Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов

  • docx
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические материалы для воспитательной работы
Иконка файла материала решение конфликтов.docx

Методические материалы для воспитательной работы

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: студенты техникума, возраст: 16 - 23 лет

Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов

В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа менеджера осуществляется в такой последовательности:

1.                      изучение причин возникновения конфликта;

2.                      ограничение числа участников конфликта;

3.                      анализ конфликта;

4.                      разрешение конфликта.

Для разрешения конфликтов используются два метода:

1.)    структурные методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие:

§   разъяснение требований к работе - руководитель должен четко изложить подчиненным их права и обязанности, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения;

§   создание новых координационных и интеграционных механизмовустановление иерархии полномочий, т.е. обращения к общему начальнику, предлагая ему принять окончательное решение;

§   установление общей цели для всех подразделений - принятие решений, обеспечивающих успех деятельности всей организации;

§   системы вознаграждений - ориентирована на поощрение людей, которые вносят свой вклад в достижение общих целей, комплексно подходят к решению проблемы, и наоборот, наказание за неконструктивное поведение.

 

2.)    межличностные стили - выбор определенного стиля поведения, который определяется: мерой удовлетворения собственных интересов и интересов другой стороны; активностью или пассивностью действий; индивидуальными или совместными действиями:

§   уклонение от конфликта - попытка стоять в стороне от конфликта, не брать на себя ответственность за разрешение конфликта. При таком подходе в конфликте проигрывают обе стороны.

§   сглаживание причин конфликта - побуждение войти в положение другой стороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны.

§   принуждение одной из сторон - разрешение конфликта силой, но без учета позиций другой стороны. Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами.

§   компромисс - умеренный учет интересов каждой из сторон и необходимость идти на определенные уступки.

§   решение проблемы – совместная выработка решения, удовлетворяющая интересам обеих сторон, считающих, что каждый участник конфликта имеет равные права при его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование. Является наиболее эффективным методом.

 

Все способы управления конфликтом можно разбить на 2 группы:

1.      педагогические – беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих;

2.      административные – приказ руководителя организации, перевод на другую работу, подавление интересов конфликтующих, решение суда.

 

Любой конфликт имеет последствия, он приводит к определенным изменениям ситуации и атмосферы в коллективе.

Конфликт может привести к функциональным (положительным) последствиям: устранение несправедливости; повышение заинтересованности в решении проблем; сотрудничество сторон в будущем; сплоченность группы.

Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут проявиться дисфункциональные (отрицательные) последствия: неудовлетворенность работой, плохое психологическое состояние; рост текучести кадров; снижение производительности труда; нежелание сотрудничать в будущем; представление другой стороны как «врага»; смещение акцента к победе, а не к решению реальной проблемы.

 

 

Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов.