Методы и формы построения и обоснования теоретического знания

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

К методам построения и обоснования теоретического знания относятся следующие: методы восхождения от абстрактного а конкретному, единства исторического и логического, гипотетико-дедуктивный метод и др. К формам относятся гипотеза, теория и т.д. Гипотетико – дедуктивный метод Гипотеза есть всякое предположение, догадка или предсказание, основывающаяся: а) либо на предшествующем знании; б)либо на новых фактах, но чаще всего на том и другом одновременно Основными условиями применимости гипотезы являются: 1) её непротиворечивость ранее установленным фактам и научным положениям; 2) абсолютная проверяемость гипотезы; 3) её применимость к возможно более широкому кругу явлений; 4) её простота (т.е. способность из единого основания последовательно объяснить широкий круг событий).
Иконка файла материала 0.03.pptx
Методы и формы построения и обоснования теоретического знания
К методам построения и обоснования теоретического знания относятся следующие: методы восхождения от абстрактного а конкретному, единства исторического и логического, гипотетико-дедуктивный метод и др. К формам относятся гипотеза, теория и т.д. Гипотетико – дедуктивный метод Гипотеза есть всякое предположение, догадка или предсказание, основывающаяся: а) либо на предшествующем знании; б)либо на новых фактах, но чаще всего на том и другом одновременно Основными условиями применимости гипотезы являются: 1) её непротиворечивость ранее установленным фактам и научным положениям; 2) абсолютная проверяемость гипотезы; 3) её применимость к возможно более широкому кругу явлений; 4) её простота (т.е. способность из единого основания последовательно объяснить широкий круг событий).
Теория существует в форме системы логически связных положений, отражающих существенные и закономерные связи в той или иной предметной области в виде законов, принципов и категорий. в) Методы и формы предпосылочного (неявного) знания. Познавательные возможности эмпирического и теоретического уровней необходимо дополнить социокультурными, философско-мировоззренческими основаниями и предпосылками, содержащимися не только в самом обществе и культуре, но и в знании в целом. Именно они определяют стратегию научного поиска и оценку его результатов, отражаясь на уровне неявного знания. Уже в античной философии диалоги Платона отразили эту проблему, а в философии И.Канта в обоснованной форме она была зафиксирована в виде априорных (доопытных) форм знания.
Основными, методами этого уровня являются рефлексия и умозрение. Рефлексия как метод выявления и осознания неявных предпосылок и основания знания. Это выявление осуществляется через сравнение, экспликацию и анализ. Если суть первого и третьего приемов известны, то экспликация служит для четкого определения смысла того или иного высказывания, предполагая при этом две процедуры: а) вербализацию, т.е. явное формулирование в понятийной форме логических или иных символов; б) собственно экспликацию, т.е. объяснение, толкование понятий с целью уточнения их предметного содержания. Что касается умозрения как метода предпосылочного уровня познания, то он способствует созданию теорий, принципов, понятий, не являющихся результатом непосредственного логического вывода (уже в античной философии формой проявления метода умозрения выступила натурфилософия); опирается умозрение, как правило, на интуицию и творческое воображение.
К формам неявного знания относятся: + мифология; + религия; + идеологические; + общенаучные и философские принципы; + здравый смысл; + стиль мышления; + научная картина мира. Таким образом, рассмотренные выше методы и формы неявного знания позволяют определить скрытые предпосылки, основания знания, без чего его развитие невозможно. Но решить её можно лишь тогда когда ученый начинает мыслить категориями всеобщности. А это возможно при одном условии, когда ученый, овладевший диалектикой как теорией и методом, сознательно применяет её на практике.