Кривошеева А.В.
Класс: 7
Предмет: география
Технологическая карта урока
«В Африку по следам Гумилева»
Цели: обобщить знания по материку Африка с помощью литературных произведений Н.С. Гумилева.
- обучающие
- закрепить знания о природных особенностях материка;
- дать представление о личности Гумилева, поэта и географа, об особенностях его мироощущения;
- познакомить учащихся с «Африканским дневником поэта» и циклом стихов об Африке;
- показать экзотическую природу Африки через поэзию поэта-романтика Гумилева.
-развивающие
- продолжать развивать умение определять географическое положение, климат по картам атласа;
- развивать познавательный интерес к предмету и кругозор учеников;
- развивать географическое мышление, устную речь, способность применить имеющие знания в условиях новых учебных задач;
-развить логическое мышление, умения делать выводы;
- продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником и другими источниками информации.
-воспитательные
- сформировать умение слушать и воспринимать поэтический текст
- воспитать бережное отношение к природе;
-пробуждать интерес к изучаемой территории;
- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников;
- осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество.
Результаты усвоения:
Предметные: уметь показывать на карте и называть географические объекты материка, определять их географическое положение.
Метапредметные:
познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом.
Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
Тип урока: обобщение материала
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
УМК: «География. Материки и океаны: Ч.1. 7 класс» Е.М. Домогацкий, Н.И. Алексеевский. М.: «Русское слово», 2015.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийное оборудование для просмотра презентации, иллюстративный материал, врезка карты из учебника, атлас.
Список литературы и интернет ресурсов:
Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках», М.: ТЦ Сфера, 2004 год.
Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. Волгоград: Учитель, 2005.
Портал стихотворений Н.С. Гумилева: https://gumilev.ru/tag/43/
Портал Всезнайка: http://bookbug.ru/materik-afrika/rastitelnyj-i-zhivotnyj-mir-afriki.html
Карта: http://fony-kartinki.ru/_ph/49/2/828651956.jpg
Глобус: https://img-fotki.yandex.ru/get/6209/66124276.66/0_702d0_c72aea87_orig
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||
познавательные |
регулятивные |
коммуникативные |
|||||||||||||||
Организационный момент |
Добрый день, ребята! Рада вас видеть! |
|
|
|
|
||||||||||||
Целеполагание |
Сегодня у нас необычный урок! Слайд 1 Я хочу рассказать вам отрывок из одного стихотворения: «…Оглушенная
ревом и топотом, Какому месту на Земле поэт Н.С. Гумилев посвятил эти строки? Сегодня мы не просто поговорим еще раз об Африке. Мы еще раз изучим ее, но только глазами поэта. Попробуйте сформулировать тему урока? Какие бы вы поставили цели? Вы все совершенно правы! Николай Степанович много путешествовал по Африке, делая пометки в дневнике, строки которого превращались нередко в рассказы и стихотворения. И сегодня мы отправляемся в путешествие по следам русского поэта. Слайд 2
|
Отвечают на заданные вопросы.
(предполагаемые ответы: стихи об Африке, Гумилев в Африке, природа Африки в стихах)
|
- устанавливать закономерности, строить рассуждения; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.
|
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи.
|
-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - высказывать свое предположение.
|
||||||||||||
Ход, содержание урока и способов действия в тексте.
Проверка домашнего задания
|
Африка ещё с детства привлекала Гумилёва. Решение отправиться туда пришло внезапно. Он отправляется в Одессу, оттуда — в Джибути. Отсюда мы начнем свое путешествие. Слайд 3 Джибути – столица одноименного государства в Восточной Африке, в районе Африканского рога. Что же такое «Африканский рог»? Нам расскажет… Совершенно верно. Это крупный полуостров Африки. А какие еще объекты береговой линии мы знаем? 1. Географическое положение (работа с контурной картой) Слайд 4 Перед вами карты Африки. На них отмечены океаны и моря, заливы и проливы, острова и полуострова. Но не все они верны. Проверьте правильность карт. И неверные на ваш взгляд объекты исправьте. У вас 3 минуты. А теперь проверим что у вас получилось! Очень хорошо, вы справились! 2. Рельеф Африки (анализ теста, работа с таблицей) «Между берегом буйного Красного
Моря Север — это болота без дна
и без края, А над ними насупились
мрачные горы, Такие слова Гумилев посвятил стране, которую посетил в первую экспедицию. Давайте определим по описанию место расположения. какие слова могут навести нас на правильный след. Итак, какие выводы? Слайд 6 Совершенно верно! Это Эфиопия, а во времена Н.С. она носила названия Абиссинии. Именно здесь жил Гумилев во время первой экспедиции. Для путешествия поэт выбрал достаточно «высокую» местность, но Африка – это место уникального рельефа! Какие же особенности в рельефе Африки мы знаем. Я предлагаю вам заполнить таблицу: «Особенности рельефа Африки». Для эффективности пользуйтесь параграфом учебника и физической картой Африки в атласе. На это у вас не более 5 минут. Слайд 7
Таблица: «Особенности рельефа Африки».
Проверим, что у нас получилось! Прекрасно! 3. Климат Африки (работа со схематическим рисунком) Слайд 8. Вторая экспедиция состоялась в 1913 году. Она была организована лучше и согласована с Академией наук. Сначала Гумилёв отправился в Одессу, затем в Стамбул. Из Стамбула он направился в Египет, оттуда — в Джибути. Наняв переводчика, он отправился с караваном в Харар. Из Харара путь лежал через малоизученные земли галла в селение Шейх-Гуссейн. По дороге в селение Гумилёв претерпел немало трудностей, жажда, болезнь товарища, кроме того путешествие осложняло палящее солнце над Абиссинией. Слайд 9. Из письма Гумилева другу: «…Я в ужасном виде: платье мое изорвано колючками мимоз, кожа обгорела и меднокрасного цвета, левый глаз воспален от солнца, нога болит, потому что упавший на горном перевале мул придавил ее своим телом. Но я махнул рукой на все. Мне кажется, что мне снятся одновременно два сна, один неприятный и тяжелый для тела, другой восхитительный для глаз. Я стараюсь думать только о последнем и забываю о первом. Как видишь из этого письма, я совсем забыл русский язык; здесь я говорю на пяти языках сразу. Но я доволен своей поездкой. Она меня пьянит, как вино.» Тяжело давался поэту климат Африки. Но так ли он суров повсеместно? Давайте же выясним. Слайд 10. Перед вами схематический рисунок Африки, попробуйте проанализировать его, вспомнить материал прошлых занятий и дать характеристику климата Африки, а также, рассмотрев предложенные климатограммы определите к какому типу климата относится каждая изних. У вас не более 7 минут. Торопитесь! Пришло время обсудить наши результаты! Блестяще! Вы справились! 4. Природные зоны Африки (анализ текста, определение природной зоны) Вернемся к нашему герою. Дальнейшая судьба экспедиции неизвестна, африканский дневник Гумилёва прерывается на слове «Дорога…» 26 июля. По некоторым данным, 11 августа измученная экспедиция дошла в долину Дера. После этого Гумилёв благополучно добрался до Харара и в середине августа уже был в Джибути. В Россию он вернулся 1 сентября. Слайд 11. Так закончилась его экспедиция в Африку. Он много писал об африканских берегах, о ее городах и странах, и даже посвещал строки животным: «…Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.»
Николай Степанович по-настоящему любил животный мир Африки. Пришло время продемонстрировать и нашу любовь к знаниям о них. В каких природных зонах расположена Африка? Хорошо! Молодцы! Слайд 12. Я предлагаю вам поделится на 4 группы, каждая из которых получит отрывок из произведения Н.С. Гумилева. Ваша задача найти ключевые слова в стихотворении, определить природную зону и дать ее краткую характеристику. Группа 1 Пальмы, три слона и два жирафа, Страус, носорог и леопард: Дальняя, загадочная Каффа, Я опять, опять твой гость и бард!
Пусть же та, что в голубой одежде, Строгая, уходит на закат! Пусть не оборотится назад! Светлый рай, ты будешь ждать, как прежде.
2 группа Над тростником
медлительного Нила, Ночная мгла несет свои
обманы, 3 группа Видишь, мчатся обезьяны Подними высоко руки 4 группа Как картинка из
книжки старинной, И такие смешные верблюды, Вы готовы? Начинаем с первой группы! 5. «Визитная карточка» Африки Слайд 21. Молодцы! Вы все хорошо потрудились! Дорогие ребята, в качестве дополнительного домашнего задания вы должны были выбрать понравившееся стихотворения У Гумилева об Африке. И сейчас мы устроим не большую «поэтическую минутку». Чтецы, вам слово! (задним фоном основные достопримечательности Африканских стран) |
Отвечают на вопрос. (Африканской рог – это полуостров Сомали)
Работают с контурными картами
Работают с текстом стихотворения, отвечают на вопросы. (Берег Красного моря, суданский лес, между 4-х плоскогорий) (у берегов Красного моря, возвышенная местность, имеются заболоченные территории, на севере поднимаются горы)
Работают с таблицей
Работают со схематическим рисунком. Анализируют его. Определяют тип климата для климатограмм (слева направо: экваториальный, субэкваториальный, тропический)
Отвечают на вопрос
(субтропические вечнозеленые жестколистные леса и кустарники; тропические пустыни и полупустыни; саванны; переменно-влажные леса; влажные вечнозелёные экваториальные леса;)
Делятся на группы. Читают отрывки стихотворений. Находят ключевые слова, определяют природную зону и дополняют сведения)
1 группа – саванна 2 группа - жестколистные леса и кустарники;
3 группа - переменно-влажные леса или влажные вечнозелёные экваториальные леса;
4 группа – пустыни и полупустыни.
|
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- заполнять картосхему на основе имеющихся знаний.
- соотносить имеющиеся знания с новым материалом; - формировать навык поисковой деятельности.
- самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи.
- обобщать и классифицировать по признакам; - извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- соотносить имеющиеся знания с новым материалом; - формировать навык поисковой деятельности.
- использовать информацию из разных источников;
|
-выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.
- самостоятельно контролировать время при выполнении задания.
- делать выводы по результатам работы.
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
- сверять свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.
- делать выводы по результатам работы.
- планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;
|
- слушать и понимать речь других; - с точностью выражать свои мысли.
- формировать умение сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме.
- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- слушать и понимать речь других; - с точностью выражать свои мысли.
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме.
- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
|
||||||||||||
Рефлексия
|
Когда все исследования завершены, нам остается лишь выдохнуть и немного отвлечься. Возьмите чистый лист бумаги, который лежит перед каждым из вас и напишите несколько строк о сегодняшнем уроке. Возможно, кто-то предложит что-нибудь, а кто-то обратиться с вопросом, оставшимся непонятным для него. Важно, чтобы ваше письмо было честным. На этой поэтической ноте мы заканчиваем наш урок. Любите природу, любите читать и будьте любознательными! Благодарим вас за участие! До новых встреч! |
Работают в коллективе. Отвечают на вопросы
|
-систематизировать, делать выводы по изученному. |
-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |
-уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.