"Международный месячник школьных библиотек": интересные идеи к проведению мероприятия
Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
doc
воспитательная работа +2
1 кл—11 кл
08.03.2019
Как известно, одной из приоритетных задач культурно-просветительской сферы выступает развитие любви и уважения к книгам.
В последнее время активность читателей в библиотеках существенно снизилась. Это связано, безусловно, с внедрением в жизнь компьютерных технологий. Тем не менее, библиотеки продолжают работать и привлекать людей, проводить различные мероприятия, направленные на привитие любви к литературе, активизацию познавательного интереса. Для повышения посещаемости необходимо разрабатывать увлекательные программы. При этом основываться нужно на интересах читателей.
В данной статье рассматриваются некоторые виды и формы библиотечных мероприятий.
биб-ка.doc
Виды и формы библиотечных мероприятий
Специалисты, анализирующие деятельность библиотек, отмечают негативную
тенденцию использования в них одних и тех же форм работы. В настоящее время редко
разрабатываются увлекательные программы для читателей. Как правило, перестраивается
организация давно известных мероприятий без внесения в них какихто новых элементов.
Это существенно снижает интерес к посещению библиотеки. Между тем одной из
приоритетных задач культурнопросветительской сферы выступает развитие любви и
уважения к книгам. Рассмотрим далее некоторые виды и формы библиотечных
мероприятий.
День информации
В ходе него могут использоваться различные формы библиотечных мероприятий
для детей и взрослых. Организация дня информации предполагает разработку
увлекательной программы. Ее основной целью выступает донесение до читателей сведений
о новых поступлениях. Периодичность проведения будет зависеть от объема поступающей
литературы. Если он небольшой, то организовывать день информации целесообразно раз в
месяц. Учреждение извещает читателей о дате с помощью плакатов, рекламы, в местной
печати или специальными письмами. В сообщениях приводятся конкретные названия и
формы библиотечных мероприятий, которые будут осуществляться в рамках дня
информации. В программу может входить ознакомление с художественными изданиями,
критическими заметками. В ходе дня информации могут выступать сами авторы, презентуя
свои произведения. У такой формы проведения библиотечных мероприятий есть немало
достоинств. В первую очередь, читатели знакомятся с произведениями одними из первых.
Если на презентации присутствуют сами авторы, можно взять у них автограф, задать
интересующие вопросы.
День специалиста
Он выступает в качестве особой формы библиотечных методических мероприятий.
Организация дня специалиста также предполагает составление комплексной программы. В
нее включается непосредственная демонстрация первичной и вторичной документации,
ознакомление с передовыми научными достижениями в культурнопросветительской
сфере. По своему характеру день специалиста выступает в качестве промежуточной
формы работы. Библиотечных мероприятий может предусматриваться много. Однако день
специалиста имеет особое практическое значение среди них. В ходе него сами сотрудники
учреждения получают методическую информацию, пояснения к тем или иным
инструкциям. В рамках дня специалиста целесообразно устраивать семинары, дискуссии.
На них могут обсуждаться инновационные формы библиотечных мероприятий.
Обзор
У этой формы библиотечных мероприятий есть ряд особенностей. Обзор
предполагает ознакомление с документами, изложение их краткого содержания. Он может
быть тематическим. Например, формы библиотечных мероприятий по экологии предполагают ознакомление читателей с последними научными статьями по вопросам
защиты природы, наглядную демонстрацию изданий, посвященных естественной среде
обитания. В рамках обзорного дня могут выступать специалисты и эксперты. Они дают
комментарии к статьям, заметкам, объясняют значение тех или иных открытий. Такие
формы библиотечных мероприятий по экологии прививают тягу к познанию, понимание
важности затрагиваемой темы и роли каждого человека в деле по защите природы.
Обсуждение книги
В рамках этой формы библиотечных мероприятий для детей и взрослых
рассматриваются разные точки зрения относительно конкретного издания. Обсуждаются
его содержательные и художественные достоинства и недостатки. В беседе внимание
акцентируется на актуальности затронутых в книге проблем, тематике, способе подачи
материала и так далее. Для этой формы библиотечных мероприятий характерна поэтапная
организация. На первой стадии осуществляется подготовка. В частности, выбирается
произведение и тема обсуждения в соответствии с интересами аудитории. После этого
собирается и обрабатывается информация – мнения критиков, литературоведов,
читательские оценки. После этого подготавливаются тезисы и составляется план
обсуждения: введение в проблему, постановка вопросов. В ходе беседы важно организовать
диалог, обмен мнениями и выводами, резюмировать все сказанное и оценить результат. На
обсуждение может выноситься любое художественное произведение, в том числе и
изучаемое в школе. Весьма познавательными будут такие формы библиотечных
мероприятий по Лермонтову, Толстому, Пушкину и прочим классикам.
Читательский бенефис
В рамках этой формы библиотечных мероприятий для молодежи осуществляется
знакомство с лучшими посетителями учреждения. Бенефис призван укрепить авторитет
читателей, повысить их социальный статус. В ходе его проведения остальные посетители
знакомятся с биографией человека, некоторыми сторонами его жизни. Лучшие читатели, в
свою очередь, могут показать самые любимые свои книги, познакомить с их содержанием и
своим мнением о них. В рамках бенефиса могут также прослушиваться и музыкальные
композиции. Основной задачей этой формы библиотечных мероприятий выступает
иллюстрация роли книги в становлении личности человека, его судьбе, овладении
знаниями.
Буккроссинг и флешбук
В последнее время на практике стали использоваться совершенно новые формы
библиотечных мероприятий. Список их на сегодня еще невелик, однако среди них можно
отметить те, которые уже стали популярными. В первую очередь стоит сказать о
буккроссинге. Он представляет собой, проще говоря, процесс освобождения различных
книг. Человек, прочитав какоето произведение, оставляет его в общественном месте. Это
может быть станция метро, кафе, парк и так далее. Другой человек может эту книгу взять
и, прочитав, также оставляет ее в какомнибудь месте. При этом издание получает свой
уникальный номер, по которому его можно отследить на специальных сайтах. В качестве второй популярной сегодня формы библиотечных мероприятий
выступает флешбук. Этим термином называют книжный флешмоб в сети Интернет.
Желающие участвовать в акции создают страницу в соцсетях («Одноклассниках»,
«ВКонтакте», «Фейсбуке» и пр.) на имя произведения. После этого инициаторы начинают
приглашать в свое сообщество пользователей. На странице можно выкладывать яркие
цитаты из произведения, иллюстрации, биографические сведения, выдержку из переписки
автора и пр. Современные формы библиотечных мероприятий требуют, как правило,
наличия ПК и интернета. При этом зачастую люди, состоящие в той или иной группе,
встречаются и в реальной жизни.
Литературное караоке
Новые формы библиотечных мероприятий должны быть в первую очередь
увлекательными. Важно обеспечить такую атмосферу, в которой читатели смогли бы без
стеснения выражать свое мнение, демонстрировать свои способности и таланты. Новые
формы библиотечных мероприятий включают в себя разные конкурсы и акции. Очень
увлекательным может стать, например, литературное караоке. Оно представляет собой
конкурс чтецов под музыку. Мелодия подбирается под ритм, размер или настроение
стихотворения. Читающий не знает, какое именно ему произведение достанется. Задача
состоит в том, чтобы уловить ритм музыки и стиха и соединить их.
Литературный вернисаж
Многие поэты, писатели в рамках своего творчества посвящают произведения
выдающимся деятелям искусства, культуры. Литературный вернисаж – игра, в которой
участвуют две команды. Первая представляет такие «портреты». Например, дается
небольшая аннотация к биографии, читаются стихи или проза. Задача второй команды –
угадать человека, о котором речь.
Шокурок
Такая форма мероприятий подготавливается по определенной актуальной теме.
Например, шокурок может быть посвящен наркомании, табакокурению, СПИДу. В
качестве основы могут выступать письма людей, попавших в зависимость или имеющих
заболевания, их откровения. При этом исходный материал не редактируется, а
представляется в первоначальном виде с сохранением лексики и содержания. В рамках
таких занятий целесообразно показать видеозаписи. В ходе урока представляются
статистические данные.
Вечердивертисмент
Он представляет собой небольшой концерт. В рамках вечера читаются стихи и
проза, звучит музыка, вживую в том числе. Программа может включать в себя
произведения совершенно разных жанров. Это могут быть популярные песни, классические
мелодии, комические сценки, серьезные монологи. В такой непринужденной атмосфере
происходит общение. Вечер вопросовответов
В ходе
вовлекаются
мероприятия читатели
в познавательную
деятельность, активизируется заинтересованность в отраслевой и художественной
литературе. Вопросы могут быть посвящены какойто конкретной теме или нескольким
предметам. Выбор будет зависеть от интересов читателей. Предварительно читатели
составляют перечни вопросов, из которых отбирается определенное их количество. Вечер
можно, например, провести по теме краеведения. В учреждение приглашаются
специалисты, историки, музейные работники. В рамках формы библиотечных мероприятий
по краеведению читатели узнают много интересных фактов о своем регионе из уст
экспертов.
Игры
Эти формы библиотечных мероприятий стали очень популярны в последнее время.
Для приобщения читателей к культуре, истории региона, традициям организуются игры
путешествия. Мероприятия проводятся в воображаемых условиях. Все участники
получают определенные роли. Они могут писать письма, дневники с места событий. Такие
мероприятия активизируют воображение. Перед игрой участники готовятся, собирают и
изучают сведения по теме, карты, справочники и прочее.
«Печакуча»
Название этого мероприятия происходит от японского слова, в переводе означающего
«болтовня». «Печакуча» предполагает представление коротких докладов, ограниченных
по содержанию и форме. Как правило, такая форма мероприятий используется на
неформальных конференциях. Выступающий делает докладпрезентацию, состоящий из,
например, 20 слайдов. Каждый из них показывается 20 секунд. После последнего кадра
автоматически запускается доклад следующего участника. Количество таких презентаций
может варьироваться от 8 до 12.
«5 минут с искусством»
Это мероприятие представляет собой гибкую и легкую форму приобщения к
прекрасному. В нем реализуется принцип «небольшой дозировки». Такие мероприятия
рассчитаны на людей, которые не приучены к художественному мышлению. В этой связи
общение с искусством малообъемно и непродолжительно. На протяжении нескольких
минут происходит восприятие одного или нескольких произведений. При этом не
производится никакого анализа и оценивания. Суть мероприятия заключается в
высказывании собственного впечатления о показанном произведении. В этом случае не
должно быть навязывания чьеголибо мнения.
Организация и проведение такого мероприятия предполагают тщательную
подготовку. В данном случае учитываются разные аспекты. Внимание обращается на
расстановку стульев, интерьер, демонстрационное место. Обязательным должно быть короткое вступление. Оно обеспечит необходимый психологический настрой. Важен и
заключительный момент, касающийся непосредственного общения участников.
Специалисты рекомендуют периодически проводить такие мероприятия.
Например, можно сделать цикл показов произведений какоголибо автора, приурочив его к
юбилею. Очень эффективно использовать двойной художественный ряд. Могут
демонстрироваться произведения различных видов, при этом одно будет выступать в
качестве фона. К примеру, при показе картины «Весна» (Боттичелли) включается музыка
Вивальди. В таком случае будут активизироваться два психологических канала:
аудиальный и визуальный. Одни впечатления будут усиливать другие.
С особым вниманием следует отнестись к содержанию материала. Оно должно
быть доступным для понимания и познавательным. Положительные эмоции, вызванные
такими пятиминутками, способствуют пробуждению интереса к искусству.
Библиотерапия
она
«лечение
означает
Дословно
книгами».
Официальное
определение библиотерапии дала Ассоциация больничных библиотек. Такое лечение
предполагает использование специально отобранных произведений в качестве
терапевтических средств в психиатрии и общей медицине. С помощью направленного
чтения решаются разные личные проблемы. Изначально терапевтом называли мудреца,
мыслителя, безупречного подвижникааскета, посвятившего жизнь изучению духовной
стороны мира. В современном понимании им можно считать «информационного работника,
лечащего словом».
Суть терапии
Научно установлено, что чтение книг может оказывать благотворное влияние на
человека. Определенные произведения способствуют выздоровлению, поддержанию
психологического баланса. Искусство умного, прекрасного, доброго слова может вызвать
переворот в сознании, изменить взгляды человека на те или иные явления. Сила
художественных произведений очень велика.
Зарождение книготерапии
Впервые лечение произведениями стали использовать в монастырях. Как правило,
это были церковные издания. Пастырь читал молитвы перед людьми, разъяснял Закон
Божий. В настоящее время библиотерапия используется при лечении людей, страдающих
неврозами. При этом воздействие осуществляется не только словом, но и музыкой.
Последняя выступает как фон, оттеняя тональность читающего. Истину о том, что слово
обладает лечебными свойствами, знали в глубокой древности. Наряду с музыкой оно
благотворно влияло на все живое, на настроение и чувства людей. Всем
известный Гиппократ специально прописывал пациентам курсы такого лечения. Пифагор в
свое время говорил о том, что музыка может избавлять людей от безумства. В период
болезни художественное восприятие человека изменяется. Так, некоторых начинают привлекать произведения, наполненные отчаянием и пессимизмом. В таких книгах человек
пытается провести параллели со своей жизнью. Бывает и подругому. Человека, наоборот,
привлекают произведения, полные оптимизма и заканчивающиеся хорошо.
Методика
Библиотерапию можно проводить разными способами. Наиболее эффективным
считается цикл «лечебных» часов. В рамках каждого из них представляется литературно
музыкальная композиция с определенным психологическим настроем. Специально
подбираются стихотворения, проза, мелодия. Литературномузыкальные композиции
должны пробуждать в слушателях добрые, светлые чувства, способствовать обретению ими
уверенности, точки опоры в стрессовой ситуации. Книготерапия направлена на коррекцию
психологического восприятия окружающего мира.
Принципиальное отличие библиотерапевтических часов от традиционных
мероприятий заключается в том, что для воздействия используются исключительно музыка
и слово. В таких случаях отсутствует привычная пропаганда книги – элементы беседы,
обзора и пр. Ключевая задача библиотекаря – выступить в качестве искусного
исполнителя, чтеца. Немаловажное значение имеет и соответствие содержания книги
подобранной мелодии. Композицию можно начать с медленной, спокойной музыки,
переводя ее постепенно в более оживленную. Завершить мероприятие можно мелодией,
передающей звуки природы. Темы часов могут быть самыми разными. Например, читаются
произведения о счастье, семье, любви, дружбе, общении с природой, искусством.
Дополнительная информация
Стоит сказать, что сегодня ведутся споры о пользе и вреде тех или других
литературных произведений. Терапевтический эффект, несомненно, оказывает книга,
написанная духовно здоровым автором. Механизм терапии заключается в узнавании
человеком себя в герое произведения, примеривании на себя уроков, которые он извлекает
из описываемых событий. Известно, что быстрее выздоравливают оптимистично
настроенные люди. Как утверждают представители восточной медицины, лечение не
принесет никаких результатов, если человек подавлен и опустошен. Соответственно, не
стоит давать пациенту, переживающему разлад в семье, "Анну Каренину". Как показывают
наблюдения, чтение Бродского, Шекспира, Бунина способствует избавлению от мрачных
мыслей, угнетающих человека. Произведения Достоевского отличаются таинственностью.
Они пробуждают в некоторых читателей неизвестные ранее переживания и ощущения.
Некоторых утомляют произведения Толстого. Книги Гоголя и Чехова отличаются своей
необычностью, многообразием настроений. Есть среди них и веселые, и глубоко
философские произведения.
Заключение
В последнее время активность читателей в библиотеках существенно снизилась.
Это связано, безусловно, с внедрением в жизнь компьютерных технологий. Все больше
людей отдают предпочтение электронным, а не бумажным книгам. Тем не менее, библиотеки продолжают работать и привлекать людей, проводить различные мероприятия,
направленные на привитие любви к литературе, активизацию познавательного интереса.
Для повышения посещаемости необходимо разрабатывать увлекательные программы. При
этом основываться нужно на интересах читателей.
Основными посетителями библиотек являются дети. Довольно сложно бывает
добиться от ребенка усидчивости и проявления интереса к книге. Для привлечения детей к
чтению используются игровые формы библиотечных мероприятий. Изучение литературы,
как классической, так и написанной в последние годы, позволяет расширить кругозор,
узнать много неизвестных ранее фактов из жизни людей.
"Международный месячник школьных библиотек": интересные идеи к проведению мероприятия
"Международный месячник школьных библиотек": интересные идеи к проведению мероприятия
"Международный месячник школьных библиотек": интересные идеи к проведению мероприятия
"Международный месячник школьных библиотек": интересные идеи к проведению мероприятия
"Международный месячник школьных библиотек": интересные идеи к проведению мероприятия
"Международный месячник школьных библиотек": интересные идеи к проведению мероприятия
"Международный месячник школьных библиотек": интересные идеи к проведению мероприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.