Актуальность работы в том, что знание различных методов решения логических задач увеличивает успешность их решения, позволяет учиться мыслить логически, творчески.
Объект исследования – логические задачи.
Предметом исследования являются методы решения логических задач.
Цели и задачи исследования
Цель - рассмотреть методы решения логических задач.
Задачи:
изучить литературу по данной теме.
ознакомиться с понятием «логические задачи», исследовать методы их решения;
показать преимущества решения математических задач на уроке информатики;
научиться решать логические задачи;
расширить свой кругозор и развивать логическое мышление.
Что такое логическая задача
Логика – древняя наука. Ее название происходит от древнегреческого многозначного слова «логос» - мысль, речь, слово, понятие, разум.
Логические задачи представляют собой текстовые задачи, в которых требуется распознать объекты или расположить их в определенном порядке по имеющимся свойствам. При этом часть утверждений задачи может выступать с различной истинностной оценкой (быть истинной или ложной). А любые вычисления и построения играют вспомогательную роль или вообще отсутствуют. То есть – логические задачи отличаются от обычных тем, что в них чаще не требуется умение вычислять, а требуется умение рассуждать.
Методы решения логических задач
Метод логических рассуждений
Метод таблиц
Метод графов
Метод кругов Эйлера
С помощью таблиц истинности
Средствами алгебры логики
С помощью языка программирования
Метод логических рассуждений
Метод рассуждений является самым примитивным способом и его обычно применяют для решения самых простых логических задач. Идея метода заключается в проведении рассуждений при последовательном использовании всех условий задачи, вследствие чего приходят к выводу, который является ответом задачи.
Задача. Владимир, Семен и Олег изучают разные иностранные языки: английский, французский и немецкий. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: «Владимир изучает английский, Семен не изучает английский, а Олег не изучает немецкий». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из студентов?
Решение: Имеем три утверждения. Если принять за истину первое утверждение, то правдиво и второе, т.к. студенты изучают разные языки, что противоречит условию задачи. Таким образом первое утверждение ложно. Если правдивым является второе утверждение, то первое и третье должны быть ложными. В таком случае получаем, что никто не изучает английский. Это противоречит условию, таким образом, второе утверждение также является ложным. Остается третье утверждение, которое можем считать верным, а первое и второе - ложными. Таким образом, Владимир не изучает английский, его изучает Семен. Ответ: Семен изучает английский язык, Олег -- французский, Владимир -- немецкий.
Метод таблиц
Алгоритм метода
Элементы первого множества записываем в строках, элементы второго – в столбцы.
После формирования шапки таблицы заполняются связи между объектами и их свойствами: плюсами отмечаются свойства присущие объекту, а минусами – свойства не характерные для объекта.
В каждой строке и в каждом столбце может стоять только один знак соответствия ( «+»). Если в строке (столбце) все «места», кроме одного, заняты «-», то на свободное место нужно поставить знак «+»,
если в строке (или столбце) уже есть знак «+», то остальные места должны быть заняты знаком «-».
Далее ответ получается автоматически
Метод таблиц
У трех кукол Маши, Даши и Алены были платья трех разных цветов: красного, зеленого и синего. Туфли у них были таких же цветов. У Маши цвет платья и туфель совпадали. У Алены ни туфли, ни платье не были красными. Даша была в зеленых туфлях и в платье другого цвета. Как были одеты куклы?
Метод блок-схем
Идея метода: описать последовательность выполнения операций, определить порядок их выполнения и фиксировать состояния.
Задача. Среди четырех монет одна фальшивая. Она отличается массой, однако неизвестно, легче она или тяжелее. Масса настоящей монеты 5 г. Как при помощи двух взвешиваний на чашечных весах обнаружить фальшивую монету, если имеется одна гиря массой 5 г? Можно ли при этих условиях опознать, легче фальшивая монета или тяжелее?
Метод графов
Граф – множество точек, изображенных на плоскости, некоторые пары из которых соединены отрезками.
Выделяем из условия задачи главное – объекты и отношения между ними, при этом объекты будем изображать точками, а соответствия между ними - отрезками
сплошными – два объекта, соответствующие друг другу,
штриховыми - два объекта, не соответствующие друг другу.
Метод графов
Задача. В начале лета школьники организовали сельскохозяйственную бригаду и избрали бригадира, заместителя бригадира и звеньевых первого, второго и третьего звеньев. Их имена: Аня, Боря, Вася, Гриша и Дина. Звеньевая первого звена решила подружиться со звеньевой второго звена. Дина удивилась, узнав, что бригадир и звеньевая второго звена — брат и сестра. Гриша дружит с бригадиром и его заместителем. У Васи нет сестер. Назовите должности каждого из ребят.
Метод графов
Ответ: Гриша — 3 звено, затем Вася — зам. бригадира, Дина — 1 звено, Аня — 2 звено, Боря — бригадир
Метод кругов Эйлера
Круги Эйлера – это схематическое изображение в виде круга, которое позволяет более наглядно изобразить множества и отношения между ними.
Алгоритм решения логических задач с помощью кругов Эйлера:
1. Внимательно изучаем и кратко записываем условие задачи.
2. Определяем количество множеств и обозначаем их.
3. Выполняем рисунок. Строим пересечение множеств.
4. Записываем исходные данные в круги.
5. Выбираем условие, в котором содержится больше свойств.
6. Записываем недостающие данные в круги Эйлера (рассуждая и анализируя)
7. Проверяем решение задачи и записываем ответ.
Метод кругов Эйлера
Задача. Из 100 туристов немецким языком владеют 30 человек,
английским – 28, французским – 42, английским и немецким владеют 8 человек, английским и французским -10 ,
немецким и французским – 5, всеми тремя языками – 3.
Сколько туристов не владеют ни одним языком?
Метод кругов Эйлера
При решении задач круги Эйлера помогают более наглядно представить схему решения.
Метод математического бильярда
Идея метода:
нарисовать бильярдный стол
и интерпретировать действия движениями бильярдного шара, фиксирование состояний в отдельной таблице.
Метод математического бильярда
Пример. Дано два сосуда - объемом 33 и 55 л. С помощью этих сосудов необходимо получить 11, 22, 33, 44, 55, 66, 77 и 88 литров воды. Имеется водопроводный кран и раковина, в которую можно выливать воду.
Метод математического бильярда
Построим для данной задачи параллелограмм со сторонами 33 и 55 единиц. По горизонтали будет откладываться количество воды в литрах в пятилитровом сосуде, а по вертикали -- в трехлитровом.
Таблица истинности
Внимательно изучить условие задачи;
Выделить простые высказывания и обозначить их буквами;
Записать условие задачи на языке алгебры логики;
Составить единое логическое выражение для всех требований задачи;
Построить таблицу истинности для рассматриваемого выражения;
Найти набор значений переменных, при которых выражение является истинным;
Проанализировать полученный результат.
Таблица истинности
Задача. Определить участника преступления, исходя из двух посылок:
1) «Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал»;
2) «Если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал»
Таблица истинности
I - «Иванов участвовал в преступлении»;
P - «Петров участвовал в преступлении»;
S - «Сидоров участвовал в преступлении».
Запишем посылки в виде формул: ¬I˅P→S и ¬I→¬S.
Ответ: преступление совершил Иванов
Алгебра логики
Выделить из условия задачи элементарные (простые) высказывания и обозначить их буквами.
Записать условие задачи на языке алгебры логики, соединив простые высказывания в составные с помощью логических операций.
Составить единое логическое выражение, учитывающее все требования задачи.
Используя законы алгебры логики, упростить полученное выражение и вычислить его значение.
Выбрать решение – набор логических переменных (элементарных высказываний), при котором построенное логическое выражение является истинным.
Убедиться, что полученное решение удовлетворяет условиям задачи.
Алгебра логики
Задача «Прогноз погоды»
На вопрос, какая завтра будет погода, синоптик ответил:
1. Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя.
2. Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра.
3. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра.
Так какая же погода будет завтра?
Алгебра логики
A – «Ветра нет», B – «Пасмурно», С – «Дождь»
F=(A→ B & C) & (C→B & A) & (B→ C & A)
Упростим F=(A→ B & ¬C) & (C→B & A) & (B→ C & A)=
= (¬A v B & ¬C) & (¬C v B&A) & (¬B v C&A) = (¬A v B & ¬C) & (¬B v C&A) & (¬C v B&A) = (¬A&¬ B v B&¬C&¬B v ¬A&C&A v B&¬C&C&A) & (C v B&A)= ¬A & ¬B &(C v B&¬A) =A&¬B&C v ¬A&¬B &B &¬A = ¬A&¬B&¬C
Приравняем результат единице, т.е. наше выражение должно быть истинным:
F = ¬A &¬ B & ¬C = 1 и проанализируем результат:
Логическое произведение равно 1, если каждый множитель равен 1.
¬A = 1; ¬B = 1; ¬C = 1.значит: A = 0; B = 0; C = 0;
Ответ: погода будет ясная, без дождя, но ветреная.
Язык программирования
В соревнованиях по гимнастике участвуют Алла, Валя, Сима и Даша. Болельщики высказали предположения о возможных победителях:
Сима первой, Валя — второй.
Сима будет второй, Даша — третьей.
Алла будет второй, Даша — четвертой.
По окончании соревнований оказалось, что в каждом из предположений только одно из высказываний истинно, другое — ложно.
Какое место на соревнованиях заняла каждая из девушек, если все они оказались на разных местах?
Преимущества
Метод рассуждений – простой, доступный, надо только думать, развивает мышление, память, применим ко всем задачам.
Метод графов, метод таблиц, метод блок-схем, метод кругов Эйлера, метод математического бильярда – быстрота, наглядность, привлекательность, контроль над процессом рассуждений, избавляют от лишних рассуждений, сокращают нагрузку на память.
Выводы
1) Существуют разные типы логических задач и разные методы их решения.
2) Каждый из этих методов обладает своими достоинствами при решении задач определенного типа.
3) Логика помогает нам не только при решении задач, но и в повседневной жизни: правильно строить свои мысли, и верно их выражать, убеждать других людей, отстаивать свою точку зрения.
4) Решение логических задач – это не только увлекательный, но и полезный способ времяпровождения.
Логические задачи - это зарядка для ума!
Литература
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
2. Андреева Е. В., Босова Л. Л., Фалина И. Н. Математические основы информатики. Учебное пособие. - М.: БИНОМ,
3. Лыскова В., Ракитина Е. Логика в информатике. - М.: БИНОМ, Шауцукова Л. З. Информатика : Учебное пособие для 10 кл. – М. Просвещение, 2005
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.