Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Об особенностях работы с детьми с ОВЗ хочу вам рассказать, я педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦТ «Пирамида», педагог высшей квалификационной категории, работающий с этой категорией людей не первый год.
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ)
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ
чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее
входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,
речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоциональноволевой сферы, с задержкой и комплексными
нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе
с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики
психики и здоровья каждого ребенка.
Об особенностях работы с детьми с ОВЗ хочу вам рассказать, я педагог
дополнительного образования МАУ ДО ЦТ «Пирамида», педагог высшей
квалификационной категории, работающий с этой категорией людей не
первый год.
Целью моей работы является:
1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка
и взрослого с ОВЗ.
2. Сформировать коммуникативные навыки, умение, понимать себя и других.
3. Создать условия для развития инициативы и самостоятельности.
4. Обеспечить условия для реализации творческих возможностей и
потребностей.
Задачи:
1. Помочь ребенку и взрослому с ОВЗ осмыслить себя как частичку
окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;
2. Формировать умения рационально организовывать свою жизнь и
деятельность в соответствии с особенностями своего организма;
3. Формировать потребность в сознательном, ответственном и творческом
отношении к учебе и делам;
4. Формировать представление о природе, как среде жизнедеятельности
человека.
5. Развивать эмоциональнонравственное отношение к окружающей среде и
людям.Практическая работа заключается в том, чтобы по возможности создать
ребенку и взрослому с ОВЗ такие условия в ЦТ, чтобы он мог попробовать
себя в деле и помочь ему добиться успеха.
Содержание воспитания включает в себя следующие приоритетные
направления:
развитие задатков и способностей растущего человека;
освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и
окружающей действительности;
формирование нравственной направленности ребенка и взрослого с
ОВЗ;
создание рационального представления о себе, о собственной жизни, о
своём социальном и природном окружении;
развитие творческой активности ребенка и взрослого с ОВЗ.
Организация индивидуального воспитания складывается из форм, методов и
приемов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. В своей работе я
использую следующие методы и приемы взаимодействия педагога и
воспитанника.
Способы деятельности педагога
Методы и приемы
1. Познание ребенка и взрослого с ОВЗ
2. Понимание ребёнка и взрослого с ОВЗ
и его жизнедеятельности
3. Педагогическое проектирование
4. Созидание
5. Педагогическая рефлексия
Способы самодеятельности ребенка
Методы и приемы
1. Самопознание
2. Самопонимание
3. Самопроектирование
4. Самосозидание
5. Саморефлексия
6. Самокоррекция
6. Педагогическая коррекция
В построении воспитательного взаимодействия я использую
следующие принципы воспитания:
принцип целостности (ребенок и взрослый с ОВЗ в своем единстве и
целостности должен выступать предметом воспитания);
принцип бинарности (два взаимодействующих фактора –
наследственности и среды); принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон
ребенка и взрослого с ОВЗ);
принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
принцип помогающих отношений (развитие способностей к
самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
принцип творческой активности (формирование уникальных черт и
качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского
отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
принцип рефлексивности (формирование умений и навыков
самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).
При обучении детей и взрослых с ОВЗ одним из самых важных условий для
педагога является понимании того, что эти люди не являются ущербными по
сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с
инвалидностью своим группам, пригласив взрослого или ребенка с
инвалидностью, который расскажет об инвалидности, проведет беседу с
детьми.
Но тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе,
отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации
своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети и взрослые с ОВЗ
не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в
жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и
учитывает.
Основные направления
педагогического обеспечения
развития индивидуальности
1. Педагогическая поддержка
становления индивидуальности
Содержание и организация деятельности
педагога
1. Организация воспитательных дел,
направленных на апробацию детьми и
взрослыми своих возможностей в
различных видах деятельности
2. Поддержка социально ценных
инициатив, увлечений, интересов.2. Содействие ребенку и взрослому с
ОВЗ в проявлении
индивидуальности
3. Психологопедагогическая
коррекция индивидуальных
особенностей учащихся, помощь в
решении проблем ребенка и его
семьи
3. Развитие творческих способностей.
4. Содействие развитию самодеятельных
начал в коллективе.
1. Проведение мероприятий
сознательного характера (конкурсы,
выставок).
2. Организация воспитательных дел,
направленных на выявление интересов и
их личных достижений.
3. Рефлексия и учет личностных
достижений
4. Поощрение
1. Изучение, выявление трудностей в их
жизнедеятельности и развитии,
поддержка их устремлений в решении
своих проблем
2. Привлечение специалистов ЦТ для
работы по коррекции индивидуальных
особенностей детей и взрослых с ОВЗ и
оказанию помощи в решении проблем.
Содержание воспитывающей деятельности:
использование педагогических и психологических приемов для
повышения самооценки и чувства ответственности, для развития его
творческих возможностей;
создание такой среды, в которой было бы интересно и весело жить.
Виды деятельности
Основные виды деятельности – познавательная, разнообразные занятия по
интересам, коллективная, групповая, индивидуальнотворческая
деятельность.
Развитию и проявлению индивидуальности способствуют следующие формы
воспитательной работы: занятие «Самосовершенствование личности»;
циклы тематических бесед «Стать самим собой», «Познай себя», «Сотвори
себя сам»; играпутешествие в мир своего «Я»; конкурсы, викторины, и
многие другие.
Предполагаемый результат:
осознание своих творческих способностей для успешного строительства
своей жизнедеятельности; понимание им ценностей человеческой жизни; уважение человеческого
достоинства;
характеризует: развитость рефлексии, способность к саморегуляции, к
сознательному управлению своим поведением.
Вывод
Индивидуальность выявляет себя через деятельность, через собственную
активность, поэтому инициирование активности ребенка и взрослого с ОВЗ,
включает его в самодеятельность, становится функциональным направлением
в работе педагога. Индивидуальность – не только внешнее и физическое
отличие одного ребенка и взрослого с ОВЗ от другого, а еще непохожесть,
уникальность внутреннего духовного мира, особое сочетание ценностных
отношений.
Организуя самодеятельность нужно, чтобы каждый проживал состояние
удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха.
Без ощущения успеха у людей пропадает интерес к деятельности. Но только в
деятельности происходит становление его индивидуального «Я».
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому .
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование
интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность,
развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые
учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие
успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку и взрослому с
ОВЗ, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и
познавательную сферу детей и взрослых с отклонениями в развитии
являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых
признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и
зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск
и использование активных форм, методов и приёмов обучения является
одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно
развивающего процесса в работе педагога.
Целями дополнительного образования, которые ставят перед центрами
творчества государство, общество и семья, помимо приобретения
определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие
потенциала ребенка и взрослого с ОВЗ, создание благоприятных условий для
реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в
которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого найти
свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать
свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для
достижения этих целей. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и
экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к
новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов,
проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности,
уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе педагога с
учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительноиллюстративный,
репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно
коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать
следующие активные методы и приёмы обучения
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по
звукам, карточки с буквами). Они выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с
целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном
материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка и взрослого.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д. Им очень нравится соревновательный момент
в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою
карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить
предложенное задание лучше других.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
4. Активные методы рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о
своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают
самоанализ деятельности и ее результатов.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
становится актуальной в связи со значительным увеличением численности
данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися
новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа
в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются,
главным образом, в создании реальных условий для получения качественного
образования, начиная со школы, и далее получении профессионального
образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В
социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие
гарантируется каждому независимо от его способности трудиться,
участвовать в общественно важном труде.
Специальные методики для обучения детей и взрослых с ОВЗ
В целом педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения,
которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение
заданий, оценивание работы. Педагогом используются следующие
методические приемы:
Поэтапное разъяснение заданий.
Последовательное выполнение
заданий.
Повторение учащимся инструкции к
выполнению задания.
Обеспечение аудиовизуальными
техническими средствами обучения.
Близость к учащимся во время
объяснения задания.
Подготовка учащихся к перемене
вида деятельности.
Перемена видов деятельности
Чередование занятий и
физкультурных пауз.
Предоставление дополнительного
времени для завершения задания.
Предоставление дополнительного
времени для сдачи домашнего задания.
Работа на компьютерном тренажере.
Использование листов с
упражнениями, которые требуют
минимального заполнения.
Использование упражнений с
пропущенными
словами/предложениями.
Дополнение печатных материалов
видеоматериалами.
Обеспечение учащихся печатными
копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
Использование индивидуальной
шкалы оценок в соответствии с
успехами и затраченными усилиями.
Ежедневная оценка с целью
выведения четвертной отметки.
Разрешение переделать задание, с
которым он не справился.
Оценка переделанных работ.
Использование системы оценок
достижений учащихся.
Выявление одаренных детей
Не менее важная задача, стоящая перед нашими педагогами это выявление
одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психологопедагогическая поддержка
детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень
обучаемости, осуществляется педагогами.
Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед
педагогами ЦТ, где обучаются дети с ограниченными физическими
возможностями. Познавательная деятельность – это средство достиженияглавной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их
социальной адаптации.нимание физическому состоянию детей с
ОЗдоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения это
система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья
учащихся, включая:
создание здоровьесберегающей
инфраструктуры образовательного
учреждения;
рациональная организация
образовательного процесса,
использование в работе
диагностических методов
исследования для возможной
организации на уроке коррекции
здоровья детей;
Важную роль в успехе здоровьесберегающей деятельности играет не только
материальная база ЦТ, но и та конкретная целенаправленная работа, которую
осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно и
родителями.