ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Оценка 4.9
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
Взрослым
27.06.2019
В данной статье рассматриваются особенности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями, затрагивается история вопроса.
Реализация возможностей современных информационных технологий позволяет вовлечь в учебный процесс детей с особыми образовательными потребностями, так как урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
СТАТЬЯ ИКТ.docx
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С
ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Суетина Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной
категории
Коммунальное Государственное Учреждение «Средняя Общеобразовательная
Школа №20», г. Уральск, ЗКО
« В Концепции вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран
мира обозначены долгосрочные приоритеты предстоящей работы. Мы
приняли «Стратегию2050», чтобы казахстанцы крепко держали в своих
руках штурвал будущего страны, а для этого также надо усилить внимание
нашим гражданам с ограниченными возможностями», так провозгласил
Н.А. Назарбаев в Послании Президента Республики Казахстан народу
Казахстана [1, с.1] . И с этими словами трудно не согласиться.
Мы являемся свидетелями изменения образовательной парадигмы и
появления ее нового вектора – инклюзивного образования, основанного на
принципе доступности образования для всех обучающихся,
включая
категорию лиц «с особыми образовательными потребностями», в
частности, «с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), а также
лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации (мигрантов, беженцев,
представителей национальных меньшинств и др. ) [ 5, с.1 ] .
Чрезвычайно важным фактором внедрения и развития инклюзивного
образования в Казахстане является понимание и поддержка инклюзивного
подхода руководством страны. Предпринимая последовательные шаги в
движении от равных прав к равным возможностям, в доступе к качественному
образованию для всех Правительство Республики Казахстан
в «Государственной программе развития образования в РК на 2016
2019гг.» определяет инклюзивное образование в качестве одной из важных
задач [5, с.1].
Реализации права на образование для всех способствует международная
нормативная правовая база, позволяющая продвигаться к достижению
целостного взгляда на образование как ключевого вектора модернизации и
формирования социального капитала и социального единства. В частности, в
Конвенции ООН сказано,
что для достижения конституционно
заявленных «достойной жизни и свободного развития человека» сегодня
необходимы новые пути решения проблем людей с ОВЗ [2, с.1]. В ней также
указывается, что возможности людей ограничиваются обществом, а не
присущими людям теми или иными психофизическими недостатками
Цели инклюзивного образования находятся в принципиально иной системе
координат, нежели цели привычных нам систем общего и специального образования. И в то же время, несмотря на выраженную тенденцию,
инклюзивное образование не направлено на то, чтобы ликвидировать
сложившуюся систему специального образования. Оно стремится к
соединению и взаимообогащению до сих пор слабо связанных между собой
систем общего и специального образования [3, с.23].
Задача статьи является исследование проблемы использования ИКТ и
способствовать лучшему качеству образования в инклюзивной среде.
Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ?
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет
формировать специальные навыки у детей с различными познавательными
способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными,
более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и
способствует формированию ключевых компетенций учащихся.
Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в
уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении,
усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации
способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в
специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую
значимость.
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития
творческого потенциала школьника.
Благодаря использованию
информационных технологий у детей с особыми образовательными
потребностями зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что
ведет к положительному результату обучения и развития данной категории
детей.
Использование ИКТ на различных уроках с детьми с особыми
образовательными потребностями позволяет развивать умение учащихся
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать
практическими способами работы с информацией; развивать умения,
позволяющие обмениваться информацией с помощью современных
технических средств. Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие
привлекательным,
осуществлять индивидуализацию и
дифференциацию обучения. [ 3, с.23].
При этом нельзя забывать о принципах обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья с использованием ИКТ[4, с.16]:
Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей.
Компьютерные технологии предусматривают возможность объективного
определения зон актуального и ближайшего развития детей.
Принцип системности и последовательности обучения.
Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания
в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
Принцип доступности обучения.
современным, Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют
возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в
игровой или занимательной форме.
Принцип индивидуального обучения.
Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и
подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом
их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка
представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и
символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных
шкал или в устной форме.
Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную
ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю
конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных
возможностей и коррекционно образовательных потребностей, позволяет
эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на
практике дидактические требования доступности компьютерных средств
обучения.
Принцип воспитывающего обучения.
Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей с
особыми образовательными потребностями волевые и нравственные качества.
Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение
проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на
повышенной мотивации деятельности.
Принцип интерактивности компьютерных средств обучения .
Использование компьютерных программ происходит одновременно с
осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также
с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Использование ИКТ при обучении детей с особыми образовательными
потребностями имеет ряд преимуществ.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств
обучения в образовании детей с особыми образовательными потребностями
является их большие возможности в визуализации предоставляемого
учебного материала.
Введение информационных технологий во все области специального
образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка,
преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в
развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для
проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания,
развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки.
Немаловажной задачей учителя является социализация учащихся в обществе.
ИКТ позволяет решать эту задачу:
развить новую информационную культуру деятельности для учеников с
ОВЗ;
повысить уровень мотивации учащихся;
расширить зону индивидуальной активности ребенка;
находить источники дополнительной информации по предмету;
увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
систематизировать новые для учащихся знания;
активизировать максимальное творческое участие детей в учебном
процессе.
При любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать
познавательную деятельность учащихся.
Это условие становится
определяющим для достижения успеха при коррекционном обучении. Важным
фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование
педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных психолого
возрастных особенностей детей.
В современных условиях, когда к учебникам предъявляются новые
требования (наличие электронной версии), учитель получает очень хороший
инструмент. Электронные учебные пособия могут использоваться:
в виде презентаций;
как учебник и рабочая тетрадь;
как толковый словарь;
как справочник с учебными видеофильмами;
как тренажер для закрепления новых знаний;
как практическое пособие.
обучения
построения
специального
Однако возникает необходимость корректировать
предложенную
информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход
урока включать адаптированные фрагменты. В разработке заданий и
подготовке текстов для учеников с ограниченными возможностями здоровья
учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей,
логику
базовые
принципы коррекционной педагогики.
Педагогу необходимо учитывать общие закономерности и особенности
развития детей с различными нарушениями знать психологопедагогические
особенности работы с детьми с ОВЗ и методику работы с данной категорией
детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого
пользователя информационными и коммуникационными технологиями;
обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как
информационная компетентность; использовать специальное программное
обеспечение, электронные учебники, тренажеры, практикумы, Интернет; знать
состав и особенности учебнометодических комплексов и дидактических
материалов, в том числе на электронных носителях; должен уметь создавать
свои электронные образовательные ресурсы; постоянно обучаться новым
и информационным технологиям.. При этом он может руководствоваться одним
из преимуществ компьютерных средств обучения, а именно тем, что
компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с
ограниченными возможностями здоровья. [6, с.632 634].
В моей педагогической деятельности есть опыт работы с учениками с
особыми образовательными потребностями. Использование в образовательном
процессе мною специализированного компьютерного оборудования,
электронных образовательных ресурсов направлено на улучшение восприятия
учебного материала путем расширения дидактических возможностей за счет
повышения наглядности, использования элементов интерактивности, что
способствует повышению качества учебного процесса.
Так, для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата возможно
изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с
повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами.
Могут использоваться специальные пальцевые датчики.
Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные
технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в
визуальные символы на экране монитора.
Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с
насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается
информация – так называемый «Экранный чтец».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей
современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной
деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые
организационные формы и методы обучения. Урок с использованием
современных информационных технологий для детей с ограниченными
возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач
коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его
способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Литература
–
–
2014.
URL:
1.Назарбаев Н. А. Послание Президента народу Казахстана. Казахстанский
путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее [Электрон.
ресурс].
http://www.akorda.kz/ru/
addresses/addresses_of_president/page_215750_poslanieprezidentarespubliki
kazakhstannnazarbaevanarodukazakhstana17yanvarya 2.Информационные
технологии в инклюзивном образовании детей [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: 2014g (дата обращения: 11.2015)
2.Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006
года. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электрон. ресурс]. – 2012. – URL:
http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf
обращения:
08.01.2016)
(дата 3.Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной
политики [Электрон. ресурс] // Вестник Герценовского университета. – 2010.
– № 9.
– URL: http://cyberleninka.ru/ journal/n/universumvestnik
gertsenovskogouniversiteta (дата обращения: 02.2016)
4.Токарева Н.Г. ИКТ в образовании людей с особыми потребностями:
Программа специализированного учебного курса /– М.: Изд. дом «Обучение
Сервис», 2006. 16 с.
5.Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года №
205. Государственная программа развития образования и науки Республики
Казахстан на 20162019 годы [Электрон. ресурс].
6.Щербатова Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с
детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2015. — №19.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.