«Мир глазами современного подростка»
Конспект урока внеклассного чтения в 9 классе
(по рассказу А.Геласимова «Нежный возраст»).
Пояснительная записка.
Занятие «Мир глазами современного подростка» изучается в 9 классе по авторскому проекту «Сею разумное, доброе, вечное» (Гипотеза: предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слов «нравственность», «духовность» призвана как семья, так и образовательные учреждения, поскольку детство, юность – самая благодатная пора для воспитания. Огромная роль в этом, несомненно, принадлежит учителю русского языка и литературы. Если данную работу вести, опираясь на систему, то можно предположить, что через совместную деятельность между педагогом и учащимися у школьников будут сформированы такие качества личности, как уважение, любовь к ближнему). Рассказ ещё не прочитан учениками, это способ привлечь внимание школьников к автору и его произведениям. Цели занятия:
1. Формирование основ позитивного отношения подростков к жизни, формирование добрых человеческих чувств в условиях современного общества.
2. Предупреждение негативного отношения к себе, своему внутреннему миру сверстникам и взрослым.
3. Привлечь внимание школьников к современной литературе нравственно-духовной направленности (У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром. В.Распутин).
Тип урока: комбинированный.
В ходе работы используются элементы проблемного обучения, моделирования ситуации.
Данный урок построен с позиции деятельностного подхода, что является необходимым условием современного образования.
Оборудование: проектор, раздаточные материалы.
Предполагаемые результаты урока:
Предметные: формирование интереса к творчеству А.Геласимова.
Метапредметные: развить способности слушать собеседника, развивать диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование основ позитивного отношения подростков к жизни, формирование добрых человеческих чувств в условиях современного общества.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предполагаемые результаты |
оборудование |
Организационный
|
приветствие |
|
настрой на работу |
|
Стадия вызова. Пробуждение интереса
|
- Подросток. Какими составляющими вы бы наполнили это слово? - Каждый из вас видит особенности этого возраста по-своему, через призму своего восприятия. И сейчас я вас попрошу закончить историю про семейство карандашиков, где вы покажете, что же происходит, на ваш взгляд, с человеком, который вступает в подростковый период своей жизни. В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик пока еще не имел своего цвета. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, ведь это цвет солнца, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, для маленького карандашика наступила пора подросткового возраста и вот тогдаон... - Ваши ответы говорят о том, что для вас подростковый возраст – это пора….(характеристика следует из ответов). |
Составляют определение термина «подросток».Дают определение слова.
Предлагают свои варианты продолжения истории.
|
Понимание понятия «подростковый возраст» |
|
Актуализация знаний.
. |
- Время меняется, и понятие «подростковый возраст» меняется вместе с ним. Демонстрация иллюстраций к понятию «современный подросток»:
- Раскрывают ли данные иллюстрации, по вашему мнению, понятие «современный подросток»?
- С чем связано то, то, что современный подросток видится авторам иллюстраций таким?
|
Возможно, указывают на то, что здесь нет положительных сторон современного подростка: увлечение спортом, активный образ жизни и т.д. Ребята рассуждают о сложностях современной жизни: огромный поток информации, век скоростей – люди замыкаются, уходят в своё «я». При этом современному подростку необходимо самовыражение, яркость,принимающие порой неправильные формы.
|
Более детальное рассмотрение понятия «современный подросток»
Выход на положительные составляющие понятия «современный подросток» |
слайд |
Целеполагание
|
Во все времена «зеркалом жизни» являлась литература. Современная проза – не исключение. Талантливого автора А. Геласимова волнуют темы, касающиеся современных подростков. Один из своих рассказов о современном подростке он назвал «Нежный возраст». Вспомните, какими вы вступили в этот период жизни, ваши друзья, одноклассники и подумайте, почему автор называет подростковый возраст «нежным возрастом»? |
Нежный: трогательный, требующий заботы и внимания, ранимый и в то же время прекрасный. |
|
|
Стадия осмысления.
|
Героя «Нежного возраста» тревожит множество проблем: разлом семьи, жестокость даже между самыми близкими людьми, школа без радости, грубость человеческих отношений,стереотипы «общества успеха»: теннис, джип, Швейцария.Это портрет мира, который дан герою Андрея Геласимова для жизни. Какую закономерность можно здесь увидеть? - Весь «Нежный возраст» представляет собой два месяца дневниковых записей. Как вы думаете, для чего подросток ведёт дневник?
-Главный герой заводит дневник, пытаясь разорвать паутину неразрешаемого. Но и дневник не помогает. Запись от 28.03.95: «Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. А не пойдешь ли ты к черту, дневник? А?» Как спасение от всего, что достало, звучит слово «автомат». Запись от 23.03.95. : «Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился… Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь.» Запись от 24.03.95 : «В школу приходил тренер по теннису. Сказал, что я, конечно, могу не ходить, но денег он не вернет. Козел… Берешь автомат и стреляешь ему в лоб. Одиночным выстрелом.» Запись от 25.03.95.: «Антон Стрельников сказал, что влюбился в новую училку по истории. Лучше бы он крысиного яду наелся. Такая же тупая, как и все. Переводишь автомат на стрельбу очередями и начинаешь их всех поливать. Привет вам от Папы Карло.» - Всмотритесь в эмоциональную цепочку: как и почему меняется душевное состояние героя Геласимова? - Надоело. Как меня все достали. В школе одни дебилы. - Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился. Дома тоже автомат бы не помешал. - Переводишь автомат на стрельбу очередями и начинаешь их всех поливать. - Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. - Снова смотрел «Каникулы». Невероятно. - Дочитал книжку Оскара Уайльда. Круто. Позвать Семёнова на день рождения? - Я умею играть «MoonRiver» на пианино. - Надо жалеть друг друга, пока он внутри. Ты понимаешь? Я говорю – чего непонятного? Скелет внутри, значит, всё нормально. -Что могло бы стать причиной такой смены событий?Кто примирит его с этой действительностью? -Близкий по духу человек встречается крайне редко. И тем более необычным является родство душ и возможность достичь взаимопонимания между представителем поколения, которое только еще вступает в жизнь, и представителем, который уже заканчивает жизненный путь. Такой стала для подростка Октябрина Михайловна,которая в прошлом была директором музыкальной школы. «Потом то ли выгнали, то ли сама ушла».Она предлагает мальчику посмотреть хороший старый фильм о любви и чувстве долга нравственно взрослеющей героини. Она рекомендует прочитать хорошую книгу с жизнеутверждающим пафосом. Знакомит с нежной музыкой. Как видим, герой старшего поколения у Геласимова открывает молодому герою другой мир человеческих взаимоотношений, где есть место добрым чувствам, понимание того, что перед лицом смерти в этом мире все равны, и надо вовремя понять других, пожалеть и принять такими, какие они есть.
|
В мире, где нет духовности, всё пропитано духом тления и распада.
Это тот друг, которому можно доверить свои мысли и чувства, единственный в этом мире.
В герое происходит смена агрессии, чувства безысходности на желание жить и совершать добрые поступки.
Возможные варианты.
|
Выход на проблемы современного общества
Связь поколений
Роль книги и музыки
|
Слайд
Слайд
слайд |
3 Рефлексия |
||||
Содержательная рефлексия |
Составление кластерапо теме «Я – современный подросток». |
Заполнение кластера |
Систематизация основной информации. |
|
Личностная |
Я предлагаю вам всё, о чём мы говорили на занятии, завершить кластером в форме дерева. Дерево очень важно в лесу и в жизни. Оно похоже на человека. Корни уходят глубоко под землю, они помогают дереву держаться за землю.Корни – это наши ноги, ступни. Это то, на что вы опираетесь в жизни. Ствол реальный и крепкий, как наше туловище. Это ваше содержание, ваши увлечения и книги,, хобби, поступки и прочее. Ветки – это вытянутые руки. В ветвях дерева живут птицы, ветра, звёзды.Это то, что может вернуть вас из состояния отчаяния в состояние покоя, равновесия. В дереве всё взаимосвязано, едино, и если какая – либо часть дерева будет потеряна, то плохо будет всему дереву. Я хочу, что это дерево предстало сейчас перед вами как символ уверенности, равновесия, спокойствия, выхода из сложной ситуации. А поможет вам сосредоточиться на ваших мыслях музыка |
Беседуют с учителем, высказывают мнение.
Ребята рисуют дерево и наполняют его своим содержанием. |
Понимание необходимости найти в мире опору и поддержку
Осмысление собственного понятия "подростковый возраст" |
Звучит музыка из кинофильма "Римские каникулы".
|
итог |
Ребята, а на прощание я хочу рассказать вам ещё одну притчу. «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
- Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить и ваш нежный возраст стал для каждого из вас прекрасной ступенькой для перехода во взрослую, самостоятельную жизнь! Советую вам прочесть рассказ А.Геласимова «Нежный возраст» и раскрыть для себя по-новому это понятие «нежный возраст». - Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении трудностей нежного возраста и нахождении опоры в жизни! |
|
Выводы
|
|
Литература
1. А.Геласимов . Нежный возраст.
2. Притча о двух волках. Поучительная притча.mirpozitiva.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.