ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
Оценка 5

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

Оценка 5
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
01.06.2019
ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модерни-зации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает: - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных дей-ствий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося; - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образова-тельной программы
доклад 1.docx
1 ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Методические основы разработки программы психолого­ педагогического сопровождения ФГОС ООО». Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой  модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие  направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет  содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития. Методологической основой ФГОС является системно­деятельностный подход, который  предполагает: ­ развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; ­ учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей  обучающихся; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего  (полного) общего образования; ­ разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого  обучающегося; ­ гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной  образовательной программы Отсюда следует, что введение федеральных государственных стандартов общего  образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя  точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и  организации образовательной среды школы. Работа по психолого­педагогическому сопровождению, таким образом, становится  необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Основным  приоритетом работы, предметом деятельности в рамках психолого­педагогического  сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения и реализации  ФГОС ООО является создание психолого­педагогических условий, способствующих  реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и  достижение планируемых результатов её освоения. Мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС ООО (организационные условия) Показатели Документационное обеспечение Критериальная оценка (0;1) Кадровое и психолого­педагогическое обеспечение введения ФГОС ООО:  2.3. Наличие разработанной в образовательной организации модели психолого­ педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной  ступени общего образования, обеспечивающей реализацию психолого­педагогических  условий ФГОС ООО. Разработанная в образовательной организации модель психолого­педагогического  сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего  образования, обеспечивающая реализацию психолого­педагогических условий ФГОС ООО 1 Психолого­педагогические условия реализации основной образовательной  программы основного общего образования: • обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного  процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики 2 возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода  из младшего школьного возраста в подростковый; • формирование и развитие психолого­педагогической компетентности участников  образовательного процесса; • обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации  уровней психолого­педагогического сопровождения участников образовательного  процесса. Программа психолого­педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях введения и реализации ФГОС ООО Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе психолого­ педагогическим условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. По аналогии и Программа психолого­педагогического сопровождения введения и  реализации ФГОС ООО включает в себя требования к: 1) структуре программы; 2) условиям её реализации; 3) результатам психолого­педагогического сопровождения. Основная образовательная программа общего образования должна содержать три  раздела: целевой, содержательный и организационный. Поэтому же пути логично  пойти при проектировании Программы психолого­педагогического сопровождения в  условиях ФГОС. Структура Программы психолого­педагогического сопровождения Обеспечение психолого­педагогических условий реализации основной образовательной  программы школы включает в себя психолого­педагогическое обеспечение программы  формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  основного общего образования, программы духовно­нравственного развития, воспитания  обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,  программы воспитания и социализации обучающихся, программы коррекционной работы. 3 Остановлюсь подробнее на целевом разделе программы. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка ­ Актуальность ­ Особенности ступени (характеристика психологических особенностей возраста) ­ Теоретико­методологические основы разработки Программы Принципиальное отличие федеральных государственных стандартов заключается в том, что целью образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего,  личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма  знаний, накопленная за время обучения в школе. В связи с этим должна быть  модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе  должны занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных  маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В качестве основных образовательных результатов выступают компетенции: предметные,  метапредметные и личностные, ­ именно они и становятся теми критериями, по которым  будет оцениваться работа по психолого­педагогическому сопровождению. Необходимость  измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы  диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и  измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности  педагога­ психолога. Программа «Психолого­педагогическое сопровождение участников образовательного  процесса в условиях реализации ФГОС ООО» основывается на учете возрастной  специфики обучающихся на ступени основного общего образования и обеспечивает  преемственность с содержанием и формами психолого­педагогического сопровождения на  уровне начального общего образования. Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка ­ переходом к кризису младшего подросткового возраста (11­13 лет, 5­ 7 классы),  характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором  центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является  возникновение и развитие у него чувства взрослости, а также 4 внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью  послушания, на нормы поведения взрослых. Второй этап подросткового развития (14­15 лет, 8­9 классы) характеризуется: ­ бурным, скачкообразным характером развития; ­ стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; ­ особой чувствительностью к морально­этическому «кодексу товарищества», в котором  заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; ­ обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к  усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в  их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе  нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; ­ сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между  потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной  неуверенностью в этом; ­ изменением социальной ситуации развития ­ ростом информационных перегрузок и  изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (СМИ,  телевидение, Интернет). Теоретико­методологическими основами разработки Программы являются общие  положения личностно­деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С.  Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные  положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б.  Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического  сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова). В данной Программе используется концепция психолого­педагогического сопровождения  М.Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной  деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание  эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит  задачу педагога­психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для  «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с  требованиями педагога и семьи». Сопровождение как целостная деятельность всех  субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными  взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой: 1) систематическим отслеживанием психолого­педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения; 2) созданием социально­психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент); 3) созданием специальных социально­психологических условий для сопровождения и  помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в  рамках специального образовательного компонента). 2.Цель и задачи Программы Цель Программы: Обеспечение оптимальных психолого­педагогических условий для  развития личности учащихся и успешного освоения основной образовательной программы  основного общего образования в условиях введения и реализации ФГОС ООО. Для достижения цели и требований Стандарта в Программе решаются следующие  задачи: ­ создание системы психолого­педагогического сопровождения реализации ФГОС в  образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также  специфики возрастного психофизического развития обучающихся; 5 ­ разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и  личностных результатов освоения основной образовательной программы; ­ разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в  вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций; ­ использование в процессе психологического сопровождения современных технологий  деятельностного типа (программы развивающие, профилактические и коррекционные); ­ участие в проектировании индивидуально­ориентированных образовательных траекторий  детей разных категорий (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети группы риска, опекаемые дети); ­ психолого­педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы  обучающихся (проектная и исследовательская деятельность, поддержка олимпиадного  движения, дистанционное обучение). Программа обеспечивает вариативность направлений и форм психолого­педагогического  сопровождения участников образовательных отношений. 3. Основные направления психолого­педагогического сопровождения обучающихся в  условиях реализации ФГОС ООО. 1. Сохранение и укрепление психологического здоровья. 2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. 3. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника  посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению  ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. 4. Развитие психологической культуры. 5. Дифференциация и индивидуализация обучения. 6. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. 7. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями. 8. Выявление и поддержка одарённых детей. 9. Поддержка детских объединений и ученического самоуправления. 10. Психолого­педагогическая поддержка участников олимпиадного движения. 11. Формирование коммуникативных навыков. 12. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной  сферы деятельности. 4. Уровни системы психолого­педагогического сопровождения участников образовательного процесса В целях реализации принципа диверсификации психолого­педагогическое сопровождение  участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ООО  осуществляется на уровнях: индивидуальном, групповом, уровне класса, уровне  образовательного учреждения. При этом особое внимание уделяется переходным этапам в  развитии и образовании детей. Педагоги, специалисты сопровождения, родители и ребёнок выступают активными  субъектами психолого­педагогического сопровождения, организующими деятельность в  рамках сопровождения. 5. Основные формы сопровождения  в приложении у слушателей весь материал) 1. Профилактика – предупреждение возникновения дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в  вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей. Профилактическая деятельность обеспечивает решение проблем, связанных  с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: 6 ∙ разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач  каждого возрастного этапа; ∙ выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут  обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; ∙ предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую  возрастную ступень. 2. Диагностика – индивидуальная (углубленная) и групповая (скрининг) – выявление  наиболее важных особенностей формирования универсальных учебных действий,  поведения и психического состояния школьников, соответствия уровня развития  личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям  общества, которые должны быть учтены в процессе сопровождения с целью выстраивания  индивидуальной образовательной траектории развития ребенка. 3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий  для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению, помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу  обращаются учителя, учащиеся, родители. Групповое консультирование ­ информирование всех участников образовательного  процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной  категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить  полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. 4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в  новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. 5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с  учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии,  выявленными в процессе диагностики. Направлена на уменьшение степени выраженности  патологии, ее поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных  отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного  потенциала ребенка. 6. Психологическое просвещение и образование ­ формирование потребности в  психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;  создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения  обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в  становлении личности и развитии интеллекта. Сюда же относится приобщение  педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. 7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной  среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения. Особенности психолого­педагогического сопровождения по каждой категории участников образовательного процесса: Цель психолого­педагогического сопровождения обучающихся ­ формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм  поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и  социального здоровья, ­ достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы,  стремления к личностному развитию и успешной социализации. Психолого­педагогическое сопровождение педагогов имеет своей целью активизацию  инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы. Задачи сопровождения: 7 ­ повышение уровня психолого­педагогической компетентности в области знаний  психологических особенностей формирования личности, методического и  технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных  изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания,  развития и социализации; ­ повышение уровня личностной регуляции: управлять своим поведением, справляться с  жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной  деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере; ­ предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации. Цель психолого­педагогического сопровождения родителей обучающихся:  повышение уровня психолого­педагогической компетентности родителей в вопросах  воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС ООО. 6. Модель психолого­педагогического сопровождения участников образовательного  процесса Психолого­педагогическое сопровождение с учетом современных требований является не  просто суммой разнообразных методов коррекционно­развивающей работы с детьми, но  выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в  решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Принципы модели психолого­педагогического сопровождения: научность системность комплексность превентивность открытость технологичность 8. Ожидаемые результаты психолого­педагогического сопровождения участников  образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО ­ Создание системы психолого­педагогического сопровождения реализации ФГОС в  образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также  специфики возрастного психофизического развития обучающихся, профессиональных  возможностей и потребностей участников образовательных отношений; ­ Психологизация учебно­воспитательного процесса, создание комфортной развивающей  образовательной среды в свете требований ФГОС ООО; ­ Улучшение качества психолого­педагогических условий, способствующих повышению  уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях  реализации ФГОС ООО. Результативность деятельности педагога­психолога определяется следующими  критериями: 1. достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы; 2. психолого­педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм  организации образовательного процесса; 3. обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы; 4. сформированность психолого­педагогической компетентности педагогических и  административных работников, родительской общественности; 5. сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный  образ жизни; 8 6. обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе  реализации индивидуальных образовательных маршрутов и психологического  сопровождения инклюзивного образования; 7. функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся,  выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями  здоровья; 8. сформированность коммуникативных навыков обучающихся; 9. обеспеченность психолого­педагогической поддержкой деятельности детских  объединений, ученического самоуправления; 10. вариативность уровней и форм психолого­педагогического сопровождения участников  образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование,  коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».

ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2019