Реферат
На тему: «Меценатство в России»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Определение термина "меценатство" и его синонимов. Направление и мотивы благотворительной деятельности
2. История меценатства
3. Характерные черты русского меценатства в 21 веке
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Русское меценатство - одно из самых замечательных явлений в истории нашего Отечества. Развитие меценатства было тесно связано с ростом национальной идентичности в российском обществе. Покровительство многих ее выдающихся представителей в области культуры, образования и науки было проникнуто необходимостью укрепления национального духа, самобытных принципов русской жизни, упрочения национальной государственности. Это были главные внутренние пружины того необычайного размаха, который издавна был присущ русскому меценатству.
эффективной помощи в развитие культуры и образования в нашей стране.
Цель работы - выявить культурно-исторические предпосылки возникновения и развития меценатства в России и его влияние на формирование социальной и культурной деятельности.
Рабочие задачи:
1. Дайте определение термину «покровительство» и его синонимам. Определите направления и мотивы благотворительности.
- Кратко выделим основные периоды становления и развития меценатства в России.
- Определите особенности меценатства в XXI веке.
Объект исследования - меценатство в России.
Предмет исследования - роль меценатства в становлении и развитии общественной и культурной деятельности.
Купцы-предприниматели Сибиряковы, Баландины, Гадаловы, Даниловы, Кузнецовы, Кытмановы, Щеголевы и другие проявили себя как щедрые меценаты и благотворители.
По
выражению русского философа Н.О. Лосского, среди богатых промышленников и
купцов были такие, которые как бы стыдились своего богатства, а потому среди
них было много покровителей и жертвователей крупных сумм в различные
общественные учреждения. И назвал следующие имена: Третьяковы, Морозовы, Мамонтов,
Серебряков, Рябушинский. Стыд за свое богатство, свое благополучие, раскаяние в
бедности народа, осознание необходимости отдавать долги народу - эти настроения
крупной буржуазии побуждали к покровительству и милосердию. [4, 5 п.]
1. Определение термина "меценатство" и его синонимов. Направление
и мотивы благотворительной деятельности
Для начала разберемся, что такое меценатство? На данный момент у этого термина много синонимов, а также в настоящее время такие термины, как благотворительность, спонсорство, меценатство, филантропия, являются раскрытием понятия «покровительство», но давайте рассмотрим их из их первоначального значения.
Покровительство - от имени римского благородного мецената, умершего в 8 г. до н.э. в Древнем Риме, приближенного императора Августа, выполнявшего свои дипломатические, политические, частные поручения, известного своим широким покровительством поэтам и художникам.
Меценат - это человек, который жертвует деньги на развитие науки, культуры и искусства. Меценатство отличается от других видов благотворительности тем, что это не адресная помощь, а вклад в общее благосостояние. Если филантроп строит приют или больницу, он стремится помочь нескольким людям. Меценат также инвестирует в достижения науки и произведения искусства, которые должны стать достоянием всего человечества.
Метценатство отличается от других видов помощи (например, спонсорства) следующим образом:
- безвозмездная поддержка культурного развития (поиск и продвижение талантливых людей, помощь в реализации их потенциала);
- финансирование культурных программ и мероприятий (концерты, выставки, собрания);
- содействие научно-техническому прогрессу (предоставление грантов на исследования и стипендий на подготовку новых специалистов, создание специальных фондов, учреждение премий за научные открытия).
Как отмечалось выше, патронаж не является целевой благотворительностью. И если филантроп предоставляет грант или стипендию конкретному человеку, он расценивает это не как личную помощь, а как вклад в искусство или науку.
Большинство людей, занимающихся благотворительностью, - искренние альтруисты. Но есть и те, кто преследует определенные корыстные мотивы. Имена известных меценатов вошли в историю вместе с выдающимися художниками и писателями. Поэтому вполне логично, что некоторые богатые люди, мечтающие увековечить свое имя, воспринимают меценатство как «лазейку» для этого.
Желание делать что-то полезное для других заложено в нашей природе. У каждого она проявляется по-разному и в разной степени, из-за чего огромное количество людей в мире занимается различными видами благотворительности. Люди самоотверженно вкладывают свои деньги и время в образование, медицину, искусство, развитие детского спорта и другие важные направления. Кто-то стремится помочь конкретным людям, а кто-то мечтает улучшить весь мир.
В современном понимании филантроп - это богатый покровитель искусств и наук; человек, покровительствующий любому бизнесу - материальная поддержка литературных и артистических деятелей (подарки, пенсии, премии, синекуры и т. д.), характерная для эпох господства дворянства и буржуазии, осуществляется по личной инициативе отдельных представителей правящего класса и имеющая конечную цель - подчинить деятельность поэта или художника их собственным интересам, а через это - интересам своего класса. В своей самой примитивной форме покровительство возникает из-за материальной незащищенности писателей в те эпохи, когда нет широкого книжного рынка.
Спонсорство. В соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, выполнения работ) в деятельность другого юридического или физическому лицу (спонсору) на условиях спонсорского размещения рекламы спонсора и его товаров. Спонсорский взнос признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - рекламодателем соответственно (ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г.).
Филантропия - (греч., От филео - люблю, а антропос - человек). Любовь к человечеству, забота об улучшении его участи, благотворительность.
Покровительство - заступничество, защита, оказываемая сильным или сильным слабым, покровительство.
Благотворительность - оказание материальной помощи малоимущим частными лицами по милости (словарь русского языка С.И. Ожегова); общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Это позволяет обществу служить своим интересам напрямую, без посредничества государства. Благотворительность обеспечивает перераспределение доходов от наиболее собственнических к наименее имущим гражданам в кратчайшие сроки и в кратчайшие сроки. Этот акт все больше становится инструментом, с помощью которого общество удовлетворяет свои основные социальные, универсальные человеческие потребности.
В современном обществе термин «благотворительность» более распространен, чем «меценатство» в связи с тем, что это очень широкое понятие, но давайте не будем терять первоначальный смысл меценатства - покровительства культуре и науке, тем сферам, в которых социальная и культурные мероприятия выполняют свою задачу. Главная и общая черта благотворительности и меценатства - свободный и неограниченный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Однако давайте посмотрим на термин «благотворительность» с точки зрения законодательства.
Благотворительность в России определяется и регулируется Законом Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятым в 1995 г. (Приложение 1), а также статьей 39 Конституции Российской Федерации (Приложение 2) и некоторыми положениями. Гражданского кодекса. Поэтому люди, занимающиеся благотворительной деятельностью, руководствуются определениями закона: «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц в бескорыстной (безвозмездная или на льготных условиях) передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денег, бескорыстное выполнение работы, оказание услуг, оказание иной поддержки »(статья 1). Из закона следует, что поддержка политических партий , движения, группы и кампании, а также коммерческие структуры не являются благотворительностью.
Закон не только определяет благотворительность, но и четко определяет цели благотворительной деятельности: «Благотворительная деятельность осуществляется с целью:
социальная поддержка и защита граждан, в том числе улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитация безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять свои права и законные интересы;
подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, предотвращение аварий;
оказание помощи жертвам стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействие в укреплении мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействие защите материнства, детства и отцовства;
содействие деятельности в области образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности;
содействие деятельности в области профилактики и защиты здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
популяризация деятельности в области физической культуры и массового спорта;
охрана окружающей среды и защита животных;
охрана и надлежащий уход за зданиями, объектами и территориями, имеющими историческое, религиозное, культурное или экологическое значение, а также мест захоронения »(статья 2).
Отношение к благотворительности во все века и не только в России, но и во многих странах мира неоднозначно, а зачастую и поляризовано.
Положительное отношение к меценатству основано на том, что благотворительная деятельность - это поддержка нуждающихся в трудную минуту, что государство зачастую не в состоянии сделать вовремя и в необходимом объеме.
«Плюсы» меценатства и благотворительности:
- Продуманная, систематическая благотворительность оказывает не только помощь, но и дает навыки и умения, способствует независимости, решая многие социальные проблемы общества;
Благотворительная деятельность способствует развитию волонтерских инициатив, формированию активной гражданской позиции и вовлечению граждан в решение социальных проблем;
Благотворительность является одной из основ гражданского общества и деятельности некоммерческих организаций, способствует росту некоммерческого сектора экономики;
Благотворительность всегда способствовала развитию образования и культуры в России: открытие школ, курсов, учреждение стипендий, поддержка художников и художников, строительство музеев, восстановление разрушенных церквей и строительство новых.Отрицательное отношение к рассматриваемой форме СКД основывается на мнении о том, что благотворительность не столько помогает, сколько развращает человека, отучает его от труда и не приносит блага обществу. При этом приводятся следующие аргументы ("Минусы"):
- Благотворительность влияет не на причины социальных проблем, а на их последствия;
Сама по себе благотворительность оскорбляет человеческое достоинство и предполагает несправедливость: она заставляет одного человека зависеть от другого.
Благотворительная организация. Благотворительная организация - это негосударственная (неправительственная и негосударственная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в форме общественных организаций (ассоциаций), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Виды благотворительных организаций:
... Коммерческие конструкции. Это самая многочисленная группа благотворителей. Их вклад в благотворительность выражается в материальной поддержке как малообеспеченных граждан, так и работающих с ними некоммерческих организаций. Обычно эта поддержка поступает из прибыли коммерческой компании.
... Некоммерческие организации (НКО). Большинство НПО были созданы и действуют для решения социальных проблем. НПО оказывают материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых значительная доля социально уязвимых категорий населения. Во многих случаях некоммерческие организации не оказывают прямой поддержки, а различными способами стимулируют создание условий для решения экономических и социальных проблем. НПО часто привлекают к своей работе волонтеров.
НКО обычно не имеют гарантированных источников дохода и иногда сами являются получателями благотворительной помощи от граждан, российских и зарубежных доноров.
В развитых странах мира государство все чаще делегирует некоммерческим организациям выполнение социальных функций, что свидетельствует об эффективности работы НПО. Такая же тенденция наблюдается и в России.
Бюджет НКО может формироваться как за счет поступлений от доноров, так и за счет предпринимательской деятельности. При этом, в отличие от коммерческих организаций, согласно закону, НКО не ставят получение прибыли основной целью своей деятельности и не могут распределять прибыль в случае ее получения между участниками.
... Физические лица, граждане России или иностранцы. Они участвуют в благотворительной деятельности как за счет личных пожертвований (патронаж, подаяние, покупка билетов на благотворительные мероприятия, благотворительные взносы от покупки товаров, завещания), так и через добровольную (волонтерскую) работу в некоммерческих организациях.
Формы выражения благотворительной деятельности:
- передача имущества, в том числе денег;
- бескорыстное выполнение работы, оказание услуг (деятельность на общественных началах);
- другая поддержка.
Гуманитарная помощь - обеспечение продуктами питания, одеждой, медикаментами и т. Д.
Социальная помощь - работа с уязвимыми группами населения, детьми, пожилыми людьми и инвалидами.
Помощь pro bono («Pro bono» от латинского pro bono publico - ради общественного блага) - оказание услуг в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и другим некоммерческим организациям, а также физическим лицам, которые не могут за них платить. помощь. как Как правило, услуги pro bono предоставляются профессиональными юристами в виде бесплатной юридической помощи. К деятельности pro bono не относятся другие виды благотворительной деятельности, не связанные с прямым применением навыков юриста, в частности, финансирование различных программ и проектов, организация и проведение мероприятий, пожертвование вещей или денег и т. Д.
Социальная защита - это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и иных прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Основные направления благотворительной деятельности
Благотворительная помощь традиционно оказывается физическим лицам и организациям, необходимую помощь которых государство по разным причинам не может оказать или оказывает, но в недостаточных объемах.
Основными и наиболее популярными направлениями благотворительности в современной России являются:
• Культура и искусство - разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также художников, литературы, кино.
• Наука - содействие фундаментальной и прикладной науке в развитии новых технологий, инновационных исследований, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.
• Церковь - обычно помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.
• Образование - установление стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для учебного процесса.
• Социальная сфера - помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, мамам, пожилым людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и объединяющим их организациям.
• Здравоохранение - помощь как медицинским учреждениям (финансирование приобретения оборудования, лекарств, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).
• Охрана природы - финансирование экологических программ по сохранению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, охрана окружающей среды.
• Спорт - помощь некоммерческим спортсменам и индивидуальным спортсменам в приобретении спортивного инвентаря, оплате проезда и проживания, тренерских услугах, аренде тренажерных залов.
• Поддержка СМИ - выделение грантов, как правило, региональным и интернет-СМИ.
Мотивы благотворительности
Многие гуманитарные науки заинтересованы в изучении мотивов благотворительности, и у каждого есть свой ответ. Философы и историки считают, что благотворительность мотивируется милосердием, альтруизмом, состраданием, жертвоприношением и страхом перед Богом. Социологи выделяют в качестве доминирующих мотивы стремления к общественному признанию и повышения имиджевой самооценки. В социальной психологии отмечается альтруистическая мотивация филантропов, а также трактовка благотворительного межличностного взаимодействия как особой «гуманитарной сделки». Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанного и эмоционально окрашенного порыва и помощью по зову души и сердца.
К наиболее частым причинам частной благотворительности ученые обычно относят:
- Личное отношение (человек, принимающий решение о благотворительности, однажды сам столкнулся с проблемой);
- Религиозные мотивы;
- Морально-этические мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные формулой «надо делиться»);
- Сочувствие или жалость;
- Чувство вины перед обществом за свою деятельность;
- Мода (по чужому примеру);
- Национальные / профессиональные причины;
- Личное удовлетворение от благотворительности;
К корпоративным мотивам деловой благотворительности обычно относятся:
• Улучшение имиджа компании;
• Продвижение продукта - товара или услуги;
• Целевой доступ к конкретному рынку и его целевым группам;
• Улучшение отношений с местными властями;
• Демонстрация социальной ответственности компании (особенно важно при выходе на международные рынки);
• соображения престижа;
• снятие социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании;
• Повышение лояльности к компании (часто наблюдается при работе с детьми и молодежью);
• Организация досуга сотрудников, клиентов и партнеров компании (имеется в виду поддержка проектов в области культуры, искусства, спорта);
• Лоббирование интересов компании.
Метценатом как субъектом меценатской деятельности - физическое или юридическое лицо, которое жертвует финансовые или материально-технические ресурсы получателю меценатской поддержки в целях сохранения и развития культурного наследия страны.
Получателями шефской поддержки являются физические или юридические лица, занимающиеся профессиональной деятельностью по сохранению и развитию культурного наследия страны. Органы государственного управления и контроля не могут быть получателями шефской поддержки.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления как юридические лица и их сотрудники не вправе осуществлять патронажную деятельность и получать патронатную поддержку. Государственные органы не могут лишить субъектов патроната свободы выбора направлений и методов патронатной деятельности.
Русское меценатство - одно из самых удивительных явлений в истории нашего Отечества. Формирование меценатства в России тесно связано с развитием предпринимательства - основы любой рыночной экономики. Появление в России людей, стремящихся к созданию собственного дела, готовых преодолевать жизненные обстоятельства, обладающих смелостью, интеллектом, навыками и способностями, способствовало созданию экономической основы общества. Именно люди, решившие изменить свою жизнь, являются движущей силой экономического и социального развития.
Конечно, изначально желание создать, а затем развивать собственный бизнес продиктовано личным экономическим интересом. Однако после того, как, например, бывшие крепостные добились успеха, создали крупные промышленные предприятия и могли позволить себе почти все, в их сознании возникло болезненное противоречие между личным богатством и общественным благом. Именно это противоречие определило судьбу многих российских предпринимателей. Для многих из них покровительство стало нормой.
Глубоко укоренившееся чувство справедливости - важнейшая черта русского сознания стала источником покровительства. Желание избежать внутреннего душевного разлада, жить в согласии со своей совестью было основным мотивом расцвета русского меценатства. Именно внутренние стимулы побудили меценатов осознать свою личную ответственность перед людьми, которые работали на их предприятиях, перед людьми, на которых они повлияли, перед всем обществом в целом.
Теперь мы бы назвали таких предпринимателей «социально ответственными». Это означает, что меценаты и меценатство как своего рода историческая традиция в поведении предпринимателей и современных социально ответственных или социально ориентированных предпринимателей и их деятельности становятся синонимичными понятиями.
В настоящее время именно социально ответственные предприниматели являются основой современного пути развития экономики и общества в целом. В конце концов, не может быть чистой рыночной экономики, и не может быть только экономически ориентированного предпринимателя. Предприниматель должен быть «социально ориентированным», как экономика в развитых странах, где уровень жизни самый высокий. В определенной степени внедрение предприятиями социально ответственного поведения способствовало развитию экономики и улучшению жизни населения многих европейских стран.
Сложившиеся веками традиции меценатства представляют не только исторический, но и экономический интерес. Историческая ретроспектива деятельности социально ответственных промышленников поможет современному классу предпринимателей перенимать черты меценатов, отражающие национальный менталитет.
Исторически контакт с культурой стал основой перехода от удовлетворения исключительно экономических интересов к современному цивилизованному сознанию и высшим культурным ценностям, общение с творческими людьми - писателями, художниками, учеными. Благодаря им родились и впервые широко заявили о себе в предпринимательской среде элементы цивилизованного сознания, либерального мышления и подлинного патриотизма. Меценатская деятельность всегда была проникнута необходимостью укрепления национального духа, исконных принципов русской жизни, укрепления национальной государственности.
Российская благотворительность приобрела мировую известность благодаря усилиям и размаху деятельности отдельных ярких, ярких личностей. Поэтому история меценатства тех лет в России - это, прежде всего, история русских людей, посвятивших себя этому благородному делу, всегда вдохновляемому внутренним духовным огнем, несущим в Россию свет культуры и просвещения. Особое значение покровительство приобрело в различных регионах, удаленных от столицы. В них благотворителей охватило желание поднять культуру родного края, создать коллекции и музеи, центры культуры.
Феномен русского патронажа.
В союзе бизнеса и меценатства противоречие присутствует с самого начала. Это заложено в самой природе этих явлений. Основа бизнеса - получение прибыли. Филантропия, напротив, предполагает добровольный отказ от части прибыли, ее возвращение обществу, в котором эта прибыль была получена не столь праведными и не очень способами. В России это иногда оборачивается отказом от самой возможности заниматься бизнесом - в пользу вечных ценностей. В нашей стране принято ставить знак равенства между государством и национальным достоянием.
И совершенно не учитывать разницу между отечественными и западными законодательными реалиями и хрупкость прав собственности в России. Государство в России не является гарантом интересов культуры. Например, не справившись с волной злоупотреблений в части льготного налогообложения благотворительных организаций, государство не нашло ничего лучше, чем отменить эти льготы. Второй пример - это постоянная угроза приватизации памятников с отсылкой к положительному западному опыту. Истории о приватизации старых особняков в большинстве случаев подтверждали неспособность новых владельцев ценить и защищать унаследованные им сокровища прошлого. В таких условиях безвозмездные пожертвования на реставрацию памятников полностью теряют смысл. Меценаты в России часто делают подарки Отечеству вопреки государству, которое еще не приняло закон о меценатстве. В России быть филантропом - значит действовать в интересах мифического гражданского общества. Пожертвование может служить разным целям. К сожалению, в современной России понятие меценатства в значительной степени дискредитировано.
Хорошо, если, восстанавливая храм, жертвователь искупает грехи от Бога, а не пытается получить послабление в силе. Исторические и духовные ценности - это ценности далеко не для всех. Поэтому быть меценатом в России очень сложно. Иногда бывает сложно понять мотивацию завсегдатаев. Покровительство - показатель зрелости человеческой личности. Вы должны дорасти до этого. Когда российские олигархи удовлетворят все свои аппетиты, когда у них будет весь джентльменский набор богатого человека, когда им надоело богатство - тогда, может быть, начнется настоящее покровительство. Не ради рекламы, а исключительно из душевной потребности и тяги к прекрасному.
Но современная благотворительность в первую очередь корпоративная. Здесь донор может не знать своих получателей в лицо, так как все предложения готовит аппарат. Часто такое решение подписывает один директор, а к реализации благотворительного проекта уже могут быть привлечены другие люди. У старых покровителей и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое главное - у этих людей было свое мнение и смелость его отстаивать. Только человек, имеющий собственное мнение, достоин называться филантропом, иначе он спонсор, который дает деньги и считает, что другие используют их правильно. Так что право быть покровителем нужно заработать, деньги не купят.
Современные предприниматели должны понимать, что великие имена и дела находятся рядом, что важнее любых экономических интересов создавать или, по крайней мере, помогать в развитии социальной защиты и культурных объектов, в поддержании патриотизма и моральных и этических принципов, в улучшении работы. условий и качества жизни населения, и для этого есть примеры и исторические традиции, которые нельзя забывать.
2. История меценатства
Одним из видных петербургских меценатов был Петр Георгиевич Ольденбургский, обрусевший потомок династии Гольштейн-Готторпов, внук императрицы Марии Федоровны, жены Павла I. На средства князя были построены дома для школ, оборудование закуплены, открыты курсы повышения квалификации преподавателей женских образовательных учреждений. «Просветленный благодетель» посвятил себя изданию тех книг, которые не могли рассчитывать на большой тираж, но были необходимы для научных, культурных и образовательных целей.
Имя Демидовых было известно своим широким покровительством и благотворительностью. Так, Прокопий Акинфиевич Демидов (1710-1788) пожертвовал значительные суммы на строительство коммерческих и народных училищ, а для Московского университета он купил дом за 10 тысяч рублей, которому передали университет, и пожертвовал университету 20 тысяч рублей, чтобы этой столицы стипендии были предоставлены самым бедным студентам.
Строгановы были еще более известны своим происхождением и размером своего состояния. Граф Александр Сергеевич Строганов (1734–1801) составил галерею картин известных художников, собрал дорогие коллекции гравюр и медалей. Особое внимание он уделил структуре библиотеки, которая по количеству редких изданий в ней может считаться одной из первых в Европе. Его особым покровительством пользовались комик Фонвизин и поэт Державин. Поэты Богданович и Крылов были среди его близких друзей, и Гнедич с его щедрой помощью перевел и опубликовал «Илиаду» Гомера. Последние 10 лет своей жизни Строганов полностью посвятил строительству Казанского собора в Петербурге (архитектор Воронихин). Славу его предков как щедрых покровителей продолжил граф С.Г. Строганов (1805-1882). Как попечитель Московского университета он поддержал плеяду молодых профессоров во главе с Т. Грановский. Он стал основателем Строгановского училища технического рисования в Москве, занявшего видное место в истории русской культуры.
Были еще Шереметевы из старых бояр. Николай Петрович Шереметев (1751–1809) был страстным театралом, организовавшим в своем Останкино театральную труппу.
Графы Румянцевы оставили о себе блестящую память. Николай Петрович Румянцев (1754-1826) собрал и опубликовал древнерусские рукописи. Но особую известность он получил за устройство огромной
Самая большая сокровищница русской живописи - Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, деньги на строительство которого выделил Ю.С. Нечаева-Мальцова и в которую вошли коллекции И.А. и М.А.Морозовы, С. Третьяков, Д. и С.И.Щукины; Театральный музей, основанный А.А. Бахрушин, теперь он носит его имя; МХАТ имени А.П. Чехова, деньги на строительство здания выделил С.Т. Морозов, кроме того, сам принимал участие в строительстве. И это только самые крупные дела, дошедшие до нашего времени. К сожалению, многие здания, построенные для музеев, театров, библиотек, либо не сохранились, либо в настоящее время не выполняют тех функций, которые были предусмотрены при их строительстве.
Бурный всплеск покровительства не мог не способствовать появлению спонсорства. Его прародителем в России был великий предприниматель С.П.Дягилев. Его «Русские сезоны» (1907-1929) стали крупнейшим культурным событием своего времени и охватили десятки стран Европы и Америки. Несомненно, Дягилев был мастером сбора средств на свои масштабные проекты. Он стал одновременно продюсером и сборщиком средств. Он нашел первого спонсора в Европе - Коко Шанель и начал продвигать знаменитый дом моды, используя костюмы Chanel в своем антрепризе.
Дальнейший ход истории двадцатого века, к сожалению, прервал такое плавное развитие спонсорства и покровительства.
В конце XIX - начале XX в. В Сибири процветает благотворительная деятельность. В период капитализма завершилось формирование русской нации, открылось пространство для развития производительных сил региона, особенно после строительства Транссибирской магистрали. Число крупных промышленных предприятий с 1861 по 1893 год увеличилось здесь на 73,6%, объем продукции фабрично-заводских предприятий в 1908 году достиг 64 миллионов рублей. По переписи 1897 г. в Сибири было 11,2 тыс. Жителей (с членами семей), которых можно отнести к крупной и мелкой буржуазии, сосредоточившей в своих руках огромный капитал. Так, состояние А.Ф. Поклевского-Козелла в 1890 г. составляло 4,5 млн руб., Ленского золотоискателя М.А. Сибирякова - 4,2 млн руб., П.А. Сиверс и И. Базанов - от 5 до 6 миллионов рублей, иркутские купцы Трапезниковы - 7 миллионов рублей. и Кяхтинский золотопромышленник Я.А. Немчинов - 15 млн руб. В то же время многие доноры в своей деятельности руководствовались соображениями, лишенными корысти. Однако не все купцы и промышленники занимались благотворительностью из сострадания к бедным: крупные пожертвования открывали путь к званиям и наградам. Как отмечает московский исследователь А. Боханова, все формы благотворительности считались «общественным делом» и регулярно поощрялись. Таким образом, самодержавие стремилось стимулировать развитие общественных институтов, часто не вкладывая в это дело ни копейки. [1, 15 п.]
Граф Александр Сергеевич Строганов был первым меценатом в истории России. Один из крупнейших землевладельцев страны, граф известен прежде всего как щедрый благотворитель и коллекционер. Много путешествуя, Строганов заинтересовался составлением коллекции картин, камней и монет. Граф уделял много времени, денег и сил развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким известным поэтам, как Гавриил Державин и Иван Крылов. До конца жизни граф Строганов был бессменным президентом Императорской Академии художеств. В то же время он курировал Императорскую публичную библиотеку и был ее директором. По его инициативе строительство Казанского собора началось с привлечением не иностранных, а российских архитекторов.
Такие люди, как Строганов, открывали дорогу последующим меценатам, бескорыстно и искренне содействующим развитию культуры и искусства в России.
Знаменитая династия Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и благотворительностью. Представители династии позаботились о Московском университете и учредили стипендии для студентов из малообеспеченных семей. Они открыли первую коммерческую школу для купеческих детей. Демидовы постоянно помогали детскому дому. Параллельно они занимались сбором художественной коллекции. Это стало крупнейшей частной коллекцией в мире.
Другой известный меценат и покровитель 18 века - граф Николай Петрович Шереметев. Он был настоящим ценителем искусства, особенно театрального. Одно время он скандально прославился женитьбой на собственной крепостной актрисе домашнего театра Прасковье Жемчуговой. Она рано умерла и завещала мужу не бросать дело благотворительности. Граф Шереметев ее просьбу выполнил. Часть капитала он потратил на помощь ремесленникам и бездомным невестам. По его инициативе в Москве началось строительство Хосписного дома. Он также инвестировал в строительство театров и храмов.
Большинство купцов и предпринимателей были людьми набожными, и для них характерны пожертвования бедным и строительство церквей. Купец Трусов построил богадельню в Тюмени, братья Е.И. и В.И. Королев - богадельня и детский дом в Томске, супруги Баевых пожертвовали 15 тысяч рублей. на строительство собора Александра Невского в Новониколаевске и др. Но не все купцы занимались благотворительностью, о чем, в частности, свидетельствуют события в Каинске. 23 сентября 1859 года городские власти вынесли приговор о создании местного «женского учебного заведения» - одной из первых женских школ в Сибири. Для этих целей решили выделить по 0,5% от зарплаты и по 1% от денежного вознаграждения. Этот приговор подписали все служащие, вплоть до самых бедных парамедиков, но ни один из 68 купцов Каина к ним не присоединился.
Объектами благотворительности крестьянства были переселенцы, голодающие, сироты и старики. Государство выделило минимум средств с снятием ограничений на переселение, объем средств на социальные нужды увеличился. В период с 1884 по 1893 год из 7323 семей переселенцев, проехавших через Томскую губернию, ссуду получили 1390 семей (19%), из 43 094 семей 3129 (7,3%) поселились в Томской губернии. Комитет Сибирской железной дороги увеличил кредитную помощь переселенцам. В 1894 - 1901 гг. Из 62 234 семей, поселившихся в 1013 поселениях Сибири, такую помощь получили 53 605 семей (86%). В начале 80-х гг. Правительство принимает постановлением Комитета Сибирской железной дороги от 7 декабря 1896 г. бессрочную выдачу ссуды в размере 30 руб. для семьи. К началу ХХ в. кредиты доходили до 100 рублей, но выдавались в рассрочку на два-три года. Со строительством Транссибирской магистрали правительство ввело единый льготный тариф для иммигрантов, который составлял 1/4 стоимости билета III класса. [1, 17 с.]
Отсутствие ассигнований побудило сибирскую администрацию обратиться к частной благотворительности. В начале 80-х гг. Благотворительные средства поступали к мигрантам лишь эпизодически. Так, в 1881 году в селе Брагин местные благотворители помогли 10 семьям, чьи дети заболели оспой. В 1883 году некоторые владельцы пароходов по просьбе губернатора снизили плату за проезд для иммигрантов, но из-за злоупотреблений со стороны служащих только часть новоселов смогла воспользоваться этой привилегией. Некоторые владельцы пароходов отказывались снижать тариф, а некоторые даже пытались нажиться на страданиях людей. В 1883 году судовладелец Подаруев высадил на пароход три тысячи поселенцев и взял их на двадцать дней вместо восьми. В пути, по свидетельству современников, они умирали, как мухи.
Увеличение количества переселенцев привело к созданию специальных комитетов по оказанию помощи переселенцам. В 1883 г. по инициативе тобольского губернатора В. А. Лысогорского в Тюмени был образован первый Временный комитет для оказания помощи переселенцам. Комитет стремился, прежде всего, обеспечить жильем новоселов. В 1883 году владелец парохода И.И. Игнатов на собственные средства построил бараки на 150 человек и две кухни, в 1885 году на средства комитета построили бани, больницу и прачечную, в 1891 году - еще девять бараков и еще четыре - в 1892 году тюменские предприниматели А.А. Бугаев, Н.И. Давыдовский, Ф.С. Колмогоров, В.А. Поклевский-Козелл, Н.Е. Решетников предоставили дома, бесплатные зернохранилища и склады для размещения переселенцев. Комитет содержал на кораблях врача и аптеку. Пациенты получали бесплатное питание и лечение, а некоторые из перемещенных лиц получали пособия. В 1890 году общества помощи переселенцам возникли в Перми, Санкт-Петербурге, Томске. Основан по инициативе М.И. Санкт-Петербургское общество помощи иммигрантам им. Сибирякова, состоявшее из царских сановников, отказавшихся помогать нелегальным иммигрантам, было гораздо более консервативным, чем местные.
Средства для комитетов поступали из разных источников. Например, в 1890 г. редакция газеты «Русские ведомости» перечислила Тюменскому комитету 6190 рублей. 40 к., По 1 тыс. Руб. сестры Базановы, Губкины, Морозовы пожертвовали 300 руб. - партнерство Vogau; 200 руб. - товарищество Викулы Морозова и 200 руб. пришли от разных людей. С 1885 года тюменские пароходы обязались платить Комитету 10 копеек. за каждого принятого на борт мигранта. В 1893 г. по пути движения переселенцев была создана сеть лечебно-питательных центров, в которых они получали бесплатное питание и лечение. Тюменский комитет пожертвовал переселенцам 4583 рубля. 18 к. И 800 пудов муки пожертвовали члены комитета И. И. Игнатов и Н. И. Давыдовский. И.М. Сибиряков направил в Тюмень санитарный отряд из четырех курсантов Военно-медицинской академии и фельдшера с запасом лекарств. А.Г. Мясникова, приехавшая в Сибирь за счет Сибирякова, открыла бесплатную столовую, где ежедневно ели от 350 до 600 человек. Осенью 1892 года на средства Сибирякова были построены четыре теплые бараки и баня под руководством члена студенческого санитарного отряда Сущинского. В пользу голодающих 500 руб. перечисленные А. Сибирякова и 200 руб. - купец Овсянников. [1, 20 с. ]
Национальная буржуазия также активно участвовала в оказании благотворительной помощи. Торговец Н.С. Сейдуков много вложил в помощь татарскому населению. На его средства были построены все мечети Кашегальской волости Тюменского района, он содержал Высшее мусульманское училище, а для пострадавших от пожара бедняков Эмбаевских юрт построил двухэтажные дома. расход.
Таким образом, в благотворительной деятельности в Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Можно выделить два периода:
1) до 1906 г.
2) с 1906 по 1917 гг.
В первый период государство выделяло минимальные средства на благотворительность, основную роль играли частные пожертвования и деятельность органов местного самоуправления в лице сельских сообществ. Во второй период резко возросла роль государства в помощи крестьянам. Земство и политические партии активно участвовали в благотворительной миссии.
3. Характерные черты русского меценатства в 21 веке
Актуальность вопроса благотворительности и меценатства связана с переходом страны к рыночной экономике. При общих законах рынок в дореволюционной России имел специфические национальные особенности, связанные с историческими и религиозными особенностями становления общества. Неслучайно говорят о «русском феномене» - удивительном сочетании противоречивого характера российских предпринимателей и условий деятельности, сильно отличающихся от европейских и американских. В начале ХХ века Россия была одной из самых динамично развивающихся стран мира, и это прямая заслуга предпринимателей. Сложившиеся веками купеческие традиции представляют не только исторический, но иногда и экономический интерес. Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен унаследовать черты, отражающие национальный менталитет.
Меценатство и благотворительность - сложные образования, суть которых раскрывается многими исследователями. Обращение к развитию культуры любой эпохи приводит к выводу, что многие ее ответвления или их части сохранились и развились благодаря покровительству. Широко известны факты поддержки талантливых представителей науки, искусства, религии, общественных начинаний и т. Д., Которые прочно входят в золотой фонд наследия каждой страны. Патронаж как индивидуальная позиция становится многоуровневой структурой, присущей развитой зрелой личности. В результате филантроп - это не просто человек, поддерживающий культуру, а эксперт, который ценит, понимает и получает удовлетворение от своей творческой деятельности. Включая позицию самореализации, представительных и престижных мотиваций, меценат получил и получает возможность увековечить свое имя и свой труд в памяти потомков. Став неотъемлемой частью культуры, меценатство не прерывается в процессе общественного развития, а только приобретает определенные формы проявления. Российская действительность выступает в этом процессе как особое образование. Пройдя многочисленные трансформации, он сохраняет саму основу меценатской деятельности, которая становится особенно интересной и значимой для изучения. Сформировавшись в традиционном обществе, достигнув расцвета в дореволюционной России и дав миру имена Третьяковых, Морозовых, Боткиных, Бахрушиных, Барышниковых и других, в советское время патронаж трансформировался в государственную и частично частную деятельность, как правило, благотворительное. В настоящее время он восстанавливается в досоветских формах, идя по тому же пути развития, что и традиционный меценатство. Это позволяет говорить о том, что, изменив форму существования, она не утратила своей сути.
Своеобразие и характерная черта меценатства в XXI веке - разнообразие его форм, но при этом сохранение его исторически самобытной сущности.
Рассмотрим особенности привлечения альтернативных фондов в культурную сферу в Европе на примере разных стран. Каждый из них пошел «своей дорогой», но, помимо существенных различий, есть и сходства. Главным из них является значительный рост числа благотворительных организаций в большинстве европейских стран. Это можно проиллюстрировать с помощью данных Всемирного центра благотворительности.
В Италии с 1990 года количество благотворительных фондов увеличилось на 133%;
В Германии всего за 10 лет, с 1994 по 2004 год, появилось 6 500 новых фондов;
Небольшие страны также не отстают от основных игроков в ЕС.
Только с 2000 по 2005 год количество независимых фондов в Ирландии увеличилось более чем втрое (!) С 30 до 107;
Есть один хороший пример в духовной литературе. Верующий обращается к своему духовнику с вопросом: «Отец, что мне делать, если при встрече с нуждающимся я даю ему милостыню, но при этом делаю это неискренне и считаю его бездельником? смысл в этом случае? " На это священник ответил: «Продолжайте творить дальше, независимо от ваших мыслей. Рано или поздно, но вам непременно будет стыдно за свое лицемерие, и тогда ваша жертва станет настоящей и искренней». Поэтому не стоит осуждать и отказываться от помощи современных меценатов, ведь другого у нас пока нет. Может быть, что со временем мы узнаем лучшую реинкарнацию патронажа. В настоящее время, однако, приходится довольствоваться тем, что есть. В конце концов, разве что-нибудь зависит от того, знаем ли мы, были ли пожертвования получены праведным путем или нет? Это все же лучше, чем тратить деньги на роскошную яхту или просто рассчитываться в оффшоре.
Во времена Октавиана Августа положение художников и поэтов было тяжелым. Было не так много школ, где талантливые люди могли бы учиться, выставлять свои работы и хоть как-то зарабатывать себе на жизнь. Так продолжалось до тех пор, пока один из богатейших римлян того времени, Гай Цильний Меценат, не принял под свое покровительство представителей искусства. Как советник и доверенное лицо императора, Меценат не имел официального положения и не зависел от мнения императора. Часто он вступал с ним в споры, что только усиливало его влияние при дворе и вызывало уважение Августа. Меценат помогал не только на словах, но и оказывал материальную помощь художникам и поэтам. Он подарил поэтам одно из своих имений, где Вергилий и Гораций позже написали свои самые известные стихи. Многие добрые дела Покровителя были забыты, но его имя стало нарицательным. Что такое меценатство, определение деятельности этих лиц - имеет свою специфику. Иногда меценатство путают со спонсорством или благотворительностью. Хотя эти концепции похожи, у них есть свои ключевые различия.
✔️ Спонсорство предполагает предоставление финансовой помощи в обмен на любую выгоду. Иногда это реклама, иногда - дивиденды, но бескорыстного спонсорства нет.
✔️ Благотворительность - это более адресная помощь. Плата за операцию для нуждающихся, покупку жилья для конкретных людей и другую индивидуальную помощь для конкретного случая.
✔️ Меценатство ориентировано на более глобальные цели. Состоятельные люди вкладывают личные сбережения в развитие культуры, спорта, науки, здравоохранения и получают от этого только моральное удовлетворение.
Меценатство в современной России довольно популярно. В 2014 году был принят отдельный федеральный закон (N 327 «О меценатской деятельности»), регулирующий права и обязанности сторон. Это несколько облегчило возможность оказать бескорыстную помощь, но есть и неприятные моменты. В науке и культуре в современной России катастрофически не хватает людей, осознающих необходимость материальных вложений в развитие науки, культуры и искусства.
Проблема не столько в количестве предпринимателей, готовых оказать благотворительную помощь, сколько в отсутствии законодательной базы.
В этом году Госдума в очередной раз планирует рассмотреть законопроект «О меценатах и меценатах», который уже 13 лет пылится «под тряпкой». Сам факт того, что забытый документ снова вырывается на всеобщее обозрение, демонстрирует несостоятельность утверждения о том, что российский бизнес еще не «достаточно цивилизован», чтобы принять закон, потенциально способный создать лазейку для уклонения от уплаты налогов.
В настоящее время патронаж частично искусственно ограничен тем, что налоговые льготы предоставляются только физическим лицам. Если крупный бизнес занимается благотворительностью, пусть иногда и бессистемно, то в отсутствие налоговых льгот привлечь к шефству компании среднего звена невозможно. Однако проблему привлечения дополнительных средств на развитие науки, искусства, спорта, социальных проектов еще предстоит решить.
Несомненно, что законопроект 1997 года, который так и не был востребован депутатами, требует тщательной доработки. Однако даже в своем Послании Федеральному Собранию в 2009 году президент Дмитрий Медведев отметил, что некоммерческие организации, получающие услуги от доноров бесплатно, облагаются подоходным налогом, что само по себе нонсенс. Два года добрые намерения оставались на бумаге, не получая
конкретное законодательное решение.
Одним из недостатков законопроекта является несоответствие меценатам и благотворителям, которые предоставляют льготы меценатам, а не раздают благотворителям, выделяющим средства на детей-сирот.
Пока что меценаты освобождаются от налога на добавленную стоимость только в том случае, если они передают привезенные ими из-за границы культурные ценности в государственные и муниципальные музеи. До 2009 года, передавая картину в дар музею, необходимо было отдавать государству 18% ее стоимости - мера, которая мало способствует развитию национальной культуры.
Механизм привлечения средств в реставрационную отрасль до сих пор не проработан. Комитет Государственной Думы по культуре ко второму чтению готовит масштабный законопроект о внесении изменений в 73-й Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который, в том числе, предусматривает налоговые льготы для добросовестных владельцев памятников истории и культуры. Это означает, что собственник, вкладывающий средства в сохранение памятников архитектуры, сможет рассчитывать на частичную компенсацию.
По сути, российское покровительство никогда не было спонсорством. Это не в рекламных целях. Но это тоже не благотворительность, потому что благотворительность - лишь один из способов сохранить и приумножить богатство России.
В союзе бизнеса и меценатства противоречие присутствует с самого начала. Это заложено в самой природе этих явлений. Основа бизнеса - получение прибыли. Филантропия, напротив, предполагает добровольный отказ от части прибыли, ее возвращение обществу, в котором эта прибыль была получена не столь праведными и не очень способами. В России это иногда оборачивается отказом от самой возможности заниматься бизнесом - в пользу вечных ценностей. В нашей стране принято ставить знак равенства между государством и национальным достоянием. И совершенно не учитывать разницу между отечественными и западными законодательными реалиями и хрупкость прав собственности в России. Государство в России не является гарантом интересов культуры. Например, не справившись с волной злоупотреблений в части льготного налогообложения благотворительных организаций, государство не нашло ничего лучше, чем отменить эти льготы. Второй пример - это постоянная угроза приватизации памятников с отсылкой к положительному западному опыту. Истории о приватизации старых особняков в большинстве случаев подтверждали неспособность новых владельцев ценить и защищать унаследованные им сокровища прошлого. В таких условиях безвозмездные пожертвования на реставрацию памятников полностью теряют смысл. Меценаты в России часто делают подарки Отечеству вопреки государству, которое еще не приняло закон о меценатстве. В России быть филантропом - значит действовать в интересах мифического гражданского общества. Пожертвование может служить разным целям. К сожалению, в современной России понятие меценатства в значительной степени дискредитировано. Хорошо, если, восстанавливая храм, жертвователь искупает грехи от Бога, а не пытается получить послабление в силе. Исторические и духовные ценности - это ценности далеко не для всех. Поэтому быть меценатом в России очень сложно. Иногда бывает сложно понять мотивацию завсегдатаев. Покровительство - показатель зрелости человеческой личности. Вы должны дорасти до этого. Когда российские олигархи удовлетворят все свои аппетиты, когда у них будет весь джентльменский набор богатого человека, когда им надоело богатство - тогда, может быть, начнется настоящее покровительство. Не ради рекламы, а исключительно из душевной потребности и тяги к прекрасному.
Но современная благотворительность в первую очередь корпоративная. Здесь донор может не знать своих получателей в лицо, так как все предложения готовит аппарат. Часто такое решение подписывает один директор, а к реализации благотворительного проекта уже могут быть привлечены другие люди. У старых покровителей и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое главное - у этих людей было свое мнение и смелость его отстаивать. Только человек, имеющий собственное мнение, достоин называться филантропом, иначе он спонсор, который дает деньги и считает, что другие используют их правильно. Так что право быть покровителем нужно заработать, деньги не купят.
Современные предприниматели должны понимать, что великие имена и дела находятся рядом, что важнее любых экономических интересов создавать или, по крайней мере, помогать в развитии социальной защиты и культурных объектов, в поддержании патриотизма и моральных и этических принципов, в улучшении работы. условий и качества жизни населения, и для этого есть примеры и исторические традиции, которые нельзя забывать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение я хотел бы сделать выводы по теме меценатства и сыграть связующую роль с социокультурной деятельностью.
Имена известных меценатов вошли в историю вместе с выдающимися художниками и писателями. Поэтому вполне логично, что некоторые богатые люди, мечтающие увековечить свое имя, воспринимают меценатство как «лазейку» для этого.
Желание делать что-то полезное для других заложено в нашей природе. У каждого она проявляется по-разному и в разной степени, из-за чего огромное количество людей в мире занимается различными видами благотворительности. Люди самоотверженно вкладывают свои деньги и время в образование, медицину, искусство, развитие детского спорта и другие важные направления. Кто-то стремится помочь конкретным людям, а кто-то мечтает улучшить весь мир.
В современном понимании филантроп - это богатый покровитель искусств и наук; человек, покровительствующий любому бизнесу - материальная поддержка литературных и артистических деятелей (подарки, пенсии, премии, синекуры и т. д.), характерная для эпох господства дворянства и буржуазии, осуществляется по личной инициативе отдельных представителей правящего класса и имеющая конечную цель - подчинить деятельность поэта или художника их собственным интересам, а через это - интересам своего класса. В своей самой примитивной форме покровительство возникает из-за материальной незащищенности писателей в те эпохи, когда нет широкого книжного рынка.
В союзе бизнеса и меценатства противоречие присутствует с самого начала. Это заложено в самой природе этих явлений. Основа бизнеса - получение прибыли. Филантропия, напротив, предполагает добровольный отказ от части прибыли, ее возвращение обществу, в котором эта прибыль была получена не столь праведными и не очень способами. В России это иногда оборачивается отказом от самой возможности заниматься бизнесом - в пользу вечных ценностей. В нашей стране принято ставить знак равенства между государством и национальным достоянием. И совершенно не учитывать разницу между отечественными и западными законодательными реалиями и хрупкость прав собственности в России. Государство в России не является гарантом интересов культуры. Например, не справившись с волной злоупотреблений в части льготного налогообложения благотворительных организаций, государство не нашло ничего лучше, чем отменить эти льготы. Второй пример - это постоянная угроза приватизации памятников с отсылкой к положительному западному опыту.
Истории о приватизации старых особняков в большинстве случаев подтверждали неспособность новых владельцев ценить и защищать унаследованные им сокровища прошлого. В таких условиях безвозмездные пожертвования на реставрацию памятников полностью теряют смысл. Меценаты в России часто делают подарки Отечеству вопреки государству, которое еще не приняло закон о меценатстве. В России быть филантропом - значит действовать в интересах мифического гражданского общества. Пожертвование может служить разным целям. К сожалению, в современной России понятие меценатства в значительной степени дискредитировано.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая юридическая энциклопедия.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.
2. Сто великих меценатов и филантропов / Автор-сост. Ломов В.М. - М.: Вече, 2013.
. Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой о нравственных основаниях феномена филантропии./ М.А. Лукацкий/ / Образование и общество.- 2005.
. http://ru.wikipedia.org
. http://www.echo.msk.ru
. http://www.allrussia.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.