17 мая – Международный день детских Телефонов доверия
Информационный урок для учащихся
Цели:
информировать учеников, для чего предназначен и как работает Телефон доверия;
мотивировать обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.
Задачи:
рассказать об истории возникновения Телефона доверия как вида психологической
помощи, об особенностях и принципах работы службы;
прокомментировать ситуации, когда дети могут обращаться на Телефон доверия.
Оформление класса, оборудование: плакат о Телефоне доверия (при наличии в
школе); презентация о Телефоне доверия (электронный вариант:); информация о Телефоне
доверия и его номерах в классном уголке.
Ход урока
Организационный момент (слайд 15)
1
Добрый день. Наш урок я хочу начать с вопроса: знаете ли вы, что такое телефон и
для чего он нужен? (ответы детей).
Сегодня у нас особенный урок, он посвящён Телефону, но не обычному, не такому,
о котором вы сейчас говорили, а Телефону доверия (запись темы на доске). Что вы знаете
о Телефоне доверия? (Ответы ребят)
А почему о Телефоне доверия мы говорим именно сегодня? (версии ребят)
Дело в том, что 17 мая отмечается Международный день детских телефонов
доверия. В этот день во всех школах России проводится специальный урок, посвящённый
телефону доверия. В этом году он проходит под девизом «Дети говорят телефону доверия
Да!» (девиз записывается на доске)
Как вы думаете, что значит сказать Телефону доверия «Да!»? (ответы ребят)
Это означает, что дети знают о Телефоне доверия и готовы позвонить, если им
нужна помощь, а рядом нет того человека, который может помочь.
Информационный блок. История возникновения первого ТД. (слайд 6)
2
А знаете ли вы, как появился первый Телефон доверия? (ответы ребят)
Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в сложной
ситуации. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил
звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами
не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны и рядом нет человека, к
которому можно обратиться за помощью или советом. Он и не предполагал, что к нему
позвонит так много людей. Несколько дней Чад Вара отвечал на звонки сам. Вскоре он
пришёл к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать
добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали на звонки. Так родилось
всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Это
популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь
оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем). Вскоре вслед за взрослыми Телефонами доверия стали организовывать Телефоны доверия для
детей.
Работа со слайдомпрезентацией (слайд 7)
3
Как вы думаете, в каких случаях ребёнок вашего возраста может обратиться в
службу Телефона доверия? (ответы ребят)
Давайте посмотрим на картинку (демонстрируется плакат или слайд
презентация). Обратите внимание на фотографии, сделанные Совуньей. Изза чего дети
расстраиваются и даже плачут? (ответы детей)
Посмотрите на лепестки ромашки. У вас бывают такие или похожие ситуации? Что
вы делаете, чтобы их разрешить? (ответы детей: обижаюсь, плачу, дерусь и т.д.)
Посмотрите, что советует делать в этом случае Крош. На Телефоне доверия вас
поймут, успокоят и подскажут, как поступить. Важно не бояться звонить на Телефон
доверия, не ждать, когда станет еще хуже.
А что подсказывает нам Бараш? (надо помогать другим)
Если вы видите, что комуто очень плохо, дайте ему номер Телефона доверия или
позвоните сами и вам посоветуют, что делать в этой ситуации.
А можно ли звонить на Телефон доверия просто так, без причины или ради шутки?
Почему? (подвести детей к тому, что не надо баловаться, звоня на Телефон доверия,
так как в это время не сможет дозвониться человек, которому действительно нужна
помощь, потому что оператор будет занят).
4 Групповое обсуждение «Чем может помочь друг?»
Что вы делаете, когда у вас плохое настроение?
(Возможные ответы: слушаю музыку; играю на компьютере; читаю; иду на
улицу; звоню другу)
Что лучше: переживать одному или поделиться трудностями с кемто?
Чего бы вы ожидали от друга, когда у вас плохое настроение?
Что ты как друг можешь сделать в следующей ситуации:
если твоего друга постоянно обижает и высмеивает в школе один его
одноклассник?
если твой друг считает, что у него «трудные родители»?
если твой друг поссорился со своей девушкой (твоя подруга поссорилась со
своим парнем)?
если твоего друга преследуют и вымогают у него деньги неизвестные парни?
Возможные ответы (записываются на доске):
чтото посоветовать;
рассказать о похожем случае;
выслушать;
в отличие от некоторых взрослых не говорить, что сам виноват;
ободрить;
отвлечь, рассказать чтото весёлое.
Что из этого списка вам кажется самым важным?
Запишите версии ребят об ожидаемой помощи от друга на доске (для
использования на следующем этапе урока). Следите, чтобы внимание ребят не фокусировалось долго на советах,
поощряйте поиск других способов поддержки.
Информационный блок.
5
«Какими умениями должен обладать хороший друг, помощник?»
Вот что считают люди, многие годы занимающиеся поддержкой других людей. Чад
Вара, организовавший первый телефон доверия, заметил, что хороший консультант на
телефоне доверия выходит из дружелюбного человека, который обладает такими
качествами (можно также записать на доске для сравнения с формулировками
ребят):
не осуждает друга;
больше выслушивает, чем советует;
допускает, что при определённых обстоятельствах подобная ситуация могла
приключиться и с ним;
терпелив;
заинтересован в другом человеке;
разговаривает без всякой снисходительности, на равных.
Сравните с учениками данный список и список ожидаемой помощи от друга,
который получился в классе в ходе предыдущего обсуждения.
Согласитесь, это не простой набор качеств. Не все друзья умеют так поддерживать
и выслушивать – они ведь тоже этому пока ещё учатся, как и вы. В этом нет вины друзей.
Просто в некоторых случаях им трудно придумать, как помочь.
Поэтому вскоре вслед за взрослыми Телефонами доверия стали организовывать
Телефоны доверия для детей.
6 Информационный блок «Как устроен Телефон доверия?» (слайд 813)
В случае отсутствия возможности показать презентацию рассказывайте о
Телефоне доверия, акцентируя внимание учеников на выделенных ключевых
моментах (возможна запись на доске).
На Телефонах доверия работают специально обученные специалисты – психологи.
На некоторых Телефонах доверия могут работать даже прошедшие специальное обучение
подростки – туда звонят те ребята, которым проще поговорить о наболевшем со
сверстником, чем со взрослым.
Телефон доверия даёт возможность человеку, переживающему какиелибо
трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для
него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги.
Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен возраст,
национальность, состояние здоровья звонящего. Любой человек имеет право быть
принятым, выслушанным и получить помощь.
Человек может поделиться с консультантом Телефона доверия любой
беспокоящей его проблемой. Помощь на Телефоне доверия всегда анонимна. Если не хотят, позвонивший и
консультант могут не сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто
назвать своё вымышленное имя для удобства общения.
Обращаясь на Телефон доверия, человек может получить интересующую его
информацию.
Каждый Телефон доверия работает в своём определённом режиме – круглосуточно
или по расписанию.
7
Обсуждение «С какими вопросами можно обратиться на телефон
доверия?»
Мозговой штурм «Трудные ситуации в жизни подростков, или с какими вопросами
можно обратиться на Телефон доверия?»
Задание: разработать список вопросов и возможных трудностей в жизни
подростков, которые можно было бы обсудить с консультантом Телефона доверия.
Правило мозгового штурма: чужие версии не критиковать, записывать всё, что
прозвучало, даже если варианты кажутся нелепыми.
Учащиеся предлагают свои версии, учитель фиксирует их на доске (можно
предварительно разбить учащихся на группы по 56 человек). Если поначалу процесс
идёт трудно, учитель может помочь, предложив свои версии. Например:
Как вызвать симпатию человека, который тебе нравится?
Что делать, если родители не разрешают дружить с кемто? … и т.д.
Обсуждение итогов мозгового штурма.
А можно ли звонить на Телефон доверия просто так, без причины или ради шутки?
Почему? (подвести детей к тому, что не надо баловаться, звоня на Телефон доверия,
так как в это время не сможет дозвониться человек, которому действительно нужна
помощь, потому что оператор будет занят).
Вывод: В жизни много вопросов и трудностей. Каждый момент важно быть
услышанными.
Информация о Телефоне доверия (слайд 1517)
8
(записывается на доске, в дневнике (можно в мобильном телефоне),
вывешивается в классном уголке)
Вы можете обращаться на телефон доверия по номеру:
8 800 2000 122
Звонить можно в любое время (даже ночью) с любого телефона: мобильного или
стационарного (объяснить термин).
ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО,
АНОНИМНО, КОНФИДЕНЦИАЛЬНО И БЕСПЛАТНО! (спросить, как дети понимают
эти слова, при необходимости объяснить)
Можно не называть своё имя или назвать любое понравившееся!
Международный день телефона доверия
Международный день телефона доверия
Международный день телефона доверия
Международный день телефона доверия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.