Методы решения рациональных уравнений n-ой степени в 10-11 классах
Оценка 4.7

Методы решения рациональных уравнений n-ой степени в 10-11 классах

Оценка 4.7
docx
24.10.2021
Методы решения рациональных уравнений n-ой степени в 10-11 классах
Методы решения рациональных уравнений n-ой степени в 10-11 классах.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

«Саратовский областной институт развития образования»

 

Кафедра математического образования

 

Методы решения рациональных уравнений n-ой степени в 10-11 классах

 

Выпускная творческая работа

 слушателя курсов повышения квалификации

по дополнительной профессиональной программе

  «Теоретические основы и методика обучения математике

в общеобразовательных организациях (с использованием ДОТ)»

учителя математики МОУ «Лицей №15»  Заводского района г.Саратова

Коповой Ольги Васильевны

Руководитель 

доцент кафедры

математического образования,

Коник О.Ю., к.ф.н.

 

Саратов 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение………………………………………………………………….3

2.     Основная часть…………………………………………………………..3

a)     История развития науки о решении алгебраических уравнений.

b)    Теоретические сведения…………………………………………….5

c)     Основные методы решения уравнений высших степеней………11

1.     Разложение на множители…………………………………..11

2.     Введение новой переменной………………………………...23

3.     Функционально-графический……………………………….28

4.     Другие виды уравнений……………………………………...29

3.     Заключение………………………………………………………………33

4.     Список используемых источников…………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека.

Практически все, что окружает современного человека – это всё так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.

Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему школьного курса математики. Знаменитый русский математик Н.И. Лобачевский говорил о том, что «решение уравнений составляло всегда главный предмет алгебры». Значение теории уравнений состоит в том, что она не только служит теоретической основой для познания естественных законов природы, но и применяется в конкретных практических целях. Большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов уравнений. С другой стороны при изучении любой темы школьного курса математики уравнения могут быть использованы как эффективное средство закрепления, углубления, повторения и расширения теоретических знаний, для развития творческой математической деятельности учащихся.

1.     История развития науки о решении алгебраических уравнений.

Уже в древности люди осознали, как важно научиться решать алгебраические уравнения. Общее правило решения квадратных уравнений, приведённых к виду  x2+bx=c, было сформулировано немецким математиком М. Штифелем (1487-1567г.). Выводом формулы решения квадратных уравнений общего вида занимался Виет. Одно своё утверждение он высказывал лишь для положительных корней (отрицательных чисел он не признавал). После трудов нидерландского математика А. Жирара (1595-1632), а также Декарта и Ньютона способ решения квадратных уравнений принял современный вид. Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй и высших степеней ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земельными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне. Однако уже при решении уравнений третей степени математики столкнулись с большими трудностями. История открытия способа решения кубических уравнений полна тайн, так как в древности учёные часто на открытых диспутах соревновались в решении трудных задач. От исхода этих состязаний зависела их научная репутация и материальное благополучие. Тот, кто первым овладел решением кубических уравнений, мог легко победить своих соперников давая им задачи, сводящиеся к кубическим уравнениям. Поэтому способы решения уравнения тщательно скрывались. Историки полагают, что первым нашёл способ решения кубических уравнений известный итальянский алгебраист Специна дель Ферро (1465-1576), но впервые опубликовал общую формулу решения кубических уравнений итальянский математик Джераламо Кордано (1501-1576г.). Эта формула носит теперь название формулы Кордано, хотя предполагают, что эту формулу ему передал итальянский математик Николо Тарталья ( 1500-1557). С именами этих же математиков связано открытие способов решения уравнений четвёртой степени.

В дальнейшем математики активно пытались найти формулы вычисления корней уравнений пятой и более степени. И только почти через три столетия впервые итальянский учёный Паоло Руффини (1765-1822), а затем норвежский математик Нильс Хенрих Абель (1802-1829г.) доказали, что не  существует формулы, выражающей корни любого целого уравнения пятой степени через конечное число алгебраических операций над его коэффициентами. Да и найденные формулы вычисления корней для уравнений третьей и четвёртой степени столь сложны, что ими практически не пользуются. Поэтому в современной математике разработаны методы, позволяющие находить с любой степенью точности приближенные значения корней уравнений. Использование компьютеров значительно облегчают эту работу. И сегодня на уроках математики, начиная с первой ступени обучения, решению уравнений различных видов уделяется большое внимание.                                                          

2.    Теоретические сведения

Надпись: n-1Надпись: n-2           Алгебраическим многочленом  n-ой степени называют выражение вида:

          a0 xn1х     + a2 x        + …+аn-1х  + an    , (1)

где n принадлежит  Z , n≥0,  a 0, a1  ,...an  принадлежат  R  и a0≠0, и обозначают его через Pn (х).

Равенство Pn (х)=0 называют алгебраическим уравнением  n-ой степени.   (2)

Число  α  называют корнем многочлена (1) , а также корнем (решением) уравнения (2) , если α удовлетворяет уравнению (2) ,

 т.е. если верно числовое равенство Pn(ɑ)  =0  .

 Решить уравнение (2) −значит найти  множество всех его корней (решений).

Если  n=1 , то уравнение (2) называют уравнением 1-ой степени, а при n=2 – квадратным уравнением. Формулы для решения таких уравнений хорошо известны и они достаточно просты. Однако для  уравнений выше  2-ой  степени таких простых формул нет. Для уравнений третьей степени  существуют  формулы Кардано и Феррари, выражающие  корни этих уравнений через радикалы. Но эти формулы слишком  громоздки и неудобны. Поэтому на практике  ими редко пользуются. Таким образом, если n≥3, а коэффициенты многочлена (1) −произвольные действительные числа,  отыскание корней уравнения (2) −задача непростая.

Тем не менее, во многих частных случаях эта задача решается до конца. Остановимся на некоторых из них.

Теорема Безу. Остаток от деления многочлена Pn  (х)  на двучлен x- α равен Pn (х).

Основой многих знаний о делении многочлена на двучлен является теорема, принадлежащая французскому математику Этвену Безу (1730-1783) и носит его имя.

Докажем эту теорему для случая, когда n=3. Для этого разделим многочлен P3 (х)  на двучлен x- αn  уголком.

a0 x³  + a1 x² + a3

x- α

a0 x³  - αa 0 x²

a0x²+(a1+ αa0)x + (a2+ α(a1+ αa0))

(a1+ αa0)x² + a2   x + a3

(a1+ αa0)x² - α(a1 + αa0)x

(a2 + α(a1 + αa0))x+a3

(a2+ α(a1+ αa0))x- α(a2+ α(a1+    +αa0))

a3+ α(a2+ α(a1+ αa0))-остаток

 

Обозначим остаток от деления P3(х) на x- α через r. Тогда:

r=a3+ α (a2 + α(a1 + αa0))=a3+ αa2+ α²a1 + α³+a0=a0a³+ a1 α² + a2 α +a3=P3(α) ,

т.е. остаток r=P3(∞)

Из теоремы Безу вытекают следующие практические следствия:

Следствие 1. Если многочлен Pn(x)  делится без остатка  на двучлен x- α,(т.е.r=0) то α является корнем многочлена Pn(x) ,т.е. Pn(α) =0. поэтому решения уравнения Pn  (x)=0 сводится к решению уравнения Pn-1(x) =0 , на единицу меньшей степени.

Следствие 2. Если число  α является корнем многочлена Pn (x) , то Pn (x)  делится без остатка на двучлен x- α , т.е. в этом  случае справедливо  разложение: Pn (x)=(x- α)∙Pn-1 (x) .

Следствие 3. Если многочлен Pn-1 (x) делится без остатка  на двучлен x- α , то Pn (x)=(x- α)² ∙Pn-2 (x)

Если при этом многочлен Pn-2 (x) не делится на x- α, то число α называют двукратным корнем  многочлена (1) или уравнения (2).

Число α называется m-кратным корнем  многочлена Pn (x) если Pn (x)=Pn-m (x)  ∙(x- α) в m-ой степени и многочлена Pn-m  (x)  не делится на x- -α .

Однократные корни называются  простыми, m-кратные корни, при m>1  называются кратными.

Особо отметим: Теорема о целых корнях. Если целое число α - корень многочлена с целыми  коэффициентами, то α - делитель его свободного члена.

Доказательство. Пусть:

P (x)=a0xⁿ +a1x-¹ +…+an-1x +an−многочлен с целыми коэффициентами и целое число α −его корень.

Тогда по определению корня выполняется равенство P (α)=0;

a0 αⁿ+a1 α-¹+…+an-1 α +an=0

Вынося общий множитель α за скобки, получим равенство:

α(a0 α-¹ +a1 α-² +…+an-1)+ad=0, откуда

an= -α(a0 α-¹ + a1 α-² +…+ αn-1)

Так как числа a0, a1,…an-1, an и α −целые, то в скобке  стоит целое число, и, следовательно, an делится, на α, что и требовалось доказать.

Доказанная теорема  может быть сформулирована и следующим  образом: всякий целый корень многочлена с целыми коэффициентами является делителем  его свободного члена.

Дополнительная теорема о целых корнях

  Если целое число α−корень многочлена P(x) с целыми        коэффициентами, то α-1−делитель числа P(1), α+1−делитель числа P(-1)

Доказательство. В самом деле, при a=1, P (α)-P (1),а значит, и P(1) делится на α-1. Аналогично рассматривается второй случай.

На теореме (1) основан алгоритм поиска целых корней многочлена с целыми коэффициентами: выписать все делители свободного члена и поочерёдно  выписать значения многочленов этих чисел.

В то же время проведение этого алгоритма с вычислительной точки зрения может показаться достаточно трудным, однако он может быть существенно упрощён, если применить дополнительное утверждение, основанное на одной из известных формул  сокращённого умножения.

Именно: из тождества

xⁿ-yⁿ=(x-y)(x-¹+x-²y+…+  xy-²+y-¹)

вытекает, что для целых чисел b и c число bⁿ-cⁿ делится на bc. Но для любого многочлена P разность

P (b)-P(c)= (a0bⁿ+a1bⁿ-¹+…+an-1b+an)-(a0cⁿ+a1cⁿ-¹+…+an-1c+an)=a0(bⁿ- cⁿ)+a1(bⁿ-¹-cⁿ-¹)+…+an-1(b-c)

и, следовательно, для многочлена P с целыми коэффициентами и целых чисел b и c разность P(b)-P(c) делится на b-c.

Итак, задача нахождения целых корней многочлена с целыми коэффициентами  полностью решена −с помощью теоремы делимости целых чисел.   A(x)=B(x)*a(x)+R(x)

СхемаГорнера.                                                                                                        Пусть дан произвольный многочлен Р(х)=а0хn+ а1хn-1+ …+ аn-1х+ аn. Деление этого многочлена на х-с – это представление его в виде Р(х)=(х-с)g(х) + r(х).  Частное  g(х)=в0хn-1+ вnхn-2 +…+вn-2х + вn-1, где в00, вn=свn-1n,   n=1,2,3,…n-1. Остаток r(х)= свn-1n . Этот метод вычисления и называется схемой Горнера. Слово « схема» в названии алгоритма связана с тем, что обычно его выполнение оформляют следующим образом. Сначала рисуют таблицу 2(n+2). В левой нижней клетке записывают число с, а в верхней строке коэффициенты  многочлена Р(х). При этом левую верхнюю клетку оставляют пустой.

     

а0

а1

а2

аn-1

аn

с

в00

в1=св11

в2=св12

вn-1=свn-2n-1

r(х)=f(с)=свn-1n

Число, которое после выполнения алгоритма оказывается записанным в правой нижней клетке, и есть остаток от деления многочлена Р(х) на х-с. Другие числа в0, в1, в2,… нижней строки являются коэффициентами частного. Найдём остаток от деления многочлена    A(x)=x4-6x3+8 на x+2.                            Решение: по теореме Безу остаток от деления на x+2 равен                                         А(-2)= (-2)4-6(-2)3+8=72. Чтобы вычислить A(-2) в верхней строке таблицы перечисляем коэффициенты данного многочлена, записанного в стандартной форме x4-6x3+8=x4-(6)x3+0x2+0x+8. Коэффициенты при старшей степени дублируем в нижней строке, а перед ним записываем значение переменной x=-2, при котором вычисляем значение многочлена. Получается следующая таблица:

 

1

-6

0

0

8

-2

1

 

 

 

 

Пустые клетки таблицы заполняем по следующему правилу: крайнее справа число нижней строки умножается на -2 и складывается с числом, стоящим над пустой клеткой. По этому правилу в первой пустой клетке стоит число (-2)1+(-6)=-8, во второй клетке становится число (-2)8+0=16, в третьей клетке – число (-2)16+0=-2, в последней клетке – число (-2)*(-32)+8=72.

Полностью заполненная по схеме Горнера таблица выглядит так:

 

1

-6

0

0

8

-2

1

-8

16

-32

72

Число в последней клетке и есть остаток от деления на x+2, A(-2)=72.

Процесс отыскания решений уравнения заключается обычно в замене уравнения равносильным. Замена уравнения равносильным основана на применении четырёх аксиом:

1. Если равные величины увеличить на одно и то же число, то результаты будут равны.

2. Если из равных величин вычесть одно и то же число, то результаты будут равны.

3. Если равные величины умножить на одно и то же число, то результаты будут равны.

4. Если равные величины разделить на одно и то же число, то результаты будут равны.

Поскольку левая часть уравнения Р(х) = 0 представляет собой многочлен n-й степени, то полезно напомнить следующие утверждения:

Утверждения о корнях многочлена и его делителях:

1. Многочлен n-й степени имеет число корней не превышающее число n, причем корни кратности m встречаются ровно m раз.

2. Многочлен нечетной степени имеет хотя бы один действительный корень.

3. Если α – корень Р(х), то Рn (х) = (х - α)·Qn - 1(x), где Qn - 1(x) – многочлен степени (n – 1).

4. Всякий целый корень многочлена с целыми коэффициентами является делителем свободного члена.

5. Приведенный многочлен с целыми коэффициентами не может иметь дробных рациональных корней.

6. Для многочлена третьей степени

Р3(х) = ах3 + bx2 + cx + d возможно одно из двух: либо он разлагается в произведение трех двучленов

Р3(x) = а (х - α)(х - β)(х - γ), либо разлагается в произведение двучлена и квадратного трехчлена Р3(x) = а(х - α)(х2 + βх + γ).

7. Любой многочлен четвертой степени раскладывается в произведение двух квадратных трехчленов.

8. Многочлен  f (x) делится на многочлен  g(х) без остатка, если существует многочлен  q(x), что f(x) = g(x)·q(x). Для деления многочленов применяется правило «деления уголком».

9. Для делимости многочлена P(x) на двучлен (x – c) необходимо и достаточно, чтобы с  было корнем P(x) (Следствие теоремы Безу).

10. Теорема Виета: Если х1, х2, …, хn – действительные корни многочлена

Р(х) = а0хn + а1хn - 1 + … + аn, то имеют место следующие равенства:

х1 + х2 + … + хn = -а10,

х1 · х2 + х1 · х3 + … + хn - 1 · хn = a20,

х1 · х2 · х3 + … + хn - 2 · хn - 1 · хn = -a30,

х1 · х2 · х3 · хn = (-1)n an0.

3.  Основные методы решения уравнений высших степеней

1)    Разложение на множители

2)    Введение новой переменной

3)    Функционально-графический

1)    Разложение на множители

a)    формулы сокращенного умножения

b)    способ группировки

c)     теорема Безу

d)    схема Горнера

e)     метод неопределенных коэффициентов

a-b). Разложение на множители методом группировки и формул сокращенного умножения

Основа данного метода заключается в группировке слагаемых таким образом, чтобы каждая группа содержала общий множитель. Для этого иногда приходится применять некоторые искусственные приемы.

Пример 1. х4 - 3x2 + 4х – 3 = 0.

Решение. Представим - 3x2 = -2x2 – x2 и сгруппируем:

4 - 2x2) – (x2 - 4х + 3) = 0.

4 - 2x2 +1 – 1) – (x2 - 4х + 3 + 1 – 1) = 0.

2 – 1)2 – 1 – (x – 2)2 + 1 = 0.

2 – 1)2 – (x – 2)2 = 0.

2 – 1 – х + 2)(х2 – 1 + х - 2) = 0.

2 – х + 1)(х2 + х - 3) = 0.

х2 – х + 1 = 0 или х2 + х - 3 = 0.

В первом уравнении нет корней, из второго: х1, 2 = (-1 ± √13)/2.

Пример 2.     Дано:

Решение. Сгруппируем слагаемые в левой части, но следует заметить, что х=0; х=-1; х=-3; х=-4 не могут быть решениями. Получим:

,

Проводим преобразования и получаем:

+           2(х+2)(,

2(х+2)=0,              или          

х1=-2.                                   Введем замену: х2+4х=t, тогда

                                            Решая уравнения, получаем:

                                                    

Подставляем значение t, получаем уравнение:

х2+4х=,      х2+4х+1,5=0,      D=16-6=10,                                       

х2,3=                         Ответ: х1=-2; х2=-2+; х3= -2-.

Пример 3. Дано: х4+2х3+2х+1=0

Решение. Поделим на уравнение на х2, получим:

х2+2х+ перегруппируем слагаемые таким образом:

2+      (х+2-2+2(

вводим новую переменную: t= х+, t2+2t-2=0, D=4+8=12,

t1,2==

Подставляем обратно:

1)  х+

x2 + (1)x +1 = 0, D=-1-2 <0 – решений нет.

2)   х+=,     x2 + (1+ )x +1 = 0, D=,

х1,2=.

Ответ. х1,2=

Пример4.   Дано:  х43-72х2+9х+81=0

Решение. Поделим уравнение на х2 и сгруппируем:

х2+х-72+=0,

2++(х+ проведем некоторые преобразования до полного квадрата в одной из скобок, получим:

2+18++(х+,

(х+)2+( х+)-90=0, вводим новую переменную: t= х+, решаем уравнение:

t2+t-90=0, D=1+360=361,

t1,2= Решаем уравнения, подставляя значения t:

1)   х+=-10,    х0      х2+10х+9=0, D=100-36=64

х1,2=

2)   х+=9,   х0       х2-9х+9=0, D=81-36=45     х3,4=.

Ответ: х1 х2=-1; х3,4=

c). Теорема Безу

При делении многочлена n-й степени относительно x на двучлен x-a остаток равен значению делимого при x=a. (Буква a может обозначать любое действительное или мнимое число, т.е. любое комплексное число.)

При решении уравнений с помощью теоремы Безу необходимо:

·          найти все целые делители свободного члена;

·          из этих делителей найти хотя бы один корень уравнения (a);

·          левую часть уравнения разделить на (x-a);

·          записать в левой части уравнения произведение делителя и частного;

·          решить полученное уравнение.

1.     Решить уравнение x4+3x3-13x2-9x+30=0.

301; 2, 3, 5, 6, 10.

(x-2)(x3+5x2-3x-15)=0

(x-2)(x+5)(x2-3)=0

_x4+3x3-13x2-9x+30               x-2

  x4-2x3                                                         x3+5x2-3x-15

    _5x3-13x2

           5x3-10x2

            _-3x2-9x

                -3x2+6x

                   _-15x+30

                        -15x+30

                                 0

Ответ: x1=2, x2=-5, x3,4=.

2. Решить уравнение x6+x5-7x4-5x3+16x2+6x-12=0.

-12 1; 2; 3; 4; 6; 12.

_x6+x5-7x4-5x3+16x2+6x-12          x-1

   x6-x5                                             x5+2x4-5x3-10x2+6x+12

  _  2x5-7x4

           2x5-7x4

          _-5x4-5x3

             -5x4+5x3

_-10x3+16x2                                           _x5+2x4-5x3-10x2+6x+12         x+2

  -10x3-10x2                                                 x5+2x4                                                        x4-5x2+6

          _6x2+6x                                   _ -5x3-10x2

              6x2-6x                                      -5x3-10x2

                   _  12x-12                                              _ 6x+12

                   12x-12                                                 6x+12

                    0                                                      0

    x6+x5-7x4-5x3+16x2+6x-12=(x-1)(x5+2x4-5x3-10x2+6x+12)=0

x6+x5-7x4-5x3+16x2+6x-12=(x-1)(x+2)(x4-5x2+6)=0

x4-5x2+6=0 – биквадратное уравнение, x1,2=, x3,4=.

Ответ: x1,2=, x3,4=, x5=1, x6=-2.

3. Решить уравнение x3-5x2+8x-6=0.

-6 1; 2; 3; 6.

_x3-5x2+8x-6             x-3

  x3-3x2                       x2-2x+2

    _-2x2+8x

      -2x2+6x

             _2x-6

               2x-6

                     0

x3-5x2+8x-6=(x2-2x+2)(x-3)=0

x2-2x+2=0 – квадратное уравнение, корней не имеет, т.к. D<0.

Ответ: x=3.

4. Решить уравнение 6x3+11x2-3x-2=0.

-2 1; 2.

_6x3+11x2-3x-2             x+2

 6x3+12x2                       6x2-x-1

          _-x2-3x

            -x2-2x

                 _-x-2

                   -x-2

                        0

6x3+11x2-3x-2=(6x2-x-1)(x+2)=0

6x2-x-1=0 – квадратное уравнение, x1=½, x2=-⅓.

Ответ: x1=½, x2=-⅓, x3=-2.

d). Схема Горнера

Схема Горнера, основанная на теореме Безу, позволяет за

считанные секунды решить сложное уравнение без мучительных подстановок и деления многочленов  в столбик.

Пример 1. Решить уравнение 2х4 - 5х3 + 5х2 - 2 = 0                                    Решение: Так как сумма коэффициентов многочлена , записанного в левой части уравнения, равна нулю, то один из корней 1. Воспользуемся схемой Горнера:

 

2

-5

5

0

-2

 

1

2

-3

2

2

0

Х=1 - корень

Получаем  Р(х)=(х-1) (2х3 -3х2+2х +2). Будем искать корни среди делителей свободного члена 2.

 

2

-3

2

2

1

2

-1

1

3

-1

2

-5

7

-5

2

2

1

4

10

-2

2

-7

16

-30

Выяснили, что целых корней больше нет. Проверим 1/2; -1/2.

 

2

-3

2

2

 

1/2

2

-2

1

2,5

-1/2

2

-4

4

0

Х= -1/2 - корень

Итак (х-1) (х+1/2) (2х2 – 4х +4)=0.  Далее решаем квадратное уравнение 2х2-4х +4 = 0.  Д/4=1-2= -1. Значит это уравнение корней не имеет.                          Ответ: 1; -1/2.                                                                                                   Пример 2. Решить уравнение 5х4 – 3х3 – 4х2 -3х+ 5 = 0.                             Решение:                                                                                                                     Корни данного уравнения будем искать среди делителей свободного члена 5: 1;-1;5;-5. х=1 - корень уравнения, так как сумма коэффициентов равна нулю. Воспользуемся схемой Горнера:

 

5

-3

-4

-3

5

1

5

2

-2

-5

0

Можно записать (х-1) (5х3 +2х2 -2х-5)=0.   Для 5х3 +2х2 -2х-5=0  х=1 также является корнем и

 

5

2

-2

-5

1

5

7

5

0

уравнение представим в виде произведения трех множителей: (х-1) (х-1) (5х2 -7х + 5)=0. Решая квадратное уравнение 5х2 -7х+5=0, получили Д=49-100=-51, корней нет.                                                                                                               Ответ:1.                                                                                                                     Пример 3. Дано: http://festival.1september.ru/articles/582018/Image353.gif. Делители свободного числа: , но это  очень большое количество делителей, поэтому можно воспользоваться тем, что если сумма коэффициентов равна 0, то один из корней 1.

1-5-9+41+32-60=0 http://festival.1september.ru/articles/582018/Image354.gif1 – корень.

 

1

-5

-9

41

32

-60

1

1

-4

-13

28

60

0

2

1

-2

-17

-6

20

 -

3

1

-1

-16

-20

0

 

4

1

3

-4

0

 

 

5

1

4

4

0

 

 

http://festival.1september.ru/articles/582018/Image355.gif

х-1=0,    или    х-3=0,    или   х-5=0,    или   (х+2)2=0,

х=1.                 х=3.                 х=5.                 х=-2.    

Ответ: 1; 3; 5; -2.

Пример 4. http://festival.1september.ru/articles/582018/Image356.gif. Делители свободного числа:

 

1

-1

-8

14

1

-13

6

1

1

0

-8

6

7

-6

0

1

1

1

-7

-1

6

0

 

1

1

2

-5

-6

0

 

 

-1

1

1

-6

0

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/582018/Image357.gif

(х-1)3=0,   или     х+1=0,    или    х+3=0,         х-2=0,

х=1.                     х=-1.                  х=-3.            х=2.

Ответ: 1; -1; -3; 2.

Пример 5. Решить уравнение: х3 – 5х + 4 = 0

Определим корни многочлена третьей степени

:± 1; ± 2; ± 4

f(1) = 1 – 5 + 4 = 0

Одним из корней является  х = 1

 

1

0

– 5

4

1

1

1

– 4

0

х3 – 5х + 4 = 0

(х – 1) (х2 + х – 4) = 0

х-1=0,          или     х2 + х – 4=0

х=1.                       D = 1 + 16 = 17

                              х1 = ;   х2 =

Ответ: 1; ; .

Пример 6. Дано: 6х4-29х3-89х2-19х+35=0

Решение. Делители свободного числа: .

Находим по схеме Горнера целочисленные решения уравнения:

 

6

-29

-89

-19

35

1

6

-23

-112

-131

-1

6

-35

-54

35

0

5

6

1

-84

-439

7

6

13

2

-5

0

 

Итак, 6х4-29х3-89х2-19х+35=(х+1)(х-7)(6х2+7х-5)=0,

х+1=0   или х-7=0    или  6х2+7х-5=0         

х1=-1, х2=7, х3,4=.

Ответ:

Пример 7. Решить уравнение: х5+5х-42=0

Решение. Делители свободного числа:

Находим по схеме Горнера целочисленные решения уравнений:

 

1

0

0

0

5

-42

 

-1

1

-1

1

-1

6

 

1

1

1

1

1

6

 

-2

1

-2

4

-8

21

 

2

1

2

4

8

21

0

Корень

 х4+2х3+4х2+8х+21=0

Делители свободного числа:

 

1

2

4

8

21

-1

1

1

3

5

6

1

1

3

7

15

36

-21

1

-19

403

-8455

177576

21

1

23

487

10235

214956

 

 

 

 

 

 

Ответ: х=2.

Пример 8. Дано: х4-8х+63=0

Решение. Делители свободного числа:   Решаем по схеме Горнера:

 

1

0

0

-8

63

-1

-1

1

-1

-7

70

1

1

1

1

-7

70

-63

1

63

-3969

Не корень

 

63

1

63

3969

Не корень

 

Ответ: решений нет.

Пример 9. Решить уравнение: х4-4х3-13х2+28х+12=0

Решение. Делители свободного числа:

По схеме Горнера находим целочисленные решения уравнения:

 

1

-4

-13

28

12

 

1

1

-3

-16

12

24

2

1

-2

-17

-6

0

Корень

3

1

-1

-16

-20

 

-3

1

-7

8

4

0

Корень

Уравнение принимает вид: (х-2)(х+3)(х2 -5х-2)=0

х-2=0    или   х+3=0   или  х2 -5х-2=0

х1=2, х2=-3, х3,4=

Ответ:  х1=2, х2=-3, х3,4=

e). Разложение на множители  методом неопределенных коэффициентов

Суть метода состоит в том, что исходный многочлен раскладывается на множители с неизвестными коэффициентами. Используя свойство, что многочлены равны, если равны их коэффициенты при одинаковых степенях, находят неизвестные коэффициенты разложения.

Пример1: х3 + 4x2 + 5х + 2 = 0.

Решение. Многочлен 3-й степени можно разложить в произведение линейного и квадратного множителей.

х3 + 4x2 + 5х + 2 = (х - а)(x2 + bх + c),

х3 + 4x2 + 5х + 2 = х3 +bx2 + cх - ax2 - abх - ac,

х3 + 4x2 + 5х + 2 = х3 + (b – a)x2 + (c – ab)х – ac.

Решив систему:      

получим

х3 + 4x2 + 5х + 2 = (х + 1)(x2 + 3х + 2).

Корни уравнения (х + 1)(x2 + 3х + 2) = 0 находятся легко.

Ответ: -1; -2.

2)    Метод введения новой переменной

1)    Биквадратные уравнения

2)    Возвратные и симметрические уравнения

Метод введения новой переменной заключается в том, что для решения уравнения f(x) = 0 вводят новую переменную (подстановку) t = xn или t = g(х) и выражают f(x) через t, получая новое уравнение r(t). Решая затем уравнение r(t), находят корни: (t1, t2, …, tn). После этого получают совокупность n уравнений q(x) = t1, q(x) = t2, … , q(x) = tn, из которых находят корни исходного уравнения.

 

Пример 1;2 + х + 1)2 – 3х2 - 3x – 1 = 0.

Решение: (х2 + х + 1)2 – 3х2 - 3x – 1 = 0.

2 + х + 1)2  – 3(х2 + x + 1) + 3 – 1 = 0.

Замена (х2 + х + 1) = t.

t2  – 3t + 2 = 0.

t1 = 2, t2 = 1. Обратная замена:

х2 + х + 1 = 2 или х2 + х + 1 = 1;

х2 + х - 1 = 0 или х2 + х = 0;

Из первого уравнения: х1, 2 = (-1 ± √5)/2, из второго: 0 и -1.

1)    Биквадратные уравнения

Уравнение вида:  ax 4 + bx 2 + c = 0  называется биквадратным.

Оно приводится к квадратному уравнению заменой:     x2 = z .    

Если уравнение имеет вид:    ax2n + bxn +  c = 0  ,

оно приводится к квадратному уравнению заменой:  xn = z ;

действительно, после этой замены получаем:   az 2+ bz + c = 0 .

Пример 1. Решим уравнение:     x 4 – 13 x 2 + 36 = 0 .

После замены:  x 2 = z  получим уравнение:     z 2 – 13 z + 36 = 0 .

Его корни:  z1 = 4  и  z2 = 9. Теперь решаем  уравнения:   x 2 = 4  и  x 2 = 9 . Они имеют соответственно корни:  x1 = 2 ,  x2 = – 2 ,   x3 = 3 ;   x4  = 3 .             Эти числа являются  корнями исходного уравнения

Пример 2. Решить биквадратное уравнение:  3x 4 – 123x 2 + 1200 = 0 .

Решение.  Заменяя:  x 2 = z ,  и решая уравнение:  3z 2 – 123z + 1200 = 0, получаем: 

                        

 отсюда,  z1 = 25 и  z2 = 16. Используя нашу замену, получим:

 x 2 = 25 и  x 2 = 16,  отсюда,  x1 = 5,  x2 = – 5,  x3 = 4,  x4 = – 4.

 

2)    Возвратные и симметрические уравнения

Метод введения новой переменной находит применение при решении возвратных уравнений.                                                                        Алгебраические уравнения вида a0xn+a1xn-1+…+an=0 называют возвратными уравнениями, если его коэффициенты, одинаково удалены от начала и от конца, равны между собой (ak=an-1, k=0, 1, … , n).

Примерами таких уравнений являются:

X3-2x2-2x+1=0, a0=a3=1, a1=a2=-2

2x4-3x3+5x2-3x+2=0; a0=a4=2; a1=a3=-3;

Уравнения вида    ах+ вх2  + вх + а = 0, а ≠ 0,   (1) называются  возвратными уравнениями третьей степени.                                                                   Поскольку ах+ вх2  + вх + а = а (х3 + 1) + вх (х+1) = а (х+ 1) (х- х+ 1) + вх (х+ 1) = (х+1) (ах2 + (в - а) х + а), то уравнение (1) равносильно совокупности уравнений      х + 1 = 0    и     ах2 + (в - а) х + а = 0, решить которую просто.

Пример 1. Решить уравнение.   3х3 + 4х2 + 4х + 3 = 0. – возвратное, уравнение третьей степени,  т.к.   a0= a3 =3; a1=a2=4.                             Разложим на множители левую часть уравнения                                                                  3х3 + 4х2 + 4х + 3 = 3 (х3 + 1) + 4х (х + 1) = ( х + 1) (3х2 – 3х + 3 + 4х) = ( х+ 1) (3х2 + х + 3). Уравнение равносильно совокупности уравнений                           х + 1 = 0    и    3х2 + х + 3 = 0,     х= - 1    D< 0 , уравнение решений не имеет.                                                                                                                       Ответ: - 1.                                                                                                                Пример 2.   Решить уравнение.     2x3+7x2+7x+2=0 – возвратное, уравнение третьей степени,  т.к.   a0= a3 =2; a1=a2=7. Разложим левую часть на множители: 2(x3+1)+7x(x+1)=2(x+1)(x2-x+1)+7x(x+1)=(x+1)(2x2-2x+2+7x)=(x+1)(2x2+5x+x)               Ответ: - 1.                                 

Уравнения вида    ах4 + вх3 + сх2 + вх + а = 0 , а≠ 0,  называются возвратными уравнениями четвертой степени.  Возвратные уравнения решаются методом введения новой переменной. Поскольку х = 0 не является корнем уравнения , то , разделив обе части уравнения на   х2 , получим уравнение , равносильное исходному: ах2 + а/х2 + вх + в/х + с = 0. Перепишем уравнение в виде:     а [(х + 1/х)2  - 2 ] + в ( х + 1/х) + с = 0.      В этом уравнении сделаем замену           х + 1/х = у,  тогда получим квадратное уравнение     ау2 + ву +с – 2а = 0.                                                                                 Если уравнение имеет два корня у1   и у2 , то исходное уравнение равносильно совокупности уравнений   х2 - х у1  + 1 = 0  и  х2 - х у2  + 1 = 0.                         Если же уравнение имеет один корень у0 , то исходное уравнение равносильно уравнению х2 - у0х+ 1 = 0. Если уравнение не имеет корней, то и исходное уравнение не имеет корней.

Пример 3. Решить уравнение    х4 – 5х3 + 8х2 – 5х- 1 =0.                                 Решение. Так как х= 0 не является его корнем, то , разделив уравнение на х2, получим равносильное ему уравнение   х2 – 5х + 8 – 5/х + 1/ х2= 0. Сгруппировав слагаемые, перепишем уравнение в виде                                      (х2 + 1/ х2)2 – 5 (х + 1/х) + 6 =0.                                                                          Пусть х + 1/х = у, получим уравнение    у2 - 5у +6 = 0,    имеющее два корня  у1= 2, у2 = 3. Следовательно, исходное уравнение равносильно совокупности уравнений    х + 1/х =2   и   х + 1/х =3.  Решение первого уравнения этой совокупности есть х1 = 1, а решения второго есть х2 =(3+√5)/2, х3 =(3-√5)/2.   Следовательно, исходное уравнение имеет три корня.            Ответ: х1 = 1, х2 =(3+√5)/2, х3 =(3-√5)/2.                                                              Пример 4. Решить уравнение    6x4-35x3+62x2-35x+6=0                                     (6x4+6)-(35x3+35x)+62x2=0                                                                                         6 (x4+1)-35 (x3+x)+62x2=0       Разделим обе части на x2                                          6 (x2+1/x2)-35(x+1/x)+62=0                                                                                        пусть t=x+1/x, тогда t2=(x+1/x)2=x2+2+1/x2, то x2+1/x2=t2-2                                 6(t2+2)-35t+62=0;   6t2-12-35t+62=0;  6t2-35t+50=0;   D=1225-1200=25 t1=(35+5)/12=40/12=10/3;   t2=(35-5)/12=30/12=5/2;                                                 x+1/x=5/2;                            x+1/x=10/3                                                                   2x2-5x+2=0                           3x2-10x+3=0                                                                        D=25-16=9                            D=100-36=64                                                          x1=(5+3)/4=2; x2=(5-3)/4=1/2; x3=(10+8)/4=3; x4=(10-8)/4=1/3.                            Ответ: 1/3; 1/2; 2; 3.

Частным случаем возвратных уравнений являются симметрические уравнения   ax4+bx3+cx2+bx+a=0 и кососимметрические уравнения ax4+bx3+cx2-bx+a=0.     Заменой для симметрического и      для кососимметрического    уравнений эти уравнения сводятся к квадратным уравнениям.

Пример 5: Решить уравнение    x4-2x3-x2-2x+1=0

Разделим данное уравнение на x2    

Пусть . Тогда

;   t2-2-2t-1 =0;   t2-2t-3=0;   t1=3; t2=-1                                          При  t=3  x2-3x+1=0;  D=9-4=5;                                   При  t=-1             x2+x+1=0;  D=1-4=-3<0 — корней нет        Ответ: .

Пример 6. Решить уравнение    4 – 5х3 – 38x2 – 5х + 6 = 0.                    Решение.                                                                                                                        6х2 – 5х – 38 – 5/х + 6/х2 = 0.                                                                                        6(х2 + 1/х2) – 5(х + 1/х) – 38 = 0.                                                                            Вводим t: подстановка (x + 1/x) = t. Замена: (x2 + 1/x2) = t2 – 2, имеем:             6t2 – 5t – 50 = 0.                                                                                                            t = -5/2 или t = 10/3.                                                                                                Вернемся к переменной х. После обратной замены решим два полученных уравнения: 1) x + 1/x = -5/2;  х2 + 5/2 х +1 = 0;  х = -2 или х = -1/2.                        2) x + 1/x = 10/3;  х2 – 10/3 х + 1 = 0;  х = 3 или х = 1/3.                                    Ответ: -2; -1/2; 1/3; 3.

Пример 7. Решить уравнение    х4 – 7х3+14х2 – 7х + 1 = 0                               Решение.                                                                                                                   Разделим данное уравнение на х2 и получим: х2 – 7х + 14 -   +  = 0 Группируем и выносим за скобки общий множитель, где это возможно.

(+) - 7()+14 = 0.   Пусть  = у, тогда уравнение примет вид            у2 – 2 – 7у + 14 = 0;  у2  – 7у + 12 = 0; D = 1;  у1= 4;  у2 = 3                           Возвращаясь к нашей замене, получим                                                                   - 4 = 0   или    - 3 = 0                                                                                         D = 12                       D = 5                                                                                          х1,2 =2±             х3,4 =                                                                               Ответ: х1,2 =2±; х3,4 =

3. Графический метод.

Данный метод состоит в построении графиков и использовании свойств функций.

1.     Решить уравнение:   х5 + х – 2 = 0

Представим уравнение в виде х5  = - х + 2. Функция у = х5 является возрастающей, а функция у = - х + 2  -  убывающей.  Значит,  уравнение        х5 + х – 2 = 0 имеет единственный корень -1.

2.  Решить уравнение:                                                                Решение.
Перейдем к равносильному уравнению:

Можно заметить, что
х=2 является решением данного уравнения. Давайте докажем, что это единственный корень.
Функция y=
– возрастает на всей области определения.
Функция y=1343x – убывает на всей области определения.
Тогда графики этих функций либо вообще не пересекаются, либо пересекаются в одной точке, это точку мы уже нашли
х=2.
Ответ:
х=2.

3.Решить уравнение:

 

 

 

4.Другие виды уравнений.

Решение уравнений вида:

1.     ;

2.    

3.      (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = А, где а + d = c + b.

Уравнение  сводится к биквадратному, если сделать подстановку                                                                               Уравнение   ac=bd и т.д., тогда делим на x

Уравнения вида (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = А, где а + d = c + b. Методика решения подобных уравнений заключается в частичном раскрытии скобок, а затем введении новой переменной.                                                                                          1. Решить уравнение:                                               Ответ: 6; 8

2. Решить уравнение:

                     Делим на

                

             Ответ: -6; -4;

3. Решить уравнение: (х + 1)(х + 2)(x + 3)(x + 4) = 24.                                            Решение. Вычисляем: 1 + 4 = 2 + 3. Группируем скобки по парам:                          ((х + 1)(x + 4))((х + 2)(x + 3)) = 24,  2 + 5х + 4)(х2 + 5х + 6) = 24.               Сделав замену х2 + 5х + 4 = t, имеем уравнение t(t + 2) = 24, оно является квадратным:  t2 + 2t – 24 = 0, t = -6 или t = 4.                                                   После выполнения обратной замены, легко находим корни исходного уравнения.                                                                                                                   Ответ: -5; 0.

Примеры для самостоятельного решения.

Решите уравнения:

1.     9х³ - 18х  = х – 2,

2.     х³ - х²  = х – 1,

3.      х³ - 3х² -3х + 1 = 0,

4.     Х - 2х³  + 2х – 1 = 0,

5.     Х  - 3х²  + 2 = 0,

6.     х + 5х³ - 6х²  = 0,

7.      х³  + 4х²  + 5х + 2 = 0,

8.     Х + 4х³ - х² - 16х – 12 = 0

9.      4х³ + х² - х + 5 = 0

10.  3х + 5х³ - 9х² - 9х + 10 = 0.

Ответы: 1) ±1/3; 2   2) ±1,  3) -1; 2 ±√3   ,    4) ±1,     5) ± 1; ±√2   ,    6) 0; 1          7)   -2; -1,     8) -3; -1; ±2,       9) – 5/4       10) -2; - 5/3; 1.

Уравнения вида (х + а)(х + в)(х + с)(х + d)… = А.

1.     (х + 1)(х + 3)(х + 5)(х + 7) = -15,

2.     х(х + 4)(х + 5)(х + 9) + 96 = 0,

3.      х(х + 3)(х + 5)(х + 8) + 56 = 0,

4.      (х – 4)(х – 3)(х – 2)(х – 1) = 24,

5.      (х – 3)(х -4)(х – 5)(х – 6) = 1680,

6.      (х² - 5х)(х + 3)(х – 8) + 108 = 0,

7.      (х  + 4)² (х + 10)(х – 2) + 243 = 0

8.      (х² + 3х + 2)(х² +  9х + 20) = 4, Указание: х  + 3х + 2 = (х + 1)(х + 2),

х² + 9х + 20 = (х + 4)(х + 5)

Ответы: 1) -4 ±√6; - 6; - 2.       6)  - 1; 6; (5± √97)/2      7)  -7; -1;  -4 ±√3.

Возвратные уравнения.

1. 78х - 133х³  + 78х²  - 133х + 78 = 0,

2. х - 5х³  + 10х²  - 10х + 4 = 0,

 3. х - х³  - 10х²  + 2х + 4 = 0,

 4. 6х + 5х³  - 38х²  -10х + 24 = 0,

 5. х + 2х³  - 11х²  + 4х + 4 = 0,

 6. х - 5х³  + 10х²  -10х + 4 = 0.

Ответы:  1)  2/3; 3/2,     2)  1;2      3) -1 ±√3;   (3±√17)/2,  4) -1±√3; (7±√337)/12        5)  1; 2; (-5± √17)/2,     6)  1; 2.

а)      х -3х² + 2 = 0,

б) х +5х³ -6х² = 0.

Ответы:  а)  ± 1; ±√2   ,  б) 0; 1.                                                                              Используя свойство монотонности функции, докажите, что уравнение имеет единственный корень, и найдите этот корень:

а) х³ = 10 – х,  б) х + 3х³ - 11√2 – х.

Ответы: а) 2,  б) √2.

Решите уравнение (х + 3) + (х + 5) = 16. Ответ: -5; -3.

Контрольная работа.

1 вариант.

1. Решите уравнение (х² + х) – 8(х² + х) + 12 = 0.

2. Решите уравнение (х + 1)(х + 3)(х + 5)(х + 7) = - 15.

3. Решите уравнение 12х²(х – 3) + 64(х – 3)² = х.

4. Решите уравнение х - 4х³ + 5х² - 4х + 1 = 0

5. Решите систему уравнений:        х² + 2у² - х + 2у = 6,

                                                                  1,5х² + 3у² - х + 5у = 12.

2 вариант

1.  (х² - 4х)² + 7(х² - 4х) + 12 = 0.

2. х(х + 1)(х + 5)(х + 6) = 24.

3. х + 18(х + 4)² = 11х²(х + 4).

4. х - 5х³ + 6х² - 5х + 1 = 0.

5. Решите систему уравнений:   х² - 2ху + у² + 2х²у – 9 = 0,                                                  х – у – х²у + 3 = 0.

3 вариант

1. (х² + 3х)² - 14(х² + 3х) + 40 = 0

2. (х – 5)(х-3)(х + 3)(х + 1) = - 35.

3. х4 + 8х²(х + 2) = 9(х+ 2)².

4. х - 7х³ + 14х² - 7х + 1 = 0.

5. Решите систему уравнений:     х + у + х² + у² = 18,    ху + х² + у² = 19.

4 вариант.

1.     (х² - 2х)² - 11(х² - 2х) + 24 = о.

2.     (х -7)(х-4)(х-2)(х + 1) = -36.

3.     х + 3(х -6)² = 4х²(6 – х).

4.     х - 6х³ + 7х² - 6х + 1 = 0.

5.     Решите систему уравнений:    х² + 3ху + у² = - 1,  2х² - 3ху – 3у² = - 4.

 

Ответы и указания:

вариант

№1

№2

№3

№4

№5

1

- 3; ±2; 1

1;2;3

-5; -4; 1; 2. Однородное уравнение: u = x -3, v =x²

-2; -1; 3; 4.

(2;1); (2/3;4/3). Указание:

1·(-3) + 2· 2

2

-6; -2;           -4±√6.

-3±2√3; - 4;   - 2.

1±√11; 4; - 2. Однородное уравнение: u = x + 4, v = x²

1; 5;3±√13.

(2;1); (0;3); ( - 3; 0). Указание: 2· 2 + 1.

3

-6; 2; 4; 12

-3; -2; 4; 12

-6; -3; -1; 2. Однородное u = x+ 2, v = x²

-6; ±3; 2

(2;3), (3;2), (-2 + √7; -2 - √7); (-2 - √7; -2 +  √7).

Указание: 2 -1.

4

(3±√5)/2

2±√3

2±√3; (3±√5)/2

(5 ± √21)/2

(1;-2), (-1;2). Указание: 1·4 + 2.

 

Заключение.

Практически всё, что окружает нас, связано в той или иной мере с математикой. А достижения в физике, технике, информационных технологиях только подтверждают это. И что очень важно – решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.

В данной работе на конкретных примерах рассмотрели различные способы решения уравнений. Все указанные способы позволяют понизить степень уравнения и свести решение его к решению квадратного или линейного уравнения.

Заниматься решением уравнений высших степеней можно на факультативных занятиях, спецкурсах в старших классах. Хорошо подготовленные ученики с интересом изучают этот материал, а затем представляют одноклассникам решённые уравнения. Данный материал дает возможность подготовиться к ЕГЭ.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Адамская Н. Алгебра и математический анализ: Тематическое планирование. Контрольные работы. Математика, 2000. - №28.

2.     Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч.1 Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). А.Г. Мордкович. Изд. «Мнемозина», 2010.

3.     Бородин А.И., Бугай А.С. Биографический словарь деятелей в области математики.

4.     Галицкий М.Л. и др. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа: Метод. рекомендации и дидакт. материалы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

5.     Звавич Л. И., Шляпочник Л. Я., Чинкина М. В., Алгебра и начала анализа 8–11. Дидактические материалы, М: Дрофа, 1999.

6.     Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.

7.     Ивлев Б. М., Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: учебное пособие для 10–11 классов средней школы, М: Просвещение, 1990.

8.     Математика. Интенсивный курс подготовки к экзамену. О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. Москва, изд. “Айрис”, 1997.

9.     Профильное обучение математике старшеклассников. Учебно-дидактический комплекс. – Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2003.

10. Тумаркин Л.А. «История математики», Москва, 1975 г.

11. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.

 

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………………………

Введение Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека

Введение Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека

Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне

Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне

Теоретические сведения

Теоретические сведения

Докажем эту теорему для случая, когда n =3

Докажем эту теорему для случая, когда n =3

Следствие 3. Если многочлен

Следствие 3. Если многочлен

Если целое число α −корень многочлена

Если целое число α −корень многочлена

Слово « схема» в названии алгоритма связана с тем, что обычно его выполнение оформляют следующим образом

Слово « схема» в названии алгоритма связана с тем, что обычно его выполнение оформляют следующим образом

Число в последней клетке и есть остаток от деления на x +2,

Число в последней клетке и есть остаток от деления на x +2,

Р 3 (х) = ах 3 + bx 2 + cx + d возможно одно из двух: либо он разлагается в произведение трех двучленов

Р 3 (х) = ах 3 + bx 2 + cx + d возможно одно из двух: либо он разлагается в произведение трех двучленов

Основа данного метода заключается в группировке слагаемых таким образом, чтобы каждая группа содержала общий множитель

Основа данного метода заключается в группировке слагаемых таким образом, чтобы каждая группа содержала общий множитель

Решая уравнения, получаем:

Решая уравнения, получаем:

Пример4. Дано: х 4 +х 3 -72х 2 +9х+81=0

Пример4. Дано: х 4 +х 3 -72х 2 +9х+81=0

Решить уравнение x 4 +3 x 3 -13 x 2 -9 x +30=0

Решить уравнение x 4 +3 x 3 -13 x 2 -9 x +30=0

Ответ: x 1,2 = , x 3,4 = , x 5 =1, x 6 =-2

Ответ: x 1,2 = , x 3,4 = , x 5 =1, x 6 =-2

Ответ: x 1 =½, x 2 =-⅓, x 3 =-2

Ответ: x 1 =½, x 2 =-⅓, x 3 =-2

Выяснили, что целых корней больше нет

Выяснили, что целых корней больше нет

Ответ: 1; 3; 5; -2. Пример 4

Ответ: 1; 3; 5; -2. Пример 4

Ответ: 1; -1; -3; 2. Пример 5

Ответ: 1; -1; -3; 2. Пример 5

Ответ: Пример 7. Решить уравнение: х 5 +5х-42=0

Ответ: Пример 7. Решить уравнение: х 5 +5х-42=0

Ответ: решений нет. Пример 9

Ответ: решений нет. Пример 9

Решив систему: получим х 3 + 4x 2 + 5х + 2 = (х + 1)(x 2 + 3х + 2)

Решив систему: получим х 3 + 4x 2 + 5х + 2 = (х + 1)(x 2 + 3х + 2)

Из первого уравнения: х 1, 2 = (-1 ± √5)/2, из второго: 0 и -1

Из первого уравнения: х 1, 2 = (-1 ± √5)/2, из второго: 0 и -1

Уравнения вида ах 3 + вх 2 + вх + а = 0, а ≠ 0, (1) называются возвратными уравнениями третьей степени

Уравнения вида ах 3 + вх 2 + вх + а = 0, а ≠ 0, (1) называются возвратными уравнениями третьей степени

Если уравнение не имеет корней, то и исходное уравнение не имеет корней

Если уравнение не имеет корней, то и исходное уравнение не имеет корней

Пример 5: Решить уравнение x 4 -2 x 3 - x 2 -2 x +1=0

Пример 5: Решить уравнение x 4 -2 x 3 - x 2 -2 x +1=0

Возвращаясь к нашей замене, получим - 4 = 0 или - 3 = 0

Возвращаясь к нашей замене, получим - 4 = 0 или - 3 = 0

Другие виды уравнений. Решение уравнений вида: 1

Другие виды уравнений. Решение уравнений вида: 1

Решить уравнение: (х + 1)(х + 2)(x + 3)(x + 4) = 24

Решить уравнение: (х + 1)(х + 2)(x + 3)(x + 4) = 24

Указание: х + 3х + 2 = (х + 1)(х + 2), х² + 9х + 20 = (х + 4)(х + 5)

Указание: х + 3х + 2 = (х + 1)(х + 2), х² + 9х + 20 = (х + 4)(х + 5)

Ответы: а) 2, б) √2. Решите уравнение (х + 3) ⁴ + (х + 5) ⁴ = 16

Ответы: а) 2, б) √2. Решите уравнение (х + 3) ⁴ + (х + 5) ⁴ = 16

Решите систему уравнений: х + у + х² + у² = 18, ху + х² + у² = 19

Решите систему уравнений: х + у + х² + у² = 18, ху + х² + у² = 19

Практически всё, что окружает нас, связано в той или иной мере с математикой

Практически всё, что окружает нас, связано в той или иной мере с математикой

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021