1. Эксперимент «Волшебная комната»
.2. Методика «Выбор игры».
3. Наблюдение в ходе игровой деятельности».
.1. Эксперимент «Волшебная комната».
Цель: Исследование взаимоотношений детей 5-7 лет.
1. Выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности.
2. Позволяет построить гипотезу о возможных причинах популярности ребёнка.
3. Позволяет получить уточняющую информацию о эмоционально-личностных предпочтениях ребёнка. 1. Ребёнок легко вносит разнообразные, чёткие по замыслу предложения по совместной игре.
Методы исследования.
1. Эксперимент «Волшебная комната»
.2.Методика «Выбор игры».
3. Наблюдение в ходе игровой деятельности».
.1. Эксперимент «Волшебная комната».
Цель: Исследование взаимоотношений детей 57 лет.
1. Выявление особенностей общения детей в процессе игровой
деятельности.
2. Позволяет построить гипотезу о возможных причинах популярности
ребёнка.
3. Позволяет получить уточняющую информацию о эмоционально
личностных предпочтениях ребёнка
Инструкция: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и
пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой
собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь
прийти в эту комнату и делать в ней всё, что захочешь. Но есть два условия:
ты должен пойти туда не один, возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И
ещё, всё, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам.
1. Кого ты с собой возьмёшь? (Нужно уточнить, что это за дети, и
Вопросы:
какого они возраста).
2. Вот теперь вы пришли в волшебную комнату. Что ты предложишь там
делать? (Во что и как играть).
3. Хорошо, все поиграли. А потом дети сказали, что им это надоело, и
они не будут больше играть. Что ты дальше предложишь?
4. Какие игры ты ещё можешь предложить?
5. Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?
Интерпретация:
Инициатива и позиция в общении:
1. Ребёнок легко вносит разнообразные, чёткие по замыслу предложения
по совместной игре.
Интерпретация: В реальном игровом взаимодействии ребёнок будет также
инициативен. Он принимает на себя главные роли в игре и занимает ведущую,
доминирующую позицию в общении. Доминирование может быть
положительным и отрицательным. При положительном ребёнок
доброжелательно, конструктивно решает возникающие конфликты, учитывая
мнение и желания других. При отрицательном – авторитарность, стремление
достичь цели любым способом.2. Если ребёнок предлагает 12 варианта игры, не всегда представляет
себе её ход и затрудняется распределить роли.
Интерпретация: В реальной игре эти дети менее активны, они лишь
поддерживают её. Вносят предложения и уточнения, связанные с принятой
ими ролью. Они выбирают для себя средние по значимости роли. Занимают
подчинительную позицию в общении. Не пользуются большой популярностью,
но и не оказываются в изоляции.
3.Дети, которые отказываются от проявления инициативы. В лучшем случае
предлагают один вариант игры и не могут рассказать о её замысле.
Интерпретация: В реальной игре выступают пассивными участниками. Им
достаются второстепенные и малопривлекательные роли. Занимают
подчинительную позицию в общении.
Развитие игровых навыков.
1. Ребёнок может предложить несколько вариантов сюжетноролевой игры,
игр драматизации или игр с правилами. Может рассказать о ходе игры,
её правилах, распределить роли.
Интерпретация: Высокий уровень игровых навыков.
2. Ребёнок может предложить один вариант сюжетноролевой игры или
игры с правилами, либо только настольнопечатные.
Интерпретация: Средний уровень развития игровых навыков.Предлагались
игры разного вида (сюжетноролевые,
строительноконструктивные,
дидактические, настольнопечатные и др.). Каждый ребёнок выбирал 3 раза.
1. Вопросы Я предложу несколько игр, а ты выбери одну из них, в
Инструкция:
которую бы ты хотел сейчас поиграть.
2. Давай вместе с детьми поиграем.
1. Почему ты выбрал эту игру?
2. Во что ты будешь играть со мной потом?
3. С кем из детей ты хочешь поиграть? Почему?
Оценка: Анализ качественный и результаты фиксировались.
Наблюдение в ходе игровой деятельности.
Цель: Наблюдение за особенностями игровой деятельности во время
проведения эксперимента и методики.
В ситуации обследования ребёнку предоставляется возможность выбрать
игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда
ребёнок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональнойреакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность
действий.
проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания,
Оценивается:
просьбы);
выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какуюто игру
или случайный, с целью набрать игрушек побольше, безотносительно к их
назначению);
стойкость интереса к игрушке (долго ли занимается одной игрушкой,
организует ли с ней действия);
адекватность использования игрушек (соответствие использования
предмета его назначению). Неадекватное использование: рвут, ломают,
облизывают, сосут, пытаются взять в рот; нелепые действия с предметами
– действия, не диктуемые логикой игры или качеством предмета;
возможность организации и уровень самостоятельной игры (манипуляция,
процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
характер игры (однообразный или нет, наличие творчества);
поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции,
возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).
Исследование интересов ребёнка,
его потребностей проводится
параллельно с изучением игры. Результаты фиксировались в таблице.