Международный формат… Опыт организации международного образовательного сетевого взаимодействия: интернет-проект «Круг семьи»
Оценка 4.6

Международный формат… Опыт организации международного образовательного сетевого взаимодействия: интернет-проект «Круг семьи»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—11 кл
10.04.2020
Международный формат…  Опыт организации международного образовательного сетевого взаимодействия: интернет-проект «Круг семьи»
Шесть лет назад с целью поддержки педагогических инициатив мы начали реализовывать международный Интернет-проект «Круг семьи». Его участники – коллективы ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района», ГУО «Гимназии №2 г. Солигорска», ГУО «Средняя школа №2г. Солигорска», МОУ«Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка» г. Ярославля (Россия)№ 37 с углубленным изучением английского языка г. Ярославля(Россия). Целевая аудитория проекта – учащиеся 1-11-х классов, родители, педагоги, представители социума. Техническая площадка реализации проекта–веб-сайт(http://sol-family.ucoz.org).
Статья.doc

Шухто Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района»

Евич Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка», г. Ярославль, Россия.

 

 

 

 

Международный формат…

 

Опыт организации международного образовательного сетевого взаимодействия: интернет-проект «Круг семьи»

 

Шесть лет назад с целью поддержки педагогических инициатив мы начали реализовывать международный Интернет-проект «Круг семьи». Его участники – коллективы ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района», ГУО «Гимназии №2 г. Солигорска», ГУО «Средняя школа  №2г. Солигорска», МОУ«Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка» г. Ярославля (Россия)№ 37 с углубленным изучением английского языка г. Ярославля(Россия). Целевая аудитория проекта – учащиеся 1-11-х классов, родители, педагоги, представители социума. Техническая площадка реализации проекта–веб-сайт(http://sol-family.ucoz.org).

 

В процессе реализации педагогического Интернет-проекта «Круг семьи» учащиеся посредством творческого диалога с родителями и педагогами самостоятельно создают социально значимый продукт, осознавая при этом собственную ответственность за качество представляемого контента.

Идея проекта заключается в создании условий для социализации учащихся путем их приобщения к различным аспектам знаний, анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте ребят в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности.

На Интернет-площадке организуется работа по следующим направлениям тематических проектов:

-историческое краеведение;

-литературное краеведение;

-фольклор и народные традиции;

-история и традиции семьи;

-история семьи в истории страны;

- святыни родного края;

-литературное творчество;

-журналистика;

-учебное исследование;

-эссеистика;

-военная история;

-летопись военно-трудового подвига и др.

В проектах участвуют творческие группы из российской и белорусских школ под руководством координаторов, которые совместно согласовывают планы и этапы работы.

Проектная деятельность учащихся организована на уроках русского и белорусского языков, литературы, истории, на внеклассных занятиях «Юный журналист», объединений по интересам «Юные краеведы», «Юные экскурсоводы» с использованием веб-сайта «Круг семьи».Такая работа способствует самовоспитанию и саморазвитию ребят, формированию у них коммуникативных навыков, универсальных способов учебных действий, личностных качеств(самостоятельность, ответственность за выбранное дело).

Проект направлен на социальное становление, индивидуальное развитие личности каждого учащегося, подготовку ребят к самостоятельной учебе и работе. Участие в проекте способствует формированию у учащихся навыков самоорганизации, самопознания, умений аргументировано выражать свои мысли, суждения, планировать и анализировать свою деятельность. Проект позволяет системно включить учащихся в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в школьной среде, социуме.

Основным мотивирующим фактором для активного участия школьников в Интернет-проекте является возможность создания собственного информационного продукта, в данном случае, публикации материалов на сайте.

Ребята знают, что их произведения будут прочитаны, просмотрены, прослушаны не только одноклассниками, родителями, учителями, но и учениками других классов, других школ, в том числе и из других стран. Поэтому они стремятся к обсуждению и оцениванию своих и чужих материалов на форуме, в комментариях.

Постоянное побуждение учащихся к высказыванию своего личного мнения (обязательно аргументированного), обсуждение вопросов с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте способствует решению не только задач воспитания нравственности, но и расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления.

Интернет-площадка имеет развернутый рубрикатор. Одна из ведущих рубрик проекта – «История моей семьи».  Здесь размещаются материалы о семьях учащихся, их истории, святынях, традициях, увлечениях. Нередко это трогательные рассказы о мамах и папах, бабушках и дедушках, написанные самими детьми, порой в творческом союзе с родителями.

Рубрика «Размышления и думы» важна тем, что дает возможность взрослым, родителям и учителям делиться своим жизненным опытом о том, как им удалось создать дружную, крепкую семью. Здесь поднимаются вопросы о роли отца в семье, о патриотическом воспитании, незыблемых ценностях, об искусстве построения гармоничных отношений, важности умения прощать обиду, внимательности к слову, о недопустимости брани, о том, как поговорить о личных взаимоотношениях. Здесь помещаются также размышления детей и подростков о счастье, о будущем.

Здоровому образу жизни посвящена рубрика «Спортивная семья». Семья крепнет в совместной радости, досуге. Для «интеллектуального» отдыха всей семьей посетителям предложены викторины, кроссворды, загадки, ребусы, которые можно найти в рубрике «Подумаем и поиграем». Стихи и прозу, загадки и сказки, рассказы и «потешки» ребята с удовольствием размещают в рубрике «Поэзия и проза». Учащиеся с любовью пишут заметки о своих домашних питомцах, о забавных случаях, приключившимися с их кошками, собаками, рыбками, улитками, черепашками. Животные для них – тоже члены семьи. Литературное творчество ребят представлено в электронных сборниках «Сундучок сказок», «Лесные истории», «Однажды в лесу», «Пейзажные зарисовки», «Мой дом – мой мир», «Наши верные друзья» (о домашних питомцах), «Путешествуем по родным просторам».

Ежегодно в начале учебного года проводится российско-белорусский «Загадочный турнир». Учащимся 5-х классов двух школ предлагается сочинить несколько пакетов загадок. Начинает загадочный турнир та команда, которая первая подготовила и разместила свой пакет на сайте «Круг семьи» в рубрике «Подумаем и поиграем». Команда соперников должна быстро разгадать загадки первого пакета. Только после этого она получает право предложить свой пакет из пяти загадок. Далее команды участвуют в турнире поочередно. Выигрывает та команда, которая успеет выложить на сайт большее число загадок. Таким образом, сроки окончания проекта строго не определяются, а устанавливаются в процессе проведения турнира координаторами с обеих сторон. Команды рефери разрабатывают кодекс турнира, рейтинговую таблицу, правила начисления дополнительных и штрафных баллов; координаторы обеих команд обсуждают правила, утверждают единый кодекс турнира. Турнир начинается по согласованию координаторов обеих команд с момента публикации первого пакета загадок. Координаторы и модераторы (публикаторы) следят за соблюдением правил общения на форуме. Команда рефери оценивает правильность и быстроту разгадывания загадок соперниками, своевременность размещения очередных турнирных пакетов по разработанным правилам. Например, за решение заданий и публикацию ответного пакета в течение первых трех часов команда получает дополнительный балл. За фальстарт, преждевременное размещение ответных загадок команда лишается одного балла. Турнир оканчивается по согласованию координаторов, подводятся итоги, отмечаются наиболее активные участники.

Авторы нашего сайта не только рассказывают о себе и о своих интересах, увлечениях, но и проводят учебные исследования. По материалам их исследований публикуются научно-популярные статьи и эссе. В подрубрике «Литературное краеведение» опубликованы результаты исследований белорусских и российских колядных традиций, некоторых жанров устного народного фольклора, жизни и творчества белорусских литераторов, живших когда-то в Ярославской области. Размещены исследования стихов А.С. Пушкина в переводе на белорусский язык, исследования по истории и культуре п.г.т. Старобина и г. Ярославля, результаты общественного мнения по проблемам чтения, рецензии на литературные произведения.

Культурным связям Беларуси и Ярославской области посвящена серия литературно-краеведческих исследований жизни и творчества белорусских писателей, поэтов, драматургов, живших на ярославской земле: Максима Богдановича, Натальи Арсеньевой, Исаака Платнера, Василя Шашалевича и др.

Серия источниковедческих исследований привела к созданию подрубрики «Фоторепортажи из прошлого». Учащиеся изучают историю родного края, собирая, анализируя старые фотографии как источник самой достоверной и ценной информации, беседуя с теми, кто запечатлен на них. Учебный проект «К нам приходит Коляда» стал международным исследовательским проектом, в котором сравниваются народные традиции празднования Рождества Христова и проведения святок в Центральном регионе Беларуси, в Вологодской, Краснодарской области России, в восточной части Украины. Выбор регионов был определен наличием носителей этих фольклорных традиций в семьях участников проекта.

Особого внимания заслуживает приуроченный ко Дню Победы проект «Военная реликвия: выставка и конференция». Благодаря специально созданному разделу галереи «Стена славы», рубрике «Вахта памяти», организации видеоконференции, белорусские и российские учащиеся смогли принять активное участие на индивидуальном и групповом этапах проекта.

На индивидуальном этапе ученики осуществляют поиск семейных реликвий: писем, фотографий, наград, дневников. Беседуют с родственниками, собирают и записывают воспоминания. Каждый участник сам выбирает для себя форму представления материала: заметка, очерк, видеофильм, презентация, плакат, постер, выставочный стенд. Участники готовят сообщения для выступления на конференции. Активную, действенную помощь в этом им оказывают родители. Дети вместе с родителями, бабушками, дедушками собирают информацию о своих родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. В семейных альбомах, архивах отыскиваются фотографии, письма. Иногда документов нет, но живы те, кто помнит этих людей. Драгоценные воспоминания записываются, редактируются. Подлинные письма с фронта помогают ярко представить атмосферу военных лет.

Групповой подэтап предусматривает экспедиции, работу с источниками, архивами, оформление выставки, создание буклетов, подготовку видеоконференции. В рамках мероприятий по изучению героического прошлого края организуются экспедиции в деревни, где живут или жили ветераны Великой Отечественной войны и труда. В результате учащиеся старших классов собирают и исследуют богатый материал (архивные документы, фото-, аудио- и видеозаписи) о жизни наших земляков. Примером может послужить работа над электронной книгой «Живая память поколений», в которую вошли результаты ученических исследований, объединенных темой «Летопись военно-трудового подвига п.г.т. Старобин». Группа, организующая выставку, оформляет экспозицию, выпускает буклеты, раздаточную продукцию, анонсирует мероприятие, готовит экспонаты к представлению на сайте в галерее «Стена славы». Группа ответственных за конференцию «Великая Отечественная война в наших семьях» разрабатывает программу, регламент, согласует сроки проведения мероприятия с координаторами соседней страны, устанавливает видеосвязь посредством Skype, впоследствии издает сборник материалов, анонсирует событие, готовит к печати и публикует материалы конференции в рубрике «Вахта памяти».

Презентация проекта проводится одновременно в двух формах: выставка и конференция с видеотрансляцией. Для участия в мероприятии приглашаются члены семей. Редколлегия осуществляет фотосъемку и пишет отчет о проведении выставки и конференции. Материалы публикуются на сайте «Круг семьи».Во время коллективного обсуждения проекта происходит осмысление проделанной работе, дается оценка действиям всех его участников.

Журналистские проекты предполагают исполнение учащимися социальных ролей корреспондентов, фотокорреспондентов, редакторов, социологов, аналитиков. Результатом проектной деятельности стали заметки, популярные статьи, событийные репортажи, интервью, очерки. Работа над заметками раздела «Новости», материалами краеведческой, социальной и культурной направленности тесно связана с организацией внеурочной деятельности в клубе «Юный журналист». Мы условно разделили журналистские проекты на «проекты о событии» и «проекты к событию» в зависимости от предмета освещения. Примерами результатов журналистской деятельности учащихся могут послужить событийные репортажи о Дне самоуправления, танц-баттле, Дне открытых дверей, расширенные заметки о посещении музеев, экскурсионных и образовательных поездках, популярные статьи к предстоящим праздникам, содержащие краеведческий материал и викторины.

В видеотеке сайта размещены социальные ролики о взаимоотношениях в семье, фильмы о семьях, их старших поколениях, участниках Великой Отечественной войны, о святынях Беларуси и России, о святых покровителях семьи. Видеотека включает серию передач школьной студии «Городской вопрос» о культурном наследии Ярославля, новостные сюжеты. Размещен также цикл бесед с православным семейным и кризисным психологом            М.И. Хасьминским о преодолении разного рода зависимостей, причинах кризиса взаимоотношений, о способах сохранения чувств на долгие годы, о проблемах отцов и детей, сложных жизненных ситуациях, о том, как их пережить.

В специальном модуле «Методическая копилка» опубликованы доступные для свободного скачивания презентации, сценарии мероприятий, посвященных семейным праздникам, памятки для родителей и детей, материалы специальных проектов, направленных на формирование нравственного отношения к женщине, уважения к старшим, идеала крепкой семьи, методические разработки учителей – участников Интернет-проекта. Этот раздел сайта полезен для педагогов, классных руководителей, педагогов-организаторов, социальных педагогов, психологов и, конечно же, для родителей.

В конце учебного года мы организовали онлайн-конференцию «Круг семьи – международный формат: итоги года». В рамках мероприятия ученики, учителя, родители высказались о том, что учебные проекты позволили им более глубоко изучать литературу, познавать культуру во взаимосвязи с современной действительностью. Участники отметили, что им было важно рассказывать о семейных традициях, о совместных делах. Они осознавали значимость истории семьи в истории страны. Школьники отметили, что им интересно читать размещенные на сайте материалы,  сказки и рассказы, разгадывать загадки, делиться семейными историями. Многие из участников и просто читатели внесли свои предложения по развитию проекта. Учащиеся делились мыслями о том, что следует изменить на сайте, как развить, каким образом лучше наладить диалог, что запланировать на следующий год.

Для ребят ценно, что результаты их проектной, исследовательской, художественной деятельности обрели своего читателя, вышли на широкое обсуждение.

На данный момент ребятами подготовлено и опубликовано более 600 материалов разных жанров. О результативности и эффективности нашего опыта свидетельствует то, что работы учащихся получили высокую оценку на различных конкурсах исследовательских, проектных, краеведческих работ, конкурсах литературного творчества, детского и юношеского журналистского мастерства, а методические разработки педагогов – на конкурсах и фестивалях профессионального мастерства педагогов. Веб-сайт «Круг семьи» признан победителем в конкурсе социальных проектов «Мая сям’я – мой гонар» (Минск) в 2014 году, «Лучший сайт педагога – 2018» в номинации Интернет-проект по версии Высшей школы делового администрирования (Екатеринбург), 2018 году. Команда педагогов дважды признана Лидером в развитии юношеской журналистики, а 8 ребят получили удостоверения «Секции юных журналистов Московской городской организации Союза журналистов России» в 2018 году.

Мы открыты для сотрудничества со школами Беларуси, России, других стран, приглашаем принять участие в тематических проектах веб-сайта «Круг семьи», всегда готовы поддержать педагогические проектные инициативы коллег, рады рассмотреть разнообразные предложения для развития Интернет-площадки и организации сетевого взаимодействия учреждений образования.

 

 

Евич Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка», г. Ярославль, Россия.

Адрес: Российская Федерация, 150003, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Терешковой, д. 23, кв. 4

Контакты: evichby@rambler.ru

телефон +79206590479

 

Шухто Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района»

Адрес: Беларусь, 223730, Минская область, Солигорский район, п.г.т. Старобин

Контакты: shukhto58@mail.ru

Телефон +375291597459


Скачано с www.znanio.ru

Шухто Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Шухто Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Идея проекта заключается в создании условий для социализации учащихся путем их приобщения к различным аспектам знаний, анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте ребят…

Идея проекта заключается в создании условий для социализации учащихся путем их приобщения к различным аспектам знаний, анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте ребят…

Проект направлен на социальное становление, индивидуальное развитие личности каждого учащегося, подготовку ребят к самостоятельной учебе и работе

Проект направлен на социальное становление, индивидуальное развитие личности каждого учащегося, подготовку ребят к самостоятельной учебе и работе

Рубрика «Размышления и думы» важна тем, что дает возможность взрослым, родителям и учителям делиться своим жизненным опытом о том, как им удалось создать дружную, крепкую…

Рубрика «Размышления и думы» важна тем, что дает возможность взрослым, родителям и учителям делиться своим жизненным опытом о том, как им удалось создать дружную, крепкую…

Только после этого она получает право предложить свой пакет из пяти загадок

Только после этого она получает право предложить свой пакет из пяти загадок

Старобина и г. Ярославля, результаты общественного мнения по проблемам чтения, рецензии на литературные произведения

Старобина и г. Ярославля, результаты общественного мнения по проблемам чтения, рецензии на литературные произведения

Участники готовят сообщения для выступления на конференции

Участники готовят сообщения для выступления на конференции

Вахта памяти». Презентация проекта проводится одновременно в двух формах: выставка и конференция с видеотрансляцией

Вахта памяти». Презентация проекта проводится одновременно в двух формах: выставка и конференция с видеотрансляцией

Размещен также цикл бесед с православным семейным и кризисным психологом

Размещен также цикл бесед с православным семейным и кризисным психологом

Для ребят ценно, что результаты их проектной, исследовательской, художественной деятельности обрели своего читателя, вышли на широкое обсуждение

Для ребят ценно, что результаты их проектной, исследовательской, художественной деятельности обрели своего читателя, вышли на широкое обсуждение

Адрес: Российская Федерация, 150003,

Адрес: Российская Федерация, 150003,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020