Минутка чистописания в 1 классе
Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных
задач начальной школы. Каллиграфически правильное письмо содействует
эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности,
сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы.
От того, какие навыки заложены в самом начале обучения, будет зависеть
дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность,
так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.
Надо отметить, что особое место и важная роль отводится обучению детей письму
в 1 классе. Именно на первой ступени обучения учитель закладывает основы для
развития каллиграфического навыка. Минутки по чистописанию проводятся после
окончания работы по букварю. Их целью является закрепления правильной формы
букв, их соединения в слове, соблюдение наклона, высоты, четкое безотрывное
письмо.
Каждый урок грамоты начинаю с минутки чистописания. В третьей четверти я
проводила письмо строчных букв, их соединений с другими буквами, а в
четвертой четверти упражняла первоклассников в написании заглавных букв и их
соединений.
Все буквы (строчные и заглавные) разделены на группы, сходные по написанию, в
порядке усложнения начертания:
Строчные буквы
• и, ш, л, м, я, ц, щ, й
• г, п, т, р, к, н
• о, а, б, ф, ю
• с, э, х, ж
• у, з, д, е, в,
• ч, ы, ъ, ь
Заглавные буквы
• И, Ш, Щ, Ц, Ч
• Г, П, Т, Р, У, Д, Ф
• Л, М, А, Я
• О, С, Э, Х, Ж
• Н, Ю, К, Б, В
• Е, З
После прописывания букв предлагаю списывание слогов, слов или предложений,
где встречаются эти буквы. Можно прописывать чистоговорки, пословицы,
подбирать словарные слова. Это дает возможность проверить, как вырабатываются
у учащихся навыки правильного написания данных букв и правильное соединение с
другими, плавность и равномерность письма. Если первоклассники плохо усвоили
написание каких-то букв и их соединение, то я провожу повторение.
Слова и предложения к минутке чистописания могут иметь тематическую
направленность: географические названия нашей страны, названия рек, озер,
городов,
имена людей, клички животных, словарные слова. Все минутки чистописания тесно
связаны с уроками русского языка. Слова и предложения подбираю такие, чтобы в
них были орфограммы, изучаемые в 1 классе. Особое внимание уделяю в словах
ударению, ударным и безударным слогам и гласным в словах. В конце четверти
даю контрольное списывание текстов.
Объем каждой работы – 2 строки. Думаю, что минутки чистописания помогут учителям
в планировании уроков и формированию навыка правильного письма.
В статье в качестве примеров приводятся некоторые упражнения, которые
знакомят с особенностями группировки букв, последовательностью отработки их
начертания, структурой занятия.
• ш щ ш щ ша ща шу щу
Шура ловит щуку.
• и й и й и й ой ей ай
Мой руки перед едой.
• е е е е е е ел ен ед
Мало хотеть, надо уметь.
• В Вв В Вв В Вв
Воробей, ворона, ворота.
Абенова С.Е.
учитель начальных классов
СОШ № 100 г.Караганды
Источник: http://Журналы начальной школы; http://www.nachalka.com/
|