Microsoft Excel
EXCEL
Лабораторная работа № 1
Демонстрационный пример построения таблицы. Пусть необходимо построить таблицу показателей (например, количества больных) работы больницы № 8 за 2013-2015 годы.
Годы |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего |
План |
500 |
550 |
600 |
1650 |
Факт |
480 |
550 |
610 |
1640 |
Процент |
96 |
100 |
101,7 |
99,4 |
Причем показатели «Всего» и «Процент» заранее, до построения таблицы не вычислены.
1.1. Ввод данных
Задача построения таблиц обычно разбивается на несколько этапов.
В первую очередь для построения таблицы необходимо ввести данные в таблицу Excel.
Ввод данных в таблицу Excel:
а) установить табличный курсор на первую ячейку создаваемой таблицы (например, на А1);
б) ввести заголовок - «Показатели работы больницы № 8» и нажать клавишу Enter;
в) убедиться, что табличный курсор стоит во второй ячейке столбца (А2), ввести название первой строки таблицы - «Годы» и нажать клавишу Enter.
Аналогично вводятся названия второй («План»), третьей («Факт») и т.д. названий строк до конца первого столбца.
г) установить табличный курсор на вторую ячейку второго столбца (в примере В2) и ввести первое значение года - «2013», после чего нажать стрелку вправо. Затем аналогично в ячейки С2 и D2 вводятся значения «2014» и «2015», соответственно. В ячейку Е2 вводится слово «Всего»
д) установить табличный курсор в ячейку ВЗ и ввести значение планового показателя в 2013г. = «500», нажать клавишу Enter. Затем аналогично в ячейки C3,D3,B4,C4,D4 ввести остальные плановые и фактические показатели за 2013-2015 годы. В результате должна быть получена следующая таблица:
А В С D Е
1 Показатели работы больницы № 8
2 Годы 2013 2014 2015 Всего
3 План 500 550 600
4 Факт 480 550 610
5 Процент
1.2. Ввод формул
Одной из важнейших, фундаментальных операций электронных таблиц является ввод формул. Рассмотрим его на примере вычисления процента выполнения плана по годам. Для этого требуется разделить фактическое значение показателя на плановое и умножить на 100. Excel позволяет легко проводить подобные вычисления. Необходимо в ячейку, в которой должен быть получен результат вычислений, ввести соответствующую формулу. Ввод формулы должен начинаться со знака «=» (равно). Все записи в формулах должны осуществляться латинскими буквами.
В рассматриваемом примере устанавливаем табличный курсор в ячейку В5, изменяем язык на английский (левые Alt+Shift) и вводим с клавиатуры следующую формулу «=В4/ВЗ*100» (кавычки вводить не нужно). По окончании ввода необходимо нажать клавишу Enter. Если ввод был осуществлен правильно, то в ячейке В5 должно оказаться число «96».
1.3. Операция копирования
Другой фундаментальной операцией электронных таблиц является операция копирования. В рассматриваемом учебном примере таблица небольшая, и, в принципе, возможно еще три раза ввести простейшие формулы в строку «Процент». Однако на практике таблицы могут содержать большее число столбцов (строк) и непосредственное введение формул станет достаточно трудоемким. Для облегчения таких задач и используется операция копирования. Чтобы осуществить копирование необходимо:
1. Установить табличный курсор (активность) на ячейку, содержащую копируемую информацию (источник), или выделить соответствующий блок ячеек.
2. Указателем мыши нажать кнопку Копировать на панели инструментов.
3. На рабочем листе с помощью мыши выделить блок (ячейку), в который будет осуществляться копирование.
4. Указателем мыши нажать кнопку Вставить на панели инструментов.
В рассматриваемом примере устанавливаем табличный курсор на ячейку с копируемой формулой (В5). Указателем мыши щелкаем по кнопке Копировать на панели инструментов. Копируемая ячейка обрамляется мерцающим пунктиром. Выделяем блок ячеек, в которые будет осуществляться копирование (С5:Е5). Для этого ставим указатель мыши в ячейку С5, нажимаем левую кнопку мыши и, не отпуская, протягиваем указатель до ячейки Е5. Отпускаем левую кнопку мыши. Выделенный блок отмечается черным цветом (за исключением ячейки С5). Указателем мыши щелкаем по кнопке Вставить на панели инструментов. В выделенных ячейках появляются значения процента выполнения плана.
Отметим, что программа сама внесла соответствующие изменения в формулы: =С4/СЗ*100; =D4/D3*100 и т.д. В ячейке Е5 появляется значок #ДЕЛ/0!, означающий, что предпринята попытка деления на 0 (так как в ячейку ЕЗ пока не занесены данные).
1.4. Вычисление сумм
Следующей операцией, часто используемой при построении таблиц, является суммирование. Так, в рассматриваемом примере в столбце «Всего» необходимо получить суммарное количество больных по плану и фактически лечившихся за все годы. Операция суммирования является одной из большого числа специальных функций, которыми можно воспользоваться в пакете. Для выполнения операции суммирования требуется выполнить следующую последовательность действий.
1. Установить табличный курсор (активность) на ячейку, в которой должна находиться сумма.
2. Указателем мыши нажать кнопку Автосумма на панели инструментов.
3. Если указываемый пунктиром блок соответствует требуемому диапазону суммирования, нажать клавишу Enter. В противном случае с помощью указателя мыши выделить требуемый блок и нажать клавишу Enter.
Для решения примера устанавливаем табличный курсор в ячейку ЕЗ. На панели инструментов нажимаем кнопку Автосумма (S), Далее необходимо ввести диапазон суммирования (B3:D3). Как и в случае построения диаграмм рекомендуем при вводе диапазона не опираться на подсказку программы, а осуществлять ввод непосредственно, с помощью мыши. Для этого устанавливаем указатель мыши на крайнюю (угловую) ячейку диапазона (ВЗ), нажимаем левую кнопку и, не отпуская, протягиваем указатель до конца диапазона суммирования (D3). Отпускаем левую кнопку мыши. Проверяем выражение в строке ввода формул. Оно должно иметь вид «=СУММ(ВЗ:03)>>. Здесь B3:D3 - диапазон суммирования. Нажимаем клавишу Enter. Если операция суммирования выполнена верно, в результате должна получиться сумма - 1650.
Для получения фактического суммарного количества больных устанавливаем табличный курсор в ячейку Е4 и повторяем всю последовательность действий. Только в этом случае вводимым диапазоном суммирования будет B4:D4. В результате должна получиться сумма — 1640.
Отметим, что в ячейке Е5 появился суммарный процент выполнения плана за 3 года - 99,39394.
1.5. Форматирование рамки таблицы
Полученная после проведенных вычислений таблица соответствует заданной в примере. Однако оформление ее не закончено, в частности отсутствует рамка. Рассмотрим два способа построения рамки таблицы.
Автоформатирование. В Excel предусмотрена возможность форматировать таблицы в соответствии с несколькими заранее подготовленными типами таблиц (шаблонами). Для форматирования необходимо установить табличный курсор на любую ячейку внутри форматируемой таблицы, например, А2 и выбрать раздел меню Стили, затем с помощью пунктов Форматировать как таблицу и Стили ячеек выбрать с помощью указателя мыши из списка форматов понравившийся тип и нажать кнопку ОК. В получившейся таблице изменились тип и размер шрифтов.
Построение рамки таблицы. Для построения произвольных рамок, в частности, с вертикальными разделительными линиями необходимо выполнить следующие действия.
1. Выделить блок ячеек, вдоль границ которых должна быть проведена линия.
2. С помощью мыши на панели инструментов Шрифт выбрать Границы.
1. 6. Форматирование чисел
Теперь необходимо установить в таблице у всех чисел одинаковое количество знаков после занятой. Например, в ячейках D5 и Е5 следует оставить только один знак после запятой. Для этого выделяем блок ячеек D5:E5 (указателем мыши при нажатой левой кнопке).
Выбираем раздел меню Формат, подраздел Ячейки... и в появившемся диалоговом окне Формат ячеек щелкаем мышью по вкладке Число. В рабочем поле Числовые форматы: выбираем формат Числовой. Затем в поле Число десятичных знаков: устанавливаем число «1» (щелкая указателем мыши по стрелке вверх). Нажимаем кнопку ОК.
1. 7. Установка ширины столбцов
Далее в таблице необходимо установить подходящую ширину столбцов. Это удобное всего осуществлять перемещением правой границы столбца. Например, для уменьшения ширины столбца «и» следует навести указатель мыши на границу между именами столбцов - «В» и «С» и при нажатой левой кнопке переместить на 0,5 см влево. Аналогично изменяется ширина остальных столбцов.
Полученная в результате всех преобразований таблица выглядит
следующим образом.
Показатели работы больницы № 8 |
||||
Годы |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего |
План |
500 |
550 |
600 |
1650 |
Факт |
480 |
550 |
610 |
1640 |
Процент |
96 |
100 |
101,7 |
99,4 |
1. 8. Дополнение таблиц
Иногда возникает необходимость ввести новые столбцы или строки в уже существующую таблицу. Например, в рассматриваемом примере необходимо добавить показатели 2016г., а именно: план -600, факт - 620 больных. Для добавления нового столбца требуется щелкнуть левой кнопкой мыши по букве, обозначающей следующий за добавляемым столбец (в примере — «Е»). Затем выбрать раздел меню Вставка и подраздел Столбцы (щелкнуть левой кнопкой мыши по соответствующим названиям).
В появившийся новый столбец заносим: в строку «Годы» (ячейка Е2) - 2016; «План» (ЕЗ) - 600; «Факт» (Е4) - 620. Значения строки «Процент» и столбца «Всего» находим в качестве упражнения.
Упражнение.
Для нахождения показателя «Процент» проще всего скопировать формулу из соседней ячейки. Наводим табличный курсор на ячейку D5, указателем мыши щелкаем по кнопке Копировать на панели инструментов. Устанавливаем табличный курсор в ячейку Е5 и нажимаем кнопку Вставить на панели инструментов. Для получения новых значений в столбце «Всего» наводим табличный курсор на ячейку F3, нажимаем на кнопку Автосумма на панели инструментов и, убедившись, что указан правильный диапазон суммирования (ВЗ:ЕЗ), нажимаем клавишу Enter на клавиатуре. Аналогично находим сумму в ячейке F4.
1. 9. Перенос диаграмм и таблиц из Excel в Word
Обычно диаграммы и таблицы выполняются в пакете Excel либо для того, чтобы получить твердую копию (вывести на принтер), либо для того, чтобы быть включенными в некоторый документ, подготавливаемый в редакторе Word. В последнем случае необходимо осуществить перенос диаграмм и таблиц из Excel в Word.
Из пакета Excel перенос данных проще всего осуществлять копированием с использованием буфера передачи данных. Например, если необходимо перенести таблицу с данными в редактор Word, то следует выделить эту таблицу и на панели инструментов пакета Excel нажать кнопку Копировать. Затем вызвать пакет Word, поставить курсор в то место в тексте, где должна оказаться таблица, и на панели инструментов Word нажать кнопку Вставить. Аналогично осуществляется импорт данных в пакет Excel.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.