Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модерни-зации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
- развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных дей-ствий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образова-тельной программы
1
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Методические основы разработки программы психолого
педагогического сопровождения ФГОС ООО».
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта
(далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой
модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие
направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет
содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.
Методологической основой ФГОС является системнодеятельностный подход, который
предполагает:
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего
(полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
обучающегося;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы
Отсюда следует, что введение федеральных государственных стандартов общего
образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя
точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и
организации образовательной среды школы.
Работа по психологопедагогическому сопровождению, таким образом, становится
необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Основным
приоритетом работы, предметом деятельности в рамках психологопедагогического
сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения и реализации
ФГОС ООО является создание психологопедагогических условий, способствующих
реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и
достижение планируемых результатов её освоения.
Мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС ООО (организационные условия)
Показатели
Документационное обеспечение
Критериальная оценка (0;1)
Кадровое и психологопедагогическое обеспечение введения ФГОС ООО:
2.3. Наличие разработанной в образовательной организации модели психолого
педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной
ступени общего образования, обеспечивающей реализацию психологопедагогических
условий ФГОС ООО.
Разработанная в образовательной организации модель психологопедагогического
сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего
образования, обеспечивающая реализацию психологопедагогических условий ФГОС ООО
1 Психологопедагогические условия реализации основной образовательной
программы основного общего образования:
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики2
возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода
из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психологопедагогической компетентности участников
образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации
уровней психологопедагогического сопровождения участников образовательного
процесса.
Программа психологопедагогического сопровождения участников образовательных
отношений в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе психолого
педагогическим условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
По аналогии и Программа психологопедагогического сопровождения введения и
реализации ФГОС ООО включает в себя требования к:
1) структуре программы;
2) условиям её реализации;
3) результатам психологопедагогического сопровождения.
Основная образовательная программа общего образования должна содержать три
раздела: целевой, содержательный и организационный. Поэтому же пути логично
пойти при проектировании Программы психологопедагогического сопровождения в
условиях ФГОС.
Структура Программы психологопедагогического сопровождения
Обеспечение психологопедагогических условий реализации основной образовательной
программы школы включает в себя психологопедагогическое обеспечение программы
формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
основного общего образования, программы духовнонравственного развития, воспитания
обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,
программы воспитания и социализации обучающихся, программы коррекционной работы.3
Остановлюсь подробнее на целевом разделе программы.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Актуальность
Особенности ступени (характеристика психологических особенностей возраста)
Теоретикометодологические основы разработки Программы
Принципиальное отличие федеральных государственных стандартов заключается в том, что
целью образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего,
личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма
знаний, накопленная за время обучения в школе. В связи с этим должна быть
модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе
должны занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных
маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В качестве основных образовательных результатов выступают компетенции: предметные,
метапредметные и личностные, именно они и становятся теми критериями, по которым
будет оцениваться работа по психологопедагогическому сопровождению. Необходимость
измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы
диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и
измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности
педагога психолога.
Программа «Психологопедагогическое сопровождение участников образовательного
процесса в условиях реализации ФГОС ООО» основывается на учете возрастной
специфики обучающихся на ступени основного общего образования и обеспечивает
преемственность с содержанием и формами психологопедагогического сопровождения на
уровне начального общего образования.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития
ребёнка переходом к кризису младшего подросткового возраста (1113 лет, 5 7 классы),
характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором
центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является
возникновение и развитие у него чувства взрослости, а также4
внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью
послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (1415 лет, 89 классы) характеризуется:
бурным, скачкообразным характером развития;
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
особой чувствительностью к моральноэтическому «кодексу товарищества», в котором
заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к
усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в
их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе
нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между
потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной
неуверенностью в этом;
изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и
изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (СМИ,
телевидение, Интернет).
Теоретикометодологическими основами разработки Программы являются общие
положения личностнодеятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные
положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б.
Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического
сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).
В данной Программе используется концепция психологопедагогического сопровождения
М.Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной
деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание
эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит
задачу педагогапсихолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для
«продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с
требованиями педагога и семьи». Сопровождение как целостная деятельность всех
субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными
взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:
1) систематическим отслеживанием психологопедагогического статуса ребенка, динамики
его психического развития в процессе обучения;
2) созданием социальнопсихологических условий для развития личности каждого ребенка,
успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
3) созданием специальных социальнопсихологических условий для сопровождения и
помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в
рамках специального образовательного компонента).
2.Цель и задачи Программы
Цель Программы: Обеспечение оптимальных психологопедагогических условий для
развития личности учащихся и успешного освоения основной образовательной программы
основного общего образования в условиях введения и реализации ФГОС ООО.
Для достижения цели и требований Стандарта в Программе решаются следующие
задачи:
создание системы психологопедагогического сопровождения реализации ФГОС в
образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также
специфики возрастного психофизического развития обучающихся;5
разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и
личностных результатов освоения основной образовательной программы;
разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в
вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
использование в процессе психологического сопровождения современных технологий
деятельностного типа (программы развивающие, профилактические и коррекционные);
участие в проектировании индивидуальноориентированных образовательных траекторий
детей разных категорий (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети группы риска, опекаемые дети);
психологопедагогическое сопровождение организации самостоятельной работы
обучающихся (проектная и исследовательская деятельность, поддержка олимпиадного
движения, дистанционное обучение).
Программа обеспечивает вариативность направлений и форм психологопедагогического
сопровождения участников образовательных отношений.
3. Основные направления психологопедагогического сопровождения обучающихся в
условиях реализации ФГОС ООО.
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.
2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
3. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника
посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению
ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.
4. Развитие психологической культуры.
5. Дифференциация и индивидуализация обучения.
6. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
7. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
8. Выявление и поддержка одарённых детей.
9. Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.
10. Психологопедагогическая поддержка участников олимпиадного движения.
11. Формирование коммуникативных навыков.
12. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной
сферы деятельности.
4. Уровни системы психологопедагогического сопровождения участников
образовательного процесса
В целях реализации принципа диверсификации психологопедагогическое сопровождение
участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ООО
осуществляется на уровнях: индивидуальном, групповом, уровне класса, уровне
образовательного учреждения. При этом особое внимание уделяется переходным этапам в
развитии и образовании детей.
Педагоги, специалисты сопровождения, родители и ребёнок выступают активными
субъектами психологопедагогического сопровождения, организующими деятельность в
рамках сопровождения.
5. Основные формы сопровождения
в приложении у слушателей весь материал)
1. Профилактика – предупреждение возникновения дезадаптации обучающихся, разработка
конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в
вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей. Профилактическая деятельность обеспечивает решение проблем, связанных
с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:6
∙ разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач
каждого возрастного этапа;
∙ выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут
обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
∙ предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую
возрастную ступень.
2. Диагностика – индивидуальная (углубленная) и групповая (скрининг) – выявление
наиболее важных особенностей формирования универсальных учебных действий,
поведения и психического состояния школьников, соответствия уровня развития
личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям
общества, которые должны быть учтены в процессе сопровождения с целью выстраивания
индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий
для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению,
обучатся новому поведению, помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу
обращаются учителя, учащиеся, родители.
Групповое консультирование информирование всех участников образовательного
процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной
категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить
полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в
новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с
учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии,
выявленными в процессе диагностики. Направлена на уменьшение степени выраженности
патологии, ее поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных
отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного
потенциала ребенка.
6. Психологическое просвещение и образование формирование потребности в
психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;
создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения
обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в
становлении личности и развитии интеллекта. Сюда же относится приобщение
педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной
среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Особенности психологопедагогического сопровождения по каждой категории
участников образовательного процесса:
Цель психологопедагогического сопровождения обучающихся
формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы,
стремления к личностному развитию и успешной социализации.
Психологопедагогическое сопровождение педагогов имеет своей целью активизацию
инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.
Задачи сопровождения:7
повышение уровня психологопедагогической компетентности в области знаний
психологических особенностей формирования личности, методического и
технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных
изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания,
развития и социализации;
повышение уровня личностной регуляции: управлять своим поведением, справляться с
жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной
деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере;
предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации.
Цель психологопедагогического сопровождения родителей обучающихся:
повышение уровня психологопедагогической компетентности родителей в вопросах
воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС ООО.
6. Модель психологопедагогического сопровождения участников образовательного
процесса
Психологопедагогическое сопровождение с учетом современных требований является не
просто суммой разнообразных методов коррекционноразвивающей работы с детьми, но
выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в
решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Принципы модели психологопедагогического сопровождения:
научность
системность
комплексность
превентивность
открытость
технологичность
8. Ожидаемые результаты психологопедагогического сопровождения участников
образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Создание системы психологопедагогического сопровождения реализации ФГОС в
образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также
специфики возрастного психофизического развития обучающихся, профессиональных
возможностей и потребностей участников образовательных отношений;
Психологизация учебновоспитательного процесса, создание комфортной развивающей
образовательной среды в свете требований ФГОС ООО;
Улучшение качества психологопедагогических условий, способствующих повышению
уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях
реализации ФГОС ООО.
Результативность деятельности педагогапсихолога определяется следующими
критериями:
1. достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы;
2. психологопедагогическое обеспечение преемственности содержания и форм
организации образовательного процесса;
3. обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при
реализации образовательной программы;
4. сформированность психологопедагогической компетентности педагогических и
административных работников, родительской общественности;
5. сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный
образ жизни;8
6. обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе
реализации индивидуальных образовательных маршрутов и психологического
сопровождения инклюзивного образования;
7. функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся,
выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями
здоровья;
8. сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
9. обеспеченность психологопедагогической поддержкой деятельности детских
объединений, ученического самоуправления;
10. вариативность уровней и форм психологопедагогического сопровождения участников
образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование,
коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).