ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
Оценка 5
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
01.06.2019
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модерни-зации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
- развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных дей-ствий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образова-тельной программы
доклад 1.docx
1
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Методические основы разработки программы психолого
педагогического сопровождения ФГОС ООО».
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта
(далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой
модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие
направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет
содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.
Методологической основой ФГОС является системнодеятельностный подход, который
предполагает:
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего
(полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
обучающегося;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы
Отсюда следует, что введение федеральных государственных стандартов общего
образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя
точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и
организации образовательной среды школы.
Работа по психологопедагогическому сопровождению, таким образом, становится
необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Основным
приоритетом работы, предметом деятельности в рамках психологопедагогического
сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения и реализации
ФГОС ООО является создание психологопедагогических условий, способствующих
реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и
достижение планируемых результатов её освоения.
Мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС ООО (организационные условия)
Показатели
Документационное обеспечение
Критериальная оценка (0;1)
Кадровое и психологопедагогическое обеспечение введения ФГОС ООО:
2.3. Наличие разработанной в образовательной организации модели психолого
педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной
ступени общего образования, обеспечивающей реализацию психологопедагогических
условий ФГОС ООО.
Разработанная в образовательной организации модель психологопедагогического
сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего
образования, обеспечивающая реализацию психологопедагогических условий ФГОС ООО
1 Психологопедагогические условия реализации основной образовательной
программы основного общего образования:
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики 2
возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода
из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психологопедагогической компетентности участников
образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации
уровней психологопедагогического сопровождения участников образовательного
процесса.
Программа психологопедагогического сопровождения участников образовательных
отношений в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе психолого
педагогическим условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
По аналогии и Программа психологопедагогического сопровождения введения и
реализации ФГОС ООО включает в себя требования к:
1) структуре программы;
2) условиям её реализации;
3) результатам психологопедагогического сопровождения.
Основная образовательная программа общего образования должна содержать три
раздела: целевой, содержательный и организационный. Поэтому же пути логично
пойти при проектировании Программы психологопедагогического сопровождения в
условиях ФГОС.
Структура Программы психологопедагогического сопровождения
Обеспечение психологопедагогических условий реализации основной образовательной
программы школы включает в себя психологопедагогическое обеспечение программы
формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
основного общего образования, программы духовнонравственного развития, воспитания
обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,
программы воспитания и социализации обучающихся, программы коррекционной работы. 3
Остановлюсь подробнее на целевом разделе программы.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Актуальность
Особенности ступени (характеристика психологических особенностей возраста)
Теоретикометодологические основы разработки Программы
Принципиальное отличие федеральных государственных стандартов заключается в том, что
целью образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего,
личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма
знаний, накопленная за время обучения в школе. В связи с этим должна быть
модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе
должны занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных
маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В качестве основных образовательных результатов выступают компетенции: предметные,
метапредметные и личностные, именно они и становятся теми критериями, по которым
будет оцениваться работа по психологопедагогическому сопровождению. Необходимость
измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы
диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и
измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности
педагога психолога.
Программа «Психологопедагогическое сопровождение участников образовательного
процесса в условиях реализации ФГОС ООО» основывается на учете возрастной
специфики обучающихся на ступени основного общего образования и обеспечивает
преемственность с содержанием и формами психологопедагогического сопровождения на
уровне начального общего образования.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития
ребёнка переходом к кризису младшего подросткового возраста (1113 лет, 5 7 классы),
характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором
центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является
возникновение и развитие у него чувства взрослости, а также 4
внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью
послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (1415 лет, 89 классы) характеризуется:
бурным, скачкообразным характером развития;
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
особой чувствительностью к моральноэтическому «кодексу товарищества», в котором
заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к
усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в
их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе
нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между
потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной
неуверенностью в этом;
изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и
изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (СМИ,
телевидение, Интернет).
Теоретикометодологическими основами разработки Программы являются общие
положения личностнодеятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные
положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б.
Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического
сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).
В данной Программе используется концепция психологопедагогического сопровождения
М.Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной
деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание
эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит
задачу педагогапсихолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для
«продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с
требованиями педагога и семьи». Сопровождение как целостная деятельность всех
субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными
взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:
1) систематическим отслеживанием психологопедагогического статуса ребенка, динамики
его психического развития в процессе обучения;
2) созданием социальнопсихологических условий для развития личности каждого ребенка,
успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
3) созданием специальных социальнопсихологических условий для сопровождения и
помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в
рамках специального образовательного компонента).
2.Цель и задачи Программы
Цель Программы: Обеспечение оптимальных психологопедагогических условий для
развития личности учащихся и успешного освоения основной образовательной программы
основного общего образования в условиях введения и реализации ФГОС ООО.
Для достижения цели и требований Стандарта в Программе решаются следующие
задачи:
создание системы психологопедагогического сопровождения реализации ФГОС в
образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также
специфики возрастного психофизического развития обучающихся; 5
разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и
личностных результатов освоения основной образовательной программы;
разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в
вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
использование в процессе психологического сопровождения современных технологий
деятельностного типа (программы развивающие, профилактические и коррекционные);
участие в проектировании индивидуальноориентированных образовательных траекторий
детей разных категорий (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети группы риска, опекаемые дети);
психологопедагогическое сопровождение организации самостоятельной работы
обучающихся (проектная и исследовательская деятельность, поддержка олимпиадного
движения, дистанционное обучение).
Программа обеспечивает вариативность направлений и форм психологопедагогического
сопровождения участников образовательных отношений.
3. Основные направления психологопедагогического сопровождения обучающихся в
условиях реализации ФГОС ООО.
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.
2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
3. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника
посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению
ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.
4. Развитие психологической культуры.
5. Дифференциация и индивидуализация обучения.
6. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
7. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
8. Выявление и поддержка одарённых детей.
9. Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.
10. Психологопедагогическая поддержка участников олимпиадного движения.
11. Формирование коммуникативных навыков.
12. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной
сферы деятельности.
4. Уровни системы психологопедагогического сопровождения участников
образовательного процесса
В целях реализации принципа диверсификации психологопедагогическое сопровождение
участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ООО
осуществляется на уровнях: индивидуальном, групповом, уровне класса, уровне
образовательного учреждения. При этом особое внимание уделяется переходным этапам в
развитии и образовании детей.
Педагоги, специалисты сопровождения, родители и ребёнок выступают активными
субъектами психологопедагогического сопровождения, организующими деятельность в
рамках сопровождения.
5. Основные формы сопровождения
в приложении у слушателей весь материал)
1. Профилактика – предупреждение возникновения дезадаптации обучающихся, разработка
конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в
вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей. Профилактическая деятельность обеспечивает решение проблем, связанных
с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: 6
∙ разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач
каждого возрастного этапа;
∙ выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут
обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
∙ предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую
возрастную ступень.
2. Диагностика – индивидуальная (углубленная) и групповая (скрининг) – выявление
наиболее важных особенностей формирования универсальных учебных действий,
поведения и психического состояния школьников, соответствия уровня развития
личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям
общества, которые должны быть учтены в процессе сопровождения с целью выстраивания
индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий
для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению,
обучатся новому поведению, помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу
обращаются учителя, учащиеся, родители.
Групповое консультирование информирование всех участников образовательного
процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной
категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить
полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в
новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с
учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии,
выявленными в процессе диагностики. Направлена на уменьшение степени выраженности
патологии, ее поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных
отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного
потенциала ребенка.
6. Психологическое просвещение и образование формирование потребности в
психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;
создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения
обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в
становлении личности и развитии интеллекта. Сюда же относится приобщение
педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной
среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Особенности психологопедагогического сопровождения по каждой категории
участников образовательного процесса:
Цель психологопедагогического сопровождения обучающихся
формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы,
стремления к личностному развитию и успешной социализации.
Психологопедагогическое сопровождение педагогов имеет своей целью активизацию
инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.
Задачи сопровождения: 7
повышение уровня психологопедагогической компетентности в области знаний
психологических особенностей формирования личности, методического и
технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных
изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания,
развития и социализации;
повышение уровня личностной регуляции: управлять своим поведением, справляться с
жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной
деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере;
предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации.
Цель психологопедагогического сопровождения родителей обучающихся:
повышение уровня психологопедагогической компетентности родителей в вопросах
воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС ООО.
6. Модель психологопедагогического сопровождения участников образовательного
процесса
Психологопедагогическое сопровождение с учетом современных требований является не
просто суммой разнообразных методов коррекционноразвивающей работы с детьми, но
выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в
решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Принципы модели психологопедагогического сопровождения:
научность
системность
комплексность
превентивность
открытость
технологичность
8. Ожидаемые результаты психологопедагогического сопровождения участников
образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Создание системы психологопедагогического сопровождения реализации ФГОС в
образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также
специфики возрастного психофизического развития обучающихся, профессиональных
возможностей и потребностей участников образовательных отношений;
Психологизация учебновоспитательного процесса, создание комфортной развивающей
образовательной среды в свете требований ФГОС ООО;
Улучшение качества психологопедагогических условий, способствующих повышению
уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях
реализации ФГОС ООО.
Результативность деятельности педагогапсихолога определяется следующими
критериями:
1. достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы;
2. психологопедагогическое обеспечение преемственности содержания и форм
организации образовательного процесса;
3. обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при
реализации образовательной программы;
4. сформированность психологопедагогической компетентности педагогических и
административных работников, родительской общественности;
5. сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный
образ жизни; 8
6. обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе
реализации индивидуальных образовательных маршрутов и психологического
сопровождения инклюзивного образования;
7. функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся,
выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями
здоровья;
8. сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
9. обеспеченность психологопедагогической поддержкой деятельности детских
объединений, ученического самоуправления;
10. вариативность уровней и форм психологопедагогического сопровождения участников
образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование,
коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.