Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"
Оценка 4.9

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
20.06.2019
Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"
Для помощи подросткам в решении важнейших задач данного возраста предпочтительной является групповая работа. Это связано с тем, что у многих подростков су¬ществует стремление отделиться от родителей, они от¬рицают авторитет взрослых, объединяются в однополые и смешанные компании, пытаются установить идентич¬ность через принадлежность к определенной группе . Чтобы блaгополучно разрешить основные задачи этого возрастного периода необходима «примерка» различных социальных ролей, взгляд на себя со стороны, без оценочная обратная связь. Среди приемов и методов групповой психотерапии и именно в психодраматическом подходе разработаны эффективные средства для работы в этих направлениях. Еще одним важным приемом взаимодействия с подро¬стками является сказкотерапия. Часто сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Обращение к детским сказкам и их психодрамати¬ческое представление помогает подростку проститься с детством, взяв оттуда необходимые ресурсы для дальней¬шей взрослой жизни. Кроме того, применение сказкоте¬рапии, особенно на начальных этапах групповой работы, по нашему мнению, создает обстановку максимальной безопасности для участников группы. По своему характеру методическое пособие создано для работы в психотерапевтической группе подростков. Психотерапев¬тические группы нацелены на решение серьезных психо¬логических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников. К этой категории относятся группы подростков с асоциальным поведением или терапевтические группы детей пере¬живших травмирующие жизненные события.
Методичка работа с Трудными Подросткамисправлен. 2 019.docx
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр эстетического воспитания детей "ТЮЗ" МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными  " подростками" Автор­составитель: педагог­психолог Хаустова.С.В. ст.Тбилисская, 2019 г. Пояснительная записка.          Период ранней юности от 14 до 16 лет является, согласно мнению большинства исследователей,   наиболее   сложным   в   развитии   ребенка.   Некоторые   исследователи называют этот возраст «ничейная территория». «между детством и взрослостью». В этом возрасте человек уже не ребенок по физиологическому созреванию. но еще и не взрослый   по   социально­психологическим   критериям.  Что   же   характерно   для   этого периода?            Подводятся  итоги  детства.  Половое   созревание  приводит  к  физиологической революции. Перед молодым человеком возникают вопросы: кто я? Как я выгляжу? Как меня воспринимают  другие люди? Каково мое призвание? Какие у меня способности?             По мнению    Э.  Эриксона, если на предыдущих  стадиях кризисы завершились неудачно   и   выбор   сделан   неблагоприятный   ­   на   этой   стадии   нужно   сделать   выбор заново,   уже   сознательно.   Можно   изменить   свою   жизнь   и   сформировать   цельную формулу ЭГО­идентичности. При благоприятном выборе на этой стадии ­ осознание своего Я при неблагоприятном ­ диффузное  Я.  Поэтому основной задачей развития в этом возрасте является поиск самодентичности. При неблагоприятной социальной и психологической обстановке у подростков на данном и предыдущих этапах развития может   формироваться   синдром   социальной   патологии   идентичности:   нежелание становиться взрослым, смутное неустойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошенности, ожидание такого, что сможет радикально изменить жизнь, страх перед личностным   общением   и   неспособность   эмоционального   воздействия   на   лиц противоположного пола поиск негативной идентичности как стремление стать ничем и как единственный способ самоутверждения.            Для   помощи   подросткам   в   решении   важнейших   задач   данного   возраста предпочтительной   является   групповая   работа.   Это   связано   с   тем,   что   у   многих подростков существует стремление отделиться от родителей, они отрицают авторитет взрослых, объединяются в однополые и смешанные компании, пытаются установить идентичность через принадлежность к определенной группе .          Чтобы   блaгополучно   разрешить   основные   задачи   этого   возрастного   периода необходима «примерка» различных социальных ролей, взгляд на себя со стороны, без оценочная обратная связь. Среди приемов и методов групповой психотерапии и именно в психодраматическом подходе разработаны эффективные средства для работы в этих направлениях.              Еще   одним   важным   приемом   взаимодействия   с   подростками   является сказкотерапия. Часто сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Обращение к детским сказкам и их психодраматическое представление помогает   подростку   проститься   с  детством,  взяв   оттуда  необходимые  ресурсы   для дальнейшей   взрослой   жизни.   Кроме   того,   применение   сказкотерапии,   особенно   на начальных   этапах   групповой   работы,   по   нашему   мнению,   создает   обстановку максимальной безопасности для участников группы.      По   своему   характеру   методическое   пособие   создано   для   работы   в психотерапевтической группе подростков. Психотерапевтические группы нацелены на решение серьезных психологических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной   сфере   и   в   поведении   участников.   К   этой   категории   относятся   группы подростков с асоциальным поведением или терапевтические группы детей переживших травмирующие жизненные события.  Цель: помощь педагогам­психологам в работе с подростками по социальной адаптации и преодолению возрастного кризиса методами сказкотерапии и психодрамы.  Задачи:  ­создание   навыков   группового   взаимодействия. терапевтической группе;  ­ помощь подросткам в отреогировании агрессии социально приемлемыми способами;  ­ формирование адекватной самооценки и принятия себя;  ­ помощь в социальной адаптации и принятия нравственных ценностей общества;  ­ работа с проблемой детско­родительских отношений; ­ работа по профилактике зависимостей; ­ помощь подросткам в определении планов и сценариев будущей жизни;  ­ создание навыков взаимодействия с противоположным полом.  Некоторым   из   указанных   задач   будут   посвящены   отдельные   сессии,   другие   задачи будут решаться параллельно при работе с другими проблемами.    формирование   доверия   в Длительность   работы   группы:  12  занятий   по   2   часа   в   течение   3   ­   4   месяцев   с периодичностью встреч 1 раз в неделю.  Состав группы: 8­10 человек обоего пола в возрасте  14­16 лет.    Методы и приемы работы.    ­ Игровая терапия;   ­ сказкотерапия;   ­ психодрама ;    ­   арт­терапия;   ­ музыкотерапия;    ­когнитивно­поведенческая терапия;   ­  ролевая терапия;   ­ терапия, ориентированная на формирование адекватной самооценки;   ­ групповая дискуссия;    ­ психогимнастика;    ­ методы релаксации. Этапы работы ­ Первичная диагностика;  ­ психокоррекционный этап; ­ этап закрепления полученных знаний и навыков;  ­ анализ эффективности работы: контрольное тестирование (исследование динамики состояния каждого ребёнка). Используемые методы – тестирование, беседа (с детьми и их родителями). Психологический мониторинг.       Во время реализации данной работы необходимо проведение психодиагностических процедур,   направленных   на   выявление   эмоциональных,   поведенческих   изменений, адаптационных   возможностей   и  личностных   свойств.  Диагностика   в  полном  объёме проводится до начала занятий и в конце года. Тематический план № 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование тем группового   взаимодействия.   Первичная диагностика Создание   навыков   Формирование доверия в терапевтической группе Формирование доверия в группе Самосознание. Принятие себя Работа с агрессией  Работа с агрессией Социальная адаптация. Девиантное поведение Социальная адаптация Работа с зависимостями Половая   идентификация. противоположным полом Пожелания на будущее Повторная  диагностика Итого:   Взаимоотношения   с Количество часов 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 24ч. Содержание       диагностика (см. приложение А)  Занятие 1  Первичная 1.  Методика   диагностики   склонности   к   отклоняющемуся   поведению   (А.   Н.   Орел) 2. Тест "Дом. Дерево. Человек. 3.Тест Шмишека 4. Методика  «Волшебная страна чувств» автор Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева 5. Исследование самооценки по методике Дембо­Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан Занятие 2 Создание навыков группового взаимодействия. Формирование доверия в терапевтической группе Вводная часть  Представление   ведущего,   рассказ   о   формах   и   задачах   предстоящей   работы, правилах работы группы. Представление участников.  Знакомство  Участники  передают мячик по кругу, по очереди называя своё имя и заканчивая фразу " Я хотел бы узнать..." Игра «Цифры от 1 до 100» Участники встают в круг. Ведущий просит участников называть по порядку числа от 1 до 100.   Если   два   человека   называют   число   одновременно,   всё   начинается   сначала.   Все коммуникации между участниками, в том числе и невербальные, запрещены.  Игра «Минутная встреча» Участники   группы   ходят   по   комнате,   выбирают   партнера,   которого   знают   меньше остальных. Далее в парах по очереди в течение 1 минуты первый участник рассказывает о себе что­то такое, чтобы партнер его запомнил. Потом меняются. Продолжением работы может быть техника дублирования, когда один участник сидит на стуле, другой кладет ему руку на плечи   и   от   своего   имени   рассказывает   о   нем.   Потом   смена.   Это   упражнение   является одновременно тестом на способность чувствовать другого человека, а следовательно, работать в психодраматической группе.  Игра "Волшебная котомка" Из "волшебной котомки" я буду сейчас доставать разные вещи, а вы сможете увидеть их, но не наяву, а только с помощью своего воображения. Для того, чтобы вы смогли понять, что за вещь я достала, я буду показывать, как пользоваться ею.  Занятие  3 Формирование доверия в группе Вводная часть встречи.    Отслеживание   групповой   динамики.   Обмен   мнениями   по   поводу   прошлой Упражнение "Мое имя ­ это ..." По кругу каждый участник рассказывает о себе, его сосед справа повторяет рассказ.   Упражнение «Три автобуса» (по Я. Мюллеру) Ставятся   три   стула.   Участников   группы   просят   представить,   что   это   три волшебных   автобуса,   которые   могут   летать,   плавать   и   ездить   везде.   Предлагается разделиться   по   автобусам   и   решить,   куда   едет   каждый   из   автобусов.   После формирования групп участников просят придумать девиз и дать напутствие другим автобусам.  Игра «Паровозики» Эта   живая,   веселая   игра   может   продемонстрировать   групповую   сплоченность   или, наоборот, выявить тех, кого не принимают в компанию, а заодно и порезвиться. По команде ведущего игроки начинают с пыхтением перемещаться, бормоча: " Я веселый паровозик, я веселый паровозик!" ­ " Поезд!" ­ командует ведущий. Задача: в течение 10 секунд образовать свой "поезд" или присоединиться к другому. Поездом считается паровоз, имеющий не менее двух вагонов. Паровозик, которому удалось организовать за собой поезд, получает призовое очко. Чтобы быть принятым в поезд, необходимо согласие предыдущего вагона. Но если вас не хотят принимать, вы можете остаться "одиноким паровозом".  Упражнение "Слепой и поводырь" Одному из детей по желанию завязывают глаза. Он "слепой". Второй будет его водящим ­ "поводырем". Как только зазвучит музыка, "поводырь" бережно поведет "слепого", давая ему потрогать различные вещи. Только ничего нельзя говорить при этом. Занятие 4 Самосознание. Принятие себя Вводная часть Обмен мнениями по поводу прошлой встречи. Вступление ведущего (проблема принятия себя; я в глазах других; я в собственных глазах; мои недостатки и ресурсы).  Упражнение «Ассоциации»  Участники   группы   ходят   по   комнате.   По   команде   ведущего,   встречаясь   с партнером,   нужно   сказать,   с   каким   предметом   мебели,   животным,   растением, сказочным   героем,  посудой   и   т.д.  данный   человек   ассоциируется,  и  выслушать   его ассоциации. Упражнение «Угадай человека» Упражнение направлено на развитие представления подростка о том, что о нем думают другие, на развитие рефлексии и понимания в группе. Участники  разделяются   на  две   команды,  каждая   из   которых  получает   лист  с набором эпитетов, недостающие команда может добавить, например: сильный, смелый, ленивый, хитрый, грубый, мудрый, наглый, нежный и т.д. трусливый  активный  печальный  пассивный  преданный  сильный  смелый  весёлый  ленивый  хитрый  прожорливый  грубый  обаятельный  милый  нежный  остроумный  подлый  жадный  бесчувственны й  безжалостный  наглый  интеллектуаль ный  фантазер  шустрый  ехидный  льстивый  надежный  подлиза  щедрый  справедливый  красивый  рассудительный  безрассудный  осторожный  мудрый  непосредственный чистюля  неряха  эгоист  ласковый  галантный  вежливый  общительный  замкнутый  любознательный.  «себе на уме»  расчетливый  эстет  дебильный  прикольный  тиран  По секрету команде сообщается имя человека из другой команды, которого они должны охарактеризовать, использовав всего три слова из предложенного списка, а другая команда должна угадать имя по этой более чем краткой характеристике. Если не   получается,   можно   запросить   еще   одно­два   слова.   Обычно   угадывают   по   трем­ четырем. В конце игры ведущий спрашивает человека, имя которого отгадывали, какие характеристики, данные ему товарищами, оказались для него неожиданными, с чем он согласен, с чем не согласен. Упражнение "Кто я? Какой я?" Продолжите письменно три предложения: Я думаю, что я... Другие считают, что я... Мне хочется быть... Игра "Волшебный магазин" Ведущий   предлагает   подросткам   подумать,   какими   личными   качествами   они обладают. Затем он просит представить себе волшебный магазин, где  он ­ продавец, и где   в   обмен   на   те   свои   качества   (ум,   смелость,   честность   или   лень,   занудство, равнодушие), которых, как считают участники, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя. "Покупатель"   сдает   свои   качества,   "продавец"   говорит,   есть   ли   то,   что   требуется, сколько он мог бы дать взамен и т.д. В дискуссии участники группы делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно и т.д. Психодраматическое   представление   сказки   "Девочка   и   зеркальце"(см. приложение  Б) Игра «Бороться с недостатками? Развивать достоинства?»  Инструкция ведущего. У всех людей имеются недостатки. Относиться к ним можно по­ разному:   кто­то   изо  всех  сил   борется   с   ними   как   со   своими   злейшими   врагами.   кто­то принимает их как естественную и гармоничную часть самого себя. Если задуматься над самим слово,   «недостатки»,   то   легко   увидеть.   что   оно   означает   не   «отрицательные  стороны», «негативные качества», а что­то такое, чего нам недостает. Иными словами. фразу «Я ленивый» можно произнести иначе: "мне недостает трудолюбия». Или: «я робкий, застенчивый» легко переформулировать так: мне не хватает уверенности в себе, решительности». Тогда становится ясно.   что   именно   нужно   развивать   в   себе.   Наверное,   это   продуктивнее,   чем   бороться   с негативными качествами. верно?  Итак,  предлагаю   всем   подумать   минуту   и   выбрать   то   качество,   которое,   как   вам кажется. развито у вас недостаточно. Произносить вслух это качество совсем не обязательно ­ просто кивните. когда определитесь с ним.  Участники задумываются. Последняя фраза ведущего предназначена для тех участников кто   пока   не   готов   к   открытому   самопредъявлению.     Хотя,   как   показывает   практика,   в большинстве случаев участники оказываются способны поделиться с группой представлениями о   своих   недостатках.   После   того   как   ведущий   получил   от   всех   невербальные   сигналы   о сделанном выборе, он продолжает:  ­ А теперь я прошу вас вспомнить  какого­нибудь  сказочного героя, который обладает этим качеством в полной мере. может быть даже с избытком. Совсем не обязательно, чтобы это был положительный персонаж. Важно только. чтобы то, чего вам недостает, он имел в достатке и наверняка.  Как показывает опыт: это задание более сложное. В группе  иногда обнаруживаются несколько человек, которые оказываются не в состоянии подобрать подходящего героя (может быть,   сказки   давно   перестали   читать").   Ведущий   может   сам   назвать   наиболее   известных сказочных персонажей или, если возник такой вопрос, согласиться на выбор не сказочного, а литературного или киногероя. На наш взгляд, все­таки лучше оставаться в рамках сказочной тематики.  ­ Итак, всели  выбрали для себя героя? Нет? Кому  не  удалось? Те. кто пока  не  сумел этого сделать. желаете  вы получить помощь от группы?  Этот вопрос следует задать обязательно поскольку вначале было обещано, что свой недостаток не нужно произносить вслух, а в этой ситуации это сделать придется. Получив согласие от участника, ведущий предлагает ему назвать качество, которого, по его мнению ему недостает,   а   все   остальные   участники   перечисляют   сказочных   героев,   обладающих   этим качеством. После того как все сделали выбор, по просьбе ведущего каждый по кругу называет своего   персонажа.  Разумеется,  качество   на  основании   которого  именно   этому  герою  было отдано   предпочтение,   не   объявляется.   К   этому   моменту   наиболее   прозорливые   начинают догадываться, для чего все это было сделано. Ведущий может повторить названных героев.  Занятие №5        Работа с агрессией  Вводная часть Обмен мнениями по поводу прошлой встречи. Вступление ведущего. Разговор о том, что такое агрессия и формы ее выражения.  Игра" Защита личного пространства" Участники   объединяются   в   пары.   Ведущий   просит   их   определить   некое пространство вокруг себя, некоторое расстояние, на котором  комфортно нахождение партнера.   ближе   какого   уровня   руки   партнера   не   могут   заходить.   Затем   партнеры сцепляются ладонями.  Дается инструкция. что  один человек  должен  охранять свое личное   пространство,   не   пускать   туда   другого.   Второму   участник   дается   задание преодолеть   сопротивление,   ворваться   во   внутреннее   пространство   (там  есть   что­то жизненно важное для тебя!). Затем меняются ролями. В заключение ­ обмен чувствами.  Игра «Тузилка»  Эта   игра   позволяет   «выпустить   пар»,   освободиться   от   лишней   агрессии. накопившейся за предыдущие сессии. Все участники становятся в круг. Каждый по очереди берет в руки надувной шарик вытянутой формы или надувную «дубинку ».  Участник   с   дубинкой   имеет   право   стукнуть   по   голове   одного   человека   из  группы, который его больше всего раздражает, бесит. кого он ненавидит. Участник с дубинкой имеет право на два удара по попе участника, который в принципе хороший парень, но есть у него раздражающие качества, либо на каком­то занятии он обидел его.  Затем участник может подойти к члену группы, перед которым виноват, кого обидел, и молча попросить прощения, соединив с ним ладони. Еще одного человека можно погладить по голове или пожать руку, если этот человек тебе сильно помог, был очень нужен, открыл что­то важное для тебя. В конце обмен впечатлениями.  Выбор «агрессивной открытки»  На   полу   лежат   открытки   и   картинки   самого   разного   содержания.   Участники рассматривают их и выбирают ту, которая наиболее соответствует их представлению об агрессии или наиболее ярко отражает агрессивные чувства к какому­то конкретном человеку (можно не из группы). Затем выбирается протагонист, чью открытку будем представлять.   Он   объясняет,   какую   ситуацию,   по   его   мнению,   символизирует   эта открытка. Его просят представить эту ситуацию либо в виде скульптуры, либо в виде видеоролика на 2­3 мин ты. На роли действующих персонажей протагонист выбирает участников группы. Протагониста спрашивают, где он сам на этой скульптуре, ролике, картине. Возможно повторение с 4­5 участниками.  Занятие № 6  Работа с агрессией. Продолжение.  Вводная часть Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.  Упражнение «Выяснение отношений на тарабарском языке»  Участники объединяются в пары и инсценируют ссору и ругань на тарабарском  языке. Касаться друг друга  употреблять известные осмысленные слова нельзя. Тот же  вариант, но с двумя переводчиками. Упражнение «Скульптура»  Представить   скульптуру,   отражающую   различные   агрессивные   чувства   и действия: раздражение, злость, ненависть. гнев, подавление, истязание и др.  Упражнение "Альтернативы гневу" Члены группы индивидуально заполняют лист рабочих материалов к упражнению "Альтернативы гневу". После этого проводится мозговой штурм для поиска ответа на вопрос: "Что ты делаешь, когда злишься? " Каждую реакцию (здоровую и нездоровую) ведущий записывает на доске. В ходе управляемой дискуссии происходит обсуждение листов рабочих материалов. Упражнение "Разыгрывание проблемных ситуаций" Психодраматическое представление ссоры в разных ситуациях: дети в песочнице, родители   и   дети,   учитель   и   ученики,   первобытные   люди,   крутые   бизнесмены, утонченные интеллектуалы­ искусствоведы. Занятие № 7 Социальная адаптация. Девиантное поведение Вводная часть Обмен мнениями по поводу прошлой встречи. Упражнение "Сказочный герой" Упражнение   выполняется   в   движении:   при   встрече   один   называет   сказочного героя. А другой ­ какие идеалы общества он нарушал или отстаивал. Потом меняются ролями. Психодраматическое представление игры "Мои глупости" Ведущий объявляет, что сейчас состоится конкурс глупостей и просит каждого участника подумать,  что бы такое ужасное, порицаемое обществом, нарушающее все правила, ему хотелось сейчас сделать, но он не может в силу социальных запретов. Чья глупость ближе остальным участникам, определяется социометрическим голосованием. Далее происходит психодраматическое представление ситуации. Упражнение "Сказка" Участниками выбирается сказка, где главный герой нарушил какие­то важные социальные,   семейные,   общечеловеческие   нормы   или   запреты   и   это   привело   к непредсказуемым последствиям ("Русалочка", "Синяя борода", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Можжевельник", "Девочка и хлеб").  Возможно представление сценариев и разыгрывание сказки. Занятие №8  Социальная адаптация. Продолжение Вводная часть Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.  Упражнение «Чужая роль»  Участники   группы   ходят   по   комнате   и,   встречаясь   друг   с   другом,   называют разные социальные роли, которые  им  приходилось или придется в будущем играть в жизни, ­ ученик, сын покупатель, правонарушитель и др. Затем по команде ведущего участники называют друг другу роли, которые, по мнению участников, менее всего им подходят ­ «чужие роли».  Упражнение «Парные роли»  Участники становятся в круг.  Инструкция. Мы с вами говорили о парности ролей.  Сейчас давайте поиграем в такую игру: бросая друг другу мяч. буден называть какую­то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую­ то свою роль и бросает мяч другому человеку.  После этого упражнения можно провести разыгрывание сценок без слов. Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и загадывают какие­либо парные роли, например:  клоун ­зритель,  продавец ­ покупатель  и т.п.  Затем они возвращаются и показывают   сценку   без   слов.   Остальные   участники   должны   догадаться,   какие   роли были задуманы.  Затем сценки разыгрывают другие участники.  Обсуждение:  ­ Удалось ли отгадать, какие роли были изображены? ­ Что помогло (помешало) узнать роли?  Модификация  упражнения.  Участники   делятся   на   две   подгруппы   ­ исполнители ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть четное количество. Они выходят за дверь и определяются с ролями причем роли должны быть парными. По одному   они   заходят   в   комнату   и   говорят   какую­либо   ключевую   фразу   роли.   На­ блюдатели должны отгадать, что это за роль. и после того как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (продавца с покупателем, врача с больным и т.д.)  После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.  Упражнение «Роль­атрибут»  Социальные   роли   могут   усиливаться   определенными   вещами   ­   атрибутами   и имиджем. Атрибут ­ то, что сопутствует роли: предметы, вещи (например, у ученика ­ портфель, форма). Имидж ­ это ожидаемый внешний облик и особенности поведения в данной роли (например, учительница ­ в белой блузке и строгом костюме, серьезная).  Упражнение выполняется по кругу. Один участник называет роль, а следующие за ним трое участников ­ ее атрибуты, последующий участник опять называет роль и т.д. Про водится несколько кругов, чтобы каждый участник мог назвать хотя бы по одной роли. Например: повар ­ кастрюля, поварешка белый фартук; милиционер ­ форма, ду­ бинка, свисток; пассажир ­ билет, поклажа; мама ­ сумка, конфеты.  Игра «Королевство»  В этой игре существуют ясные правила и четкая структура.  Ведущий осуществляет следующие шаги.  1. Вступление  Ведущий объясняет, что это  очень простая игра, в которую с удовольствием могут играть люди любого возраста и любых способностей. Она не требует никаких специальных   навыков   или   подготовки.   В   игре   участвует   вся   группа,   но   каждый участник сможет сам выбрать и сформировать собственную позицию и попробовать сыграть   свою   роль.   Ведущий   должен   дать   предварительную   информацию   а   не поддерживать дискуссию о том, чего еще не произошло.  2. Структурирование группы  Ведущий предлагает двум добровольцам из группы взять на себя роли Короля или Королевы. Король и Королева выбирают трех или четырех человек из группы и назначают их министрами, генералами, принцессами, принцами слугами и т.д. Каждый из   выбранных   в   свою   очередь   выбирает   одного   или   двух   персонажей   и   дает   им соответствующие роли. Количество участников игры зависит от размера группы: если группа менее 20 человек, то оптимальным количеством выборов для короля будет три (то есть король может назначить трех человек). Соответственно, первые выбранные могут   выбрать   по   два   человека,   которые,   в  свою   очередь,   выбирают   по   одному человеку.   Важно   чтобы   все   участники   игры   получили   роли.   После   этого   следует расположить "королевство" в пространстве и попросить участников самих по очереди назвать принятые ими роли, для того чтобы все поняли первоначальную структуру своего   государства.   Каждый   участник   делает   определенный   жест   или  приветствие, соответствующее его роли (например, все кланяются королю, придворные преклоняют колено перед королевой и т.д.)  3. Действие первое  Каждому участнику игры дается шанс изменить что­то в королевстве по своему усмотрению: повысить или понизить кого­то в государственной иерархии, "убить" или "посадить в тюрьму" одного человека. Это выглядит примерно следующим образом: "Я назначаю первого министра слугой", и  человек включается в эту роль.  Очень важно   прояснять изменения, происшедшие после каждого такого шага. После того как все игроки сделали свои "ходы", каждый участник снова называет свою новую роль, чтобы стало очевидно как изменилась структура государства.  4. Действие второе  Каждому   игроку   дается   еще   один   шанс   из   тенить   свою   роль   в   королевстве, действуя   по   тем   же   правилам.   После   этого   структура   государства   установлена окончательно. 5. Обсуждение  В последующем обсуждении ведущий обращает внимание участников на то, что некоторые сохранили свою роль другие понизили или возвысили свою позицию или позицию своих партнеров. Затем тренер предлагает соотнести полученный в игре опыт с   ситуациями   из   реальной   жизни   и   поднимает   вопрос   о   возможностях   социальных изменений в мире.  6. Заключение  В данной игре в очень компактной форме вы можете видеть образец естественной групповой динамики. Фактически в этой простой игре моделируются все особенности организации   человеческого   сообщества.   В   разных   группах   подростков   могут   быть различные сценарии развития "королевства".  Занятие № 9 Работа с зависимостями Вводная часть Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.  Упражнение "Наши ценности" Попросите детей продолжить следующую фразу: "Для меня самое ценное ­ это..." Попробуйте вместе с детьми методом мозгового штурма определить существующие ценности: здоровье, независимость, отношения,   переживания и ощущения, ценность личности, жизненных достижений, материальные ценности и т.д. Упражнение "Потери" Инструкция.   У каждого человека есть свои ценности. Ценности ­ это то, что люди ценят и берегут. Напишите на трёх листочках 3 ценности, связанные с вашим телом, с материальным миром, ценности общения. Вы их храните и оберегаете. Но как вы думаете: существует ли в жизни что­то, что может отнять у нас наши ценности? Можем ли мы потерять эти ценности из­за своего поведения? Ведущий   отбирает   у   участников   сначала   один   листочек   ("ценность"),   потом второй   и,   наконец,   третий   и   прячет   их.   По   окончании   упражнения     "ценности" обязательно возвращаются участникам. ­ Как вы себя чувствовали, когда у вас отняли все ценности? ­ Когда их вернули обратно? ­ А какие ценности теряет человек, который начинает курить? Упражнение "Любопытство, воля, разум" Инструкция. Сейчас мы разделимся на три группы. 1­я группа ­ любопытство, 2­я ­ воля, 3­я ­ разум. "Воля" встает в центр и образует круг таким образом, чтобы все участники   стояли   лицом   вовне,   изображающие   "разум"   справа   сидят   в   линию, "любопытство" ­ слева, также в линию. Задача "воли" ­ выслушать внимательно все аргументы, которые приводят "любопытство" и "разум", и в конце принять решение: пробовать   начать   курить   или   нет.   Любопытство   пытается   склонить   волю   на   свою сторону: "попробуй закурить", разум ­ на свою: "не пробуй ни в коем случае". "Любопытство" и "разум" закрывают глаза. Каждый из участников, находящихся в роли "воли", самостоятельно принимает решение ­ переходит на чью либо сторону. ­ Почему  "воля" приняла такое решение, чем руководствовалась? ­ Кто был более убедительным: "разум" или "любопытство"? ­ На что опиралось "любопытство", когда выдвигало свои аргументы? ­   Какие   контраргументы   предлагал   искать   "разум"?     Трудно   ли   было   их   искать   и приводить? Ролевая игра "Влияние сверстников" 1. На вечеринку, где все курят, приходит один человек, который не курит. Как может разворачиваться такая ситуация? Добавьте в ситуацию новый элемент: приходят еще несколько человек, которые не курят. И теперь становится поровну курящих и некурящих. Что будет происходить теперь? (Распределите роли и проиграйте такую ситуацию.) 2.   Разделите   группу   на   две   команды.   Выберите   капитана   одной   из   них   и попросите покинуть группу, снабдив предварительно следующей инструкцией: "Когда ты вновь войдёшь в группу, представь себе, что находишься на вечеринке с друзьями. Недавно ты решил бросить курить. Попытайся не закурить, когда вернешься в группу". После   того   как   выбранный   учащийся   покинет   группу,   сообщите   его   команде,   что действие происходит на вечеринке: все собравшиеся ­ заядлые курильщики, которые должны   приложить   максимум   усилий   и   не   дать   капитану   "отклониться"   от   их компании.  Задача   же  второй   команды  ­  послать  представителей   на  вечеринку.  Они некурящие и должны постараться убедить капитана не курить. ­ Кто и какую тактику использовал при убеждении партнера в игре? ­ Что они оба  при этом чувствовали? ­ Как сверстники влияют на решения друг друга? ­ Почему важно противостоять такому влиянию? ­ Какие были эффективные способы отказа от курения? Занятие № 10 Половая идентификация. Взаимоотношения с противоположным полом Вводная часть Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.  Игра "Войди в круг" Девушки берутся за руки.  Молодые люди по очереди пытаются войти в круг, уговаривая   девушек   их   впустить.  Войти   можно   только   в  том   случае,   если   удалось уговорить обеих соседок. Применять силу нельзя. ПОТОМ юноши образуют круг.   В обсуждении отмечается. кому легче всего удалось войти в круг, почему?  Упражнение «Два мира»  Группа делится на две части ­ мужскую и женскую.  Подгруппы встают друг напротив друга «стеной» и  по очереди говорят друг другу:  Мне нравится быть женщиной/мужчиной, потом что...  Мне хочется быть мужчиной/женщиной, потому что... Мне трудно быть женщиной/мужчиной, потом что...  .  Я горжусь, что я мужчина/женщина, потому что ...  Я завидую мужчинам/женщинам потому  что ...  Мне не нравится в мужчина. женщинах ...  Хорошо быть женщиной/мужчиной, потому что ...  Упражнение «Доска объявлений»    но   интеллигентный   мужчина...", Для этого упражнения подбираются рекламные издания, в которых есть брачные объявления. Эти объявления рассматриваются вместе с группой обсуждаются качества, которые   упоминаются   в   объявлениях.   Какие   объявления   понравились? "Состоятельный,  "Познакомятся   с   двумя симпатичными ласточками два симпатичных ... ласта", "Прикольные девчонки  познакомятся с прикольными мальчишками, чтобы  прикольно  приколоться".  Обсуждение:  ­ Какие свои качества вы упомянули бы в объявлении  как ценные?  ­ Какие свои качества для вас являются важными?  ­ Какие внешние данные?  Можно попрактиковаться в составлении объявлений, описании своих качеств и качеств, которые хотелось бы видеть  партнера.  Упражнение "Два в одном" Это   упражнение   позволяет   подросткам   осознать   особенности  "мужского"  и "женского" культурных миров, определиться в рамках собственного мира. Ведущему   надо   приготовить   разнообразные   предметы,   которые   традиционно связываются   в  нашей   культуре   с  мужским   или  женским   миром  интересов.   Детям должны быть предоставлены также бумага, мелки карандаши, большие  куски ткани для изображения   тех   предметов   и   тех   сфер   жизни,   которые   не   обеспечены   реальными предметами. Девочкам предлагается создать "женский мир" а мальчикам ­ "мужской мир". На наш взгляд, комната должна быть разделена на две половины условно, то есть участники могут наблюдать, как создается другой мир. Если мальчикам понадобятся "женские"   предметы,   их   можно   предоставить   им,   и   наоборот.   Это   позволяет подросткам     свободно   проявлять   свою   фантазию   в   представлении   о   «мужском»,   а стереотипы общества (в виде набора предметов) лишь предлагаются.  Обсуждение:  ­ Кто как себя чувствует в обустроенном пространстве?  ­ Кто что­нибудь хочет рассказать о своем мире?  ­ Как проходит жизнь в вашем мире?  После   рассказов   о   своих   мирах,   если   что­то   показалось   интересным   или необычным,   ведущий   или   участники   могут   уточнить   что­то   для   себя   с   помощью вопросов. Затем   девочки делятся впечатления,  что они узнали нового о "мужском мире", а мальчики ­ "о женском мире". Можно предложить каждой группе лист ватмана и   мелки,   чтобы   они   изобразили   мир   противоположного   пола,   и   снова   поделиться впечатлениями.  В продолжение игры можно походить друг к другу в гости или объединить оба мира и создать новый, если у участников будет такое желание.  При   проведении   этого   упражнения   большое   значение   имеет   уровень сплоченности группы. Зачастую участники строят не один "мужской (женский) мир", а делятся на подгруппы и создают несколько миров. Девочки часто используют такие "мужские" предметы, как банки из­под пива, бутылки, оружие. Бывает, что мальчики наряжаются женщинами  ­  надевают шляпки украшения, красят губы и щеголяют на своей или чужой половине. Занятие 11  Пожелания на будущее Вводная часть Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.  Профориентационная игра "День из жизни" Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом   дне   нашего   работника   ­   фотомодели.   Это   будет   рассказ   только   из существенных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок ­ завтрак ­ звонок ­ урок ­ двоечники ­ вопрос ­ ответ ­ тройка ­ учительская ­ директор ­ скандал ­ урок ­ отличники ­ звонок ­ дом ­ постель. В   этой   игре  мы   посмотрим,  насколько   хорошо   мы   представляем   себе   работу фотомодели, а также, выясним, способны ли мы к коллективному творчеству. Важное условие:   прежде   чем   назвать   новое   существительное,   каждый   игрок   обязательно должен   повторить   все,   что   было   названо   до   него.   Тогда   наш   рассказ   будет восприниматься как целостное произведение. Упражнение "Профессионально важные качества" Предлагается   выбрать   5­7   наиболее   интересующих   учащихся   профессий, разбиться на микрогруппы и составить список профессионально важных качеств. После 7­10   минут   представители   каждой   группы   зачитывают   свои   списки,   остальные   ­ дополняют, ведущий уточняет, при необходимости ­ переформулирует и акцентирует некоторые важные моменты.  Игра "Мои личные и профессиональные планы" Каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Психодраматическая игра «Предсказание будущего»  Группа  делится  на  две   команды. Участникам  группы  дается  время  подумать, пофантазировать, что с ним будет через 5, 1 О, 15 лет (группа выбирает срок). Каждый участник решает, кем и каким он станет. Затем членам каждой команды предлагается придумать и разыграть небольшую историю с участием всех персонажей, где участники играют самих себя в будущем. Каждая команда показывает свой спектакль.  После представления   проводится обсуждение, кто из частников наиболее естественно или, наоборот, странно выглядел в своих ролях из будущего.  Занятие № 12 Повторная  диагностика (см. приложение А) 1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) 2. Тест " Дом. Дерево. Человек" 3. Тест Шмишека 4. Методика  «Волшебная страна чувств» автор Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева 5. Исследование самооценки по методике Дембо­Рубинштейн в модификации А. М.  Прихожан Заключение Используя   нашу   систему   психологической   помощи   подросткам   с   асоциальным поведением  или   переживших травмирующие жизненные события, вы сможете решить серьезные психологические проблемы личностной сфере и в поведении. Такие занятия  помогают подросткам в формирование адекватной самооценки и принятия   себя,   в   отреагировании   агрессии   социально   приемлемыми   способами,     в социальной адаптации и принятии нравственных ценностей общества, в определении планов и сценарий будущей жизни.         Список используемой литературы 1. Алиева М.А., Гришанович ГВ; Лобанова ПВ. Траеникова НГ, Трошихи/Ш Е.Г "Я сам строю свою жизнь". СПб.: ечь,2002.  2. Кон И.С.  Психология ранней юности. М., 1989 3. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991 4. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков ­ СПб.: Питер, 2002 5. Прутченков А.С Социально­психологический тренинг в школе. ­ М.:  Эксмо­пресс, 2001.  6. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987/ 7. Свенцицкий А. Л.  Методы опроса // Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.  Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1977 / 8.Толстых А. В.  Возрасты жизни. М.,1988 9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому  возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987 10. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989 Приложение А Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) Инструкция. Перед вами — ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей  жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно ли  данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с  номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «Да»  поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в  квадратике под обозначением «Нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все­таки больше соответствует вашему мнению.  Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то  зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что  вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть  плохих или хороших, правильных или неправильных ответов. Очень долго не  обдумывайте, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к  работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление улучшить или  ухудшить ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще  раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не  делайте никаких пометок в тексте опросника. Текст опросника. Вариант М (мужской) 1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов. 2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня. 3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких­либо боевых действиях. 4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями. 5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может  добиться в жизни. 6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили. 7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте. 8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь. 9 Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком­истребителем. 10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность. 11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы. 12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она  опасна для жизни. 13. Я всегда говорю только правду. 14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально. 15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам. 16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов. 17. Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить. 18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет. 19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю  спокойствие. 20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку. 21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено. 22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное  сексуальное (половое) влечение. 23. Я иногда не слушаюсь родителей. 24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и  безопасностью, то я выберу безопасность. 25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом. 26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин. 27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. 28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно. 29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь –один раз  отрежь». 30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте. 31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические  вещества. 32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно. 33. Бывает, что мне так и хочется выругаться. 34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется,  то можно». 35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков. 36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач. 37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них  поучаствовал. 38. Бывает, что иногда я говорю неправду. 39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно. 40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. 41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником. 42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой. 43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые выказывали беспокойство по  поводу того, что я немного выпил. 44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. 45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино. 46. Иногда я скучаю на уроках. 47. Если меня кто­то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него  извинений. 48. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю. 49. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов. 50. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей. 51. Если уж сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро. 52. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от  преследования. 53. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку. 54. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих. 55. Я часто огорчаюсь из­за мелочей. 56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. 57. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях. 58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. 59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. 60. Меня раздражает, когда девушки курят. 61. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании  выпьешь. 62. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место. 63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. 64. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю. 65. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания. 66. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни. 67. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках. 68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить. 69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку. 70. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся  под руку вещь и ломал ее. 71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права. 72. Мне понравилось бы прыгать с парашютом. 73. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. 74. Я редко даю сдачи, даже если кто­то ударит меня. 75. Я не получаю удовольствия от ощущения риска. 76. Когда человек в пылу спора прибегает к сильным выражениям — это нормально. 77. Я часто не могу сдержать свои чувства. 78. Бывало, что я опаздывал на уроки. 79. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. 80. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. 81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто­то не согласен со мной. 82. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание. 83. Я часто совершаю поступки под влиянием сиюминутного настроения. 84. Мне кажется, что я не способен ударить человека. 85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался  безнаказанным. 86. Бывает, что мне приходится скрывать о взрослых некоторые свои поступки. 87. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали. 88. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком. 89. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по­ настоящему проявить себя. 90. Я бы попробовал какое­нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. 91. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. 92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение. 93. Когда я злюсь, то мне хочется кого­нибудь ударить. 94. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных  напитков. 95. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу. 96. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям. 97. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом. Текст опросника. Вариант Ж (женский) 1. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее. 2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня. 3. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию. 4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями. 5. Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться. 6. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили. 7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте. 8. Я иногда люблю немного посплетничать. 9. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.  10. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего  поколения.  11. Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы. 12. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и  опасна для жизни. 13. Я всегда говорю только правду. 14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и  влияющие на психику вещества — это нормально. 15. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать. 16. Я с удовольствием смотрю боевики. 17. Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить. 18. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет. 19. Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю  спокойствие. 20. Мне часто бывает трудно сделать работу к точно определенному сроку. 21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено. 22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего­нибудь сильно захочешь. 23. Бывало, что я не слушалась родителей. 24. В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость. 25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься каратэ или похожим видом спорта. 26. Мне бы понравилась работа официантки в ресторане. 27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. 28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно. 29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь — один  раз отрежь». 30. Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте. 31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические  вещества. 32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно. 33. Бывает, что мне так и хочется мысленно выругаться. 34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется,  то можно». 35. Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления  спиртных напитков. 36. Я часто не могу заставить себя продолжать какое­либо занятие после обидной  неудачи. 37. Многие запреты в области секса старомодны, и их можно отбросить. 38. Бывает, что иногда я говорю неправду. 39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно. 40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. 41. Если бы я родилась в давние времена, то стала бы благородной разбойницей. 42. Добиваться победы в споре нужно любой ценой. 43. Бывали случаи, когда мои родители, другие люди выказывали беспокойство по  поводу того, что я немного выпила. 44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. 45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино. 46. Бывает, что я скучаю на уроках. 47. Если меня кто­то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него  извинений. 48. Если человек раздражает меня, то готова высказать ему все, что я о нем думаю. 49. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов. 50. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей. 51. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле. 52. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от  преследования. 53. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот. 54. Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих. 55. Я часто огорчаюсь из­за мелочей. 56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. 57. Мне нравится слушать или читать о кровавых преступлениях или о катастрофах. 58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. 59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"

Методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными подростками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019