В работе с одаренными учащимися должна сложиться определенная система развития, проявляющих интерес и способности к изучению физики.
Она должна основываться на следующих положениях:
- создаваться атмосфера, благоприятствующая творчеству;
- система должна быть логически цельной и охватывать все виды учебной деятельности.
По выявлению способностей наиболее эффективных способов диагностики способностей учащихся является их погружение в творчество.
Методы работы с одаренными обучающимися.
В работе с одаренными учащимися должна сложиться определенная система развития, проявляющих
интерес и способности к изучению физики.
Она должна основываться на следующих положениях:
создаваться атмосфера, благоприятствующая творчеству;
система должна быть логически цельной и охватывать все виды учебной деятельности.
По выявлению способностей наиболее эффективных способов диагностики способностей учащихся
является их погружение в творчество.
Например, желающим ученикам в течение некоторого времени предлагаются творческие домашние задания
разных видов, в основном исследовательского характера.
Задания могут быть теоретические или экспериментальные. Это может быть «разработать проект». «Найти и
исправить ошибку». Это может быть творческие задания на уроке, лабораторные работы, проблемы «Как
объяснить новый материал».
Способности к физике могут быть различны. Есть ученики, спектр способностей которых широк: они
выполняют творческие, экспериментальные, исследовательские задания из всех разделов курса. Но есть
способные ученики, круг интересов которых ограничен увлекаются одной из областей, например
электричеством, оптикой.
Учащиеся с неординарными способностями дисциплинированы, оветствены, настойчивы в достижении цели,
ученик обладает большей эрудицией, обладает навыками работы с литературой.
С данной категорией учеников проводится работа на высоком уровне трудности, выходящие за рамки
программы, даются опережающие задания. Здесь используется принцип проблемности.
Он реализуется разными путями: так при изучении нового материала воплощается, через поиск;
при решении физических задач посредством систематического использования задачпроблем; при
выполнении лабораторных работ почти полный отказ от инструкции.
При повторении и закреплении учебного материала воплощается посредством обращения к задачам:
решение которых требует применение целой группы законов, формул;
множественными причинноследственными связями.
Активность обучающихся во многом зависит от, того как сформулировано задание. Формулировка должна
быть четкой, ясной, понятной всем.
Например, перед изучением темы «Простые механизмы» в 7 классе предлагается придумать опыт, при
помощи которого можно показать, как, прикладывая небольшую силу, можно поднимать большие грузы.
Даются задания, которые имеют не одно, а несколько решений.
Обсуждение вариантов решения и выбор более практичного развивает творчество.
Например, в 8 классе подумать, как опытным путем исследовать зависимость количества теплоты,
выделявшего при нагревании проводника электрическим током, от силы тока и сопротивления проводника.
Ученик должен:
дать общую идею исследования и зарисовать установку;
подумать, какие приборы испоьзовать;
сделать план действия;
продумать вопрос, от чего будет зависеть результат работы.
Было предложено два опыта:
Исследование зависимости количества теплоты от силы тока, определить количество теплоты, выделяемое
спиралью в воду за одинаковое время, при силе тока один, а затем при силе тока два.
Другой ученик зависимость сопротивления от сопротивления, где используется две спирали разного
сопротивления.
В ходе предложенного было установлено:
результат будет зависеть от следующих причин, спираль лучше располагать ближе ко дну, сильно нагреватьводу в сосудах не следует, так как часть энергии расходуется на испарение.
В работе при решении задач делятся на две категории:
инвариативные, которые должны решать все ученики;
вариативные, в которых отыскиваются оригинальные способы решения.
Например: «Определить изменяется ли плотность воды в водоеме с глубиной», решение предложить на
понятии «архимедова сила».
На теоретические исследования.
Например: «Изменится ли глубина погружения деревянного бруска, плавающего в воде, если на поверхность
воды налить слой масла? Ответ обоснуйте.
На экспериментальное исследование.
Например: «Приближайте к заряженному электроскопу руку, не касаясь его. Зафиксировать результат.
Объяснить наблюдаемое.
Такая деятельность развивает творческие способности обучающихся.