«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными» детьми.
Оценка 4.6

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными» детьми.

Оценка 4.6
Научные работы +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
12.06.2019
«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными»  детьми.
Одаренный ребенок раньше других начинает задавать вопросы: кто я, чего я хочу, что я могу, с кем я, кто со мной, к чему стремиться, чего опасаться, как действовать в трудных и критических ситуациях, которые постоянно появляются в жизни.Не вызывает сомнения актуальность поставленных вопросов и важность их решения как для самих детей, так и для общества и государства в целом, особенно, когда речь идет об одаренных детях.
Одаренные дети и проблема взаимотношений._сборник.docx
«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными»  детьми.    Одаренный ребенок раньше других начинает задавать вопросы: кто я, чего я хочу, что я могу, с кем я, кто со мной, к чему стремиться, чего опасаться, как действовать   в   трудных   и   критических   ситуациях,   которые   постоянно появляются в жизни.     В этой связи главной задачей родителей, психологов и педагогов является создание   такой   социальной   ситуации   развития   ребенка,   в   которой   у   него могли бы успешно развиваться такие качества личности, благодаря которым он бы не пасовал перед трудностями, а эффективно их преодолевал, при этом развивался как личность, сохраняя свою одаренность и уникальность.    Не вызывает сомнения актуальность поставленных вопросов и важность их решения как для самих детей, так и для общества и государства в целом, особенно, когда речь идет об одаренных детях.       Понимая   особую   актуальность   данной   проблемы   в   нашем   гимназии   в течение   нескольких   лет   планомерно   проводится   работа   по   изучению   и формированию у гимназистов и, особенно, одаренных детей конструктивных стратегий   поведения   в   трудных   жизненных   и   критических   ситуациях   в образовательной среде и жизни в целом Самый популярный вопрос, который задают нам на протяжении многих лет работы с одарёнными детьми:  Куда― потом исчезают эти вундеркинды.      В принципе это вопрос справедливый, так как проблема самореализации и адаптации этих детей —главная в работе нашей гимназии. Большинство людей действительно думает, что  талант пробьется сам . Но все, кто имеет хоть какое­то   отношение   к   одарённости,   знают,   что   в   жизни   одарённым   детям достаётся больше всего из­за того, что они        С   раннего   детства   им   приходится   тратить   свой   талант   (одарённость), физические и психические силы во много раз больше, чем обычным детям, на преодоление   критических,   стрессовых,   кризисных   ситуаций,   которые   в   их жизни становятся нормой. В концепции гимназии  Сохранение и развитие одарённости   мы   уделяем   больше   всего   внимания   абилитации   и   адаптации. Создаём у них навыки и умения распознавать критические ситуации заранее, предупреждать и переводить их в обычные рабочие и жизненные ситуации с помощью   имеющихся   у   них   ресурсов,   накопленного   ими   личного   опыта   и сформированных алгоритмов действий.      Итогом нашей 10­летней работы с одаренными детьми стало убеждение в том, что необходимым условием сохранения одаренности одаренных детей является их подготовка к применению своих интеллектуальных возможностей для формирования стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях. При этом, наряду со способами их преодоления, основное внимание должно быть не такие как все. ― ― ‖ ― уделено   также   развитию   способности   не   попадать   трудные   жизненные ситуации   отрицательного   характера,   наносящие   вред   здоровью   и   личности одаренного,   т.е.   развитию   превентивного,   опережающего   восприятия   и отражения подобных ситуаций до того, как они свершились. Исходя из этого, объектом   настоящего   исследования   являются   критические   ситуации   в школьной   жизни   одаренных   детей,   а   предметом   изучения   –психолого­ педагогические   методы   подготовки   одаренных   детей   к   распознаванию   и преодолению критических ситуаций в школьной жизни.     Под   критической   ситуацией   мной   понимается   такая   ситуация,   которая приводит   к   резкому   изменению   в   психическом   состоянии   и   поведении одаренного   ребенка   на   физиологическом,   психологическом   и   социальном уровнях вследствие возникающих трудностей при удовлетворении актуальной потребности или выполнении какого­либо действия.       В ходе психолого­педагогического наблюдения и последующего анализа были   выявлены   следующие   критерии   (параметры   оценки)   описания критических ситуаций: уровень   реагирования:   физиологический,   психологический,   социально­ личностный; возрастной фактор: младший школьный возраст (6­9 лет), средний школьный возраст (10­13лет), старший школьный возраст (13­15лет); степень выраженности: ситуация препятствия, ситуация конфликта (выбора), ситуация дистресса; содержание   ситуаций:   личностные,   семейные,   социальные,   школьно­ интеллектуальные (учебные), общественные явления, телесно­обусловленные (соматические) и другие. возможность   и   время   преодоления:   быстро   разрешаемые   и   требующие относительно длительного времени для разрешения;     Взаимодействие одарённых детей с социальным окружением носит сложный, во   многом   конфликтный   характер.   При   этом   не   следует   забывать,   что   на разных  этапах  развития  личности  для  неѐ  в качестве  значимых  выступают различные компоненты социальной среды. В подростковом возрасте наиболее важными являются ситуации взаимодействия со сверстниками, родителями и учителями.   К   таким   конфликтным   ситуациям   подростки   особенно чувствительны. Необходимо подчеркнуть, что конфликты носят как внешний, так и внутренний характер. Пока внешний конфликт не осмыслен, пока он не стал   для   личности   действительно   значимым,   едва   ли   можно   говорить   о психологическом конфликте (но он уже существует потенциально).   Одарённый ребёнок, как правило, осознаёт свою «особенность», непохожесть на других, а «враждебная» социальная среда заставляет задуматься о себе и своём месте в мире, приводит к выбору модели поведения. Это приводит к конфликтам   с   учителями,   сверстниками,   близкими.   Можно   выделить   два способа   решения   проблем   взаимодействия   одарённого   подростка   с окружающими –позитивные и негативные.      Позитивное решение строится на основе стремления подростка понять окружающих и свою роль среди них. Такой   ребёнок   пытается   компенсировать   недостаток   социальных способностей   интеллектуальными,   в   нашем   случае   –творческими. Практически это выражается в осмыслении глубинных причин собственных проблем   и   попытке   решить   эти   проблемы   на   основе   выработанной «интеллектуальным»   путём   линии   поведения.   Система   ценностей   такого подростка включает место не только для себя, но и для других. А главная цель   –внутренняя   и   внешняя   гармония.   Такой   подросток   вырабатывает собственную   систему   ценностей,   на   основе   которой   он   и   оценивает   те конфликтные   ситуации,   в   которые   неизбежно   попадает.   Такая   система ценностей может быть создана одарённым ребёнком самостоятельно, но он может воспринять её извне, благодаря свойственной одарённым детям тяге к философским   и   моральным   проблемам.   На   этой   основе   формируется адекватная   оценка   собственных   сил   (самооценка)   и   адекватный   уровень притязаний. Стремление жить в гармонии с окружающим миром порождает, в свою   очередь,   стремление   избегать   конфликтов   и,   хотя   бы   внешне, приспособиться к окружающим.      Исследователи   отмечают,   что   одарённые   дети   могут   скрывать   свои   способности и «подстраиваться» под окружающих. В подростковом возрасте они   уже   предпочитают   не   спорить   зря,   зная,   что   в   споре   всё   равно   не переубедишь   оппонента,   а   соглашаться,   но   при   этом   остаются   при   своём мнении   и   поступают   по­своему,   исходя   из   внутренних   побуждений   и представлений.        У   меня   есть   ученица,   талантливая   юная   поэтесса,   которая   испытывает сильное негативное влияние со стороны родителей (им­то кажется, что они всё правильно делают), они запрещаю ей заниматься творческим развитием, не пускаю на занятия литературного объединения, не отпустили на творческий конкурс в Переделкино. Я пыталась разговаривать с мамой, хвалила её дочь на   родительских   собраниях   в   присутствии   всех   родителей.   Мама воспринимает  похвалы  в адрес дочери благосклонно, но продолжает  гнуть свою линию. Для родителей главное –оценки, образование (математический класс),   интерес   дочери   к   журналистике   и   поэзии   вообще   всерьёз   не воспринимается.   А   девочка,   воспитанная   в   беспрекословном   послушании родителям  даже и не пытается противостоять  им. Мне она объяснила это желанием   избежать   конфликтов   дома.   Для   себя   она   решила   сначала выполнить родительскую волю, а потом, когда будет материально независима от них, уже осуществить свою цель.      Благодаря   высокому   интеллекту,   рефлексии   и   собственной   системе ценностных ориентаций одарённый подросток подвергает сомнению не только себя,   но   и   весь   этот   мир.   При   этом   он   обесценивает   одни   компоненты окружающей   среды   и   высоко   оценивает   другие.   Оцениванию   подвергается прежде   всего   поступки   и   взгляды   сверстников,   с   которыми   одарённому ребёнку «скучно»   которые нередко враждебно настроены по отношению к нему.   Естественная   для   подростка   ориентация   на   интимно­личностное общение со сверстниками подавляется, а само это общение обесценивается, как правило, после ряда трагических конфликтов и переживаний. Осмысливая этот   процесс,   одарённый   подросток   старается   подавить   свою   природную чувствительность, обострённую реакцию на враждебность окружающих. Среда сверстников перестаёт быть для подростка значимой.       И очень важно, чтобы в такой момент рядом с талантливым подростком оказались умные, добрые и главное порядочные взрослые. Это могут быть понимающие   родители,   которые   дадут   своему   ребёнку   достаточную   (в разумных   пределах)   свободу   выбора   поведения,   развития,   оценят   по достоинству его талант. Это могут быть учителя, если не помогающие, то хотя бы не мешающие ребёнку развиваться.          Но   чаще   всего   такими   взрослыми   становятся   руководители   кружков, секций, студий, они не только поддерживают подростка в его увлечениях, но и могут оказать компетентную профессиональную помощь. Однако общение во  взрослой  среде  может  не только  способствовать правильному  развитию личности, но и исказить  его: в коллективе взрослых  одарённый подросток выступает   как   младший,   нередко   опекаемый.   Это   достаточно   опасно   для личности, так как может формировать социальную зависимость. Всё сказанное относится преимущественно к позитивному решению одарённым подростком проблем социализации.           Существуют и различные варианты негативного решения конфликтов.  Их объединяет то, что конфликт личности и социального окружения принимает постоянный характер и нередко развивается по нарастающей, отрицательно сказываясь   на   личности   подростка.   Негативное   решение   так   же,   как   и позитивное   формируется   на   основе   личностных   особенностей   одарённого ребёнка, вытекающих из повышенной, особой чувствительности и ранимости. Такой   ребёнок   постоянно   стремится   к   совершенству,   а   не   достигая   его, испытывает чувство неудовлетворённости собой и окружающими. Ребёнок в этом случае оказывается включённым в неоптимальную социальную среду, на её основе могут выработаться различные способы негативного выхода.     Первый   вариант   негативного   решения   можно   условно   назвать «агрессивным».   Повышенная   чувствительность   к   враждебной   социальной среде нередко ведёт к стремлению нанести этой среде какой­либо вред, и таким образом возвыситься над этой средой, стать еѐ «хозяином». При этом формируется мотивация к достижениям во что бы то ни стало, что со стороны кажется   обыкновенным   карьеризмом.   Свойственная   одарённым   детям нетерпимость   может   перерасти   в   жестокость,   стремление   обесценить враждебную   социальную   среду   –в   убеждение   в   сверхвысокой   собственной ценности   и   ничтожной   ценности   окружающих.   Появляется   склонность   в собственных   ошибках   и   неудачах   обвинять   других.   Желание   признания порождает   стремление   к   славе   любой   ценой.   В   отношении   к   моральным ценностям начинает преобладать цинизм, который подросток вполне логично обосновывает. Одарённый ребёнок с помощью своих способностей пытается решить   социальные   проблемы   за   счёт   общества,   встав   над   ним.  Подобный механизм   поведения   встречается   у   детей   с   какими­либо   физическими особенностями   (например,   очень   маленьким   ростом   у   мальчиков   или некрасивой   внешностью   у   девочек),   поэтому   он   носит   название   «синдром Наполеона».   Такой   подросток   стремится   компенсировать   дефект   другими способами, в частности, попыткой стать особо ценным, стоящим «выше всех» в   данной   группе.   Такое   поведение   часто   провоцирует   конфликты. Формирование подобной модели поведения вызывает отторгающую реакцию коллектива и провоцирует возникновение новых конфликтов. Сама личность, ориентированная   подобным   образом,   в   своём   стремлении   возвыситься испытывает   неудовлетворение.   Стремясь   к   цели,   порой   недостижимой   в данный момент, такой подросток терпит жизненный крах. На основе столь присущего одарённым детям ощущения неудовлетворённости собой, чувства вины   может   развиться   при   определённых   обстоятельствах   депрессия, сопровождающаяся   неуверенностью   в   своих   силах,   тревожностью, завышенными требованиями к себе, заниженной самооценкой.     Хочу рассказать ещё об одной ученице. Она тоже пишет стихи, печатается в школьных сборниках литературного объединения. В детстве у неё произошёл серьёзный конфликт с мамой (в шестилетнем возрасте девочка очень хорошо спряталась, мама долго искала её, в результате маме стало плохо и пришлось обращаться к врачу). Этот инцидент в семье «культивируется», девочке уже 15 лет, а она по­прежнему испытывает чувство вины за детскую шалость. А мама это поддерживает, чтобы «держать дочь на коротком поводке». Девочка очень талантливая, и мне, как учителю пришлось приложить немало усилий, чтобы родители поверили в способности дочери и разрешили ей заниматься творчеством, хотя детскую проказу так и не простили. Другой возможный вариант –бегство от действительности (прежде всего от сложных социальных проблем)   в   придуманный   мир,   уход   в   себя.   Может   быть,   именно   этим объясняется   огромный   интерес   одарённых   и   способных   детей   к фантастическим   произведениям,   эзотерике,   мистике.   В   умеренных   дозах «бегство от реальности» не представляет опасности, но если оно становится определяющим   в   жизни   подростка,   то   это   отрицательно   сказывается   на развитии   личности,   так   как   ведёт   к   отрицанию   реальности,   подмене   еѐ вымышленным миром.    И   напоследок   ещё   одна   история   талантливого   подростка.   Жил­был   талантливый   мальчик,   рисовал   хорошие   картинки.   Часто   вдохновение посещало его на уроках. И если одни учителя прощали ему рисунки вместо контрольной   по   математике,   то   другие   безжалостно   рвали   тетрадки   с рисунками,   считая,   что   без   таких   рисунков   прожить   можно,   а   без   химии, географии   и   математики–никак!   Не   сломаться,   помогли   родители, безоговорочно поддерживающие сына. В результате ребенок подрос, талант, получивший поддержку, развился. Ребенок  получил несколько  престижных премий, учится в архитектурном университете на архитектора.        Итак,   мы   видим,   что   одарённые   дети   по­разному   решают   проблемы, возникающие у них при общении со сверстниками, учителями и родителями, поэтому   они   нуждаются   в   особом   внимании   и   помощи   со   стороны окружающих при формировании социальных отношений.     А наша задача –увидеть талант, принять и поддержать, даже если талантлив ребёнок не в области той науки, которую преподаём мы. Ведь талантам надо помогать.   Несомненно,   что   главное   в   воспитании   ребенка   с   признаками одаренности —это «подобрать к каждому свой ключик». В одних случаях важны щадящий режим и подбадривающая установка, в других —неуклонная требовательность. Важно помнить, что одаренность —«дело штучное», и по отношению   к   каждому   такому   ребенку   воспитателям   важно   найти   именно индивидуальный подход.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными» детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными»  детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными» детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными»  детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными» детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными»  детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными» детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными»  детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными» детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными»  детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными» детьми.

«Одаренные дети» и проблема взаимоотношений. Рекомендации в работе с «одаренными»  детьми.
Скачать файл