Ход урока.
Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока.
Что вы видите на двух изображениях? (моря) (изображение на слайде 1)
Правильно. Ребята перед вами картины И.К. Айвазовского.(«Утро на море», «Девятый вал»).
А какие природные явления на них изображены? (на 1 картине- штиль и на 2 картине -буря или шторм)
Давайте продолжим сравнение морей на двух картинах и назовите мне как можно больше эпитетов, характеризующих море. Эпитет — это художественное определение, которое подчёркивает характерную черту чего либо, делая описание более ярким.
Давайте каждый из вас поочередно назовет хотя бы по одному эпитету. Начнем с первой картины.
1 картина: теплое, ласковое, прозрачное, синее, мягкое и гладкое, спокойное, чистое,
2 картина: холодное, штормовое, бушующие, безбрежные просторы, зеленое, тревожное, темное, глубокое, страшное, угрожающее, величественное.
Хорошо ребята, молодцы.
Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. Живописцы, мастера пейзажей вдохновлялись прекрасными морскими видами и переносили свои эмоции от увиденного на холсты.
Как вы уже поняли мы будим изучать сегодня на уроке?
Правильно- моря. Но делать мы это будем в необычном формате. Сегодня за время урока мы, а точнее вы должны сделать мини проект на тему «Наши моря»
Слайд 2
Давайте посмотрим план, по которому мы будем работать сегодня
1. Найти и изучить материал о морях
2. Оформить проект т.е. заполнить текст с пропущенными словами, нанести на контурную карту географические объекты и нарисовать рисунок на тему: «Море»
3. Защита проекта
Прежде чем приступить к нашему проекту, давайте вспомним, что называют морем?
Море – это часть океана отделенная от него островами и полуостровами.
Моря в жизни человека испокон веков играли огромную роль. С древности многие государства возникали на берегах морей. С ними связаны многие исторические события.
Например: Вам известно, что Пётр I стремился получить выход к морям. Кстати к каким?
На Чёрном море Пётр I пытался получить выход через Азовские походы (1695 и 1696 годы). Однако в русско-турецкую войну (Прутский поход) Азов был возвращён Турции.
На Балтийском море Пётр I стремился получить выход через Северную войну со Швецией (1700–1721). В результате к России был получен выход к Балтике, основан Санкт-Петербург и присоединены некоторые регионы Прибалтики.
В Каспийском море в результате Каспийского (Персидского) похода (1722–1723 годов) к России были присоединены части Западного и Южного побережья Каспия.
- в результате «Северной войны» против шведов, одной из сильнейшей армий того времени и победив в ней удалось закрепиться у берегов р. Невы, и там же построив новую столицу. Какую?
- Еще одно море у берегов которого удалось закрепиться – это Каспийское море, в результате Персидского похода. Но сегодня мы его изучать не будем так как по определению мы знаем что это не море ,а озеро.
- кстати и к черному морю он тоже стремился, но походы против Турции были не совсем удачные.
А как вы думаете для чего он стремился к морям? (Для развития торговли со странами Европы и развития морского флота, без него и связей с другими государствами Россия не могла считать себя крупной державой.)
Т.о. вы видите, что моря всегда были важны для людей.
Теперь непосредственно переходим к нашему проекту.
Слайд 3.
Учитель. Давайте посмотрим на физ. Карту России и назовем какие океаны нас окружают?
наши
моря относятся к трем этим океанам.
Чтобы изучить наши моря мы с вами разделились на три группы. И так работаем парами (группами) с помощью различных источников: физ. карты и интернета выполняем задания на листах, которые я вам раздаю и таким образом знакомимся с особенностями наших морей.
1 пара
К Северному Ледовитому океану относятся ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________моря. Благодаря теплому Северо-Атлантическому течению из всех перечисленных морей не замерзает только ______________________. На шельфе морей Северного Ледовитого океана находятся огромные запасы__________________ и ____________. Моря, относящиеся к Северному Ледовитому океану, имеют большое транспортное значение. Здесь проходит Северный морской путь, который в будущем будет играть огромную роль в транспортировке грузов из Европы в Азию. По нему находятся такие морские порты как________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. В данных морях фауна разнообразна, здесь обитают такие животные как____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. В морях Северного Ледовитого океана расположены ряд островов___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание: в тексте вставить пропущенные слова
Задание: нанести на контурную карту все географические объекты из текста.
Задание: это задание даст себя почувствовать художником. Вы должны нарисовать рисунок на тему: «Море».
Задание: из предложенных картинок выберите нужные и наклейте их на контурную карту. (используйте карту в атласе на стр. 30 и интернет)
Какой вывод можно сделать про наши моря и в целом про Россию
2 пара
К Атлантическому океану относятся ___________________________________________________________моря. Из всех перечисленных _________________море является самым мелким в мире и самым теплым в России. В июле — августе температура воды здесь достигает 30 и даже 32 градусов. А максимальная глубина не превышает 13,5 метров.Все моря Атлантического океана привлекают множество туристов, но самое посещаемое _________________. По данным на 2024 год его посетили около 15 млн. человек. Все моря являются внутриконтинентальными т.е. глубоко вдаются в сушу. Моря, имеют большое транспортное значение.Здесь находятся такие морские порты как________________________________________________________________________. В данных морях обитают такие животные как________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание: в тексте вставить пропущенные слова
Задание: нанести на контурную карту все географические объекты из текста.
Задание: это задание даст себя почувствовать художником. Вы должны нарисовать рисунок на тему: «Море».
Задание: из предложенных картинок выберите нужные и наклейте их на контурную карту. (используйте карту в атласе на стр. 30 и интернет)
Какой вывод можно сделать про наши моря и в целом про Россию
3 пара
К Тихому океану относятся _______________________________________________моря. Из всех перечисленных _____________________является самым глубоким и большим в России. Его максимальная глубина 4151 метр. ___________________море является лидером по вылову рыбы. Также в нем имеются большие запасы нефти и газа. Моря, относящиеся к Тихому океану, имеют большое транспортное значение. Здесь находятся такие морские порты как_______________________________________________________. В данных морях обитают такие животные как________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. В морях Тихого океана расположены ряд островов____________________________________________________________________.
Задание: в тексте вставить пропущенные слова.
Задание: нанести на контурную карту все географические объекты из текста.
Задание: это задание даст себя почувствовать художником. Вы должны нарисовать рисунок на тему: «Море».
Задание: из предложенных картинок выберите нужные и наклейте их на контурную карту. (используйте карту в атласе на стр. 30 и интернет)
Какой вывод можно сделать про наши моря и в целом про Россию
Дети защищают проекты.
Какой вывод можно сделать про наши моря и в целом про Россию
( со времен Петра 1 и по сегодняшний день Россия является одной из крупнейших великих морских держав)
__________________________________________________________________________
Итог:
Ребята наш урок подошел к концу, вы прекрасно справились с постеленной задачей перед вами т.е. выполнили наш проект, таким образом узнали о наших морях и о их роли для нашей великой страны.
Оценочный момент
Домашнее задание:
Нам ребята очень сильно повезло, что мы живем на берегу Черного моря. Наверняка вам известно очень много о нем. Выполнив дома домашнее задание проверите так ли это. А нужно будет прочитать сказку и найти ошибки (или неточности) в данном тексте и объясните их.
Анцитрус (сказка)
Жил - был в Черном море конек, которого звали Анцитрус. Он был весельчаком и выдумщиком. “Фантазер!” -так его называла мама. Жил он в красивых коралловых рифах, где ему было очень удобно.
Однажды Анцитрус поплыл погулять. Особенно любил кататься в водах течения Гольфстрим, которое само несло его вперед. А еще любил опускаться на большую глубину. Вот плывет он, рассматривает скалистое дно моря, по сторонам поглядывает. Чисто, свежо и светло, хорошо!
Конек и не заметил, что оказался в очень темном месте. Ему стало очень страшно. Анцитрус задрожал всем своим небольшим тельцем, когда вдруг увидел впереди себя огромного осьминога. Вирус - так его называли морские жители между собой - славился очень дурным характером.
Осьминог стал медленно приближаться к коньку, который успел спрятаться в густых зарослях морских водорослей и зажмурил от страха глаза. Вирус нагнулся над Анцитрусом и вдруг произнес очень вежливым голосом: “Пожалуйста, морской конек, вытащи из моей ноги-щупальца морского ежа”. Анцитрус ему помог. Осьминог поблагодарил и заплыл к себе в нору.
А конек вернулся домой. Кому бы он ни рассказывал, что с ним приключилось, ему никто не верил. А его соседи, морской омар и хозяин местных вод –рапана так и сказали ему: “Врун!”
Примерные ответы учащихся:
«Если ученик в школе не научился сам
ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
Л.Н. Толстой
Поэтому желаю вам пока учитесь в школе учитесь творить, чтобы в дальнейшем в жизни не подрожать другим.
1 группа
К Северному Ледовитому океану относятся ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________моря. Благодаря теплому Северо-Атлантическому течению из всех перечисленных морей не замерзает только ______________________. На шельфе морей Северного Ледовитого океана находятся огромные запасы__________________ и ____________. Моря, относящиеся к Северному Ледовитому океану, имеют большое транспортное значение. Здесь проходит Северный морской путь, который в будущем будет играть огромную роль в транспортировке грузов из Европы в Азию. По нему находятся такие морские порты как________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. В данных морях фауна разнообразна, здесь обитают такие животные как____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. В морях Северного Ледовитого океана расположены ряд островов___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание: в тексте вставить пропущенные слова
Задание: нанести на контурную карту все географические объекты из текста.
Задание: это задание даст себя почувствовать художником. Вы должны нарисовать рисунок на тему: «Море».
Задание: из предложенных картинок выберите нужные и наклейте их на контурную карту. (используйте карту в атласе на стр. 30 и интернет)
Какой вывод можно сделать про наши моря и в целом про Россию.
2 группа
К Атлантическому океану относятся ___________________________________________________________моря. Из всех перечисленных _________________море является самым мелким в мире и самым теплым в России. В июле — августе температура воды здесь достигает 30 и даже 32 градусов. А максимальная глубина не превышает 13,5 метров. Все моря Атлантического океана привлекают множество туристов, но самое посещаемое _________________. По данным на 2024 год его посетили около 15 млн. человек. Все моря являются внутриконтинентальными т.е. глубоко вдаются в сушу. Моря, имеют большое транспортное значение. Здесь находятся такие морские порты как________________________________________________________________________. В данных морях обитают такие животные как________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание: в тексте вставить пропущенные слова
Задание: нанести на контурную карту все географические объекты из текста.
Задание: это задание даст себя почувствовать художником. Вы должны нарисовать рисунок на тему: «Море».
Задание: из предложенных картинок выберите нужные и наклейте их на контурную карту. (используйте карту в атласе на стр. 30 и интернет)
Какой вывод можно сделать про наши моря и в целом про Россию
3 группа
К Тихому океану относятся _______________________________________________моря. Из всех перечисленных _____________________является самым глубоким и большим в России. Его максимальная глубина 4151 метр. ___________________море является лидером по вылову рыбы. Также в нем имеются большие запасы нефти и газа. Моря, относящиеся к Тихому океану, имеют большое транспортное значение. Здесь находятся такие морские порты как_______________________________________________________. В данных морях обитают такие животные как________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. В морях Тихого океана расположены ряд островов____________________________________________________________________.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание: в тексте вставить пропущенные слова.
Задание: нанести на контурную карту все географические объекты из текста.
Задание: это задание даст себя почувствовать художником. Вы должны нарисовать рисунок на тему: «Море».
Задание: из предложенных картинок выберите нужные и наклейте их на контурную карту. (используйте карту в атласе на стр. 30 и интернет)
Какой вывод можно сделать про наши моря и в целом про Россию
Домашнее задание:
Нам ребята очень сильно повезло, что мы живем на берегу Черного моря. Наверняка вам известно очень много о нем. Выполнив дома домашнее задание проверите так ли это. А нужно будет прочитать сказку и найти ошибки (или неточности) в данном тексте и объясните их.
Анцитрус (сказка)
Жил - был в Черном море конек, которого звали Анцитрус. Он был весельчаком и выдумщиком. “Фантазер!” -так его называла мама. Жил он в красивых коралловых рифах, где ему было очень удобно.
Однажды Анцитрус поплыл погулять. Особенно любил кататься в водах течения Гольфстрим, которое само несло его вперед. А еще любил опускаться на большую глубину. Вот плывет он, рассматривает скалистое дно моря, по сторонам поглядывает. Чисто, свежо и светло, хорошо!
Конек и не заметил, что оказался в очень темном месте. Ему стало очень страшно. Анцитрус задрожал всем своим небольшим тельцем, когда вдруг увидел впереди себя огромного осьминога. Вирус - так его называли морские жители между собой - славился очень дурным характером.
Осьминог стал медленно приближаться к коньку, который успел спрятаться в густых зарослях морских водорослей и зажмурил от страха глаза. Вирус нагнулся над Анцитрусом и вдруг произнес очень вежливым голосом: “Пожалуйста, морской конек, вытащи из моей ноги-щупальца морского ежа”. Анцитрус ему помог. Осьминог поблагодарил и заплыл к себе в нору.
А конек вернулся домой. Кому бы он ни рассказывал, что с ним приключилось, ему никто не верил. А его соседи, морской омар и хозяин местных вод –рапана так и сказали ему: “Врун!”
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.