Завершая разговор о деятельности социального педагога, сле¬дует остановиться на его методах работы. Их диапазон также мно¬гообразен; рассмотрим первостепенные.
Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а об¬щение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постарать¬ся узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребя¬тах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки по¬могут обратить внимание и на пассивных.
МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Завершая разговор о деятельности социального педагога, следует остановиться на его
методах работы. Их диапазон также многообразен; рассмотрим первостепенные.
Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он
дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за
общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его
трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту
способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи
своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумятремя ребятами,
постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь
не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на
пассивных.
Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе
социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее
вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении
ребенка в данное учреждение.
Поможет составить представление о ребенке изучение ею биографии, его поступков и
мотивов.
Исследователи выделяют еще
метод социометрии, при котором, для
математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов,
оценки кризисного состояния ребенка.
При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и
социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».
Мы рассмотрели только несколько вопросов деятельности социального педагога.
Хочу только подчеркнуть, что в практике, педагога бывают и успехи и много ошибок.
Последние — и по неопытности, и по незнанию, но самое страшное, если они произошли из
за недобросовестности. Ошибки случаются когда преувеличивается роль воспитателя,
когда подавляется личность ребенка или когда воспитатель идет «за учеником», что ведет
к цинизму подростка. Но общей, точнее, характерной ошибкой является несдержанность и
необоснованные запреты.