Автор: Кириллова Лариса Анатольевна, учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя школа № 8 имени Н.В.Пономарёвой» г. Ульяновск
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Методы контроля результатов обучения. 5
1.1 Сущность, виды, формы организации контроля. 5
1.2. Классификация и характеристика методов контроля. 18
Глава 2. Из опыта работы. Методы контроля результатов обучения на уроках информатики. 32
Заключение. 52
Список литературы . 53
Приложение 1 . 56
Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Целью современного школьного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: вариативность педагогических подходов к обучению школьников; появление авторских школ, свобода для творческого поиска у педагогов; использование лучшего зарубежного опыта; возможность выбора педагогической системы и пр.
В настоящее время созрели реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности.
При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из трех групп методов опирается на взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к внутреннему стимулированию учения, то есть развитию мотивации учения у школьников. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.
Проблема активности личности в обучении, системно-деятельный подход - одна из актуальных проблем в психологической, педагогической науке, а также в образовательной практике.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно–познавательной деятельности учащихся, что становится возможным в процессе контроля учебно–познавательной деятельности учащихся. Таким образом, контроль знаний учащихся является составной и важной частью процесса обучения.
Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
По определению, контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной
деятельности, но и о том, соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности
учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках.
Грамотно поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и оценить свои собственные удачи и промахи.
Зачастую контроль выступает как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
В педагогические функции контроля входят:
Ø выявление недостатков в работе учащихся,
Ø установление их характера и причин с целью устранения этих недостатков.
Учителю важно знать не только уровень усвоения учениками знаний, но и о том, каким путем они добыты.
Контроль несёт в себе огромную воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя, стимулирует школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.
Таким образом, контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса. При наличии огромного количества методов обучения и форм, видов контроля очень важно правильное их сочетание в учебном процессе.
Для достижения поставленных целей мною были исследованы различные статьи, научные издания и электронные ресурсы.
Объект исследования: методы и формы контроля.
Предмет исследования: современные методы обучения.
Цель моего исследования: охарактеризовать современные методы контроля на примере контроля знаний учащихся на уроках информатики.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2. Рассмотреть сущность, виды, формы организации контроля.
3. Дать классификацию и характеристику методов контроля.
4. Охарактеризовать методы контроля результатов обучения, применяемые на уроках информатики.
Актуальность проблемы:
Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций по различным учебным предметам, адресованных педагогам, многие из них испытывают большие трудности в организации контроля усвоения знаний учащихся. Наблюдается формальное применение средств и методов проверки, в ряде случаев субъективизм в оценке знаний учащихся, преуменьшение обучающей роли проверки.
Информатика – очень ёмкая дисциплина, появившаяся в учебном плане лишь в середине 80-х годов, поэтому преподавание этого предмета находится в стадии становления и имеет тенденцию постоянного изменения, идет процесс накопления опыта. Несмотря на большой объем информации по предмету, на его преподавание, с моей точки зрения, выделяется не так много часов. Зачастую учителя, экономя время урока, не достаточно привлекают учащихся к оценочной деятельности, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля. Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки.
Я, пытаясь внести свой вклад в решение данной проблемы, изучила большое количество методической литературы и опыт своих коллег. В этой работе хотелось бы поделиться своей системой контроля знаний, которая может быть полезной в работе как молодым, так и опытным учителям информатики.
Работа состоит из введения, заключения, списка литературы, приложений, а также двух частей, где дается теоретические знания и практическое применение организации контроля как одного из звеньев учебного процесса на уроках информатики.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важной частью процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Существуют различные виды проверки и оценки знаний, такие как:
1) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
2) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;
3) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
4) выпускные и переводные экзамены
Если заглянуть в историю, то элементы контроля успеваемости были известны с древних времён. Как отмечает Жураковский, контроль за обучением и воспитанием обсуждался в работах мыслителей античности. Так в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, где постигалась истина. В педагогическом сочинении М.Ф Квинтилиана «О воспитании оратора» также есть сведения о контроле. Контроль знаний в средневековых университетах осуществлялся главным образом в процессе экзаменов в устной форме, а также проводились промежуточные контрольно - проверочные занятия.
В XVII впервые идею всестороннего контроля знаний, умений и навыков теоретически обосновал Я.А. Коменский в работе «Великая дидактика». Он сформулировал правила, устанавливающие порядок контроля знаний учащихся. Предлагалось, чтобы учитель на каждом уроке проверял задания, а в конце учебного года проводились переводные экзамены.
В учебных заведениях России экзамены были введены в период реформ Петра I.
Большой вклад в разработку системы контроля за учением внес теоретик и практик педагогической деятельности К.Д. Ушинский. Он ввел выпускные и переводные экзамены, определил четкие сроки их проведения и количество баллов, достаточное для перевода в высший класс.
В 30-х годах XX века в СССР наряду с теоретическими разработками появились официальные документы, которые рассматривали различные аспекты контроля и учета знаний. Среди них особый интерес представляют научные работы Ананьева, Иванова, Ленского. Вопросом учета и контроля в учебно-познавательном процессе большое внимание уделяли выдающиеся педагоги советского периода Крупская Н.К., Шацкий С.Т. и др. К вопросу проверки знаний Крупская обращается так: «… Нужны различные методы проверки того, на сколько понятен обучаемым тот или иной материал и методы проверки того, что они запомнили» [1, с. 42]. При этом Крупская отмечала, что «умением точно учитывать и контролировать должен владеть каждый педагог, при этом следует организовать контроль не формальный, а реальный» [2, с.63].
В процессе своей работы учитель должен систематически получать информацию о характере усвоения учащимися знаний и практических навыков, связанных с усвоением конкретной темы учебного предмета. Благодаря этой информации он делает выводы о возможности перехода к последующему шагу обучения, определяет выбор форм и методов обучения, соответствующих качеству знаний и навыков.
На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций (проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, а также выставление отметок), входящих в состав диагностики процесса и результатов обучения.
Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.
Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.
Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.
Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.
Контроль усвоения знаний имеет серьезное обучающее значение. Это достигается в том случае, если учитель ставит вопросы, требующие проявления познавательной самостоятельности – объяснений, доказательств, установления системных и межпредметных связей, что развивает у учащихся память и мышление, создаёт условия для совершенствования многих качеств личности ученика (дисциплинированности, трудолюбия, упорства, ответственности за порученное дело, привычки к систематическому труду и т. д.).
В педагогике разработана система принципов учета знаний, умений и навыков учащихся:
1. Всесторонность учета. Означает, что учитывается характер усвоения знаний всего комплекса содержательных компонентов, входящих в структуру изучаемых тем:
1) теоретического материала;
2) системы конкретных фактов;
3) овладение умениями и навыками использования их в разнообразных учебных ситуациях;
4) степени сознательности усвоения знаний, умений и навыков, переход их в убеждения ученика.
2. Индивидуализация учета. При успешном управлении процессом обучения учитель должен систематически поднимать знания, умения и навыки обучения на качественно новые ступени, учитывая способности каждого ученика.
3. Объективность учета. Оценка успехов ученика должна с максимальной точностью отражать уровень усвоения школьником полученной информации.
4. Дифференциация учета. Принятая в современной школе пяти– и десятибалльная система оценки знаний, умений и навыков позволяет (хотя и не в полной мере) дифференцировать уровни усвоения учащимися изученной информации и осуществлять управление учебным процессом.
5. Гласность учета. Оценивая результат учета, учитель обязательно должен сообщить не только отдельным ученикам, но и классу в целом, в чем заключаются достоинства и недостатки знаний, умений и навыков проверяемых учащихся, чем повышается их управляющее, обучающее и воспитательное значение.
6. Действенность учета. Учет необходимо строить так, чтобы он способствовал мобилизации учащихся на новые успехи, обеспечивал достижение новых положительных результатов.
Теория и практика учета результатов учебы школьников обстоятельно рассмотрена С.Т. Шацким. В своих работах он подчеркивал, что учетом и контролем должны владеть не только учителя, но и учащиеся, учет необходимо рассматривать как способ успешной работы, стимулирующий труд и интерес учащегося.
Многие психологи и дидакты считают, что для достижения любого уровня усвоения информации, способа деятельности учащийся должен осуществить учебную (учебно - познавательную) деятельность, которая включает три вида действий:
- ориентировочные действия - получение учащимся необходимой информации, осознание поставленной перед ним задачи усвоения, выбор путей, методов и средств ее решения;
- исполнительские действия - интеллектуальная переработка полученной информации, выполнение упражнений для усвоения знаний, умений и навыков, т.е. учащийся выполняет программу, разработанную в ходе ориентировочных действий;
- контрольные действия – проверка полноты, правильности и качества выполнения преподавателем и учащимся ориентировочных и исполнительских действий, в случае необходимости корректируются ошибочно выполненные операции [3, с. 14].
Таким образом, контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.
Результатом педагогического контроля является оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.
Существуют самые разнообразные виды контроля: предварительный, текущий, итоговый, повторяющий; устный, письменный; фронтальный, индивидуальный; тестовый, машинный и т.д.
Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося). То есть здесь просматривается принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой.
В работах многих дидактов педагогики делается акцент на обучающе-воспитывающую функцию контроля. Так Е.И. Перовский указывал, что наряду с совершенствованием проверяемых знаний, формированием у учеников соответствующих умений и навыков, «проверка содействует развитию памяти и мышления у учащихся, твердой воли и настойчивости как черты характера: ...помогает ученику лучше узнать самого себя, вернее оценить свои силы и возможности» [4, с.84.]
Т.И. Ильина отмечает дидактические функции контроля, уделяя особое внимание обучающе-воспитывающей функции: «Обучающая функция проявляется в слушании классом хорошего ответа учащегося, активном участии в опросе, повторении про себя, готовности к возможному привлечению к опросу, прослушивании дополнительных пояснений учителя, повторении и закреплении опрашиваемым выученного материала, лучшем понимании и усвоении материала при разборе. Воспитывающая функция состоит в дисциплинировании учащихся, приучении их к систематической работе и выработке воли, содействует объективной самооценке, воспитанию чувства собственного достоинства» [5, с.44.]
Н.Г. Дайри [6, с.42] отмечает, что проверка «может и должна реализовать не только функции контрольную и оценочную, но также обучающую, развивающую и воспитывающую. Решающая роль в создании такого климата, когда учащиеся учатся охотно, прилежно, желают быть опрошенными, принадлежит усвоению на самом уроке главного содержания темы; оно закладывает основу дальнейшей успешности учебного процесса. Проверка стимулирует усвоение нового и на самом уроке, и дома, а затем не только выявляет, но и обогащает достигнутое».
Р.Ф. Кривошапова и О.Ф. Силютина [1,с.63] выделяют следующие функции проверки и оценки в учебном процессе: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, контролирующую и управляющую.
По мнению С.Ф. Сухорского [7,с.53] тематическая система контроля положительно влияет на систематизацию и обобщение изучаемого материала, способствует мобилизации воли учащихся на конкретную работу по каждой учебной теме, усиливает концентрацию внимания учащихся на главном и наиболее существенном в знаниях и умениях, повышает у учащихся чувство ответственности и дисциплинированности.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний, которые названы выше. Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов?
Выполняя функцию руководства учебно–познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда должен сопровождаться выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации, иметь форму устной похвалы или порицания учащихся. Таким образом, контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Учителю важно иметь информацию как об усвоении учениками знаний, так и о том, каким путем они добыты, установить и выявить недостатки в работе учащихся, а также наметить пути их устранения.
Таким образом, проведённый краткий обзор мнений дидактов позволяет сделать вывод о том, что в процессе контроля должны решаться следующие задачи:
- целенаправленное формирование мотивации учения,
- актуализация и закрепление знаний,
- формирование операциональных структур мышления.
Рассмотрим подробнее содержание различных функций контроля:
Ø Обучающая функция контроля несёт в себе:
1.Развитие логического мышления, то есть целенаправленное формирование общих умственных действий: сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, анализа и синтеза, индукции и дедукции, умения выявлять причинно-следственные связи в процессах и явлениях.
2. Развитие «технических» приемов умственной деятельности учащихся. Получив достаточное количество информации по теме, ребята учатся отделять существенное от несущественного, т. е. систематизировать материал, располагать его в определенной логической последовательности, применять знания в учебной практике. Необходимо привить у учащихся умения и навыки в использовании таблиц, справочников для нахождения табличных значений величин, значений слов и терминов, заполнении схем, таблиц обобщающего характера.
3. Развитие речи учащихся. С этой целью при анализе ответов учащихся можно ставить перед ними вопросы: «Как выразить эту мысль другими словами?», «Как более четко сформулировать данный вывод, правило?», «Как обосновать это утверждение?». В домашние задания целесообразно включать задачи-вопросы, требующие умения рассуждать, логически мыслить, желательно также использовать задания, требующие письменного обоснования.
4. Углубление знаний учащихся при проверке изученного материала, так как при каждом повторном опросе все шире и глубже раскрывается смысловое и идейное содержание темы, происходит осознание учащимися изученного, при этом раскрываются новые стороны знаний, обеспечивается их полнота; в результате дополнений знания становятся более прочными и осознанными, превращаются в убеждения.
5. Закрепление знаний и умений учащихся. В процессе проверки знаний и умений происходит неоднократное повторение ребятами учебного материала (выслушивают и анализируют ответы товарищей, отвечают сами), рассмотрение его с разных точек зрения.
6. Исправление ошибок учащихся. Анализ ошибок, допущенных учащимися при проверке, позволяет выявить их причины и наметить пути их предупреждения и устранения. Специально разработанные задания могут помочь учителю выяснить типичные недостатки методов рассуждения учащихся при применении знаний.
Ø Контролирующая функция заключается в выявлении знаний, умений и навыков учащихся на каждом этапе обучения для определения готовности к дальнейшему обучению.
Ø Воспитывающая функция выражается в систематическом контроле за учебной деятельностью школьников, повышает ответственность учеников за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать свои познавательные возможности.
Ø Образовательно – развивающая функция проверки знаний, умений и навыков в том, что учащиеся активно участвуют в опросе (задают вопросы, отвечают на них, повторяя материал про себя, готовятся к опросу).
Ø Диагностическая функция. Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Ø Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Ø Ориентирующая функция. Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях, указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
В теории и практике образования существуют следующие требования к организации контроля и оценки учебных достижений учащихся:
1. Индивидуальный характер оценивания, требующий контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями.
2. Систематичность и регулярность проведения контроля на всех этапах обучения, сочетание его с другими сторонами образовательной деятельности.
3. Разнообразие форм проведения контроля.
4.Всесторонность, обеспечивающая проверку теоретических знаний, интеллектуальных, практических умений, навыков и способов деятельности
5. Объективность, исключающая субъективные, преднамеренные и ошибочные суждения и выводы преподавателя.
6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждой образовательной области, каждого учебного предмета и индивидуальные качества каждого ученика».
7. Единство требований преподавателя ко всем учащимся в данном классе.
Большая роль в процессе контроля отводится оцениванию, которое может осуществляться по-разному:
1. В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
• отметка;
• результаты теста в баллах.
2. В виде качественного показателя:
• словесные высказывания о процессе и результате работы;
• эмоциональная реакция.
Существуют различные виды контроля:
1. Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Этот вид контроля помогает определить учителю, на чем следует сосредоточить внимание учащихся, какие вопросы требуют большего времени, а на чем следует только остановиться, а также найти индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Текущий контроль применяется для проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Этот вид контроля чаще всего проходит на уроках обобщения и систематизации знаний и подготавливает к конкретным мероприятиям – устным или письменным зачетам.
3. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия или всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней или полной средней школе.
4. Повторный контроль, заключающийся в проверке знаний параллельно с изучением нового материала. Этот вид контроля способствует прочности и системности знаний.
5. Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса.
Рассмотрим формы организации контроля:
1) Индивидуальная.
При индивидуальном опросе ученик отвечает у учительского стола, при необходимости пользуясь классной доской, записями в своей тетради, необходимыми для урока оборудованием и инструментами (линейкой, циркулем, географической картой и т.д.) . Допускается ответ ученика с места, если при этом не требуются специальное оборудование и наглядные формы представления информации, за которыми должны следить все ученики.. В содержание ответа ученика входит объяснение теоретических вопросов, выполнение по заданию учителя различных упражнений, задач и экспериментов. Ответ ученика выслушивает весь класс. Учащиеся исправляют замеченные ошибки, вносят свои дополнения и разъяснения. При индивидуальном опросе ученику нужно дать возможность самостоятельно изложить свои мысли, а затем вносить исправления и дополнения. В ходе опроса учитель может помочь ученику излагать свои мысли, если тот испытывает в этом определенные затруднения, руководит ходом рассуждений ученика, помогая построить обоснованный и убедительный ответ.
Для индивидуального опроса подбираются вопросы, требующие подробного изложения и разъяснения, а учитель обращает внимание на обстоятельность и осознанный характер ответа учащегося, логичность его суждений, доказательность выдвигаемых им положений, умение применять усвоенные знания.
2) Групповая.
Учащиеся работают небольшими группами (парами). Выполняют общее или индивидуальное задание. Может присутствовать взаимопроверка и взаимное оценивание друг друга. Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда есть необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения частью учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий. При этом перед этой группой ставятся вопросы, в разрешении которых участвуют ученики, работавшие в составе данной группы, но с обязательным привлечением к обсуждению остальных учащихся класса.
3) Фронтальная
Для фронтального опроса подбираются вопросы, которые позволяют повторить основные понятия и положения темы, проследить зависимости в учебном материале. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для ответа тех или иных учеников . Ответы могут быть краткими, с места. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса. При фронтальном контроле задействуют всех учащихся или, по меньшей мере, большую часть класса. Учитель ставит такие вопросы, чтобы в их обсуждении принимали участие все учащиеся. Каждый ученик может дополнить, исправить, уточнить ответы своих товарищей, подтвердить эти дополнения примерами и т д. Очень часто фронтальный опрос проходит в виде увлекательной беседы. При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время удается осуществить проверку знаний у значительной части учащихся класса, однако зачастую бывает трудно обеспечить обстоятельность и всесторонность проверки каждого.
Контроль должен стимулировать постоянную работу всех учеников, поэтому он должен проводится с определенной частотой и зачастую может нести в себе эффект неожиданности.
Метод
контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной
деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.
1. Методы устного контроля.
Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса.
Устный индивидуальный контроль (опрос) - это выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который впоследствии разбивается на ряд более конкретных. Обычно при таком методе контроля учащийся вызывается к доске. При неполном ответе ученику задаются дополнительные вопросы, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникли колебания при выставлении оценки. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный
фронтальный контроль (опрос). Учитель ждет от учащихся кратких лаконичных
ответов с места. Обычно проводится с целью повторения и закрепления учебного
материала, пройденного за короткий промежуток времени. Достоинство устного
фронтального опроса в том, что в этом процессе участвует весь класс, но и
отрицательная его сторона совершенно очевидна - учитель не может проверить
глубину знаний каждого ученика.
В процессе устного опроса можно использовать
коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой
являются:
ð обращение с вопросом ко всему классу,
ð конструирование ответа,
ð рецензирование ответа,
ð оценка ответа и ее обоснование,
ð постановка вопросов ученику самими учащимися,
ð взаимопроверка,
ð сам требует устного изложения учеником изученного материала,
ð связного повествования о конкретном объекте окружающего мира.
Устный опрос может строиться как:
ð беседа,
ð рассказ ученика,
ð объяснение,
ð чтение текста,
ð сообщение о наблюдении или опыте и пр.
Для экономии времени на уроке и с целью охватить контролем гораздо большее количество учащихся часто используют уплотнённый опрос. Сущность его заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а 4–5 учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них отметки, тем самым «уплотняя», экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
2. Методы письменного контроля.
Письменный контроль может быть индивидуальным (контрольные задания по карточкам), но чаще применяется фронтальный письменный контроль. Это могут быть контрольные работы, письменные зачёты по информатике, математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения и т.д.) и другим предметам. Письменный контроль может быть рассчитан на весь урок или его часть. Во втором случае проверка обычно происходит сразу после написания работ. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов, а также в виде графических задач, вычерчивания графиков определенных процессов и пр.
Рассмотрим самые распространённые методы письменного контроля:
a) Диктант
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.
б) Зачет
Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом
Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах. Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.
в) Самостоятельная работа
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
г) Контрольная работа
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата обучения по данной теме или разделу,
С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
д) Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
е) Лабораторная работа
Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.
Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.
ж) Тест
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов:
Ø Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
ü Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
ü Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
ü Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).
Ø Открытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа. Это задания на заполнение пропусков, завершение предложений, задания на составление или вычисление и ввода ответа.
Ø Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Ø Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Ø Машинный (программированный) контроль. Современный педагогический процесс невозможно представить без широкого внедрения новых информационных технологий на всех этапах обучения. Использование в качестве средства контроля машинных тестов особенно приобретает большое значение. Разнообразие форм проведения машинных тестов – актуальная задача в системе личностно ориентированного обучения. Структурированный машинный тест, как одна из таких форм, представляет интерес не только для преподавателей информатики, но и преподавателей других учебных дисциплин.
Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование является стандартизированной формой контроля, так как процедура проведения и оценка знаний единообразны (стандартны) для всех учащихся.
Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
· Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
· Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
· Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
· Способствует рациональному использованию времени на уроке.
· .Активизирует мышление школьников.
· Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
К недостаткам тестирования относится фиксация лишь
результатов работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного
ответа учеником, а также отмечаются случаи, когда выбор неправильного ответа
объясняется невнимательностью ученика, поэтому важно рациональное сочетание
тестирования с другими формами традиционного контроля.
3. Нетрадиционные виды контроля
На уроках иногда используют короткие
проверочные работы нетрадиционного вида, которые обычно вызывают у ребят
несомненный интерес. Кроме рассмотренных выше методов проверки
и оценки знаний, учителя находят и применяют авторские методы контроля качества
обучения. Так, в младших и средних классах для проверки знаний по информатике
часто применяют игровые, соревновательные формы проведения контроля
(викторина, КВН, решение кроссвордов и т.п.). В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут
быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад,
викторин, включающих в себя основные понятия предмета. Решение их -
занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память ребят. Главная
трудность –найти время на уроке, которое можно было бы отвести на проведение
такого необычного контроля.
Кроссворд
Кроссворды, применяемые для
контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или
обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по
текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на
проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них
рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку
знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество
вопросов в них – 15-25.
Этот метод проверки - лишь
дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку
не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Викторина
Викторина – это совокупность не
менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать
краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл
включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его
завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию
знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала.
Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Методика проведения викторины
такова: сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы
задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее
следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые
непосредственно оцениваются учителем.
Головоломки, ребусы, шарады зачастую используют на внеурочных занятиях для активизации познавательной деятельности школьников, развития логического мышления, стимулирования интереса к изучаемому предмету.
В старших классах используется такая форма контроля знаний, как доклад с тремя участниками – докладчик, содокладчик и оппонент. Система докладов с тремя участниками позволяет не только оценить знания учеников, но и формирует культуру спора. Каждый из участников оценивается по нескольким критериям: фактическое изложение материала, умение работать с литературой, оформление выступления.
В процессе обучения учитель обязан комментировать выставляемые оценки на основе критериев, сформулированных государственными стандартами образования. Так в школах России принято оценивать результаты обучения по пятибалльной системе.
Можно пользоваться следующими примерными нормами оценок:
Положительная оценка («3», «4», «5») выставляется, когда ученик показал владение основным программным материалом. Оценка «5» выставляется при условии безупречного ответа либо при наличии 1-2 мелких погрешностей, «4» – при наличии 1-2 недочетов. Неудовлетворительная оценка выставляется в случае, если ученик показал неусвоение основного программного материала.
Конкретизировать критерии выставления фиксированной отметки можно следующим образом:
Оценка «5» выставляется, если ученик
- безошибочно излагает материал устно или письменно;
- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;
- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;
- свободно применяет полученные знания на практике.
Оценка «4» выставляется, если ученик
- обнаружил знание программного материала;
- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если ученик
- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если ученик
- имеет отдельные представления о материале;
- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.
Выводы по 1 главе.
Итак, контроль – это важнейший компонент педагогической системы и неотъемлемая часть учебного процесса. Результатом педагогического контроля является оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.
В процессе контроля должны решаться следующие задачи:
- целенаправленное формирование мотивации учения,
- актуализация и закрепление знаний,
-формирование операциональных структур мышления.
Диагностика знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Все это обусловливает необходимость включения в систему проверки и контроля разнообразных способов контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
• индивидуальный характер контроля;
• систематичность, регулярность контроля на всех этапах обучения;
• разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
• всесторонность: контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
• объективность;
• дифференцированный подход;
• единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе.
Виды, формы и методы контроля разнообразны. Их разумное и рациональное сочетание способствует стимулированию учащихся на достижение качественных результатов обучения.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое и алгоритмическое мышление, способности к анализу и синтезу. Все это с успехом можно формировать на уроках информатики. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Цель курса информатики – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации. На этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира, значение информационных технологий в развитии современного общества, привить учащимся навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной и в последующем профессиональной деятельности.
В связи с этим основными задачами курса являются:
· знакомство учащихся с понятиями система, информация, модель, алгоритм и их ролью в современной картине мира;
· раскрытие общих закономерностей информационных процессов в природе, обществе, технических системах;
· знакомство с принципами структурирования, формализации информации и выработка умений строить информационные модели для описания объектов и систем;
· развитие алгоритмического и логического стилей мышления;
· формирование умений организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
· формирование навыков поиска, обработки, хранения информации посредством компьютерных технологий для решения учебных задач, а в будущем и в профессиональной деятельности;
· выработка потребности обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующейся на осознанном владении информационными технологиями и навыках взаимодействия с компьютером.
· сформировать умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи при помощи фиксированного набора средств;
Специфическая особенность курса информатики – его направленность на подготовку учащихся к последующему использованию ЭВМ в практической деятельности, выработки у них определенных операциональных умений и навыков. Это накладывает отпечаток и на проверку и оценку знаний школьников – объектом контроля становится их готовность для различного вида учебной деятельности, сформированность определенных умений и навыков.
Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по курсу основ информатики и вычислительной техники (как и любого учебного предмета) является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников.
Как уже было отмечено в теоретической части моей работы, диагностика знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Необходимо умело сочетать самые разнообразные виды, формы и методы контроля.
Систему моей работы в этом направлении изложу на примере контроля знаний, умений, навыков учащихся по разделу «Начала программирования».
Темы данного раздела изучаются в 4 четверти 8 класса. На изучение отводится 14 часов при условии, что объем годичной программы составляет 70 часов (см. Приложение1).
Для успешного осваивания этого раздела у учащихся должно быть достаточно сформировано логическое и алгоритмическое мышления , а также необходим хороший математический аппарат . В связи с этим материал этого раздела обычно вызывает затруднение у определённой группы так называемых «слабых» учеников. Кроме того, без овладения в достаточном объеме знаниями предыдущих уроков невозможно разобраться в теме следующего занятия, поэтому вопрос своевременного контроля и учёта достижений обучающихся встаёт наиболее остро.
Несмотря на то, что данный раздел изучается сразу после раздела «Основы алгоритмизации», где закладывается фундамент для изучения основ программирования, и по завершению которого ребята пишут итоговую контрольную работу, на первом же уроке нового раздела я провожу входной (предварительный) контроль. Это связано с тем, что по календарно-тематическому плану изучение раздела «Начала программирования» начинается сразу после весенних каникул, то есть после недельного перерыва в учебном процессе.
Для организации входного контроля я выбираю такой метод как тестирование, который за короткий промежуток времени позволяет выявить степень готовности учеников к освоению новой темы.
Тест по теме «Основы алгоритмизации». Вариант 1 Выберите правильный ответ. Часть 1. !!! В некоторых вопросах содержится более одного правильного ответа!!! 1.
Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»
2. Что можно считать алгоритмом? а) правила техники безопасности б)
список класса г) перечень обязанностей дежурного по классу д) инструкция по сборке мебели е) рецепт приготовления борща
3. В следующем списке 12 2,3 0 5 - 5 98,0 целых величин: а) 2 б) 3 в) 4 г) 5 4. Для многократного выполнения одинаковых действий в алгоритме нужно использовать а) ветвление б) цикл в) линейные команды
5. После выполнения фрагмента алгоритма вида: S:=0 значение переменной s равно…. а) 0 б) 3 в) 5 г) 9
6. Переменная а получила значение, равное -6. Какое значение получит переменная y после выполнения ветвления:
если а
меньше или равно 3
7.Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента алгоритма: a:=
3 ; Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число - значение переменной b.
Для экономии времени на уроке я использую само- и взаимоконтроль. По завершении работы над тестом ребята могут увидеть правильные ответы на экране, выведенные с помощью мультимедийного проектора, и сравнить их со своими ответами при самоконтроле или с ответами соседа при взаимоконтроле. При наличии ошибочных ответов необходимо сразу же ликвидировать пробелы в знаниях учащихся. Цель данного контроля состоит не в количественной, а в качественнойной оценке знаний ребят, способствует актуализации опорных знаний теме «Основы алгоритмизации» и побуждает учащихся к принятию новой формы записи алгоритмов - посредством языка программирования. На следующих 9-ти уроках раздела ведущая роль принадлежит текущему контролю, который позволяет мне следить за состоянием знаний школьников на всех этапах изучения учебного материала, оперативно вносить в учебный процесс необходимые коррективы. Методы контроля при этом выбираю самые различные: 1. Устный контроль. Как правило, при проведении устного контроля охватываются такие этапы урока, как этап проверки домашнего задания и актуализация опорных знаний по теме. В то время как 2-3 ученика в письменном виде излагают на доске решение домашних задач, остальные учащиеся принимают участие во фронтальном опросе. Для фронтального опроса подбираю вопросы, которые позволяют повторить основные понятия и положения темы, проследить зависимости в учебном материале. Например, при изучении темы «Условный оператор» вопросы для фронтального опроса могут быть таковы: Ø Какую алгоритмическую структуру можно описать с помощью условного оператора? Ø Какие формы записи условного оператора вы знаете? Ø В каком случае употребляется полная форма условного оператора? Ø Приведите пример алгоритмической структуры, которую можно записать на языке программирования с помощью полной формы условного оператора. Ø В каком случае употребляется неполная форма условного оператора? Ø Приведите пример алгоритмической структуры, которую можно записать на языке программирования с помощью неполной формы условного оператора. Ø Какой оператор называется составным? Ø Каковы особенности записи составного условного оператора? Ø В чём состоит многообразие способов записи ветвлений? По окончании фронтального опроса совместно с учениками проверяем правильность выполнения домашнего задания, изложенного учениками, работающими у доски, анализируем их решения, и, если требуется, вносим коррективы в разработанные ими алгоритмы, исправляем синтаксические ошибки. 2. Письменный контроль. 2.1. Диктант Диктант обычно провожу в начале урока. Вопросы подбираю достаточно простые, которые не требуют долгого размышления и сложных математических расчетов. Например, на изучение темы «Программирование циклов с заданным условием продолжения работы» отводится 2 часа. Обычно на первом уроке темы рассматривается в основном теоретический материал, а практические навыки применения оператора цикла с предусловием закладываются и отрабатываются на втором уроке. Поэтому в начале второго урока темы в диктанте можно предложить следующие вопросы: · Как в языке Паскаль выглядит цикл с предусловием? · В каких случаях можно применять данный оператор цикла? · Может ли в операторе цикла с предусловием циклическая часть не выполниться ни разу? Почему? · Может ли в операторе цикла с предусловием циклическая часть выполняться бесконечное число раз? Приведите пример такого алгоритма. · Приведите пример алгоритма, в котором циклическая часть будет выполнена один раз. Если учащиеся успешно справляются с диктантом, можно переходить к практической части темы. 2.2. Самостоятельная работа На проведение самостоятельной работы отводится обычно 10-15 минут урока. В отличие от диктанта, задания самостоятельной работы содержат в себе вопросы не только теоретического, но и расчётного характера. Так, например, для рассматриваемого мною в этой работе раздела информатики в задания самостоятельной работы включаю упражнения на вычисление значений переменных после выполнения заданного фрагмента программы, на поиск и исправление ошибок в готовой программе, а также разработку алгоритма решения задачи и запись его на языке программирования. Если диктант целесообразно давать после изучения теоретических основ темы, то самостоятельная работа позволяет проверить сформированность практических умений и навыков учащихся. Таким образом, если тема «Программирование циклов с заданным условием продолжения работы» дана полностью в объеме 2-х часов, можно дать письменную самостоятельную работу. Приведу пример текста такой работы: 1. Подсчитать значение переменной S после выполнения следующего фрагмента программы и количество итераций цикла.: a:=1; b:=5; while a<=b do begin a:=a+1; b:=b-1; S:=a+b; end;
2. Найти и исправить ошибки в следующем фрагменте программы: x:=45; y:=5; while y<=x do; x:=x div 3 y:=y-1; end; 3. Написать программу, позволяющую подсчитать сумму всех нечётных двузначных чисел.
2.3. Практическая работа Чтобы формы и методы контроля были разнообразны, для проверки знаний учащихся целесообразно проводить практические работы. Задания практической работы должны быть рассчитаны на 15-20 минут, то есть не больше того количества времени за компьютером, которое рекомендовано для учащихся 8-х классов нормами санитарных правил. Например, после изучения темы «Программирование циклов с заданным условием окончания работы» в конце второго урока темы можно предложить практическую работу, которую школьники выполняют за ПК. Пример заданий практической работы: Клиент открыл счет в банке 1 марта, вложив 1000 рублей. Каждый месяц начисляется 1% с той суммы, которая оказалась на счете на конец предыдущего месяца. В каком месяце размер вклада превысит 1200 руб.? Составьте, отладьте и выполните программу для решения данной задачи, используя оператор цикла с постусловием. Ответьте на следующие вопросы: · Каково количество итераций цикла? · Как изменится количество итераций, если процентная ставка увеличится до 2% ежемесячно? · Можно ли решение данной задачи записать с помощью оператора цикла с предусловием? Если да, то как это сделать? Это контроль является повторным, заключается в проверке знаний параллельно с изучением нового материала, способствует прочности и системности знаний. В моей практике накоплен большой опыт в проведении интегрированных уроков. Целесообразно во время изучения темы «Начала программирования» проводить интегрированные уроки информатики и математики. Например, при изучении темы «Условный оператор языка Паскаль» заданием практической работы может быть разработка программы для поиска корней квадратного уравнения, решение конкретного квадратного уравнения математически, то есть «вручную», и программным методом, а также сравнение полученных результатов. При изучении темы «Операторы цикла» практическая работа интегрированного урока может включать в себя задания на построение графика функции на бумаге с помощью математических расчетов и нахождение значений функции на определённом интервале программным методом, путём организации циклического процесса. Проведение интегрированных уроков возможно практически по любой теме моего предмета. В приложении к моей работе в качестве примера содержится разработка интегрированного урока информатики и географии, одна из целей которого – проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Информационные технологии» (см. Приложение2).
2.4. Тест Достоинства и недостатки тестовой формы организации контроля достаточно подробно изложены в теоретической части моей работы. Этот вид контроля чаще всего применяю в качестве входного контроля перед изучением новой темы, а также на уроках обобщения и систематизации знаний для подготовки к итоговым контрольным работам. Входные тесты я разрабатываю самостоятельно. Кроме того, на сайте Л.Л.Босовой, по авторской программе которой я работаю, есть ссылка на электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса. Для каждого раздела темы есть разработанные тесты, которые ребята проходят в режиме онлайн. По окончании выполнения теста учащиеся могут увидеть свои результаты и проанализировать свои ошибки. Так, тест к теме «Начала программирования» содержит 25 вопросов и рассчитан на 20 минут работы. Это выгляди так: Вначале каждый ученик вводит свои данные (рис.1), а потом приступает к выполнению тестовых заданий (рис.2,3).
Рис. 1
Рис.2
Рис. 3
По окончанию работы на экран выдаётся результат (рис.4).
Рис. 4 Далее тестовая система предлагает сформировать отчёт, с помощью которого можно оценить правильность своих ответов и проанализировать допущенные в заданиях ошибки (рис.5). Рис.5 Данный отчёт ученики сохраняют в виде файла в специально выделенной для этого папке, что позволяет мне оперативно проводить диагностику уровня достижений учащихся и определять степень готовности ребят к итоговой контрольной работе.
Последний урок этого раздела программы 8-го класса посвящён итоговой контрольной работе. При проведении контрольных работ важно придерживаться следующих общепринятых правил: 1) Контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися; 2) Необходимо за 1–2 недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Полезно проводить предварительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся. 3) Важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества. При этом активизируется развивающая функция контроля. 4) При проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися предлагаемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д. 5) Правила выполнения проверочной работы (оформление, где находится текст задания, куда помещать выполненное на компьютере задание) надо объяснить до раздачи условий заданий, иначе во время выполнения задания ученики будут задавать похожие вопросы много раз. 6) Хождение учителя по классу во время выполнения проверочной работы провоцирует учеников на вопросы. 7) Контрольные работы, если это возможно, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день. 8) Учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях.
Пример одного из вариантов итоговой контрольной работы «Начала программирования»: 1 . В алгоритме, записанном ниже, используются переменные a, b. Определите значения переменных после выполнения алгоритмов: a:= sqrt (16);_______________________________________________ b:= 18 mod a;______________________________________________ b:= b*a – 1;________________________________________________ a:= a + b;__________________________________________________ 2. Целочисленным переменным a, b ,c, d нужно присвоить соответственно значения 10, 20, 30 и 15. Запишите оператор ввода, соответствующий входному потоку: ________________________________________ a) 20 10 30 15____________________________ ___________________________________ b) 30 20 15 10____________________________ ___________________________________ c) 15 10 30 20____________________________ ___________________________________ 3. Дано целое трехзначное число x. Выполните алгоритм для x=376. Найдите значение переменных a, b, c, s. Чем является s этого алгоритма? a:= x div 100;________________________________________________ b:= x mod 100 div 10;_________________________________________ c:= x mod 10;________________________________________________ s:= a + b + c;_______________________________________________ 4. Определить значение переменной A в результате выполнения фрагмента алгоритма при A= 27, B=3, представленной блок – схемой:
5.Разработайте алгоритм и запишите программу для решения следующей задачи: Даны три числа x, y, z, значения которых не равны и вводятся с клавиатуры. Определить, какое из этих чисел является минимальным. Если минимальное число является отрицательным, то найти его квадрат, иначе извлечь из него квадратный корень. 6.Разработайте алгоритм и запишите БСА и программу для решения задачи: Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней? Критерии оценивания письменных работ подробно изложены в части 1 работы. В соответствии с теорией дифференциации обучения контрольная работа может быть разноуровневой. Проблема дифференцированного подхода в настоящее время не является новой. Однако развитие концептуальной идеи планирования обязательных результатов обучения позволило подойти к этой проблеме с новых позиций. Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного объективно обусловленного уровня предметной подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к информатике и обладающими хорошими способностями, должны добиться более высоких результатов. Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а, главное, по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. В одном классе можно наблюдать школьников с крайними противоположными друг другу уровнями развития (от высокого до низкого). В данной ситуации учитель вынужден выбирать формы и методы обучения, направленные на достижения результатов средними учениками. Но при этом слабым ученикам уделяется недостаточное внимание, а сильные и талантливые ребята и вовсе выпадают из поля зрения учителя. При таком отношении сильным ученикам скучно на уроке, они теряют интерес к учению, и в результате к концу обучения талантливые дети превращаются в посредственных учеников. Что же касается слабых учеников, то задания среднего уровня кажутся им непосильными. Появляется ощущение неполноценности, боязнь высказывать свои суждения при ответах. В конечном итоге такие ученики отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используя обходные пути: механическое заучивание, ожидание подсказок, списывания. В результате у слабых учащихся возникает отвращение к учению. Все эти негативные явления можно преодолеть, организуя на уроках дифференцированиую работу внутри класса, в том числе и для контроля знаний. При проведении разноуровневой контрольной работы я предлагаю учащимся на выбор задания трех уровней: минимального (базового), общего и продвинутого. Оценки за работу тоже три: удовлетворительно, хорошо, отлично. Оценка "2" ставится за незнание. Первый уровень - минимальный, его результаты отвечают требованиям образовательного стандарта. Анкетирование учащихся показывает, что 80 - 85% учащихся желают учиться на "4", и этот уровень называется общим. Для тех учеников, которые интересуются информатикой, посещают внеурочные и факультативные занятия, принимают участие в олимпиадах, следовательно, знают больше других по предмету, предлагаю задания продвинутого (творческого) уровня. Каждый ученик, согласно закону "Об образовании", имеет право сам выбирать себе уровень обучения. Выбирая себе задания на "3", "4", "5", учащийся должен четко знать: 1) если он выбирает задания минимального уровня, решает задания шаблонного характера, уже решавшиеся ранее задачи, ориентируется в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание), то за выполнение такого задания он получит "3"; 2) если ученик может воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на основные признаки, которые характерны группам сходных объектов, и, проводя анализ этих фактов, решает задачи, которые можно разделить на подзадачи с одним типом связи, он получает отметку "4"; 3) если ученик находит свой способ решения задачи, в которой присутствует скрытая связь, когда ученик ориентируется на глобальные признаки, отличающие широкие классы объектов, процессов и явлений, при этом он может переносить свои знания в незнакомые, нестандартные ситуации, он получает "5".
Примерный вариант разноуровневой контрольной работы по теме «Основы программирования» (циклы)
Часть I. Задания основного и среднего уровней сложности выполняются обязательно (уровень «3») 1. Сколько раз выполняется цикл в каждом из фрагментов программы? Определите значение переменных a и b после выполнения данных фрагментов программ:
a) a :=
0; Begin a := a + b; b := b div 2; End;
b) a := 3; a := a + b; b:=b-1 Until a > 16; b := b * 3;
2. Сколько раз выполняется цикл в каждом из фрагментов программы? Определите значение переменных a и b (если переменная b присутствует во фрагменте программы) после выполнения цикла:
a) a :=
10; a := a – k;
b) a :=
0; Begin a := a –+k; b := b + 2; End;
c) a :=
0; a := a + k;
3. Напишите программу по заданной блок-схеме. Какие числа будут выведены, если k=4, n=1?
Часть II. Задания достаточного и высокого уровней сложности по выбору учащегося Напишите и отладьте программу к одной из задач:
Задача «Цифры числа» (уровень «4») Ввести натуральное число и вывести его цифры по порядку, начиная с младшей. Определить, верно ли, что старшая цифра числа 9. Пример: Введите число: 7534
4 5 7 Нет Введите число: 912 2 1 9 Да
Задача «Равные цифры» (уровень «5») Ввести два натуральных числа и определить, совпадают ли у этих чисел старшие цифры. Пример: Введите два числа: 2323 197 Старшие цифры не совпадают. Введите два числа: 12 190 Старшие цифры совпадают.
Остается добавить, что любая письменная работа должна быть разработана и правильно оформлена учителем, то есть в пояснительной записке к работе необходимо определить её цель, методику проведения, критерии оценивания и схему анализа её выполнения. В приложении к работе содержится образец полностью разработанной и оформленной проверочной работы по информатике для 7 класса по теме «Обработка графической информации» (см. Приложение 3). В прошлом учебном году я предложила группе из 40 учащихся 8-9 классов выбрать самый оптимальный для них метод контроля и пояснить свой выбор. Выяснилось, что 18 человек предпочитают тестирование, 10 человек – практическую работу, 8 человек – устный фронтальный опрос, 4 человека – письменную проверочную работу. Данные своего исследования я отобразила с помощью круговой диаграммы (рис. 6).
Рис. 6 Выяснилось, что при обосновании выбора тестирования как наиболее приемлемого метода контроля: · 9 человек (50%) %) отметили, что тесты – это интересно; · 5 человек ( 27, 8% ) честно написали, что надеются «угадать» правильный ответ; · 3 человека (16,7%) написали, что результаты тестирования у них всегда выше результатов письменных работ и устных опросов; · 1 человек (5,5%) ответил, что тесты позволяют психологически подготовиться к сдаче ОГЭ; Ребята, выбравшие практическую работу, на вопрос обоснования своего выбора ответили так: · 5 человек (50%) считают, что задания практических работ им интересны; · 2 человека (20%) написали, что практические работы выполняют парами, а работать в парах « не страшно»; · 2 человека (20%) отметили, что практические работы выполняются за ПК, а это всегда интересно; · 1 человек (10%) написал, что навык выполнения практических работ пригодится в будущей профессии; Из 8 человек, выбравших фронтальный опрос: · 7 человек (87, 5%) отметили, такая форма контроля для них привычна и комфортна; · 1 человек (12,5%) написал, что «можно поднять руку и отвечать на вопросы тогда, когда знаешь ответ»; Все четверо ребят (100%), выбравшие метод письменного контроля в виде проверочной работы, дали разные формулировки, смысл которых сводился к одному и тому же: «Выполнять задания работы можно в любом порядке, начиная с простых, а также есть время спокойно, не отвлекаясь, обдумать каждое». Интересно то, что такой метод контроля выбрали так называемые «сильные» учащиеся. Данное исследование подтверждает, что на практике необходимо применять разные методы контроля знаний, главное – выбрать наиболее подходящий для конкретного урока.
Выводы по главе 2.
Таким образом, в этой работе на примере организации контроля по одному из разделов курса информатики 8-го класса я поделилась своей системой проверки знаний учащихся, показала многообразие видов, форм и методов контроля, разумное и рациональное сочетание которых должно способствовать стимулированию учащихся на достижение качественных результатов обучения, продемонстрировала данные собственного исследования.
Заключение.
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, в своей работе я рассмотрела сущность, виды, формы организации контроля, дала классификацию и характеристику методов контроля, а также характеристику методов контроля результатов обучения, применяемые мною на уроках информатики. Это позволило мне сделать следующие выводы:
1. Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения. 2. Контроль знаний учащихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности. Разнообразие видов и форм контроля позволяют наиболее точно и качественно оценивать знания, умения, навыки учащихся. 3. Так как в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы, в качестве основных методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу. Все поставленные задачи были реализованы при написании данной выпускной квалификационной работы, которая имеет практическую значимость и может быть полезной учителям при организации контроля знаний, умений и навыков учащихся по информатике, в том числе с использованием персональных компьютеров.
Список литературы .1. Болотина Л. Р. Педагогика. ,[Текст]./Болотина Л.Р. Педагогика. – М.: Просвещение, 2002. – 261 с. 2. Амтаниус М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 184 с 3. Болдырев Н.И. Педагогика. – М.: Просвещение, 2000. – 147 с 4. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения.[Текст]/: учеб пособие для пед вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина.-М.: Высш. Школа, 2004. – 157с. 5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.[Текст]/В. П. Беспалько — М.: Педагогика, 1989, 342 с. 6. Баранов С. П. Принципы обучения.[Текст]/С. П. Баранов - М.: Просвещение, 1981.с.354 7. Онищук В. А. Урок в современной школе.[Текст]/В.А. Онищук - М., 1985,с.548 8. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980. 9. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.[Текст] / Ш. А. Амонашвили - М., 1984.,с. 427 10. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов.– [Текст]/ Ю.К. Бабанский. М., «Просвещение», 1988. – 479с 11. Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 1989 №5. 12. Баранов С. П. Принципы обучения.[Текст]/С. П. Баранов - М.: Просвещение, 1981.с.354 13. Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // Математика в школе, 1988 №4. 14.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. 15. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики – М: Просвещение,1990. 16. Денищева Л. О., Кузнецова Л. В., Лурье И.А. и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математики – М: Просвещение,1993. 17.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.13. Зак, А.З. Как определить уровень развития мышления школьников [Текст] / А.З. Зак. –М. : Знания, 1982. -96с. 18. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. 19. Ильина Т. А.Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.– М:Просвещение, 1984. 20. Кабардин О. Ф и др. Задания для контроля знания учащихся в средней школе: Дидактический материал. Пособие для учителей [Текст]/О. Ф. Кабардина, С. И Кабардина. - М.: Просвещение, 1983,. – 78 с. 21. Калинина М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении математики”, сост. Борчугова З. Г.,Батий Ю. Ю. – М: Просвещение, 1980. 22. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. – М: Педагогика, 1978. 23. Колобова Е. В.Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся //Математика в школе , 1991 №3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 200915. 24. Махмутов М. И. Современный урок[Текст]./М.И. Махмутов - М., 1985 с.64 25. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.- М.: Роспедагентство, 2009. 26. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. 27. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007 28. Основы педагогики и психологии высшей школы [Текст]/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Изд-во МГУ, 1987. 29. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2009. 30. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2007 31. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008. 32. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2007. 33. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2009. 34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2007. 35. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. - М.: Академия, 2009. - 208 с. 36. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008. 37. Харламов И. Ф.Педагогика. Курс лекций. – Минск, 1979. 38. Шаталов В. Ф.Куда и как исчезли тройки – М: Педагогика, 1976. 39. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm 39. Сайт Л. Л. Босовой http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ 40. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor8.php Приложение 1.Рекомендуемое
поурочное планирование по курсу «Информатика»
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.