Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то и слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны и окружены романтическим ореолом. Неспециалисты часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие признанные гении были весьма странными, «аутичными» личностями.
Такое представление формируют некоторые телепередачи и фильмы. Например, все мы помним «человека дождя» и аутичного паренька из фильма «Куб», одаренных в математике. Аутичный мальчик из фильма «осхождение Юпитера» мог расшифровывать сложнейшие коды, а аутичная девушка – героиня австралийского фильма «Под рояль» – обладает абсолютным музыкальным слухом.
Миф об аутизме или этические аспекты проблемы
Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство не
знает ничего, а если ктото чтото и слышал, то, вероятнее всего, его
представления туманны и окружены романтическим ореолом. Неспециалисты
часто считают, что такие люди особо одарены в какойлибо области, что многие
признанные гении были весьма странными, «аутичными» личностями.
Такое представление формируют некоторые телепередачи и фильмы. Например,
все мы помним «человека дождя» и аутичного паренька из фильма «Куб»,
одаренных в математике. Аутичный мальчик из фильма «осхождение Юпитера»
мог расшифровывать сложнейшие коды, а аутичная девушка – героиня
австралийского фильма «Под рояль» – обладает абсолютным музыкальным
слухом. Погруженность в себя таких людей, их отрешенность от окружающего,
некая тотальная автономность невольно вызывают интерес и даже восхищение.
Часто такой романтический портрет дополняют хрупкое телосложение и тонкие
черты
лица.
Но люди, постоянно общающися с аутичными детьми и подростками, а также
специалисты, работающие с ними, видят совсем другое: беспомощность,
зависимость от близких, социальную неприспособленность и неадекватность
Увидеть реальное положение вещей позволяет знание
поведения.
психологической картины нарушения.
Даже если аутичный ребенок
действительно одарен в музыке или математике, это не поможет ему научиться
жить самостоятельно, реализовывать себя, быть счастливым. случае глубокого
аутизма он навсегда останется зависимым от других и сможет жить лишь в
специально созданных условиях. Это очень правдиво и реалистично показано в
фильме «Человек дождя» – хотя главный герой в гениальном исполнении
Дастина Хоффмана несомненно вызывает симпатию, ему нельзя не
посочувствовать, ведь он уязвим и беззащитен перед окружающим миром и
людьми, он несвободен, и, несмотря на его гениальность, совсем не хочется
оказаться
месте.
У специалистов, занимающихся синдромом аутизма, есть разные подходы к
данной проблеме. Многие из предлагаемых сегодня программ развития, обучения
и адаптации аутичных детей развиваются и корректируются. Можно говорить о
том,
что научный поиск продолжается в разных странах мира.
Российские ученые предлагают направить усилия на коррекцию поведения
аутичного ребенка, его обучение и социализацию. Другими словами,
прилагаются все усилия для того, чтобы путем специального обучения и
воспитания по возможности скорректировать нарушенное развитие ребенка, а
основная цель такой коррекции – дать ребенку возможность выйти в большой
мир людей. Иногда этого удается достичь, и, хотя у такого человека на всю
жизнь сохраняются особенности поведения и странности характера, в целом он
живет самостоятельно и полноценно. Однако, пока общество не готово понять
проблемы «не таких» людей, отнестись к ним с сочувствием и желанием помочь,
возможности
ограниченны.
В нашей стране возникают новые организации, помогающие детям с проблемами
в развитии. Эти организации часто ведут свой поиск новых путей помощи таким
детям, используя в работе различные подходы, в том числе и опыт зарубежных
специалистов.
В развитых странах Запада также есть разные подходы к проблеме обучения,
интеграции
его
на
такойделают
его
воспитания и адаптации людей с аутизмом. Часто подход зарубежных
специалистов основывается на признании несомненной уникальности для мира
любого человека. Поэтому предлагается не исправление «недостатков», а
создание для особых людей условий, в которых они могут жить и оставаться
сами собой. Такой подход объясняется еще и тем, что в мире здоровых людей
человек с нарушениями всегда будет оказываться в ситуации неуспеха, т. к. его
особенности
неконкурентоспособным.
Но у этого подхода есть минусы. Вопервых, создание адекватных специальных
условий для жизни людей с нарушениями развития могут позволить себе только
развитые капиталистические страны. Вовторых, организация таких специальных
условий напоминает порой создание некой «резервации» с достаточной
степенью автономности
от мира.
Этот подход к проблеме не единственный. На Западе аутичным детям помогает
множество организаций, они ищут (и находят) новые пути и подходы.
Мы не будем анализировать разные подходы к проблемам людей с нарушениями
развития и решать, какой из них самый гармоничный. Будем исходить из реалий:
в нашей стране специальных учреждений для систематического обучения и
воспитания детей с синдромом аутизма, а также их дальнейшего попечения ни на
государственном уровне, ни в форме частных заведений пока не существует, а
возможности интеграции ограничены. Все же работа с аутичным ребенком не
должна стать непрерывным экспериментом и обязательно должна строиться на
доброжелательном к нему отношении, учете его индивидуальности, гибкости
программы обучения и применении мягких, щадящих методов обучения и
воспитания.
(точнее – изолированности)