"Михаил М. Зощенко – писатель-сатирик". Рассказ «История болезни»
Оценка 4.6

"Михаил М. Зощенко – писатель-сатирик". Рассказ «История болезни»

Оценка 4.6
docx
04.05.2020
"Михаил М. Зощенко – писатель-сатирик". Рассказ «История болезни»
зощенко история болезни.docx

Литература      8кл.             03.03.16г

Тема "Михаил М. Зощенко – писатель-сатирик". Рассказ «История болезни»

Данные сатирика у вас налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого...                                           М. Горький

Цели урока: создать условия для знакомства с личностью М.М. Зощенко, помочь увидеть читателям-школьникам мастерство писателя в создании сатирического рассказа; повторить определение понятий «рассказ», «сказ», «юмор», «композиция»; учить видеть красоту, меткость писательского слова, авторское отношение к волоките и бюрократизму.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка д/з

- Опрос учащихся

- Индив.раб.со слабыми(карт)-Хупаев,Хамзаев,Ахъядов,Исмаилов,Эльмурзаева,Юсупов,Хацуев

3. Объяснение нового материала

1) Учитель:

Ребята, сегодня у нас очередной урок – знакомство с замечательным писателем. На этот раз мы будем говорить о М. М. Зощенко,

Творчество М. Зощенко – явление уникальное в русской литературе.

Однажды, ещё до революции, с ним произошла странная история. Представьте: Ночь. Душный номер провинциальной гостиницы. Молодые офицеры, одуревшие от скуки, узнают, что по соседству остановился известный гипнотизёр и предсказатель будущего, и отправляются к нему в поисках хоть какого – то развлечения. Человек с резкими чертами лица возмущается и гонит всех вон из номера. Атмосфера накаляется. Внезапно чёрные глаза гипнотизёра остановились на нём, Зощенко.

«Я ничего не буду для вас делать, господа. Я возмущён вашим поведением, и вы сейчас покинете этот номер… Но я артист, а среди вас есть человек, который заинтересовал меня, и ему я скажу несколько слов».

Он широким шагом подошёл к Зощенко и, положив тяжёлую руку на его плечо, сказал, глядя в лицо: « Вы, молодой человек, имеете недюжинные способности в области искусства. Не отрекайтесь от них. В скором времени Вы станете знаменитым на всю Россию».

Прошли годы, и действительно, на долю М. М. Зощенко выпала слава, редкая для литературной профессии. Ему понадобилось всего лишь 3-4 года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и среди читателей. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли ни во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко…

В. Маяковский, такой придирчивый и скупой на высокую оценку, назвал М. Зощенко «большим, квалифицированным и самым популярным писателем». А. С. Есенин ещё в 1922 году написал, что «в нём есть что – то от Чехова и от Гоголя» и «будущее этого писателя весьма огромно».

2) Работа с учебником. Чтение рассказа

Повествование ведётся от имени больного Петра.

Рассказчик не любит лежать в больницах. Он повествует о том, как однажды лежал он в больнице с брюшным тифом. Там ему нравится далеко не всё.

Первое, что приходиться ему не по душе — плакат, на котором находиться малоободряющая надпись о времени выдачи трупов. Несмотря на высокую температуру, он начинает критиковать эту надпись, к явному недовольству медперсонала. Врач ему говорит, что выздороветь у него мало шансов, а если выздоровеет, тогда пусть и критикует, сколько угодно.

Следующим моментом, который вызывает возмущение Петра, становиться обмывочный пункт. Больной считает, что благозвучней называть его «ванной». Он приходит туда и обнаруживает купающуюся старуху. Пётр начинает возмущаться, но тут старуха требует вынуть её из воды. Ванную наполняют горячей водой, и больной моется. После этой процедуры ему выдают бельё большего размера, чем требуется. Однако, он не возмущается, замечая, что для больницы это нормальное явление.

В палате, куда его приводят, лежит человек тридцать народу. Возмущённый Пётр требует позвать главврача, но приходит фельдшер, и больной теряет сознание. Очнувшемуся Петру медсестра сообщает, что его можно будет скоро выписывать, если он не заразиться от соседей по палате. Организм Петра не поддаётся болезням. Лишь перед самой выпиской он подхватывает коклюш, который организм снова побеждает, после чего он болеет на нервной почве — тело Петра покрывается прыщами, потому что его не выписывают по всевозможным причинам.

Дома жена ему сообщает, что из-за ошибки в больничной бухгалтерии она получила известие о его смерти. С тех пор Пётр предпочитает болеть дома. 

3) Беседа по рассказу М. М. Зощенко “История болезни”.

1.       Какова основная мысль рассказа?

2.       Какое впечатление сложилось у вас от больницы, о которой рассказывает автор?

3.       Дается ли подробное описание больницы? Найдите в тексте подробности, которые создают нужное автору впечатление?

4.       Случайны ли детали, подчеркнутые Зощенко? (Все детали работают на основную мысль.)

4) Закрепление

М. М. Зощенко называли «королём смеха». «А смех – великое дело! – как утверждал Н. В. Гоголь, - Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы «не удержала его никакая сила».

А латинский поэт Жан Батист де Сантель считал, что «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.

Хочется верить, что нас сегодняшний урок не прошёл для вас даром. Вы открыли для себя нового, интересного писателя, и, читая его рассказы, извлечёте из них нравственный урок.

4. Итог урока

Викторина по биографии М. Зощенко.

    1. Годы жизни писателя? (1894 – 1958 г.г.)
    2. Что он закончил? (Санкт-Петербургский университет, юридический факультет, Павловское военное училище)
    3. Кем стал после Февральской революции? (комендантом Главного почтамта и телеграфа)
    4. Когда перешел в литературу? (1902 - 1905)
    5. Продолжите слова Зощенко: «Цель в жизни… (найти призвание)
    6. Чем озабочен человек в рассказах Зощенко? (водопроводом, канализацией, копейками)
    7. Назовите книги рассказов: («Сентиментальные повести», «Письма к читателю», «Возвращенная молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца»)
    8. Творчество каких писателей продолжил Зощенко? (Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова)

5. Домашнее задание: прочитать рассказ


 

Литература 8кл. 03

Литература 8кл. 03

Однако, он не возмущается, замечая, что для больницы это нормальное явление

Однако, он не возмущается, замечая, что для больницы это нормальное явление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020