ДОКЛАД НА ТЕМУ: Состав и структура методического обеспечения профессионального модуля и дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО

  • Семинары
  • docx
  • 01.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение зависит от сформированности содержания образования, т. е. от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные способности. На формирование содержания обучения отдельной дисциплины влияет большое число факторов: педагогическое мастерство преподавателя, его квалификация и энтузиазм, материальная баз учебного заведения, развитие научно-технического прогресса, требования работодателя и учебного заведения. Важнейшую роль играет наличие учебно-методической (программной) документации, отвечающей требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и комплексного обеспечения образовательного процесса по каждому учебному занятию.
Иконка файла материала доклад 2.docx
ДОКЛАД НА ТЕМУ: Состав и структура методического обеспечения профессионального модуля и  дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО Основными целями системы среднего профессионального образования являются  подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в  образовательном процессе. Их достижение зависит от сформированности содержания  образования, т. е. от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и  навыками, в течение которого складываются черты творческой деятельности,  мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные  способности. На формирование содержания обучения отдельной дисциплины влияет большое число  факторов: педагогическое мастерство преподавателя, его квалификация и энтузиазм,  материальная баз учебного заведения, развитие научно­технического прогресса, требования работодателя и учебного заведения. Важнейшую роль играет наличие учебно­методической (программной) документации, отвечающей требованиям Федеральных государственных  образовательных стандартов, и комплексного обеспечения образовательного процесса по  каждому учебному занятию. Об этом свидетельствует тот факт, что за последнее время был принят ряд нормативно­ распорядительных документов Минобрнауки РФ, в которых выдвинуты новые требования  к структуре и содержанию учебно­методического обеспечения учебного процесса, введены  новые критерии показателя государственной аккредитации высших и средних  профессиональных учебных заведений – «Методическая работа». Конкретные требования к условиям реализации программы подготовки специалистов  среднего звена предъявляет Федеральный образовательный стандарт среднего  профессионального образования. В нем конкретно указано, что образовательное  учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ПП ССЗ на основе примерной  основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный  учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по  соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.  Перед началом разработки ПП ССЗ образовательное учреждение должно определить ее  специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и  работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций,  умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды  профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны  определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой  образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ПП ССЗ образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять  основную профессиональную образовательную программу в части состава дисциплин и  профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и  содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;  программ учебной и производственной практик; методических материалов,  обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом  запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики,  техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС СПО. В рабочих  учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей необходимо четко  формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому  практическому опыту, знаниям и умениям; обеспечивать эффективную самостоятельную  работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны  1преподавателей; предусматривать в целях реализации компетентностного подхода  использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения  занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций,  психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной  работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций  обучающихся. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно­ методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и  профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и  обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным  требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная  аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания,  практический опыт и освоенные компетенции. Все учебные дисциплины должны быть обеспечены учебно­методическими комплексами  (УМК). Поэтому от построения содержания обучения зависят подготовка специалиста и  его образованность: чем качественнее учебно­методическая (программная) документация,  тем больше достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист. Естественно, что для достижения цели – создания качественного учебно­программного  материала требуется много усилий преподавателя­предметника, большой временной  ресурс, порой растягивающийся на годы, проведение научной работы и просто  самообразование. ПП ССЗ ­ совокупность нормативной и учебно­методической документации,  разработанной образовательным учреждением для каждой специальности подготовки на  основе требований ФГОС СПО. Является обязательным внутренним нормативным  документом образовательного учреждения для реализации целенаправленного  образовательного процесса в достижении результатов, заданных Федеральным  государственным образовательным стандартом с учетом вида, типа образовательного  учреждения и потребностей работодателей и обучающихся. Включает в себя:   требования), может быть Модель специалиста – разрабатываются ОУ;    Учебно­методическое обеспечение специальности должно включать в себя:         Учебно­методический комплекс по учебной дисциплине включает в себя  следующие разделы (компоненты):  нормативный комплект специальности; учебно­методические комплексы дисциплин; учебно­методические комплексы профессионального модуля; учебно­методический комплект учебной и производственной практики; комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»; комплект «Итоговая аттестация»; комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование»; комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа». нормативно­правовая документация; ФГОС по специальности (разрабатывается Министерство образования); Требования образовательного учреждения к выпускнику (квалификационные    Учебный план; Примерные учебные программы дисциплин; Рабочие программы (разрабатываются каждым преподавателем). 2выписка из федерального государственного образовательного стандарта по  учебно­программная, планирующая документация; учебно­методическая документация; материально­техническое, информационное и программное обеспечение.        ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации  методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации  примерная программа учебной дисциплины (при наличии); программа учебной дисциплины; календарно­тематический план; индивидуальный план преподавателя; комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических     В УМК по учебной дисциплине раздел «Нормативно­правовая  документация» включает:  профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием  требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по учебной дисциплине  (для общеобразовательных дисциплин ­ выписка из стандарта среднего общего  образования);  образовательного процесса;  образовательного процесса. Раздел «Учебно­программная, планирующая документация» включает следующие  документы:      карт. Раздел «Учебно­методическая документация» включает:      заданий;  отдельных элементов;   работы обучающихся;   разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;  ситуаций, профессиональных задач;  викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по учебной дисциплине;  у обучающихся по качеству освоения учебного материала по учебной дисциплине;  общеобразовательных дисциплин);   контроля знаний у обучающихся; конспекты лекций (допускаются тезисы); учебную литературу, в том числе на электронном носителе; дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе; справочники, каталоги, альбомы; методические указания по выполнению лабораторных работ и практических  темы курсовых работ и методические указания по их выполнению; тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям,  тематические «копилки» ­ комплекты технологических задач, производственных  методические рекомендации по изучению учебной дисциплине, ее разделов, тем,  методические разработки, авторские разработки; методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной)  положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов,  комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний методический комплект «входного» контроля уровня знаний у обучающихся (для  систему контроля знаний у обучающихся по учебной дисциплине; критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам  3документация по мониторингу качества освоения обучающимися учебной  перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном  перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по  учебно­наглядные материалы ­ схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты,  мультимедийные презентации по темам, элементам учебной дисциплины; видео и интерактивные материалы; перечень используемых технических средств обучения; перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по   дисциплины с планом корректирующих мероприятий; Раздел «Материально­техническое, информационное и программное  обеспечение» включает:  кабинете, лаборатории, мастерской;  учебной дисциплине;  муляжи;     учебной дисциплине. Профессиональный модуль (ПМ) ­ часть образовательной программы среднего  профессионального образования, предусматривающая подготовку обучающихся к  конкретному виду профессиональной деятельности. Составляющие части  профессионального модуля /междисциплинарные курсы, учебная и производственная  практики/обеспечивают усвоение знаний, выработку набора умений, приобретение  практического опыта и формирование конкретных профессиональных и общих  компетенций, которые в совокупности необходимы для выполнения трудовых функций  (вида профессиональной деятельности). Профессиональный модуль имеет самостоятельное значение для трудового процесса. Профессиональный модуль может быть частью  образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой  сертификации квалификации выпускника по ее окончании. Программа профессионального модуля (ППМ) ­ учебно­методический документ,  определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также  содержание и требования к условиям реализации профессионального модуля и освоения  заданного стандартом вида профессиональной деятельности. Раздел профессионального модуля ­ часть программы профессионального модуля,  которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или  нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля состоит:  из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит  концентрировано);  практика по модулю проходит рассредоточено). Междисциплинарный курс (МДК) ­ система знаний и умений, отражающая специфику  вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенции при  прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля. Учебно­методический комплекс по профессиональному модулю охватывает все  нормативные и дидактические аспекты обучения с учетом квалификационных требований  по производственной практике. Учебно­методический комплекс по профессиональному модулю включает в себя  следующие разделы:     нормативно­правовая документация; учебно­программная, планирующая документация; учебно­методическая документация; материально­техническое, информационное и программное обеспечение. из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если  4выписка из федерального государственного образовательного стандарта по  индивидуальный план преподавателя; комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических  ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации  методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации  примерная программа профессионального модуля (при наличии); программа профессионального модуля; программа учебной, производственной практики; календарно­тематический план (КТП) по междисциплинарным курсам либо по  В УМК по профессиональному модулю раздел «Нормативно­правовая  документация» включает:  профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием  требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по профессиональному  модулю;  образовательного процесса и производственного обучения;  образовательного процесса и производственного обучения. Раздел «Учебно­программная, планирующая документация» включает следующие документы:     всему профессиональному модулю с учебной практикой, производственным обучением  (допускается отдельно КТП по теории и КТП по практике);   карт. Раздел «Учебно­методическая документация» включает:      заданий;  производственному обучению;  тем, отдельных элементов;   работы обучающихся;   разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;  ситуаций, профессиональных задач;  викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по междисциплинарному курсу (МДК),  профессиональному модулю;  у обучающихся по качеству освоения учебного материала по МДК, профессиональному  модулю;   контроля знаний у обучающихся; конспекты лекций (допускаются тезисы); учебную литературу, в том числе на электронном носителе; дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе; справочники, каталоги, альбомы; методические указания по выполнению лабораторных работ и практических  систему контроля знаний у обучающихся по МДК, профессиональному модулю; критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам  комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний перечень учебно­производственных работ по учебным практикам,  методические рекомендации по изучению профессионального модуля, его разделов,  методические разработки, авторские разработки; методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной)  темы курсовых работ и методические указания по их выполнению; тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям,  тематические «копилки» ­ комплекты технологических задач, производственных  положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов,  5документация по мониторингу качества освоения обучающимися МДК,  перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном  мультимедийные презентации по темам, элементам МДК, профессионального  видео и интерактивные материалы; учебно­наглядные материалы ­ схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты,  перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по МДК,  перечень используемых технических средств обучения; перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по МДК,  профессионального модуля с планом корректирующих мероприятий; Раздел «Материально­техническое, информационное и программное обеспечение»  включает:  кабинете, лаборатории, мастерской;  профессиональному модулю;  модуля;   муляжи;   профессиональному модулю. При формировании преподавателем УМК по теме, разделу МДК,  профессионального модуля используются все вышеперечисленные пункты данного раздела. Организация работы по созданию учебно­методического комплекса дисциплины  (междисциплинарного курса, профессионального модуля) осуществляется в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы  преподавателей. Непосредственной разработкой учебно­методического комплекса дисциплины  (междисциплинарного курса, профессионального модуля) занимаются преподаватели,  ведущие данную дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль). Преподаватели­разработчики несут ответственность за содержание учебно­методического  комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля). Материалы, входящие в состав учебно­методического комплекса, обсуждаются на  заседании предметной (цикловой) комиссии. Рабочие программы, контрольно­оценочные  материалы для промежуточной аттестации утверждаются заместителем директора по  учебной работе, программы промежуточной аттестации (в форме экзамена или  комплексного экзамена) и комплекты контрольно­оценочных средств для проведения  квалификационных экзаменов по профессиональному модулю утверждаются заместителем  директора по учебно­производственной работе. Рабочие программы учебной и производственной практик, комплекты контрольно­ оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному  модулю согласовываются с представителями работодателя. Контроль качества материалов, входящих в состав учебно­методического комплекса  дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), возлагается на  председателя предметной (цикловой) комиссии и методиста. Контрольный экземпляр учебно­методического комплекса дисциплины  (междисциплинарного курса, профессионального модуля) на бумажном и электронном  носителях хранится в библиотеке и в методическом кабинете. Учебно­методический комплект учебной и производственной практики Это сборник документов, регламентирующий время, отведенное студенту на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение умений и  навыков по всем видам профессиональной деятельности. Этот сборник включает:  специальности; Программы учебной, производственной и преддипломной практики по  6Календарные планы всех видов практик; Критерии оценки результатов практик; Сборники индивидуальных заданий и методические рекомендации по их  Тематика курсовых работ (проектов) – разрабатывается преподавателями­ Методические материалы по выполнению, оформлению и защите КР; Критерии оценки КР; Образцы оформления КР, рецензий на КР.    выполнению. Комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование» Это комплект документов, необходимых студенту при написании курсовых проектов или  курсовых работ; в большей степени имеет справочно­поисковый характер. Часть  документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным  планом предусматривается время на курсовое проектирование по данной дисциплине. В  том случае, когда курсовая работа или проект представляет собой комплексную работу (т.  е. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому  проектированию не является обязательной частью учебно­методического комплекса  дисциплины. Это:  предметниками и утверждается на заседаниях ПЦК;    Комплект «Итоговая аттестация» включает Программы ИГА выпускников по  специальности. Комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование» является частью  комплекта «Итоговая государственная аттестация», включает:      выполнению и оформлению. Самостоятельная работа студентов (СРС) ­ часть учебного процесса, выполняемая  студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения  соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов. Комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа» по сути является сборником  учебно­методических разработок для организации процесса самостоятельного освоения  части учебного материала дисциплин специальности, а также приобретения  профессиональных умений и навыков студентами. Поэтому большая часть материалов  комплекта разрабатывается в составе УМК дисциплин, которые используются  преподавателями повседневно. Кроме того, в комплект включаются междисциплинарные  (метапредметные) разработки, способствующие развитию творческого мышления и  самостоятельности студента. Например,    методические рекомендации по их выполнению;  их выполнению;  проведению. Программу итоговой Государственной аттестации; Критерии оценки ВКР и дипломного проекта и защиты ВКР и дипломного проекта; Перечень сформированных ОК и ПК; Квалификационные требования к выпускнику по специальности; Тематика дипломных проектов (работ) и методические рекомендации по их  Сборники задач, упражнений, тестов для самостоятельной работы студента; Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера); Сборники тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и  Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по  Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т. п. и методические указания по их  78