Актуальной задачей в решении экологических проблем является формирование субъективного эколого-ценностного отношения к природе, которое охватывает весь спектр эстетических интеллектуальных, нравственных чувств, возникающих у младшего школьника в непосредственном контакте с природой или в процессе его знакомства с экологическими проблемами. Адекватность эколого-ценностных отношений означает принятие наиболее разумного, с ориентиром на ведущую экологическую ценность, способа взаимодействия человека и природы.Актуальной задачей в решении экологических проблем является формирование субъективного эколого-ценностного отношения к природе, которое охватывает весь спектр эстетических интеллектуальных, нравственных чувств, возникающих у младшего школьника в непосредственном контакте с природой или в процессе его знакомства с экологическими проблемами. Адекватность эколого-ценностных отношений означает принятие наиболее разумного, с ориентиром на ведущую экологическую ценность, способа взаимодействия человека и природы.
Методы и формы экологического воспитания.docx
Методы и формы экологического воспитания
Актуальной задачей в решении экологических проблем является
формирование субъективного экологоценностного отношения к природе,
которое охватывает весь спектр эстетических интеллектуальных,
нравственных чувств,
возникающих у младшего школьника в
непосредственном контакте с природой или в процессе его знакомства с
экологическими проблемами. Адекватность экологоценностных отношений
означает принятие наиболее разумного, с ориентиром на ведущую
экологическую ценность, способа взаимодействия человека и природы.
Формирование экологоценностного отношения невозможно без
присвоения экологозначимых знаний – знаний, которые необходимы для
установления рационального взаимодействия общества и биосферы. К ним
относятся:
знания о социо природной системе (о единстве и взаимодействии
общества и природы);
знания о единстве живой и неживой природы;
знания о закономерностях природных явлений, которые отражают
саморегулирующие силы природы;
знания об антропогенных факторах, экологических проблемах и путях
их разрешения;
знания о состоянии природных элементов;
нормативные знания: о санитарногигиенических нормах, о
природоохранных законах, правилах поведения в природе;
опыт рационального использования, восстановления и сохранения
природы. Практическая экологическая деятельность человека может выражаться
в различных формах. От активной пропаганды экологических идей и
принципов до личного участия в охране природы.
В образовательном процессе начальной школы имеются необходимые
условия для развития и воспитания экологической культуры детей младшего
школьного возраста.
Прежде всего, период младшего школьного возраста является
сензитивным для экологического воспитания и развития. Одним из главных
новообразований данного периода является качественно новый уровень
развития произвольной регуляции деятельности и поведения. Данное
новообразование проявляется в формировании у младшего школьника
эстетического и нравственного отношения к природе.
Чувство
ответственности и долга органично сливается с чувством восхищения
красотой и величием реального мира. Это побуждает школьников к
природоохранительной деятельности, так как способствует формированию
чувства эмпатии к окружающей природе. Все это составляет организующую
и воспитательную функции экологического сознания.
С формированием у детей младшего школьного возраста
произвольного поведения тесно связаны следующие новообразования:
анализ, рефлексия и внутренний план действий. В данный период у детей
формируются умения, предсказывать к чему ведет нарушение экологических
процессов, предсказывать возможные последствия тех или иных действий
человека в природе, какие действия являются экологически нейтральными и
какие мероприятия нужно проводить для пользы природы. В этом случае
реализуется прогностическая функция экологического сознания младших
школьников. Еще одно новообразование младшего школьного возраста – это
развитие нового познавательного отношения к действительности. У ребенка
формируются умения устанавливать зависимости и связи, которые
существуют в мире животных и растений, осмысливать экологические
явления; делать обобщения, заключения и выводы относительно состояния
природы. В этом случае реализуется развивающая функция экологического
сознания младших школьников.
Достижение цели воспитание бережного ответственного отношения к
природе младшего школьника возможно при условии целенаправленной
систематической работы учителя по формированию у учеников системы
экологических знаний о воде, воздухе, почве, растительном и животном
мире; умений и навыков по изучению и охране природы, потребности в
общении с природой и готовности к природоохранной деятельности.
В педагогической науке определены основные принципы
экологического образования школьников и формирования их экологической
культуры. К числу таких принципов относятся: систематичность и
непрерывность изучения экологического материала; междисциплинарный
подход в формировании экологической культуры; единство эмоционально
волевого и интеллектуального начал в деятельности учеников по изучению и
улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального,
национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в
учебном процессе.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание
бережного ответственного отношения к окружающей среде детей должно
быть обязательной составной частью общеобразовательной подготовки
младших школьников. Одним их важнейших принципов экологического
воспитания считается принцип непрерывности [10, c.2528]. Экологическое воспитание и образование включает в себя:
максимальный учет возрастных возможностей младших школьников, создание
обязательного минимального ядра содержания образования и воспитания, и
опоры на идеи комплексной глобальной, экологобиологической и экологии
человека.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и
склонностей младших школьников педагогами были разработаны различные
формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а)
индивидуальные, б) групповые, в) массовые.
Индивидуальные формы экологического воспитания детей младшего
школьного возраста предполагают деятельность учащихся по подготовке
докладов, лекций, бесед, наблюдения за растениями и животными;
изготовление поделок, рисование, лепка, фотографирование.
К групповым формам относятся секционные, клубные занятия юных
друзей природы; кинолектории; экскурсии; факультативы по основам
экологии и охране природы; экологический практикум; туристические
походы по изучению природы.
К массовым формам относится работа младших школьников по
озеленению и благоустройству помещений и территории школы, массовые
работы на
природоохранные праздники; экологические фестивали,
пришкольном участке, ролевые игры.
Для эффективности экологического воспитания необходимо
выполнение следующих условий:
организация деятельности всех звеньев общей системы
управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их
правильного функционирования;
планирование всех звеньев системы на основе планов совместной
работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, ритмичность, последовательность и устойчивость компонентов всех звеньев между собой и
со школой;
заранее подготовленная и регулярная информация о деятельности
каждого звена и своевременный обмен информацией между ними;
выявление, контроль слабых сторон и недостатков в работе,
внесение корректив в программу экологического воспитания;
изучение эффективности работы, подведение общих итогов,
анализ полученных результатов, их обсуждение с привлечением родителей
[10, c. 2528].
Усиление экологического воспитания детей младшего школьного
возраста необходимо. Усиление экологического воспитания является важным
требованием реформы школы. На сегодняшний день, как уже упоминалось
выше, это важнейшее требование, которое вытекает из представлений
современной экологии, носит законодательный характер.
Важной воспитательной задачей является убедить младших школьников
в том, что все существа вокруг такие же наши «соседи на планете». Для
этого необходимо, чтобы и сам учитель отказался от ряда традиционных
установок, только в этом случае можно будет успешно осуществлять
экологическое воспитание младших школьников. Рассмотрим, от каких
традиционных установок, в корне неправильных, как показала история,
необходимо отказаться учителю:
деление природы на вредную и полезную,
лозунги «господство над природой», «покорение природы»,
взгляд на насекомое как на чтото несерьезное, не особенно нужное,
взгляд на природу как на второстепенный предмет и т.п.
Необходимо, чтобы учитель постоянно находился в поиске новых,
эффективных приемов обучения и воспитания, целенаправленно пополнял
свои знания о природе [10, c. 2528]. Рассмотрим систему методов, используемую учителем начальных
классов с целью экологического воспитания младших школьников.
На первых этапах экологического воспитания наиболее целесообразны
методы, которые корректируют и анализируют сложившиеся у младших
школьников экологические ценностные интересы, потребности и ориентации.
Используя их опыт природоохранительной деятельности и наблюдений,
педагог в ходе беседы с помощью цифр, фактов, суждений вызывает
эмоциональные реакции учеников, стремится сформировать личное
отношение к проблеме у детей.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль
приобретают методы, которые стимулируют самостоятельную деятельность
младших школьников. Задания и задачи направлены на выявление
противоречий во взаимоотношениях природы и общества, на формирование
проблемы и поиска идей о путях ее разрешения с учетом концепции
изучаемого предмета «Окружающий мир». В качестве стимулирования
учебной деятельности можно использовать дискуссии, которые способствуют
проявлению личного отношения школьников к проблемам и поиску
возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонических
взаимоотношений природы и общества педагог обращается к рассказу,
который позволяет представить научные основы охраны природы в
разносторонних широких связях с учетом факторов глобального и локального
уровней. Познавательная деятельность учащихся стимулирует моделирование
экологических ситуаций правильного выбора, которые формируют
ценностные ориентации, обобщают опыт принятия решений, развивают
интересы и потребности учащихся. Потребность в выражении эстетических
переживаний и чувств активизируется творческими средствами (рассказ,
стихи, рисунки, макеты, поделки и т.п.). Искусство позволяет компенсировать
преобладающее число логических элементов познания. Свойственная искусству эмоциональность и синтетический подход к действительности
особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы [30, c.47].
Е.А. Постникова для показа взаимосвязи в природе предлагает вводить схемы
[30, c.31]. Это воспитывает у младших школьников абстрактное мышление.
Схема взаимосвязи живой и неживой природы, а также человека, на первых
этапах вводится в виде динамического рисунка. Например, неживой природе
(солнце, вода, луна, камни, тучи и т.д.) соответствует условный рисунок
солнышко. А рядом рисуется изображение живой природы – растение,
животное и т.д. Живая природа также неоднородна и включает в себя
животных, растения и человека. Человек живет в обществе, поэтому Е.А.
Постникова предлагает нарисовать два человечка на том же уровне, что и
изображение природы. Как элемент системы экологического воспитания, эту
методику можно использовать, по нашему мнению, она даст хорошие
результаты знаний взаимосвязей в природе [30].
Средством психологической подготовки младших школьников к
реальным экологическим ситуациям могут выступать ролевые игры. Они
строятся с учетом специфических целей предмета «Окружающий мир».
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный
эксперимент (опыты по измерению параметров, величин, которые
характеризуют экологические явления; опыты, которые иллюстрируют
закономерностей;
количественное
экспериментальное изучение экологической техники и т.п.) позволяет
экологических
выражение
успешно формировать экологические знания и отношение к ним как
личностно значимым.
Реализация задач экологического воспитания требует пересмотра
методов и форм обучения. Большинство учителей начальных классов отдают
предпочтение формам и методам обучения, которые предложены Л.С.
Квасцовой и Н.А. Фроловой [16]: 1) стимулирование младших школьников к постоянному пополнению
знаний об окружающей среде, использование с этой целью на уроках сюжетно
ролевых игр, бесед, докладов учащихся, викторин;
2) развитие творческого мышления младших школьников, умения
предвидеть возможные последствия деятельности человека для окружающей
природы, с этой целью используются методы, которые обеспечивают
формирование интеллектуальных умений: сравнение, синтез, анализ,
установление причинноследственных связей, лабораторная работа, опыт,
наблюдение, беседа – традиционные методы;
3) формирование исследовательских умений и навыков, способностей
самостоятельно приобретать новые знания, принимать экологически
целесообразные решения – проблемный подход к процессу обучения;
4) вовлечение младших школьников в практическую деятельность по
решению экологических проблем местного значения (организация
экологической тропы, выявление редких и исчезающих видов, защита
природы, пропаганда экологических знаний: беседы, лекции, плакаты) [16].
Стремясь показать непривлекательность безответственных действий и
тем самым вызвать у младших школьников эмоциональные реакции, учитель
начальных классов использует пример и поощрение. Наказание является
крайней, исключительной мерой воздействия на учащихся. В случае
использования данных методов воспитания на нужном этапе обучения, с
учетом психологической подготовленности учащихся и с учетом природных
условий, учитель сможет сформировать нравственновоспитанную и
экологически грамотную личность.
Формирование экологических понятий у младших школьников
осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать
экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны
раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные
нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще
будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать
последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать
практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные
среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние
связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать
для себя многие экологические закономерности.
В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные
мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по
изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных
форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую
ориентацию, следует выделить уроки праздники и тематические уроки
(Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание
натуралистических праздников может быть различным, но принципы
организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или
иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие
школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской
ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти
всех его участников. “Охрана природы – долг каждого” – вот основная идея,
которая красной нитью должна проходить через композицию всякого
натуралистического дела.
Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период
коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки надо
стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников.
Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план
подготовки и проведения урокапраздника, разрабатывает задания и
поручения ребятам. Каждому можно предложить домашнее заданиепод готовить свой добрый сюрприз. Учитель может помочь сориентироваться в
выборе сюрприза.
Ключ к успеху уроковпраздников – в преодолении формализма и
штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в
программы тематических уроковпраздников театрализованные кукольные
представления, шествия шутливокарнавального типа, устраивать выставки,
аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное
творчество учащихся. К этим урокам можно подготовить спецвыпуски
стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочиненийминиатюр о
полюбившемся уголке природы.
Заслуженной популярностью у младших школьников пользуются
турниры и конкурсы экологической направленности. Например, турнир
знатоков природы может состоять из нескольких этапов:
1. конкурс рисунков «Природоохранительные знаки» (команды рисуют
различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лесной
зоне заботы, около школы, на экологической тропе и т.п.);
2. конкурс на лучшего знатока тайн природы (гипотезы относительно
разгадки одной из тайн природы, предложенных учителем);
3. эстафета эрудитов (первая команда задает вопрос, вторая – отвечает,
затем команды меняются ролями);
4. конкурс устных рассказов на тему «Красная книга природы»;
5. конкурс знатоков голосов природы (прослушивание записи с
голосами птиц и других животных. Командам предлагается определить и
записать услышанный голос);
6. конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой
являются представители растений или животных (басня предложена заранее).
Удачным сочетанием познавательной и игровой деятельности учащихся
младших классов являются игрыэкскурсии. Н.С. Жесткова утверждает, что учитель должен тщательно приготовиться к экскурсии и разработала
подробный план подготовки к экскурсии для младших школьников [13]:
1. Разработка темы экскурсии. Название темы должно быть
эмоциональным и содержать проблему, что позволяет сразу заинтересовать
младших школьников.
2. Определить цель, задачи и составить план экскурсии.
3. Выбор места проведения экскурсии, разработка маршрута.
Определение мест для подвижных игр, сбора природного материала,
наблюдений и общественно полезной деятельности младших школьников.
4. Подбор игрового материала, стихов, загадок, викторин.
5. Продумывание методики проведения экскурсионного занятия.
6. Планирование организационных форм деятельности младших
школьников (когда и где проводить групповые наблюдения), выполнения
общественно полезных дел, распределение обязанностей между подгруппами
или отдельными учениками.
7. Окончательная доработка и утверждение плана экскурсии.
Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью
вовлечь в
позволяет расширить кругозор младших школьников,
природоохранительную работу большое число младших школьников,
помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние
родной природы.
Игры путешествия способствуют углублению, закреплению учебного
материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизирую
учащихся интересным сюжетом игры, личным участием детей в игре, их
устными сообщениями, переживаниями. Примерами используемых мною игр
являются: «Путешествие по природным зонам», «Путешествие по родному
краю», «Путешествие с Красной книгой», «По страницам каменной книги»,
«Тайны зимнего леса», «Путешествие на родину комнатных растений». Игры
путешествия в основном провожу на обобщающих уроках. С целью формирования высокой экологической культуры поведения в
природной среде применяю учебную природную тропу. В качестве
экологической тропы я выбираю городской парк, разрабатываю маршрут,
остановки, отмечаю объекты для наблюдений. Каждая остановка имеет своё
название, например, «Руки дружбы природе», «Защитим пернатое племя»,
«Все на свете друг другу нужны». Каждый объект, расположенный на тропе,
обозначен порядковым номером. Отбираю из материала, содержащего
экологобиологическую характеристику каждого природного объекта, для
рассказа или беседы то, что считаю наиболее целесообразным для каждого
конкретного случая, помня об основном назначении учебной тропы её
экологической направленности. Поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках
особо выделяю мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности
растениям нужны определённые условия, через которые они связаны с
неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Птицы, обитающие в лесах и
парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища; с
насекомыми, служащими им кормом и т.д.
Школа как центральная система экологического воспитания
школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для
расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного
возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.
Чтобы воспитать у ребёнка грамотное отношение к природе, работа
должна проводиться системно и целенаправленно, с использованием
краеведческого материала, с учётом преемственности и постепенного
углубления и усложнения знаний. Включаясь в практическую деятельность,
применяя проектные технологии, дети активно вовлекаются в учебно
воспитательный процесс, испытывая при этом положительные эмоции.
Особым средством психологической подготовки учащихся к реальным
экологическим ситуациям выступает внеклассная и внешкольная работа.
Каждая из её форм стимулирует различные виды познавательной деятельности и мотивацию. Самостоятельная работа с различными
источниками информации позволяет не только накопить фактический
материал, но и раскрыть сущность проблемных ситуаций. Игра даёт опыт
принятия правильных решений, учит кооперации и взаимопомощи, работе в
группе, а экскурсии позволяют на практике увидеть то, о чём рассказывает
теория, и самостоятельно оценить увиденное.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности
школьников (кроме учебной), в ходе которой возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану [38], внеурочная
деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Время, отведённое для неё, используется по желанию учеников в формах,
отличных от уроков. Виды и направления внеурочной деятельности тесно
связаны между собой.
При разработке мероприятий по экологическому воспитанию во
внеурочной деятельности, учитель должен чётко представлять результат
своей работы, подбирать такие её формы, которые гарантируют желаемый
результат, использовать диагностирование результативности и эффективности
внеурочной деятельности.
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Методы и формы экологического воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.