Роль современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций у будущих педагогов.
Оценка 5
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
07.07.2019
В соответствии с требованиями ФГОС в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Использование таких форм дает возможность участвовать обучающимся в исследовательской, проектной деятельности, развивают личностные качества студентов и позволяют перейти на более эффективное обучение, а также помогает сформировать профессиональные компетенции, т.е. общую способность будущего педагога мобилизовать свои знания и умения.
Кузнецова.docx
Роль современных образовательных технологий в формировании профессиональных
компетенций у будущих педагогов.
Кузнецова Н.А., преподаватель дисциплин
профессионального модуля, КГБ ПОУ «НГГПК»
В связи с началом реализации профессионального стандарта педагога с
01.01.2017 г. изменяются требования к подготовке педагогических кадров. Помимо
личностных и предметнопрофессиональных компетенций,
образовательными стандартами,
установленных
педагог должен владеть компетенциями,
позволяющими свободно обращаться с современной компьютерной техникой, знать
новые информационные продукты, позволяющие максимально структурировать,
визуализировать и представить учебный материал в таких формах, которые наиболее
полно соответствуют потребностям формирования у студентов необходимых
учебных действий и профессиональных умений.
В соответствии с требованиями ФГОС, независимо от направления
образования, в учебном процессе необходимо широко использовать активные и
интерактивные формы проведения занятий. Это можно реализовать только при
условии, если педагог владеет средствами, позволяющими разработать сценарий
интерактивного занятия с использованием современных программных средств и
технологий.
Образовательные технологии в процессе обучения – это носитель целого
ряда элементов, составляющих содержание познавательной деятельности студента:
они учат исследовательской, учебной деятельности, способствуют мотивации к
учебному процессу, развивают личностные качества студентов и позволяют перейти
на более эффективное обучение. В тоже время практическое применение технологий
в образовательном процессе помогает наглядно показать студентам их суть.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» искусство,
мастерство, умение и «logos» наука, закон. Дословно «технология» наука о
мастерстве.
В педагогике существуют множество классификаций педагогических
технологий (Г.К. Селевко, В.Т. Фоменко, Т.М. Давыденко) Студенческий возраст – это пора сложного структурирования интеллекта.
Это означает неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной
информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Поэтому
методологической и теоретической основой построения процесса освоения
образовательных технологий является компетентностный подход в педагогическом
образовании.
Образовательные технологии, которые могут дать значимый эффект – это
технологии:
обучения методом кейсов,
проектные технологии,
технологии модульного обучения
проблемное обучение (использование фактов, которые вызывают
удивление, ситуации несоответствия научным фактам и т.п.);
информационнокоммуникационные
технологии
(использование
презентации, текстов, карт, портретов, видеофрагментов);
технология развития «критического мышления» (три стадии: вызов,
осмысление, рефлексия);
обучение в сотрудничестве (работа в группах) и др.
Применение данных технологий
в преподавании позволяют обучать
студентов мыслить критически, соответствовать требованиям современного мира,
высказывать и отстаивать собственную точку зрения.
Использование современных технологий в образовательном процессе – это не
только требования ФГОС, это еще и ключевое условие повышения качества
образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования
учебного времени.
Ведь если учесть что студентам – будущим педагогам придется работать с
детьми поколения Z: с детьми – интровертами, обладающими клиповым мышлением,
кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, с детьми, которым трудно
долго оставаться сосредоточенными на чемто одном, непоседливыми и потому
и
расторможеными, гиперактивными, то традиционные методы обучения
воспитания становятся менее эффективными. В связи с изменившимися требованиями к результатам образования,
выраженными в комптентностном формате, требуется разработка новых механизмов
оценки уровня сформированности компетенций и учебных достижений студентов.
Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в
части образовательной составляющей, усовершенствования учебнометодической
документации, внедрения новых информационнообразовательных технологий,
обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы,
новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений.
И здесь педагогические технологии могут выступать как оценочное средство
общих и профессиональных компетенций студентов. Оценочные средства
используются для проверки степени формирования компетенций, и в то же время,
как неотъемлемая часть образовательных технологий.
Тем самым, педагогические технологии позволяют студентам более четко
осознавать свои достижения и недостатки, корректировать собственную активность,
а преподавателю организовывать процесс обучения более эффективно.
Приведу одну из технологий, которую я использоую на занятиях по
«Психологии общения» это обучение в сотрудничестве (работа в группах): после
теоретического изучения любого материала предлагаю работу в группах для
совместного обсуждения пройденного материала, выполнения творческих или
практических заданий.
коммуникативной компетентности будущих педагогов.
Такая деятельность способствует формированию
Интересным для студентов стало и использование активных творческих
приемов: на этапе закрепления, после изучения нескольких понятий можно
предложить студентам придумать сказку, используя изученные термины и понятия.
Такое задание способствует развитию творческих способностей и конечно помогает
повторить изученный материал в нетрадиционной форме. Еще интересный прием
«Паспорт». Предлагаю составить «паспорт» любого изученного понятия. Например,
«паспорт» конфликта. Данное задание способствует обобщению знаний,
активизирует познавательную активность и помогает студенту систематизировать
знания по пройденному материалу. Таким образом, современные педагогические технологии обладают широкими
возможностями в создании условий для понимания содержания новых знаний, а
также глубже усваивать способы обмена информацией. Кроме того, технологические
приемы позволяют обучающимся проявлять собственные силы, выбирая свою меру
участия, объем информации, темп профессионального роста, вступая в диалоговое
взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса и как итог –
сформированность профессиональных компетенций.
Список литературы:
1. Гладышева, Ю.А. Особенности применения информационных
технологий в образовательном процессе / Ю.А. Гладышева. – Оренбург, 2013.
2.Л.А. Зайцева // Интернетжурнал «Эйдос». – 2006. [электронный ресурс].
URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/09015.htm.
3. Киселев, Г.М. Современные технологии в педагогическом процессе. М.,
2014
Роль современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций у будущих педагогов.
Роль современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций у будущих педагогов.
Роль современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций у будущих педагогов.
Роль современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций у будущих педагогов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.