Взаимодействие коллектива и личности
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Методы воспитания
Взаимодействие коллектива и личности
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный
педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в
коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей
воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два
следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование
личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная
цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в
хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь
личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно
подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает
свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и
аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно эстетических отношений.
Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный
воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития
личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность
воспитания.
Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский
означает «объединяю», а латинское collectivus собирательный. Таким образом, понятие
коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих
отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения
деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной
деятельности по решению социально значимых задач, на соблюдении установленных в том
или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же
отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают
главным образом сферу узколичной деятельности.
Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями.
Деловые отношения также не исключают личных симпатий.Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность
деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и
всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и
антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.
Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя представить себе
коллектив, писал он, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив это
социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там
есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего
этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Таким образом, воспитательный коллектив это такое объединение учащихся, жизнь и
деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором
хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения
характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к
общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и
защищенность каждой личности.
Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. В
связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого
развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.
Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве
сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. «Требование,
высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом
коллективе.
Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый,
второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и
девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.
И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это
тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует
коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя
становится математически точной, организованной работой».
При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с
коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и
здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни,
которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма утрудящихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого
стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое
чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества,
дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении
совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если
такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные
воспитательные функции коллектива, как:
организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и
управления своей деятельностью,
нравственно воспитательная и личностно развивающая, когда коллектив
способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости
и культуры поведения учащихся,
стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и
самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой
целенаправленности своей жизни.
Особенности самовоспитания школьников
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. гово
Движущие силы и механизм самовоспитания личности.
рим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития
теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по сво
ему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение
навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформировать
ся лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, об
щее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие “личность”.
О личности мы судим по следующим признакам:
1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность,
достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убежде
ний.
2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который
позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность
обдумывать свои поступки и отвечать за них существенный и главный признак личности.А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что
как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неиз
бежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность
невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими
силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяю
щий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет сле
дующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общест
венными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной
деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовос
питания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной,
а увлеченность в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя
и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия мо
гут быть разрешены усилиями самого воспитанника.
В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое,
волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и
вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что
надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных
противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, на
правленность, умение управлять собой и т.д.
Нравственный идеал и самовоспитание.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных
начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что
нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон
нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать
следующим показателям:
трудолюбие;
творческое отношение к труду;высокая культура поведения.
В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко
дают некоторые полезные советы:
работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном
подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных
методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные
отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него
положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки;
обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение,
самоодобрение, самоосуждение).
Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает
формирование социального эталона личности в учебновоспитательной работе школы,
организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение
каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.
От воспитания к самовоспитанию.
В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в
младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового
вида деятельности учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственно
сти, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному вы
полнению учебных заданий.
А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач
создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к
другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся,
мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на
прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от
ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих
слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло
лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять “хорошо”:
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.
Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пя
тью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выпол
нении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему.
Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно
сложнее для понимания и приучения.