Международный женский день – тема художественных произведений
Оценка 4.7

Международный женский день – тема художественных произведений

Оценка 4.7
docx
08.04.2024
Международный женский день – тема художественных произведений
Конспект урока чтения.docx

Конспект урока по литературному чтению (2 класс)

Тема урока: Международный женский день – тема художественных произведений

Образовательная система (УМК): Л.Ф. Климанова «Школа России»

Цель урока: создать условия для ознакомления детей с произведениями И.А. Бунина и А.Н. Плещеева о матерях; развивать навыки выразительно­го, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты/Задачи урока

1. Личностные результаты: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, осознают связь между изучаемыми объектами и явлениями действительности, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, к литературному чтению

2. Метапредметные результаты

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; логические – развивать память, внимание, способность сравнивать, анализировать, обобщать.

Коммуникативные: управление коммуникацией – включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

3. Предметные результаты: познакомятся с произведениями И. Бунина и А. Плещеева о матерях, сформируется представление о нравственной стороне этих стихотворений, продолжать работать над развитием беглого, выразительного, вдумчивого, грамотного чтения, развивать навык умения работать с текстом.

Средства обучения: учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение 2 класс»; компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

Литература:

·        Педагогика начальной школы, И.П. Подласый – М.: Владос, 2001

·        Введение в психологию, А.В. Петровский – М.: Academ A, 1997

·        Учебник Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для образовательных учреждений. 2 кл. ч. 2 / Л.Ф. Климанова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 116 с.

·        Поурочные разработки по литературному чтению, 2 класс: урок №80 «Женский день. Стихотворения»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/03/30/pourochka-po-literaturnomu-chteniyu-2-klass-klimanova-lf

Этапы урока

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Организационный момент

Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу.

 

- Здравствуйте. Пожалуйста, проверьте, всё ли у вас лежит на партах, необходимое для работы на уроке. Это: учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь и пенал. Лишнее уберите. Сядьте правильно, показав мне вашу готовность. Мы начинаем урок.

 

Объяснение

Актуализация знаний

Проверка усвоения материала предыдущего урока

- Какой раздел вы недавно начали изучать? (Люблю природу русскую. Весна). Поднимите руки, кто из вас любит весну. А за что вы её любите? (…). Вы уже познакомились со стихотворениями Фёдора Тютчева, Алексея Плещеева, Александра Блока, Самуила Маршака. Сейчас на экране вы увидите отрывки из ранее прочитанных вами стихотворений этих авторов. Вам нужно назвать автора, который написал данный отрывок. Кто догадался, тот поднимает руку, а не выкрикивает. Можно пользоваться учебником.

Снег уже теперь не тот,

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи. (С. Маршак)

- Найдите это стихотворение в учебнике. На какой странице? (115). Кто прочитает это стихотворение выразительно?

Зима недаром злиться,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Ф. Тютчев)

- Найдите это стихотворение в учебнике. На какой странице? (110). Кто прочитает это стихотворение выразительно?

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой… (А. Плещеев)

- Найдите это стихотворение в учебнике. На какой странице? (113). Как оно называется? (Сельская песенка). Кто прочитает это стихотворение выразительно?

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!» (Ф. Тютчев)

- Найдите это стихотворение в учебнике. На какой странице? (111). Как оно называется? (Весенние воды). Кто прочитает это стихотворение выразительно?

Весна идёт сторонкой,

Да где ж сама она?

Чу, слышен голос звонкий.

Не это ли весна? (А. Блок)

- Найдите это стихотворение в учебнике. На какой странице? (114). Как оно называется? (На лугу). Кто прочитает это стихотворение выразительно?

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала… (А. Плещеев)

- Найдите это стихотворение в учебнике. На какой странице? (112). Как оно называется? (Весна). Кто прочитает это стихотворение выразительно?

- Молодцы!

 

Беседа

 

Фронтальный опрос

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Демонстрация отрывков стихотворений и портретов поэтов

 

Соотносят отрывок стихотворения и автора

 

Выразительное чтение стихотворений

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сообщение темы урока. Настрой на дальнейшую работу

Постановка перед учащимися задачи-вопроса, решение которой возможно лишь на основе изучения новой темы

- Какой праздник мы отмечали в начале марта? (8 марта – Международный женский день). Кого мы в этот день поздравляем? (Всех женщин: маму, бабушку, …). А что подарили маме? (…). Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (…). Прочитайте на экране тему сегодняшнего урока «Женский день. Стихотворения». Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух авторов: это Иван Бунин и Алексей Плещеев. И я сразу ставлю вам вопрос, на который вы должны ответить в конце урока: кому посвящены стихотворения этих авторов?

 

Беседа

 

 

 

Демонстрация темы и главного вопроса урока

Первичное усвоение новых знаний

 

А) Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Первичное восприятие

Обеспечение осмысления трудных слов и выражений и первичного восприятия стихотворения «Матери» И. Бунина

- Прежде, чем начать работу над стихотворением И. Бунина, поработаем с некоторыми словами. Кто знает, что изображено на экране? (Лампадка). Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконой. А что значит «кроткий голос»? (…). Кроткий голос – незлобивый, покорный, смирный голос. А что такое «очаровать»? (…). Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-либо. Посмотрите на экран, как вы думаете, кто изображен посередине? Это Ангел-хранитель. Ангел-хранитель, изображается крылатым юношей или девушкой. Ангел-хранитель (в религиозном представлении) – сверхъестественное существо, служитель Бога, который послан к людям, чтобы оберегать их, то есть – хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Что в вашем понятии означает слово «сумрак»? Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.

- Сейчас я прочту вам стихотворение И. Бунина, а после прочтения вы скажите, как бы вы назвали это стихотворение. Слушаем внимательно.

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!» …

 

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что Он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню, помню голос твой!

 

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки…

Не ты ли ангелом была?

- Как бы вы назвали это стихотворение? (…). И. Бунин назвал его «Матери».

 

Демонстрация изображения и определения слова

 

 

Демонстрация определений слов

 

Демонстрация изображения и определения слова

 

 

 

Демонстрация определения слова

 

 

Чтение стихотворения учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озаглавливание стихотворения

Проверка первичного (и вторичного) понимания (восприятия)

Установление правильности и осознанности усвоения нового лирического стихотворения, выявление затруднений и их коррекция

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (…). От имени кого написано стихотворение? (От имени автора). Какие слова дают понять нам это? (Я, мне). Откройте учебник на странице 116. Прочтем ещё раз стихотворение, и попробуем понять, какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (Чувство любви к своей матери). Смогли ли ребята своим чтением передать нам чувства автора? (…).  Какие вы представили картины, читая и слушая это стихотворение? И какие слова помогли вам представить эти картины? (Спальня, лампадка, игрушки, тёплая кроватка, …). Автор вспоминает о прошлом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит? (О прошлом). Найдите и прочтите слова, которые показывают, что это воспоминания о детстве (Я помню… игрушки). Найдите и прочитайте строки, где поэт описывает то, что мама делала перед сном (Ты перекрестишь, поцелуешь, напомнишь мне, что Он со мной, и верой в счастье очаруешь…). Во втором четверостишье «Он» написано с большой буквы, о ком говориться? Кто этот «Он»? (Ангел-хранитель). Что автору особенно запомнилось у мамы? (Её голос). Докажите словами из текста (Я помню, помню голос твой!) Эти слова звучат особенно взволнованно и трепетно. Как вы понимаете последние строки «Не ты ли ангелом была?» Что этим хочет сказать автор? (…). Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела. В этом стихотворении автор хочет нам сказать, что этим ангелом-хранителем для него была его любимая мама. Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? (Спокойно, тихо, таинственно). Кто хочет попробовать выразительно прочитать эти стихотворение? Прочитай нам стихотворение с тем чувством, с котором писал его автор.

 

 

Чтение стихотворения вразбивку

 

 

Беседа по прочитанному стихотворению

 

 

Фронтальный опрос

 

 

Анализ стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение учеником

Первичное усвоение новых знаний

 

 

А) Первичное восприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Словарная работа

Обеспечение первичного восприятия стихотворения «В бурю» А. Плещеев и осмысления трудных слов и выражений

- А теперь посмотрите на страницу 117. Как называется стихотворение А. Плещеева? (В бурю). Как вы думаете, о чем будет стихотворение? (…). Проверим ваши догадки и прочтем это стихотворение. А начну, а потом кто-нибудь продолжит. Будьте внимательны, я спрошу любого, особенно того, кто много отвлекается и не следит по тексту.

Комнату лампада

Кротко озаряла;

Мать над колыбелью,

Наклонясь, стояла.

 

А в саду сердито

Выла буря злая,

Над окном деревья

Темные качая.

 

И колючей веткой

Ель в стекло стучала,

Как стучит порою

Путник запоздалый.

 

Дождь шумел, раскаты

Слышалися грома;

И гремел, казалось,

Он под крышей дома.

 

На малютку-сына

Нежно мать глядела;

Колыбель качая,

Тихо песню пела:

 

«Ах, уймись ты, буря!

Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет

Сладко в колыбели.

 

Ты, гроза Господня,

Не буди ребёнка;

Пронеситесь, тучи

Черные, сторонкой!

 

Бурь ещё немало

Впереди, быть может,

И не раз забота

Сон его встревожит».

 

Спи, дитя, спокойно…

Вот гроза стихает;

Матери молитва

Сон твой охраняет.

 

Завтра, как проснёшься

И откроешь глазки,

Снова встретишь солнце,

И любовь, и ласки!

- Так о чём стихотворение? (…). Все ли слова вам понятны? Что такое «колыбель»? (Колыбель – маленькая кроватка для грудных детей, позволяющая укачивать ребенка). А что такое буря? (Буря – сильный, разрушительный ветер, обычно вместе с дождем или снегом). Кто такой «путник»? (Путник – человек, совершающий далекий путь, то есть путешествие). Как вы понимаете выражение «гроза Господня»?

 

Прогнозирование содержания стихотворения по его названию

 

Чтение стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация изображения и определения слова

 

Демонстрация определений слов

Проверка первичного (вторичного) понимания (восприятия)

Установление правильности и осознанности усвоения нового лирического стихотворения, выявление затруднений и их коррекция

- Кто главные герои стихотворения? (Мама и буря). Найдите в тексте, как автор описывает бурю и её действия (сердито выла буря злая, …). А что делала мама во время этой бури? (Мать над колыбелью, наклонясь, стояла; на малютку-сына нежно мать глядела, колыбель качая, тихо песню пела, …). Опишите картину, которая вам представилась при чтении и прослушивании этого стихотворения (…). Какие краски будете использовать, рисуя маму? Какие краски будете использовать, рисуя бурю? Где при чтении голос будет меняться? (Мать над колыбелью – голос тихий, спокойный; Выла буря злая – показать голосом как воет буря, шумит дождь, слышатся
раскаты грома). Прочтем ещё раз стихотворение, и попробуем понять, что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю? (…). Смогли ли ребята своим чтением передать нам чувства автора? (…).  Найдите в тексте и прочитайте, какую песню пела мама своему сыну? (6, 7, 8 четверостишье). Кто побеждает в этом стихотворении: мама или буря? (Мама). Докажи это словами из текста (Вот гроза стихает). Прочитайте из текста, что будет после бури? (Завтра … снова встретишь солнце, и любовь и ласки).
Кто хочет попробовать выразительно прочитать это стихотворение?

 

Беседа по прочитанному стихотворению

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

Чтение стихотворения вразбивку

 

 

 

Анализ стихотворения

 

 

Выразительное чтение учеником

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Анализ успешности изучения темы

 

 

Анализ и оценка деятельности учеников

- С какими произведениями мы сегодня познакомились? (Стихотворения «Матери» И. Бунин и «В бурю» А. Плещеев). Вернемся к нашему вопросу: кому посвящены стихотворения этих авторов? (Мамам). Какие чувства вызвали у вас сегодняшние стихотворения о мамах? (…). Какое стихотворение вы бы хотели прочитать своей маме? (…).

- У каждого на столе лежит квадрат, на нем нарисованы только глаза. Если вам понравился сегодняшний урок, у вас все получалось и было легко, нарисуйте на нем улыбку. Если у вас были небольшие проблемы, нарисуйте неулыбающееся личико. Если же вы чувствуете, что плохо поняли тему, вам сегодня было тяжело на уроке и нужно еще поработать – нарисуйте расстроенное лицо.

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

Оценивают себя

Домашнее задание

Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности

- Запишем домашнее задание: уч. с. 116 – 118, подготовиться к выразительному чтению понравившегося стихотворения, на отдельном листе выполнить задание со страницы 118 – придумайте вопросы к стихотворению А. Плещеева «В бурю».

- Урок окончен. До свидания.

 

Записывают домашнее задание

 


 

Конспект урока по литературному чтению (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению (2 класс)

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/03/30/pourochka-po-literaturnomu-chteniyu-2-klass-klimanova-lf

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/03/30/pourochka-po-literaturnomu-chteniyu-2-klass-klimanova-lf

Этапы урокаДидактические задачи этапаСодержание материала урокаМетоды и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Этапы урокаДидактические задачи этапаСодержание материала урокаМетоды и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Найдите это стихотворение в учебнике

Найдите это стихотворение в учебнике

Постановка цели и задач урока

Постановка цели и задач урока

Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку

Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку

Он со мной, и верой в счастье очаруешь…)

Он со мной, и верой в счастье очаруешь…)

Б) Словарная работа Обеспечение первичного восприятия стихотворения «В бурю»

Б) Словарная работа Обеспечение первичного восприятия стихотворения «В бурю»

Б) Словарная работа Обеспечение первичного восприятия стихотворения «В бурю»

Б) Словарная работа Обеспечение первичного восприятия стихотворения «В бурю»

Кто побеждает в этом стихотворении: мама или буря? (Мама)

Кто побеждает в этом стихотворении: мама или буря? (Мама)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024