Мифопоэтический
анализ стихотворения Цветаевой «Когда обидой опилась…»
Введение
Марина Цветаева – поэт, представитель реалистического искусства в эпоху Серебряного века русской поэзии.
Ее тексты всегда наполнены неологизмами, которые дают возможность увидеть глубинные психологические корни идей стихов, поэт активно использует фигуры речи в тексте, играя с синтаксисом и формами предложений.
Мифологические ретроспекции и особенные хронотопы актуальны для лирики Цветаевой. Можно встретить архетипы русской картины мира и концепты языка, значимые для языковой картины мира русского читателя.
Поэт использует развернутые метафоры, различные риторические фигуры для передачи особого сказочного, эмоционального настроения лирической героини.
Основная часть
1. Мифопоэтические образы и мотивы в стихотворении.
Их художественные функции
В стихотворении «Когда обидой опилась…» у М. Цветаевой мы встречаем ряд мифопоэтических образов, связанных более с эпохой языческого поклонения деревьям, когда каждое дерево отвечало за какое-либо качество человека. Ритуал с обменом энергией с деревьями известен не только славянскому миру, но и активно использовался в английской и восточной мифологии, когда образ дерева был для нации не просто символом, а основой для мифа, веры, создания ритуала.
В первой строфе заявлена тема – обида. Образ души – мифологический образ, эта репрезентация сущности личности в мифе и в верованиях. Миф о том, что душа постоянно борется с демонами в славянском языке перешёл с появлением христианства в догму, мы знаем, что по христианской вере демоны постоянно искушают душу человека.
Неологизм «семижды» отсылает нас к символу цифры семь: семь смертных грехов в христианстве или в пословице – семь раз отмерь – один раз отрежь.
Лексема «зарекалась» принадлежит разговорному стилю речи, означает давать зарок, обратим внимание на корень слова –рек-, что близко слову речь.
Далее демоны названы – ливнями огней – метафора, выражение обозначает пожар. Затем демоны конкретизированы: это «земными низостями дней» и «людскими косностями».
Третья строфа начинается антитезой «рев рыночный» – деревья, по-видимому это олицетворение двух миров: природного начала и людской суеты города. Риторические восклицания и обращение переедают эмоции героини.
Развернуая метафора показывает читателю, что деревья – живые союзники героини: «Вашими вымахами ввысь/ Как сердце выдышано!». Два неологизма передают внешнее восприятие героини деревьев «вымахами» и основную функцию помощи – чистый воздух, что дают деревья героине.
Четвертый катрен начинается образом «Дуб богоборческий!» - инверсия акцентирует внимание на признаке дуба, дуб считается одним из важнейших символов славян, дуб – это сила и мощь, богатыри часто встречались с дубом в русских сказках, дуб давал возможность выбрать путь. Дуб – символ силы, символ семьи, связь поколений, в то же время дуб в верованиях всегда притягивает к себе удары молнии, возможно, дуб ассоциируется у героини с личными бедами.
«Ивы-провидицы мои» - ива является в мифе колдовским деревом. Приложение провидицы показывает силу ивы как символа видение мира. В христианстве ива – это символ Евангелия, олицетворяет стойкость и благополучие.
Береза – символ России, чистоты помыслов, силы духа.
К деревьям также обращается героиня в риторических восклицаниях, словно просит силы у деревьев.
Вяз в мифологии исключительно мужское дерево, символ стойкости и мужества.
Авессал в мифе – борец за честь сестры, правдив и стоек, постоянно находился в мифе в борьбе с злыми силами людей.
Сосна названа эпитетом «вздыбленная» «на пытке», обращаем внимание на инверсию, что акцентирует внимание на признаке, отсылающем нас к Библии, эпизоду смерти Христа. Сосна метафорически названа «псалмом уст», в данном контексте мы осознаем, что героине необходима вера, что у нее сложный жизненный период.
«Горечь рябиновая…» - прием умолчания и инверсия показывают душевный надрыв героини, образ рябины проходит красной нитью через поэзию Цветаевой, рябина – символ нелегкой женской судьбы.
«В живоплещущую ртуть Листвы» - метафора природы, природа показана через образы деревьев, листвы живым существом, героиня хочет уйти от обычной жизни и даже от рукописей в мир природы: «Впервые руки распахнуть!/Забросить рукописи!».
Финальная строфа наполнена эмоциями, героиня называет деревья своими близкими: «Зеленых отсветов рои…» - метафора передает свет и цвет, «Как в руки — плещущие…» - сложное синтаксическое единство, отсылающее к образам моря, волн, «Простоволосые мои» - эпитет русской языковой картины мира, простоволосый – опозоренный, «Мои трепещущие!» - повтор местоимения «мои» и обилие восклицаний дает возможность увидеть эмоции героини, трепет – сложное чувство, которое всегда стоит на грани между слезами и смехом.
2. Смыслы символических образов
Деревья-символы передают характеристики героини, которыми обладает она или которые важны для нее в данный момент, мы понимаем, какой нужен рядом человек, чтобы героиня была счастлива и спокойна.
Мифологические образы из мифа Греции и Библии показывают связь и преемственность верований славян.
Эти символы значимы для героини как символы истинности пути в мире: борьба, жертва, любовь.
Символы помогают расставить акценты, создать психологическое начало в стихе, символы подчинены синтаксису, сложным переходам от образов к действиям.
3.Функции символики в художественно системе стихотворения в целом. Развитие лирического сюжета
Стихотворение имеет свой собственный сюжет, хотя это лирическое произведение, это путь героини к деревьям – к истине – к жизненным истокам – к этому ей помогают прийти образ мифа и образ Христа. Она словно анализирует себя саму – свои качества и показывает, какой должен быть человек, чтобы прийти к переменам – сильный как дуб, жертвенный как сосна, мужественный как вяз, знающим цену одиночеству как рябина, честным как береза.
Хронотоп текста содержит образы леса, образы земли – демоны, образы неба – листва, словно рой и словно волны, время показано с помощью цифры семь, мы понимаем, что обида не единственная была у героини, что это ощущение давно с ней, мифология и образы Библии показывают вечность вопросов бытия, что жизнь идет по кругу, что во все эпохи были одинаковые проблемы у людей, только деревья неизменны своей природе, они сильные, мужественные и всегда помогающие человеку.
Заключение
Стихотворение М. Цветаевой тематически передает вечные темы обиды и одиночества. Психологически автор анализирует свои личностные качества с помощью мифологических образов, проблематика текста сложная – это психологический надрыв героини, который отражается в синтаксисе, пропуске членов предложения, инверсиях, умолчании и риторических фигурах.
Идея тексте философская – деревьям были и будут вечными спутниками-друзьями человека, деревья дают покой и приют.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.