытие всех качеств речевого голоса детей, применяя речевые упражнения и скороговорки. Это является одним из способов устранения неестественности звукообразования, о котором говорилось выше. Произнесение данных упражнений должно сопровождаться внимательным вслушиванием учащегося и педагога в звучание. Педагог должен при этом обращать внимание ученика на удачно и естественно звучащие гласные. Вести своих подопечных от произнесения простых, коротких до более сложных, продолжительных звуков. Пропевание упражнений или произнесение скороговорок в быстром темпе способствует выявлению индивидуальных природных качеств тембра голоса, естественности работы мышц голосовых связок, гортани, мягкого неба, укладки языка, губ. Это связано с тем, что в быстром темпе у учащегося не успевает срабатывать подражательный рефлекс и проявляются его индивидуальные природные задатки. Особое внимание надо обращать на то, чтобы работа голосового аппарата осуществлялась без особого напряжения мышц связок и гортани. Не следует искусственно добиваться громкого звучания. Стараться найти близкий, полетный светлый звук. Для этого не рекомендуется широко раскрывать рот или делать купол во рту, поднимая мягкое небо, так как при этом звук не концентрируется на верхних передних зубах, а расплывается в большой полости рта. Осветленности звука способствует также и осветленное выражение лица, близкое к улыбке состояние губ.
Основным принципом в постановке певческого голоса можно считать высказывание великого русского композитора М.И.Глинки, который, как известно, был замечательным педагогом-певцом: «По моему методу надобно сперва усовершенствовать натуральные тоны, ибо, усовершенствовав их мало-помалу, потом можно отработать и довести до полного совершенства и остальные звуки». При этом необходимо иметь в виду, что «натуральные тоны» - это звуки среднего регистра. Этим регистром, как правило, человек оперирует в естественной речи.
Нередко задается вопрос: «А кто же ставил голоса народным исполнителям, хранителям певческих традиций?». Ответ можно найти в самой народной песне, во всех ее жанрах и формах, как проявление естественного высказывания и излияния чувств, тесно связанных с речевой интонацией.
Неширокая тесситура русской крестьянской песни, особенно древнейших ее стилей и форм, очень важна на начальной стадии обучения пению.
В качестве упражнений полезно использовать отдельные песенные фразы. В зависимости от тех или иных певческих недостатков педагог подбирает соответствующую песенную фразу. Так, например, для ликвидации зажатости звука «е» подбирается песенная фраза, где этот звук является основным: «Зеленейся, зеленейся, лес...». При пропевании не должно быть нажима на голосовые связки с целью усиления силы звука. Надо помнить, что сила и полетность звука связаны с силой и упругостью мышц голосовых связок, правильным использованием резонаторов. Систематические занятия с течением времени укрепляют голосовые мышцы, а правильное пользование грудным и головным резонированием сообщают голосу мощь и полетность.
Работая над интонацией, необходимо уделять первоочередное внимание унисонам. Для достижения этой цели особенно полезны песенные распевы на одну гласную или слово, потом предложение и в завершении - фраза; например:
/«Я.......... »/ - /«до-ли-на»/ - /«ты мо-я, мо-я до-ли-на»/ - /«ты мо-я, мо-я до-ли-на, ты мо-я, мо-я до-ли-на, ты мо-я-я-я, ты до-ли-нуш-ка мо-я»/.
Для достижения протяжности, мягкости, напевности, ровности звучания в распевках следует постепенно увеличивать количество звуков до двух, трех, четырех и т.д. Необходимо добиваться, чтобы дети точно пропевали ноты, не уменьшая продолжительности каждого звука, и, в тоже время, не затягивая их.
Такие упражнения не только помогают добиться чистоты интонации, но и улучшить тембр голоса и укрепить дыхание.
Народная бытовая традиция всегда была связана с пением без сопровождения. Другим важнейшим ее признаком является импровизация и вариативность. Сохранение этих и других особенностей народного пения является предметом особой заботы фольклористов. Пение без сопровождения сохраняет природный натуральный строй песни. Поэтому, начиная работу над распевками необходимо учитывать все вышеизложеные моменты, так как именно распевки являются основой развития правильного певческого исполнения. Все необходимые вокальные навыки, в первую очередь, вырабатываются во время распевок. Они помогают быстрой слуховой организации, собирают внимание, подготавливают, «разогревают» голосовой аппарат.
Распевки с движением подчинены одной цели - исполнение в едином ритме! Здесь происходит обучение не только необходимым вокальным навыкам, но и вырабатывается певческая установка, умение создать сценический образ, научиться элементам хореографии. Прежде чем начать распевание, нужно создать необходимый настрой: работа только стоя, в кругу, глядя друг другу в глаза, приветливо улыбаясь:
Первое упражнение - хлопки «4+4» - повторять до тех пор, пока дети не настрояться на единый ритм и не будут сбиваться.
Второе упражнение - добавляется постепенно по одной доле притоп ногой, например:
топ - хлоп - хлоп - хлоп топ - топ - хлоп - хлоп топ - топ - топ - хлоп топ - топ - топ - топ.
Далее, по желанию и примеру педагога можно варьировать чередование притопов и хлопков, например:
топ----------------------------------------------- топ - хлоп----------- хлоп
топ - топ - топ - хлоп - хлоп - хлоп
хлоп--------------------------------------------- хлоп - топ - топ------ топ и т.д.
В заключение второго упражнения все движения должны перейти на притопы, освободив руки для дальнейшей работы.
Третье упражнение - это проговаривание своего имени каждым учащимся, очень выразительно, с утверждающим акцентом, свободными движениями рукпоказывая на себя. Далее должен следовать ответ всех присутствующих, но уже с интонацией вопроса и удивления, разводя свободно руки:
«Я Маша!»------------------------- «Я МАША?»
«Я Дима!»................................ «Я ДИМА?»
«Я Аня!» —................................ « Я АНЯ?» и т.д.
Как вариант данного упражнения можно проговаривать имена вслед за учителем. Дети продолжают топать ногами в едином ритме, и под этот ритм учитель называет поочередно имена всех участников ансамбля, а дети за ним повторяют, подражая интонации, движениям и мимике учителя:
Учитель - «Аня!»------------------------- дети - «Аня!»
Учитель - «Дима!»------------------------ дети «Дима!» и т.д.
Продолжая сохранять ритм, переходим к четвертому упражнению, это пение разных попевок на одну и туже мелодию, причем сочетание звуков попевки может быть разное, на усмотрение педагога или же для отрабатывания нужных интонаций, например:
Пятая распевка - это продолжение четвертой, только она более развернута. Добавляются разные варианты попевки в виде игрового момента «вопрос» - «ответ». Дети один за другим исполняют часть мелодии, причем, добавляя свои варианты, один учащийся первую часть попевки исполняет основным вариантом, задавая как бы вопрос, а другой, варьируя, допевает ответ.
Шестая распевка - это итог всех предыдущих. Учащиеся исполняют всю попевку, объединяя придуманные варианты. При этом необходимо добиться эмоционального звучания в едином ритме, в едином ладу. Дети должны ощутить себя личностью, не отступая от законов коллектива, понять принцип вариативности, который не нарушает общих законов исполнения.
В заключении хочется добавить следующее, для того чтобы возродить песенные традиции, необходимо позаботиться о воспитании детей в этих традициях. Только ребенок, с его чистой душой, творческим мышлением, общаясь с песенным фольклором, который он исполняет в своих играх, хороводах, забавах, обучаясь сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, может освоить великую музыкальную культуру - песенную традицию своего народа, развить в себе такой же талант. А развитие таланта начинается и укрепляется с распевок. Поэтому данной форме работы надо уделять особое внимание, и развивать ее по нарастающей, применяя в своей практической деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.