Мифопоэтический анализ стихотворения Цветаевой «Когда обидой опилась…»
Оценка 4.6

Мифопоэтический анализ стихотворения Цветаевой «Когда обидой опилась…»

Оценка 4.6
docx
06.11.2021
Мифопоэтический анализ стихотворения Цветаевой «Когда обидой опилась…»
цветаева миф-поэт.docx

Мифопоэтический анализ стихотворения Цветаевой «Когда обидой опилась…»

Введение

Марина Цветаева – поэт, представитель реалистического искусства в эпоху Серебряного века русской поэзии.

Ее тексты всегда наполнены неологизмами, которые дают возможность увидеть глубинные психологические корни идей стихов, поэт активно использует фигуры речи в тексте, играя с синтаксисом и формами предложений.

Мифологические ретроспекции и особенные хронотопы актуальны для лирики Цветаевой. Можно встретить архетипы русской картины мира и концепты языка, значимые для языковой картины мира русского читателя.

Поэт использует развернутые метафоры, различные риторические фигуры для передачи особого сказочного, эмоционального настроения лирической героини.

Основная часть

1.     Мифопоэтические образы и мотивы в стихотворении.

Их художественные функции

В стихотворении «Когда обидой опилась…» у М. Цветаевой мы встречаем ряд мифопоэтических образов, связанных более с эпохой языческого поклонения деревьям, когда каждое дерево отвечало за какое-либо качество человека. Ритуал с обменом энергией с деревьями известен не только славянскому миру, но и активно использовался в английской и восточной мифологии, когда образ дерева был для нации не просто символом, а основой для мифа, веры, создания ритуала.

В первой строфе заявлена тема – обида. Образ души – мифологический образ, эта репрезентация сущности личности в мифе и в верованиях. Миф о том, что душа постоянно борется с демонами в славянском языке перешёл с появлением христианства в догму, мы знаем, что по христианской вере демоны постоянно искушают душу человека.

Неологизм «семижды» отсылает нас к символу цифры семь: семь смертных грехов в христианстве или в пословице – семь раз отмерь – один раз отрежь.

Лексема «зарекалась» принадлежит разговорному стилю речи, означает давать зарок, обратим внимание на корень слова –рек-, что близко слову речь.

Далее демоны названы – ливнями огней – метафора, выражение обозначает пожар. Затем демоны конкретизированы: это «земными низостями дней» и «людскими косностями».

Третья строфа начинается антитезой «рев рыночный» – деревья, по-видимому это олицетворение двух миров: природного начала и людской суеты города. Риторические восклицания и обращение переедают эмоции героини.

Развернуая метафора показывает читателю, что деревья – живые союзники героини: «Вашими вымахами ввысь/ Как сердце выдышано!». Два неологизма передают внешнее восприятие героини деревьев «вымахами» и основную функцию помощи – чистый воздух, что дают деревья героине.

Четвертый катрен начинается образом «Дуб богоборческий!» - инверсия акцентирует внимание на признаке дуба, дуб считается одним из важнейших символов славян, дуб – это сила и мощь, богатыри часто   встречались с дубом в русских сказках, дуб давал возможность выбрать путь. Дуб – символ силы, символ семьи, связь поколений, в то же время дуб в верованиях всегда притягивает к себе удары молнии, возможно, дуб ассоциируется у героини с личными бедами.

«Ивы-провидицы мои» - ива является в мифе колдовским деревом. Приложение провидицы показывает силу ивы как символа видение мира. В христианстве ива – это символ Евангелия, олицетворяет стойкость и благополучие.

Береза – символ России, чистоты помыслов, силы духа.

К деревьям также обращается героиня в риторических восклицаниях, словно просит силы у деревьев.

Вяз в мифологии исключительно мужское дерево, символ стойкости и мужества.

Авессал в мифе – борец за честь сестры, правдив и стоек, постоянно находился в мифе в борьбе с злыми силами людей.

Сосна названа эпитетом «вздыбленная» «на пытке», обращаем внимание на инверсию, что акцентирует внимание на признаке, отсылающем нас к Библии, эпизоду смерти Христа. Сосна метафорически названа «псалмом уст», в данном контексте мы осознаем, что героине необходима вера, что у нее сложный жизненный период.

«Горечь рябиновая…» - прием умолчания и инверсия показывают душевный надрыв героини, образ рябины проходит красной нитью через поэзию Цветаевой, рябина – символ нелегкой женской судьбы.

«В живоплещущую ртуть Листвы» - метафора природы, природа показана через образы деревьев, листвы живым существом,  героиня хочет уйти от обычной жизни и даже от рукописей в мир природы: «Впервые руки распахнуть!/Забросить рукописи!».

Финальная строфа наполнена эмоциями, героиня называет деревья своими близкими: «Зеленых отсветов рои…» - метафора передает свет и цвет, «Как в руки — плещущие…» - сложное синтаксическое единство, отсылающее к образам моря, волн, «Простоволосые мои» - эпитет русской языковой картины мира, простоволосый – опозоренный, «Мои трепещущие!» - повтор местоимения  «мои» и обилие восклицаний дает возможность увидеть эмоции героини, трепет – сложное чувство, которое всегда стоит на грани между слезами и смехом.

 

 

 

 

2. Смыслы символических образов

Деревья-символы передают характеристики героини, которыми обладает она или которые важны для нее в данный момент, мы понимаем, какой нужен рядом человек, чтобы героиня была счастлива и спокойна.

Мифологические образы из мифа Греции и Библии показывают связь и преемственность верований славян.

Эти символы значимы для героини как символы истинности пути в мире: борьба, жертва, любовь.

 Символы помогают расставить акценты, создать психологическое начало в стихе, символы подчинены синтаксису, сложным переходам от образов  к действиям.

3.Функции символики в художественно системе стихотворения в целом. Развитие лирического сюжета

Стихотворение имеет свой собственный сюжет, хотя это лирическое произведение, это путь героини к деревьям – к истине – к жизненным истокам – к этому ей помогают прийти образ мифа и образ Христа. Она словно анализирует себя саму – свои качества и показывает, какой должен быть человек, чтобы прийти к переменам – сильный как дуб, жертвенный как сосна, мужественный как вяз, знающим цену одиночеству как рябина, честным как береза.

Хронотоп текста содержит образы леса, образы земли – демоны, образы неба – листва, словно рой и словно волны, время показано с помощью цифры семь, мы понимаем, что обида не единственная была у героини, что это ощущение давно с ней, мифология и образы Библии показывают вечность вопросов бытия, что жизнь идет по кругу, что во все эпохи были одинаковые проблемы у людей, только деревья неизменны своей природе, они сильные, мужественные и всегда помогающие человеку.

 

 

 

Заключение

Стихотворение М. Цветаевой тематически передает вечные темы обиды и одиночества. Психологически автор анализирует свои личностные качества с помощью мифологических образов, проблематика текста сложная – это психологический надрыв героини, который отражается в синтаксисе, пропуске членов предложения, инверсиях, умолчании и риторических фигурах.

Идея тексте философская – деревьям были и будут вечными спутниками-друзьями человека, деревья дают покой и приют.

 

 

 


 

Мифопоэтический анализ стихотворения

Мифопоэтический анализ стихотворения

Неологизм «семижды» отсылает нас к символу цифры семь: семь смертных грехов в христианстве или в пословице – семь раз отмерь – один раз отрежь

Неологизм «семижды» отсылает нас к символу цифры семь: семь смертных грехов в христианстве или в пословице – семь раз отмерь – один раз отрежь

К деревьям также обращается героиня в риторических восклицаниях, словно просит силы у деревьев

К деревьям также обращается героиня в риторических восклицаниях, словно просит силы у деревьев

Смыслы символических образов

Смыслы символических образов

Заключение Стихотворение М.

Заключение Стихотворение М.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021