Методы воспитания

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Взаимодействие коллектива и личности Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Иконка файла материала Методы воспитания.doc
Методы воспитания Взаимодействие коллектива и личности Коллектив   выступает   как   важная   форма   организации   воспитания,   как   мощный педагогический инструмент. Развитие   и   формирование   личности   можно   успешно   осуществлять   только   в коллективе   и   через   коллектив,   что   является   одной   из   важнейших   закономерностей воспитания.   Осмысливая   важность   этой   закономерности,   следует   иметь   в   виду   два следующих положения. Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии,  что личность будет воспитываться  в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным   влиянием   педагога   на   каждого   воспитанника.   Оно   обязательно   должно подкрепляться   разносторонним   влиянием   коллектива,   который   не   только   обеспечивает свободу   и   защищенность   личности,   но   и   выступает   как   носитель   здоровой   морали   и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно­ эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный   коллектив   и   умело   использовать   его   для   разностороннего   развития личности.   Без   такого   коллектива   трудно   рассчитывать   на   высокую   эффективность воспитания.  Слово  «коллектив»  происходит  от латинского  colligo,  что в  переводе  на русский означает «объединяю», а латинское collectivus­ собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые   и   отношения   личные.   Деловые   отношения   основываются   на   совместной деятельности по решению социально­ значимых задач, на соблюдении установленных в том или   ином   объединении   организационных   зависимостей,   правил   и   порядков.   Личные   же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.  Личные   отношения   могут   существовать   параллельно   с   деловыми   отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение,   в   основе   которых   чаще   всего   лежат   личные,   узкогрупповые   симпатии   и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма. Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив,   ­   писал   он,   ­   если   взять   попросту   сумму   отдельных   лиц.   Коллектив­   это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». Таким образом, воспитательный коллектив­ это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо   функционируют   органы   самоуправления,   а   межличностные   отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности. Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. В связи   с   этим   обычно   выделяют   три   стадии   в   развитии   коллектива.   Критерием   этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям. Первая   стадия   в   развитии   коллектива   характеризуется   тем,   что   в   качестве сплачивающего   средства   выступают   требования   педагога   к   учащимся.   «Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это­ тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив,   когда   коллектив   сбился   в   известном   тоне   и   стиле,   работа   воспитателя становится математически точной, организованной работой». При   правильной   и   целенаправленной   организации   воспитательной   работы   с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые   способствуют   эффективному   формированию   чувства   коллективизма   утрудящихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы,   ответственной   зависимости   и   высокая   активность   всех   учащихся   в   решении совместно поставленных  задач; чувство защищенности каждого члена коллектива.  Если такой   стиль   и   тон   складываются,   тогда   в   полной   мере   проявляются   такие   важные воспитательные функции коллектива, как:    организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,  нравственно­ воспитательная и личностно­ развивающая, когда коллектив  способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости  и культуры поведения учащихся, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и  самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой  целенаправленности своей жизни. Особенности самовоспитания школьников Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. гово­ Движущие силы и механизм самовоспитания личности. рим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по сво­ ему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформировать­ ся лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, об­ щее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие ­ “личность”. О личности мы судим по следующим признакам: 1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, дос­тоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убежде­ ний. 2.   Личность   характеризуется   таким   уровнем   психического   развития,   который позволяет   ей   управлять   собственным   поведением   и   деятельностью.   Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них ­ существенный и главный признак личности.А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неиз­ бежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия. В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяю­ щий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет сле­ дующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общест­ венными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовос­ питания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность ­ в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия мо­ гут быть разрешены усилиями самого воспитанника. В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания: а) направленность, т.е. мотивы работы над собой. б)   содержание   (умственное,   физическое,   нравственное,   трудовое,   эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное). в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное). г)   эффективность   в   формировании   личности   (выполняет   функции   главные   и вспомогатель­ные). Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, на­ правленность, умение управлять собой и т.д. Нравственный идеал и самовоспитание. В   условиях   интенсивного   общественного   развития   возрастает   роль   нравственных начал   во   всей   жизни   общества.   В   мире   существует   единодушное   мнение   о   том,   что нравственный   идеал   побуждает   к   подражанию,   для   самовоспитания   нужен   эталон нравственно   воспитан­ной   личности   школьника,   который   должен   соответствовать следующим показателям:   трудолюбие; творческое отношение к труду;высокая культура поведения.  В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы: работа   по   нравственному   воспитанию   учащихся   результативна   при   системном подходе,   предполагающем   педагогическую   диагностику;   использование   разнообразных методов   воспитания;   включение   воспитанника   в   социальные   и   внутри   коллективные отношения;   интенсивное   привлечение   к   деятельности   с   учетом   имеющихся   у   него положительных   ка­честв   и   способностей;   формирование   объективной   самооценки; обучение   методике   само­стимуляции   положительного   поведения   (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение). Психологическая   подготовка   к   нравственному   самовоспитанию   предполагает форми­рование   социального   эталона   личности   в   учебно­воспитательной   работе   школы, организа­цию   жизни   коллектива   на   принципах   гуманистической   морали   и   включение каждого уче­ника в процесс своего нравственного самосовершенствования. От воспитания к самовоспитанию. В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности ­ учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственно­ сти, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному вы­ полнению учебных заданий. А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию: Пять “надо”: 1. Всегда помогать родителям. 2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 3. Быть честным. 4. Подчинять личные интересы коллективным. 5. Всегда и всюду проявлять добросовестность. Пять “можно”: 1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”. 2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам. 3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится ! 4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся. 5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.Это нужно тебе самому! 1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его ­ ложь. 2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач соз­даст успех, из поражений выкует победу. 3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься. 4.   Быть   здоровым   и   чистоплотным!   Занимайся   утренней   гимнастикой,   закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на про­гулки и еще час отдай труду или спорту. 5.   Быть   внимательным,   тренировать   внимание!   Хорошее   внимание   оберегает   от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте. Этого делать нельзя! 1. Учиться без старания, лениво и безответственно. 2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших. 3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих сла­бостей. 4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям. 5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком. Пять “хорошо”: 1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам) 2. Планировать каждый свой день. 3. Оценивать свои поступки. 4. Сначала думать, а потом делать. 5. Браться вначале за самые трудные дела. Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пя­ тью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выпол­ нении  именно данных правил.  Одновременно  указывается,  что нельзя делать  и почему. Через   некоторое   время   можно   подключать   пять   “хорошо”,   поскольку   они   значительно сложнее для понимания и приучения.