«Методы и формы организации оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»
Оценка 5

«Методы и формы организации оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

Оценка 5
Семинары
docx
религиоведение +1
Взрослым
23.01.2018
«Методы и формы организации  оценивания   качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»
Статья «Методы и формы организации оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ» помогает решить проюлему безотметочного оценивания курса ОРКСЭ, а в частности ОПК(Основ Православной культуры).В статье содержится цели,задачи, основные требования,принципы и правила оценивания.Особое внимание уделено методам организации контроля(самооценка и оценочные листы)
моё выступлени.docx
«Методы и формы организации  оценивания   качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ» Лебеденко А.В, учитель начальных классов Мы оцениваем себя по тем способностям к делу, которые чувствуем в себе, в то время как  окружающие оценивают нас по тому, что мы уже сделали. Г. Лонгфелло Проблема  оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОПК  заключается в её отсутствие, поэтому поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень  знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.?  Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и  самостоятельности?  Цель – создать информационные условия для формирования целостного представления о  качественных и количественных изменениях в условиях внедрения специализированного курса  «Основы православной культуры».  Задачи:   сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и  содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы  представления результатов, условия и границы применения системы оценки;  обеспечить комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку  предметных, метапредметных и личностных результатов ;  представить свою систему оценки достижений обучающихся, позволяющую осуществлять  оценку динамики учебных достижений обучающихся.    Основные требования к системе оценивания и контроля  установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;  дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,  отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в  частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального  образования,  обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,  отслеживать эффективность реализуемой учебной программы. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном  этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности  школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: ­    степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной,  читательской, трудовой, художественной); ­    степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать,  анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать  учебную задачу и др.); ­    уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной  деятельности; степень прилежания и старания. Система оценки знаний по вводимому курсу образовательное учреждение самостоятельно в  выборе системы оценок (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании»)  Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из  конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность  групп и др.).  ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ. 1) комплексность: оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в  нейотражается не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной  деятельности:способы получения знаний, методы решения учебных задач; 2) содержательность и позитивность: оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства,раскрывая  содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные  оценки; 3) определённость: оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены  исогласованы перед её выполнением; 4) открытость: оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки; 5) объективность: оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений субъективных ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначновследствие её  открытости и определённости; 6) диагностичность: оценка несёт информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его  жеуспехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность; 7) технологичность: оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий учителеми  учащимся, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполненияучебного  задания и этапом анализа её результатов. ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ 1­е правило. Что контролировать и оценивать? Оценивается любое, особенно успешное, действие. 2­е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге  (внешняя оценка + самооценка).  3­е правило. Как оценивать? За каждую учебную задачу или группу заданий — задач,  показывающих овладение отдельным умением, — ставится своя отдельная оценка. 4­е правило. Где фиксировать результаты? В оценочных листах или листах  самооценки(приложение 1) При преподавании курса ОПК предполагается  безотметочная  система оценки. Оценка  результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего,  завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ  учащихся и их обсуждения в классе. Согласно положению о безотметочной системе оценивании курсы ОРКСЭ в начальной школе: 1.Формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения  курса не предусматриваются. Уроки по модулю ОПК –  безотметочные.  2.Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные  упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов. Подходы к оцениванию могут  быть представлены оцениванием по системе «зачет­незачет», вербальным поощрением, похвалой,  одобрением, интересом одноклассников и членов семьи к результатам деятельности. 3.Основой оценки образовательных достижений, выявления и развития творческих способностей  учащихся, произведения самооценки и самопроверки выступает использование технологии  портфолио. 4.Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их  психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). 5.Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних  достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается  каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос.  Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос,  поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль:  сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить  исправления.  6.По ОРКСЭ  и в частности модулю ОПК контрольные работы не проводятся. 7.По ОРКСЭ и модулю ОПК домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать  рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.) 8.Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. Обучение   детей   по   учебному   модулю   «Основы   православной   культуры»   должно   быть направлено   на   достижение   планируемых   результатов:   личностных,   метапредметных   ипредметных. Оценивать их достижения можно применяя различные методы и формы контроля Оценка достижений планируемых результатов: Предметные результаты: тесты; составление словарей терминов и понятий; самостоятельная работа; педагогическое наблюдение защита проектов, оценочные листы Метапредметные результаты: творческие работы; ролевые игры; тесты. Личностные результаты: карта наблюдений; портфолио, листы самооценки                                               МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ Несмотря   на   отсутствие   традиционной   бальной   системы   оценки,   учителю   доступны   другие методы   оценки   уровня   успеваемости,   степени   глубины   полученных   знаний   и   навыков,   а   также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.  1.Педагогическое   наблюдение.  Это   метод,   с   помощью   которого   осуществляется целенаправленное   восприятие   какого­либо   педагогического   явления   для   получения   конкретных данных. Учитель   наблюдает   за   учеником   в   естественной   обстановке   ­   на   уроке.   Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало   структурированы,   но   при   специальном   обучении   ведению   наблюдений   субъективность снимается.  Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.  Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.  Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.  Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.  Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности,   избирательность   форм   учебной   работы.   Эти   сведения   дополняются   наблюдениями особенностей   усвоения   учебного   материала   и   изучением   предметной   избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных   проявлений   личностных   особенностей   в   учебном   процессе,   выявлять   сильные   и   слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.  Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный   профиль»   ученика,   то   есть   своеобразный   тип   мышления,   который   должен   быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях. Другими словами, выбор методологических подходов преподавания курса   ОРКСЭ   и   особенности   организации   урочной   и   внеурочной   деятельности   учащихся   будет продиктован теми данными, которые зафиксированы впортфолио (или карте наблюдения)   ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.  2.  Самооценка учащихся  по результатам  урока  (или  внеурочного  мероприятия).  В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или   групповой   работы.   Примеров   таких   листов   достаточно   много,   некоторые   преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:  1 Я хорошо выполнил свою работу на уроке;  Я мог выполнить работу значительно лучше;  Я плохо работал на уроке.  Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:  Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке,   и   стимулирования   мотивации   к   дальнейшему   поиску   информации.   Вместе   с   тем,   отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план. (Приложени 1,2) Измерение самооценки учащихся Самооценка   –   ценность,   которая   приписывается   индивидом   себе   или   отдельнымсвоим качествам. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная,на основе которой происходит   решение   задач   личностного   выбора,   и   защитная,обеспечивающая   относительную стабильность   и   независимость   личности.   Значительнуюроль   в   формировании   самооценки   ребенка играют его личные достижения, а также оценкиокружающих. Среди таких методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:  мозговой штурм;  концептуальные   карты   и   таблицы   (которые   помогают   организовать   и   систематизировать материал),  составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки   с   предложениями   или   картинками   таким   образом,   чтобы   получился   связный   и последовательный рассказ);  расстановка   приоритетов   (техника,   позволяющая   развить   навыки   выделения   главных   задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);  анализ артефактов и проч.  Критерии оценки В начале темы (урока) Я хочу узнать .. или Мне надо научиться …На уроке мне запомнилось… Мне захотелось узнать больше о … 3.Метод эссе. Жанр   эссе   требует   свободного   владения   темой   и   определенной   смелости   (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях. Однако надо помнить, что,несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надонайти оригинальную идею (даже на традиционном материале), высказать нестандартный взгляд на какую­либо проблему. 4.Исследовательский метод. Главная задача учителя – помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками,   но   и   научиться   самостоятельно   работать.   Это   достигается,систематическим индивидуальным подходом к организации самостоятельной деятельности учащихся. 5.Метод проектов. В   основу   метода   проектов   положена   идея   о   направленности   учебно­   познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении тойили иной практически или теоретически значимой проблемы. Защита проекта. Завершающим   этапом   изучения   курса   является   составление   и   защита   проекта. Проект   может   быть   групповым   или   индивидуальным.   Защиту   можно   провести,   соединив   разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей. Защита может проходить в разных формах: в форме праздника с приглашением зрителей; в форме конкурса с приглашением жюри; в рабочей обстановке (на уроке) и т.д. Работа   над   проектом,   а   затем   и   его   защита   покажет   то,   в   какой   степени   у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий. 6.Метод тестирования. Педагогический   тест  —   это   инструмент   оценивания   обученности   учащихся,состоящий   из системы   тестовых   заданий,   стандартизованной   процедуры   проведения,обработки   и   анализа результатов.(приложении 3,4,) С одной стороны, безотметочная система имеет массу плюсов:  • •   освобождает учителя от излишней назидательности;    развивает  у детей самостоятельность, ответственность,  навыки самооценки; •   снимает боязнь неправильного ответа и получения плохой отметки.                        С другой стороны, имеет один, но существенный минус: наблюдается снижение мотивации  учащихся.              Оценивание производит учитель и ученик. Существенно увеличивается роль самооценки и взаимооценки.  Главная   проблема   заключается   в   выработке   инструментария   для   оценивания   достижений учащихся в ходе усвоения курса ОПК (приложении 5) Итак, давайте подведем некоторые итоги нашего диалога.  1.Контроль,оценка и отметка должны быть на уроке. 2. Далеко не все содержание можно подвергать контролю.  3.   Очень   внимательно   нужно   относиться   к   словесным   оценкам,   чтобы   как   можно   дольше сохранять целомудрие детской души и не вносить в нее раздвоение, ведущее к лицемерию. 4. Не все задания можно оценивать, тем более выставлять за них отметку. Оцениваются только те   задания,   которые   содержат   фактический,   исторический,   иллюстративный   материал. Духовный опыт православия не подвергается контролю и оценке, как и личный опыт  5.Необходимо помнить, что достижение личностных результатов гораздо важнее предметных и метапредметных.

«Методы и формы организации оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации  оценивания   качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации  оценивания   качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации  оценивания   качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации  оценивания   качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации  оценивания   качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации  оценивания   качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Методы и формы организации  оценивания   качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018