Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»
Оценка 4.8

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
русская литература +1
8 кл
14.04.2017
Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»
Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов». 8 класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку и литературе. Цель мастер-класса: обучение школьников видению, различению и пониманию средств выразительности языка в произведениях художественной литературы. Задачи: 1. Выделять средства художественной выразительности в художественном тексте и определять их вид. 2. Понимать назначение средства изобразительности языка в контексте. 3. Осуществлять сотрудничество с другими участниками группы с целью достижения поставленной цели при реализации индивидуальных запросов. 4. Воспитывать эстетическое наслаждение красотой природы, человеческих чувств, мыслей, явлений.
Андрианова Л.В.Мастер-класс.Тропою тропов.8 класс.docx
Андрианова Людмила Валентиновна, заместитель директора по учебной работе,  учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5»  г.Северодвинска Архангельской области Межпредметный мастер­класс «Тропою тропов»  8 класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку и литературе. Цель: обучение школьников видению, различению и пониманию средств  выразительности языка в произведениях художественной литературы. Задачи: 1. Выделять средства художественной выразительности в художественном тексте и определять их вид. 2. Понимать назначение средства изобразительности языка в контексте. 3. Осуществлять сотрудничество с другими участниками группы с целью  достижения поставленной цели  при реализации индивидуальных  запросов. 4. Воспитывать эстетическое наслаждение красотой природы,  человеческих чувств, мыслей, явлений. Оборудование: презентация, картины русских художников, произведения  поэтов XIX­XX веков, листы формата А3, маркеры, клеящие карандаши,  ножницы. Ход занятия: 1.Организационный   момент.   Приветственное   слово   учителя,   фиксация отсутствующих;   проверка   подготовленности   класса   к   уроку,   создание доброжелательной атмосферы. Слово   учителя.   Добрый   день,   ребята,   приветствую   вас,   уважаемые коллеги! Я очень рада вас видеть! Надеюсь, что сегодняшнее путешествие будет увлекательным и полезным!  2. Актуализация полученных знаний.  Наш   язык   богат   и   многообразен.   Мы   не   только   обмениваемся информацией,   задаем   вопросы,   но   и   делимся   яркими   впечатлениями, сообщаем о том, что нам запомнилось. И тогда наш язык позволяет нам не только рассказывать, но и рисовать, показывать, создавать словесные картины. Поэтому   иногда   человеческая   речь   может   быть   уподоблена   живописи. Наверно, вы сразу подумали о литературе, о стихах и прозе. И вы правы. Для яркой   речи,   которая   пробуждает   наше   воображение,   в   языке   есть   особые возможности.  Как они  называются? (изобразительные  средства   языка). Это способы   и   приемы   воссоздания   действительности,   дающие   возможность сделать речь колоритной и образной.  Вы, наверно, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня? (об изобразительных средствах языка). Скажите, пожалуйста, всем ли удается безошибочно находить в потоке поэтической и прозаической речи средства выразительности и определять их вид? У кого какие затруднения возникают? Все ли могут различать сравнение и  метафору?     Для того, чтобы устранить сложности, которые возникают у вас при классификации   тропов,   сегодня   мы   постараемся   научиться   распознавать   и понимать     средства   выразительности   языка   в   потоке   поэтической   и прозаической речи. Пусть каждый определит для себя цель: повторить или расширить свои представления о  средствах выразительности языка, а в конце занятия   мы   узнаем,   удалось   ли   каждому   достичь   индивидуальной   цели. Прикасаясь   к   чудесному   миру   авторского   слова,   постараемся   постичь замысел поэта и получить эстетическое наслаждение. А как еще называют изобразительные средства языка? (тропы) 3. Проблемный вопрос. (Прием «Свободный микрофон») К какому средству выразительности вы отнесете выражение «тропа тропов»? (метафора).Если мы вспомним отдельные определения этих слов и обобщим их, то у нас получится «протоптанная дорожка к изобразительным средствам языка». Этой тропой мы сегодня и пойдем,  расширяя и закрепляя наши знания о тропах. 1. Тропа­узкая протоптанная дорожка без покрытия. 2. Троп­риторическая   фигура,   слово   или   выражение,   используемое   в   переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. У   поэта   Сергея   Есенина   есть   такие   строчки: «Закружилась  листва золотая   в   розоватой   воде   на   пруду//   Словно   бабочек   легкая   стая   с замираньем   летит   на   звезду».  Яркие,   цветные   прилагательные   (эпитеты) позволяют   нам   увидеть   всю   осеннюю   гамму   красок   природы.   Но   в   этом четверостишии   есть   особое   описание   движения.   Листья   не   просто   падают вниз, а медленно танцуют. Увидеть этот танец так, как будто мы смотрим кино,   нам   помогает   сопоставление:   листья   кружатся,   как   летят   бабочки. Благодаря   союзу«словно»   сквозь   одно   изображение   «листья»   мы   увидели другое­   «полет   бабочек».   Такое   уподобление   мы   называем   сравнением­ сопоставлением изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему с одним из них признаков. Для сравнения предметов нужно, чтобы между ними нашлось что­то общее. Что общего между листьями и бабочками? Легкость, воздушность, поэтичность. Кроме этого, для сравнения необходимо особое слово со значением сопоставления. Такими словами могут быть слова как, будто, словно, точно, как будто. Мы даем понять, что листья похожи на бабочек, но бабочками не являются.  А теперь давайте посмотри на такую строчку Сергея Есенина: «В саду горит костер рябины красной». Сначала нам представился именно костер, а потом уже гроздья рябины. Автор здесь не просто сравнивает, а уравнивает, отождествляет два явления. В основе данного тропа, как и у сравнения, лежит сходство: рябина с гроздьями красных ягод действительно похожа на костер своими   огненными   пламенеющими   красками,   но   здесь   нет   слов   БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Автор не сравнивает рябину с костром, он называет ее костром. И перед нами метафора­ перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. Если сравнение показывает, что два предмета схожи, то метафора стирает между ними границу, один предмет называется другим. Метафора, как и сравнение, основана на сходстве, но ее отличие в отсутствии особых слов­союзов. О каком цветке идет речь: колючая, утренняя, нежная благоухающая ароматом южной ночи? (роза). «…яблоко, оно так свежо и так душисто, так   румяно­золотисто,   будто   медом   налилось!»  (А.С.Пушкин)   Эти определения   обладают   особой   выразительной   силой.   Как   они   называются? Эпитеты   ­   выразительные   определения,   выделяющие   свойства,   качества, признаки, создающие образ, передающие настроение автора. Эпитет выделяет в предмете   нечто примечательное, особое. Не каждое определение можно назвать     эпитетом.   Эпитет   создает   особый   образ:   весь   день   стоит   как   бы хрустальный. Это не любое определение, а только художественное образное, обладающее выразительной силой. Литературный   прием,   заключающийся   в   том,   что   неодушевленным предметам   приписываются   свойства   одушевленных   называется олицетворением.   Это   воплощение   какой­либо     стихийной   силы,   явления природы в образе живого существа.   Олицетворение­это придание предмету или   явлению   каких­либо   индивидуальных,   точнее,   личностных   признаков. Олицетворение   (греч.   «персонификация»)­наделение   неживого   предмета человеческими качествами и чувствами. Этот   небольшой   теоретический   ликбез   позволил   вам   вспомнить некоторые тропы и определить их значение. А как же нам весь этот материал запомнить.  Кто   знает   какие­либо   личные,   особенные   способы   запоминания информации?   Кому­то   необходима   ассоциация,   представление   об   объекте запоминания, кто­то воспринимает информацию на слух, кто­то запоминает ощущения, связанные с тем или иным образом, кому­то необходим алгоритм, схема­   наглядный   структурированный   образ   предмета.   Такую   схему   мы сейчас постараемся изобразить. 3. Создание опорной схемы «треугольника тропов» (совместная работа учителя и обучающихся). Распределение обучающихся по группам. Самостоятельная работа с фреймом «Тропы». Для   создания   схемы   вам   потребуются   рабочие   листы:   по   ходу заполнения схемы предлагаю вам заполнить фрейм «Тропы», представленный на листах в виде таблички. Слово   учителя.   Вспомните   названия   всех   членов   предложения   и графически   запишите   их.   Поскольку   мы   с   вами   создаем   равносторонний треугольник,   нам   необходимо   выделить   основание   (фундамент).   Какое условное   обозначение   уместно   поставить   в   качестве  «фундамента»  нашего треугольника? (грамматическую основу). Какой член предложения чаще всего обозначает   действие   предмета?   (сказуемое).Вспомните,   какой   частью   речи чаще всего является сказуемое? (глагол).Какое же из 4 необходимых средств выразительности   является   глаголом (олицетворение).   Так   в   основании   «треугольника   тропов»   появляется олицетворение.   В   опорной   же   схеме   внизу   записываем   примеры олицетворений (туча всплакнула, берёзка призадумалась, небо злится и т. д.). выраженным   сказуемым,   Работа по оформлению других граней треугольника. Слово учителя. Наша речь становится красивой, аппетитной благодаря образным   определениям,   которыми   у   нас   и   являются   эпитеты   (условное обозначение   определения).   Какой   частью   речи   чаще   всего   являются определения?   (прилагательные   или   причастия).   В   опорной   схеме   слева записываем примеры эпитетов (нудный дождь, испепеляющий взгляд). Правую грань   треугольника   обозначаем   обстоятельством.   Какие   слова   помогают увидеть сравнения? (как будто, словно, точно); в опорной схеме появляются примеры сравнений (Татьяна, как лань лесная, боязлива. Лес, точно терем расписной, раскинулся перед нашим взором). После проделанной работы мы   выяснили, что все грани треугольника заняты, следовательно, последнее из 4 средств, т. е. метафору, необходимо поместить  в центр. Туда же добавляем 2 оставшихся условных обозначения: подлежащее   и   дополнение.   Какими   частями   речи   обычно   выражены подлежащее   и   дополнение?   (обычно   выражены   существительными). Предположим: метафора чаще всего строится по схеме существительное + существительное в переносном смысле (скрытое сравнение). В опорной схеме, в центре, записываем примеры метафор (серьги якорей, кудри лозы, шёпот листвы). У   нас   получился   «Треугольник   тропов»,   эту   схему   мы       будем использовать при дальнейшей  практической работе. 4.Работа в группах «Эпитеты», «Метафоры», «Сравнения», «Олицетворения» (выбор   группы,   формы   презентации   материала,   практического   материала (примера тропов). Сейчас   я   предлагаю   вам   разделиться   на   группы,   пары   или   работать индивидуально. Задание: представить (прорекламировать) выбранный троп, указав его определение,   обозначив   его   особенности,   функции   с   примерами   из поэтических   и   прозаических   текстов,   используя   раздаточный   материал (тексты произведений, иллюстрации картин известных художников, словари и справочники   литературоведческих   терминов,   ресурсы   сети   Интернет, консультацию специалиста­филолога и т.п.) Если   вы   решили   работать   в   группе,   самостоятельно   распределите функции   (оформитель,   докладчик,   эксперт­исследователь,   библиограф, капитан, хронограф). Время для выполнения задания­ 8 минут, по 3 минуты на презентацию. 5.Презентация   работы   групп,   выступление   докладчиков   (каждая   группа представляет результат своей работы, озвучивает найденные примеры тропов из текстов). 6.Подведение итогов занятия. Рефлексия.    Какова   была   цель   нашего   занятия:   научиться   видеть,   различать   и   средства   выразительности   языка   в   потоке   поэтической   и понимать   прозаической   речи.  Достигли  ли   мы   поставленной   цели?  Кто  узнал  что­то новое для себя? Кто научился применять на практике полученные знания? Кому было интересно на занятии? Человек изучает мир и невольно находит общее между явлениями, его наблюдения отражаются в языке. На сходстве между явлениями построены изобразительные   средства   языка.   Благодаря   этим   средствам   мы   можем сделать   нашу   речь   яркой   и   выразительной,   а   также   увидеть   словесные картины, созданные поэтами и писателями. Путешествуя   тропою   тропов,   мы   с   вами   проторили   верный   путь   к обогащению собственной речи, пониманию авторского замысла использования тропов в тексте. https://videouroki.net/tests/zadaniie­3­oge­2017.html Приложение 1. «Треугольник тропов» (По С.Ю.Мальцевой) Приложение 2. Средства изобразительности языка Троп Эпитет Метафора Условное обозначение определени е КАК Ключевые слова Пример Образное  определение Скрытое  сравнение Нудный дождь. Кудри лозы. Олицетворение Очеловечивание Туча злится. Сравнение КАК Сопоставление (как, словно,  точно, будто, как  будто) Луна, как блин,  висит на небе.  Тучи сыпали  градом (Т.п.) Приложение 3. Фрейм «Тропы» Средства изобразительности языка.  Условное обозначение Ключевые слова Пример Троп Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение Приложение 3. Фрейм «Тропы». Средства изобразительности языка.  Троп Условное обозначение Ключевые слова Пример Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»

Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.