Милосердие и сострадание
Оценка 5

Милосердие и сострадание

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
8 кл
08.05.2017
Милосердие и сострадание
Муниципальное казённоe образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Курского муниципального района Ставропольского края Тема урока: «Милосердие и сострадание» 8 «А» класс Учитель истории: Клинчаева Марина Оганесовна Цель: формировать у учащихся понятия «милосердие», «сострадание», «доброта» Задачи: 1. Формировать у учащихся духовно - нравственные ценностные ориентации. 2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения, 3. Воспитывать милосердие, доброту, уважительное отношение к людям, сострадание, положительные эмоции. Тип урока: проблемно- диалогический с элементами исследования Ход урока: I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Человеческое милосердие, доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье. По определению В. И. Даля, это “сердце-болие, милосердие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (п/о. о милосердии, о долге, о сострадании) - Верно, ребята, я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге. Тема нашего урока «Милосердие и сострадание» - Давайте разберём по составу слова: милосердие и сострадание. - Как вы понимаете значение слов: "милосердие"? (п/о. милое сердцу, хорошее, доброе) …..«сострадание»?(п/о.со – страдать, сочувствовать, переживать.) …., «долг»?(п/о. обязанность, необходимость.) Учитель: Верно, молодцы. III. Изложение нового материала. Ребята, у каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребенка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни и давайте назовем эту лестницу лестницей желаний. Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение? Создавая ценности, мы все равно отправимся в мир цены: купить краску, кисточку, пленку, фотобумагу. Отправившись в мир цены, надо не забыть вернуться в мир ценностей. В мире цены счастлив не будешь. Роскошь развращает. ЦЕНА ЦЕННОСТЬ Это материальные предметы (шуба, машина) Большинство – это духовные предметы, или материальные предметы, имеющие ценность для человека или общества (воспоминания, фотографии, письма, произведения искусства и т.д.) Существует за пределами человека, независимо от него. Существует в отношении человека к чему-либо. Цена подвергается захвату и насилию. Ценность нельзя захватить. Человек может умереть, но ценности остаются в памяти. Цена исчерпаема. Стареет вещь – цена снижается. Ценность не стареет, она неисчерпаема, не сгорает, не тонет и т.д. При обмене цена сохраняет себя (обмен яблоками – у каждого оказалось опять по одному) При обмене ценность увеличивается (обмен идеями – стало у каждого по две) Цена всегда заменима (товар – товар) Ценность незаменима. 1.Знакомство с легендой. В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились. - Как вы думаете, ребята, многого ли достигла в жизни эта старушка? - Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни? - Каковы были ее жизненные ценности? - Считаете ли вы поступок старушки милосердием? 2.Высказывания мудрых людей гласят: Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм) Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций) Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц) - Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей) 3.Продолжение урока. Учитель: - Ребята, подумайте и ответьте на эти вопросы: 1 – Назовите 5 богатейших людей на планете. 2 – Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира». 3 – Назовите 5 последних лауреатов Нобелевской премии. 4 – Назовите 5 последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль. Не совсем получилось? Трудновато, не так ли? Не беспокойся, никто этого не помнит. Аплодисменты стихают! Призы покрываются пылью! Победителей вскоре забывают. А теперь ответь на эти вопросы: 1 – Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в твое образование. 2– Назовите 3 друзей, которые помогли тебе в трудный час. 3 – Вспомните несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства. 4 – Назовите 5 человек, с которыми тебе нравится проводить время. Осуществимо? Это легче, не так ли? Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов… Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом. Некоторое время назад, на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Они все были физическими или ментальными инвалидами. Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно… Все… Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом, все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Вся толпа встала с мест и зааплодировала. Аплодисменты длились очень долго… Самая важная вещь в этой жизни – это помогать другим побеждать. Даже если это означает что нужно замедлить или изменить собственную гонку. «Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча» Однажды Иисуса Христа спросили: - Какая самая главная заповедь? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине: На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение. Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему. Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. 1ученик: В годы страшной гражданской войны великая русская поэтесса Марина Цветаева написала: «Ненависть, ниц! Сын – раз в крови!». Ниц – слово, родственное словам изнанка и ничком. Выражение «пасть ниц» значит склониться так низко, что не видно уже лица, а виден затылок (изнанка). Пасть ничком или ниц означает выразить крайнюю степень покорности, отказаться от своеволия. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь! Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему. Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!» Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие. Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача? Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу. 2 ученик: В середине 19 века в Москве несколько человек собрались, чтобы обсудить, как они могут помочь заключенным. Среди них был врач и священник. Врач (его звали доктор Гааз) говорил, что условия в тюремных камерах слишком тяжелые. Священник возразил: да, условия тяжелые, но они ведь созданы для преступников, чтобы те постоянно помнили о тяжести своей вины. Врач напомнил, что в тюрьмы порой попадают невинно осужденные люди. Священник опять не согласился: нет, все, кто в тюрьме, сидят там по решению суда, а суд не ошибается! Врач тихим голосом напомнил: Суд не ошибается? А как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом с вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне». Этого священника звали митрополит Филарет. Он святой. Это значит, он умел различать, когда и какие его мысли и чувства были едины с Христом, а когда шли только от него самого и оттого отличались от воли Христа. Когда святой Филарет сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодатное присутствие покинуло его душу. И потому остановился, признался, что Христос в ту минуту покинул его, покаялся и согласился с доктором Гаазом.… А кандалы с узников с той поры сняли. 4. Ребята, а знаете ли вы, что такое милостыня? Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее. Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню, как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», - говорили в старину. Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых. 3 ученик: В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по-прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни. Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним. Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке « Искру Божью». Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным. 5. Групповая работа. Учитель: Ребята, так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей) - Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.) - Какие качества вы выбрали? Почему? - Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»? (Ответы детей) 6. Практические упражнения. Игра «Цветик – Семицветик». Перед вами на партах лепестки от «Цветика – Семицветика» (Лепестки нарисованы на бумаге и лежат на партах) - Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброе. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка. (Дети прикрепляют лепестки к сердцевине, изображенной на рисунке на доске). У нас получился богатый урожай. - А какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе? (Ответы детей) IV. Итог: Ребята, о чём был сегодняшний разговор? (п/о. о добре, о милосердие, о взаимопомощи, о бескорыстной помощи ближнему, о сострадание,…) Я надеюсь, что вы вырастите милосердными, добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия милосердие, человечность, доброта, порядочность всегда будут востребованными. Не забывайте об этом! Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно. Список литературы. 1.Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М: Детская литература,1988. 2.Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики - М: Педагогика,1988. 3. Власов П. А. Благотворительность и милосердие в России. - М.: Статус, 2001. 4. Закон Божий. / Издательское товарищество «Ковчег», 1998 5.Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006. 6.О вере и нравственности по учению православной Церкви. / Издание Московской Патриархии, 1991Цель: формировать у учащихся понятия «милосердие», «сострадание», «доброта» Задачи: 1. Формировать у учащихся духовно - нравственные ценностные ориентации. 2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения, 3. Воспитывать милосердие, доброту, уважительное отношение к людям, сострадание, положительные эмоции. Тип урока: проблемно- диалогический с элементами исследования Ход урока: I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Человеческое милосердие, доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье. По определению В. И. Даля, это “сердце-болие, милосердие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (п/о. о милосердии, о долге, о сострадании) - Верно, ребята, я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге. Тема нашего урока «Милосердие и сострадание» - Давайте разберём по составу слова: милосердие и сострадание. - Как вы понимаете значение слов: "милосердие"? (п/о. милое сердцу, хорошее, доброе) …..«сострадание»?(п/о.со – страдать, сочувствовать, переживать.) …., «долг»?(п/о. обязанность, необходимость.) Учитель: Верно, молодцы. III. Изложение нового материала. Ребята, у каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребенка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни и давайте назовем эту лестницу лестницей желаний. Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение? Создавая ценности, мы все равно отправимся в мир цены: купить краску, кисточку, пленку, фотобумагу. Отправившись в мир цены, надо не забыть вернуться в мир ценностей. В мире цены счастлив не будешь. Роскошь развращает. ЦЕНА ЦЕННОСТЬ Это материальные предметы (шуба, машина) Большинство – это духовные предметы, или материальные предметы, имеющие ценность для человека или общества (воспоминания, фотографии, письма, произведения искусства и т.д.) Существует за пределами человека, независимо от него. Существует в отношении человека к чему-либо. Цена подвергается захвату и насилию. Ценность нельзя захватить. Человек может умереть, но ценности остаются в памяти. Цена исчерпаема. Стареет вещь – цена снижается. Ценность не стареет, она неисчерпаема, не сгорает, не тонет и т.д. При обмене цена сохраняет себя (обмен яблоками – у каждого оказалось опять по одному) При обмене ценность увеличивается (обмен идеями – стало у каждого по две) Цена всегда заменима (товар – товар) Ценность незаменима.
3 урок Милосердие на конкурс.doc
Муниципальное казённоe образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 5  Курского муниципального района  Ставропольского края                                                                                                                                                                            Тема урока: «Милосердие и сострадание» 8 «А» класс Учитель истории: Клинчаева Марина  Оганесовна Цель: формировать  у учащихся понятия «милосердие», «сострадание», «доброта» Задачи: 1. Формировать у учащихся духовно ­ нравственные ценностные ориентации. 2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку  зрения, способность формирования нравственного суждения,  3. Воспитывать милосердие, доброту, уважительное отношение к людям, сострадание,  положительные эмоции. Тип урока: проблемно­ диалогический с элементами исследования Ход урока:       I. Организационный момент.      II. Вступительное слово учителя.      Человеческое милосердие, доброта, умение  радоваться и переживать за других  людей создают     основу   человеческого     счастья.   Стараясь   о   счастье   других,   мы   находим   своё собственное   счастье.  По   определению   В.   И.   Даля,   это   “сердце­болие,     милосердие, сочувствие,   любовь   на   деле,   готовность   делать   добро   всякому,   жалостливость, мягкосердечность".      ­ Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (п/о. о милосердии, о долге, о сострадании)    ­  Верно, ребята, я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге.    Тема нашего урока «Милосердие и сострадание»           ­ Давайте разберём по составу слова: милосердие и  сострадание.                     ­ Как вы понимаете значение слов: "милосердие"?  (п/о. милое сердцу, хорошее, доброе) …..«сострадание»?(п/о.со – страдать, сочувствовать, переживать.) …., «долг»?(п/о. обязанность, необходимость.)   Учитель: Верно, молодцы.       III. Изложение нового материала.                  Ребята, у каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребенка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем­то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.           Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или  маленькая, из  каких  ступенек она будет состоять. Вы  можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни и давайте назовем эту лестницу лестницей желаний.                Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться   и   даже   упасть.   В   жизни   тоже   бывает   всякое:   нас   сопровождают   болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя   по   отношению   к  другим   людям,   которые   идут   вместе   с   нами   по  лестнице:   будем толкаться, переступать через кого­то, пропускать вперед, идти рядом.         Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение? Создавая     ценности,   мы     все   равно   отправимся   в   мир   цены:   купить   краску,   кисточку, пленку, фотобумагу. Отправившись в мир цены, надо не забыть вернуться в мир ценностей. В мире цены счастлив не будешь. Роскошь развращает.  ЦЕНА ЦЕННОСТЬ  Это материальные предметы (шуба, машина)   Большинство – это духовные предметы, или  материальные предметы, имеющие ценность  для человека или общества (воспоминания,  фотографии, письма, произведения искусства и т.д.)   Существует в отношении человека к чему­ либо.   Ценность нельзя захватить.  Человек может умереть, но ценности  остаются в памяти.   Ценность не стареет, она неисчерпаема, не  сгорает, не тонет и т.д.  При обмене ценность увеличивается (обмен  идеями – стало у каждого по две) Ценность незаменима.  Существует за пределами человека,  независимо от него.  Цена подвергается захвату и насилию.   Цена исчерпаема.  Стареет вещь – цена снижается.  При обмене цена сохраняет себя (обмен  яблоками – у каждого оказалось опять по  одному) Цена всегда заменима (товар – товар) 1.Знакомство с легендой.   В   одной   из   стран,   неважно   в   какой,   жила   одна   старушка.   Многие   годы   она   ходила   с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.  ­ Как вы думаете, ребята, многого ли достигла в жизни эта старушка?  ­ Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?  ­ Каковы были ее жизненные ценности? ­ Считаете ли вы поступок старушки милосердием?       2.Высказывания мудрых людей гласят:  Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)  Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)  Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц) ­  Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей)     3.Продолжение урока.        Учитель: ­ Ребята,  подумайте и ответьте на эти вопросы:  1 – Назовите 5 богатейших людей на планете. 2 – Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира». 3 – Назовите 5 последних лауреатов Нобелевской премии. 4 – Назовите 5 последних лауреатов кино­премии «Оскар» за лучшую роль.   Не совсем получилось? Трудновато, не так ли?  Не совсем получилось? Трудновато, не так ли?  Не беспокойся, никто этого не помнит. Не беспокойся, никто этого не помнит. Аплодисменты стихают!  Аплодисменты стихают!  Призы покрываются пылью! Призы покрываются пылью! Победителей вскоре забывают. Победителей вскоре забывают. А теперь ответь на эти вопросы: 1 –  Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в твое образование. 2–   Назовите   3   –   Вспомните     3   друзей,   несколько       которые   помогли   тебе   в   трудный   час.   вызвали   у   тебя   особые   чувства.   человек,   которые   4 –  Назовите  5 человек,  с которыми  тебе нравится проводить время. Осуществимо? Это легче, не так ли? Люди, которые что­то значат в твоей жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов… Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.         Некоторое время назад, на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов стояли на  старте 100­ метровой   беговой   дорожки.   Они   все   были   физическими   или   ментальными   инвалидами. Прозвучал   выстрел,   и   начался   забег.   Не   все   бежали,   но   все   хотели   принять   участие   и победить.   Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно… Все… Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила:  «Теперь тебе  лучше?» Потом, все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Вся толпа встала с мест и зааплодировала. Аплодисменты длились очень долго… Самая важная вещь в этой жизни – это помогать  другим  побеждать. Даже если это  означает что нужно замедлить или изменить собственную гонку. «Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча»      Однажды Иисуса Христа спросили: ­ Какая самая  главная заповедь? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:   На некоего   человека   напали   разбойники,   избили   его   и   ограбили.   Прохожие   остались прохожими.   Они   проходили   мимо.   Каждый   из   них   при   виде   окровавленного   человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил.   Но   один   приезжий   человек,   который   даже   не   очень   правильно   говорил   на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу  и оплатил его лечение. Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.   Притча Христа означает:   ближний   –   тот,   кто   не   оставит   тебя   в   беде.   И   еще  ближний ­ это  тот, кто нуждается в твоей помощи.             1ученик: В годы страшной гражданской войны великая русская поэтесса Марина Цветаева написала:   «Ненависть, ниц! Сын – раз  в крови!». Ниц – слово, родственное словам изнанка и ничком. Выражение «пасть ниц» значит склониться так низко, что не видно уже лица, а виден затылок (изнанка). Пасть ничком или ниц означает выразить крайнюю степень покорности, отказаться от своеволия.   Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть  обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!  Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все  равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему.   Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!» Милосердное   прощение   выше   и   благороднее,   чем   справедливое   возмездие. Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто­то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время ­ и этот кто­то сам смешно растянулся на брошенной кем­ то   банановой   шкурке.   Да   так   сильно,   что   повредил   ногу   и   самостоятельно   не   смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача? Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это  –  самый  высокий   из   призывов  Иисуса  Христа:  «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.  2   ученик:  В   середине   19   века   в   Москве   несколько   человек   собрались,   чтобы обсудить, как они могут помочь заключенным. Среди них был врач и священник. Врач (его звали доктор Гааз) говорил, что условия в тюремных камерах слишком тяжелые. Священник возразил: да, условия тяжелые, но они ведь созданы для преступников, чтобы те постоянно помнили о тяжести своей вины. Врач напомнил, что в тюрьмы порой попадают невинно осужденные люди. Священник опять не согласился: нет, все, кто в тюрьме, сидят там по решению суда, а суд не ошибается! Врач тихим голосом напомнил: Суд не ошибается? А как же   невинно   осужденный   Иисус?   О   нем   Вы   забыли?..   Священник   замолчал.   А   потом   с вздохом  сказал:  «Доктор, Вы  неправы.  Когда  я   сказал  эту  глупость,  это  не  я забыл   о Христе.   В   ту   минуту   Христос   забыл   обо   мне».     Этого   священника   звали   митрополит Филарет. Он святой. Это значит, он умел различать, когда и какие его мысли и чувства были едины с Христом, а когда шли только от него самого и оттого отличались от воли Христа. Когда   святой   Филарет   сказал   немилосердные   слова   –   он   ощутил,   что   благодатное присутствие   покинуло   его   душу.   И   потому   остановился,   признался,   что   Христос   в   ту минуту покинул его, покаялся и согласился  с доктором Гаазом.… А кандалы с узников с той поры сняли.        4. Ребята, а знаете ли вы, что такое  милостыня?             Одно из дел милосердия ­ милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог,   получил   лишь   десятую   часть   добра,   произведенного   твоим   добрым   поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.  Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню, как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит,   что   непросто   решить,   какая   из   этих   рук   несла   больше   добра.   Благотворитель воочию   видел   людскую   нужду,   которую   он   облегчал,   и   его   сердце   смягчалось.   А получивший   милостыню   знал,   за   кого   молиться.   «Нищий   богатым   питается,   а   богатый молитвой   нищего   спасается»,   ­   говорили   в   старину.   Эта   ежедневная,   молчаливая, тысячерукая   милостыня   ежедневно   вливала   потоки   добра   в   людские   отношения.   Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых. 3 ученик:  В   конце   16   века   в   Муроме   в   знатной   дворянской   семье   жила   святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по­прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно,  вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.  Святой   Иоанн   Златоуст   часто   напоминал,   что   Христос   не   требовал   от   своих учеников никаких  великих  подвигов  и чудес. Бог ждал  и  ждет от людей  прежде  всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним.  Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке « Искру Божью».           Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например,   ухаживать   за   больными   или   младшими,   бескорыстно   предлагать   свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.         5. Групповая работа.          Учитель:  Ребята, так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к  другим людям? (Ответы детей) ­ Выберите  те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.) ­ Какие качества вы выбрали? Почему? ­   Почему   оставили   карточки   со   словами   «злоба,   хвастовство,   равнодушие,   эгоизм»? (Ответы детей)        6. Практические упражнения.         Игра «Цветик – Семицветик». Перед вами на партах лепестки от «Цветика – Семицветика»            (Лепестки нарисованы на бумаге и лежат на партах) ­ Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброе. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка. (Дети  прикрепляют лепестки к сердцевине, изображенной на рисунке на доске).   У нас получился богатый урожай.  ­ А  какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе? (Ответы детей)          IV. Итог:  Ребята, о чём был сегодняшний разговор? (п/о.   о добре, о милосердие, о взаимопомощи, о бескорыстной помощи ближнему, о  сострадание,…)      Я надеюсь, что вы вырастите милосердными, добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные   нравственные   понятия   милосердие,   человечность,   доброта,   порядочность   всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!     Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь,   но   не   гордитесь   этим,   радуйтесь   сами,   радуйте   других,   будьте   искренны   и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно.    Список   литературы. 1.Аникин В.П.  К мудрости ступенька. ­ М: Детская литература,1988. 2.Васильцова З.П.  Мудрые заповеди народной педагогики  ­ М: Педагогика,1988.  3. Власов П. А. Благотворительность и милосердие в России. ­ М.: Статус, 2001.  4. Закон Божий. / Издательское товарищество «Ковчег», 1998  5.Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.  6.О вере и нравственности по учению православной Церкви. / Издание Московской  Патриархии, 1991

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017