Мини-музей в ДОУ

  • docx
  • 12.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педагогический аукцион МИНИ-МУЗЕЙ.docx

Дата проведения: 08.10.2025

 

Текст выступления на педагогическом аукционе

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

 

Мини-музей

 

Подготовили:

К. С. Цокур, воспитатель

Т. А. Васильева, воспитатель

О.М.Агафонова,

воспитатель

 

Что такое музей, мы все это знаем. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

Основной целью при создании мини-музея в ДОУ - приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы.

Цели и задачи мини-музея:

1. Обогащение предметно-развивающей среды.

2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8. Воспитание активной жизненной позиции.

При создании мини-музея выделяют такие педагогические функции, как:

- образовательная (развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации);

- развивающая (активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства);

- просветительская (формирование умений и навыков);

- воспитательная (формирование личностных качеств);

Направления в воспитании, которые реализуются через мини-музей:

·                    Мини-музей помогает сформировать у дошкольников любовь к Родине, уважительное отношение к её истории и традициям, культурным особенностям и национальным ценностям.

·                    Мини-музей способствует развитию у детей уважительного отношения к своему и чужому труду, трудовой деятельности и основ её формирования.

·                    Музеи формируются путём совместной работы детей с воспитателями, а иногда к этому процессу привлекаются и родители.

·                    Укрепляются взаимоотношения между дошкольниками и воспитанниками.

Некоторые ценности, которые можно реализовать через создание мини-музея:

·                    Приобщение к мировой культуре и общечеловеческим ценностям. Это происходит через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.

·                    Развитие способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию.

·                    Формирование уважения к другим культурам.

·                    Развитие способности и потребности самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Метод системного подхода (системного оператора) в работе мини-музея

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использованию метода системного подхода. Несмотря на сложную терминологию данный метод вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.

Выделяют следующие принципы организации мини-музея, которые представлены на слайде.

Принципы организации мини – музея:

1. Принцип интеграции.

Мини – музей создается с учетом содержания образовательной программы ДОУ и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Содержание мини – музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Мини – музей способствует реализации интегрированного подхода в образовательной деятельности.

2. Принцип деятельности и интерактивности.

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини – музей должен предоставлять возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини – музее.

Необходимо выделить уголок для самостоятельной деятельности ребенка: в мини – музее народных промыслов ребенок должен иметь возможность по собственному желанию сделать «старинную» игрушку, посуду, расписать народной росписью картинку или предмет утвари; в мини – музее воздуха – провести элементарные опыты, поиграть со свистульками и вертушками; в мини – музее хлеба – слепить изделие; в музее природы – изготовить поделку из природного материала; в мини – музее народной куклы – сделать куклу из предложенного материла и т.д.

3. Принцип научности.

Экспонаты мини – музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне.

4. Принцип природосообразности.

При организации мини – музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, создавать условия для раскрытия их личностного потенциала.

5. Принцип культуросообразности.

Мини – музей приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

6. Принцип гуманизации.

Мини – музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, на индивидуально – ориентированный подход в образовании.

7. Принципы динамичности и вариативности.

Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини – музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности.

8. Принцип разнообразия.

Независимо от темы мини – музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам. Экспонаты мини – музея отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

9. Принцип экологичности.

В экспозиции мини – музея должны преобладать экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Весь материал должен быть чистым (даже если он бросовый).

10. Принцип безопасности.

Оформление мини – музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини - музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны знать, что заниматься самостоятельно в мини – музее они могут только с доступными для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.д.

11. Принципы глобализма и регионализма.

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.

12. Принцип креативности.

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини – музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

13. Принцип непрерывности.

Мини - музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.

14. Принцип партнерства.

Мини – музей – это результат сотрудничества взрослых и детей.

Виды мини – музеев в ДОУ.

1. Мини – музеи природы.

- экологические мини – музеи (мини – музей моря, подводного мира, леса);

- палеонтологические мини – музеи (мини – музей истории планеты и природы);

- мини – музеи астрономии (мини – музей космоса);

- музеи отдельных компонентов природы (мини - музей солнца, мини – музей «Волшебница – вода» и др.);

- мини – музеи живой природы (мини – музей насекомых, домашних животных, диких животных, мини – музей «Буренушка», мини – музей «Курочка Рябушка», мини – музей овечки).

2. Мини – музеи народной культуры.

3. Исторические мини – музеи.

- мини – музей, посвященный истории страны;

- мини – музей, посвященный определенному историческому событию;

- мини – музей, посвященный истории родного края;

- мини – музей, посвященный истории детского сада;

- мини – музей, посвященный истории одного предмета (мини – музей часов, мини – музей новогодних игрушек, мини – музей игрушечных солдатиков, мини – музей кукол, мини – музей хлеба, мини – музей «Куклы наших бабушек»)

- мини – музей государственной символики.

4. Литературные мини – музеи.

- музей сказки;

- мини – музей любимой сказки;

- мини – музей писателя (поэта);

- мини – музей книги;

- мини – музей сказочных персонажей;

- мини – музей научной книги;

- мини – музей букваря (азбуки);

- мини – музей букв и цифр.

5. Мини – музеи искусства.

- мини – музеи художественного творчества;

- мини – музей декоративно – прикладного искусства;

- музыкальный мини – музей (музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов);

- мини – музей театрального искусства (мини – музей театра; театрального костюма; театральных кукол).

Этапы создания мини – музея.

1. Подготовительный этап.

Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.

Мини – музей должен содержать разделы:

1) история темы,

2) настоящее темы,

3) результаты детского творчества по теме,

4) уголок самостоятельной деятельности детей (материалы для самостоятельной творческой деятельности; раскраски по теме; дидактические игры; загадки; ребусы; головоломки и др.).

Выбор темы:

- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;

- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;

- тема определяется спонтанно по инициативе детей. Например, кто – нибудь из детей задает вопрос: «Откуда берется хлеб?», для ответа на этот вопрос и создается мини – музей хлеба.

Когда тема мини – музея определена необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.

На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Можно провести акцию среди родителей по оформлению сообщения о тех музеях, которые они посещали.

2. Практический этап.

Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.

Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.).

По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми). 

Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).

Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее. 

Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини – музея могут периодически появляться различные «секретики» - задания, необычные экспонаты, сюрпризы, игры (сюжетно - ролевыми, играми – драматизациями, дидактическими, лото и т.д.)

3. Заключительный (обобщающий) этап.

Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии.

Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:

- беседы;

- рассказ педагога;

- «беседы – пятиминутки» (короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько подтем);

- дидактические игры;

- викторины;

- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;

- игры – экспериментирования;

- чтение и обсуждение произведений;

- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);

-упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;

- экскурсии по мини – музею;

- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;

- вечера загадок;

- народные праздники;

- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;

- музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);

-занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;

-«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные);

- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Это позволяет всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной.

Пример мини-музея

Допустим, в группе решено создать мини – музей чашки.

1. Система – чашка. В мини – музее изображение чашки может стать композиционным центром, сразу привлекающим к себе внимание. (панно с аппликацией из бумаги, ткани и других материалов). Подойдет и большая чашка из папье – маше. Таким образом мы выделяем главного «героя» музея – чашку.

2. Надсистема. Чашка – часть сервиза. Значит, в мини – музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный сервиз. Здесь же могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы – в гостиной комнате, на полках красивого серванта. Уникальные, редкие чашки хранятся в музейных витринах за стеклом).

3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит чашка. Этот раздел может быть представлен коллекцией чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек, округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т.д.

4. Система в прошлом. В этом разделе можно рассмотреть прошлое чашки по двум позициям.

Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть представлены в прозрачных пластиковых емкостях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.

История возникновения чашки: иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды. Первобытно – общинный – глиняная посуда, древние славяне – деревянные кубки. Племена других народностей – раковины, рога животных и т.д.

5. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты.

Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора о правилах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том, каких мер предосторожности требуют чашки, изготовленные из разных материалов, показать способы починки испорченной вещи либо варианты ее вторичного использования. Например, треснутые глиняные чашки могут служить вазой для сухих цветочных композиций, а из осколков толстых фарфоровых чашек нередко составляют мозаичную композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.

В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки.

Таким образом, при создании мини – музея очень удобно применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини – музей и есть видоизмененная, объемная таблица системного оператора.

 


 

Скачано с www.znanio.ru