Райкова Лариса Сергеевна,
преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин ГПОАУ АО
«Амурский педагогический колледж»
«Мир музыкальных профессий» – лекция-викторина для абитуриентов Музыкального отделения Амурского педагогического колледжа.
Ведущая: Добрый день, дорогие абитуриенты, преподаватели! Сегодня мы хотели бы познакомить вас с учебным заведением, в которое вы поступили и рассказать немного об этой удивительной профессии музыканта, которую вы выбрали.
В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться в этом! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? И сегодня у вас, нынешних абитуриентов Государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурского педагогического колледжа», как ни у кого другого, появилась уникальная возможность сделать выбор в сторону не так называемых «мирских» профессий, таких, как: юриста, продавца, врача, бухгалтера, а сделать выбор в сторону творческой, интересной, многогранной и увлекательной профессии – профессии музыканта!
Музыку любят многие. Одни охотно слушают ее, другие сами умеют петь или играть на разных инструментах, в свободное время посещают занятия коллективов и кружков художественной самодеятельности или музицируют дома. Таких людей называют любителями музыки. Музыканты же профессионалы посвящают ей всю свою жизнь. Занятия музыкой — их основная работа, их профессия.
Чтобы стать музыкантом, надо долго и упорно учиться. Каждый, кто работает в области музыкальной культуры, должен не только владеть своей основной специальностью, но и хорошо знать теорию музыки и ее историю, быть широко образованным человеком.
Чтобы музыка жила среди нас, нужны музыканты разных специальностей.
Музыкант-исполнитель - одна из музыкальных специальностей. Исполнители различаются по тому инструменту, на котором играют. Перечислить все исполнительские специальности - значит назвать практически все существующие музыкальные инструменты.
Созданную композиторами музыку исполняют пианисты и певцы, скрипачи и виолончелисты, флейтисты и трубачи, органисты, исполнители на ударных инструментах и многие другие.
Играя один или исполняя главную - сольную - партию в ансамбле с другими музыкантами, исполнитель выступает как солист. Так, мы называем солистом певца, поющего под аккомпанемент фортепьяно, или пианиста, исполняющего концерт для фортепьяно в сопровождении оркестра.
Музыкантов, блестяще владеющих техникой игры на своем инструменте, называют виртуозами. Наверное, многие из вас слышали знаменитые имена таких известных исполнителей разных времён, как Николо Паганини, Давид Ойстрах, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер, Мстислав Растропович и многих других. Эти люди практически в совершенстве овладели свои музыкальными инструментами и посвятили им всю свою осознанную жизнь.
В нашем обществе в последнее время сложилось ошибочное мнение по поводу популярности тех или иных музыкальных инструментов. К сожалению, многие считают, что есть так называемые престижные инструменты, на которые с большой охотой поступают учиться дети в музыкальную школу, таких, как: фортепиано, скрипка, гитара, саксофон, и непопулярные, таких как: домра, балалайка, баян, аккордеон. На самом деле это не так! Ведь и в настоящее время существуют великолепные балалаечники, баянисты, аккордеонисты, которые по своему исполнительскому мастерству ничуть не уступают скрипачам и пианистам. У вас, как у будущих студентов нашего колледжа, есть уникальная возможность освоить такой музыкальный инструмент, как баян. В Россию этот инструмент приехал из Германии в конце 19 века и в 1894 году русский мастер Чулков Павел Леонтьевич изготовил трёхрядную хроматическую гармонь, которая и стала первым отечественным баяном. С тех пор баян настолько полюбился русским людям, что сейчас уже давно принять считать его русским народным инструментом!
Музыка - сложное искусство. Ее язык изучают так называемые музыковеды. Они рассматривают формы, жанры, стили музыки, исследуют музыкальную культуру разных времен и народов. Публикуя в газетах и журналах статьи и рецензии о концертах, оперных премьерах и других событиях музыкальной жизни, музыковеды выступают как музыкальные критики. Они оценивают новые сочинения композиторов, выступления исполнителей, помогают широким кругам любителей музыки лучше ее понять. Музыковеды ведут также просветительскую работу как лекторы, выступая с беседами о композиторах и их творчестве в лекториях, университетах культуры, в концертных залах. Работают музыковеды и в музыкальных издательствах как редакторы нотной литературы и книг о музыке.
Для того, чтобы стать музыковедом, нужно, в первую очередь изучать музыкально-теоретические дисциплины, такие как: сольфеджио, теорию музыки, гармонию, историю музыки, полифонию и многие другие.
Кому-то из вас известны названные предметы? (обсуждают)
У вас также есть уникальная возможность прикоснуться к музыковедчеству, потому что все перечисленные предметы есть в перечне вашего учебного плана. Музыкально-теоретические предметы считаются самыми сложными, но постигая их любой исполнитель может играть на своём инструменте более профессионально, помогают ему в этом именно эти предметы.
Ну и, конечно же, в области музыки, как и в любой другой области человеческого знания, важную роль играют музыканты-педагоги. Именно они передают накопленный опыт, секреты мастерства от одного поколения музыкантов к другому. Есть специалисты, целиком посвятившие себя педагогике. Другие совмещают композиторскую, исполнительскую, научную работу с преподаванием. Потребность поделиться своими знаниями и умениями, передать их ученикам побуждает крупных мастеров заниматься педагогической деятельностью. Так создаются композиторские, исполнительские, научные (музыковедческие) школы.
В нашем колледже работают около 30 преподавателей различных музыкальных специальностей, которые совмещают в своей деятельности не только педагогическую работу, но и исполнительскую, лекторскую, просветительскую и многие другие музыкальные сферы. Наши педагоги помогут освоить вам только азы музыкального искусства, и мы очень надеемся, что музыка станет вашей опорой, ориентиром и путеводителем по вашей жизни!
Конечно, музыкальные профессии, о которых мы вам рассказали сегодня - это только маленькая часть их большого перечня. Сейчас я предлагаю вам послушать описание той или иной музыкальной профессии и назвать её.
1.Этим людям приходится очень много трудиться, они пишут музыку не только для себя, так сказать для души, но и специально по заказу для театра, кино, телевидения или какого-то исполнителя. (композитор)
А каких композиторов знаете вы? (перечисляют)
2. Этот человек работает на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах. В его обязанности входит прослушивание новых музыкальных поступлений, составление списка песен на радиостанции или музыкальной передачи, выстраивание музыкального эфира, организация концертов, выступлений артистов, поиск новых форм подготовки программы, иногда даже проведение программы. (музыкальный редактор)
3. Этот человек - сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Он работает в различных музыкальных изданиях: журналах «Музыкальная жизнь», «Музыкальный вестник» и т.д. Часто в их обязанности также входит роль фотокорреспондента, когда к своим материалам они сами подбирают или делают фотоснимки. (музыкальный журналист)
4. Этот человек делает музыкальный продукт. Он создаёт музыкальную концепцию звучания трека, подбирает подходящую для артиста песню (или сочиняет сам), у которой есть хитовый потенциал. Определяет, как будет звучать аранжировка, какие в ней будут использованы ритмы и инструменты, в какой манере, с каким характером и как будет звучать вокал, задаёт направление и контролирует весь процесс.
В итоге, его задача - создать оригинальный музыкальный продукт и по максимуму раскрыть потенциал артиста (музыкальный продюсер)
5. Это человек, который занимается организацией различных выступлений артистов, ансамблей и оркестров. Они заказывают залы, проводят рекламные кампании, договариваются об аппаратуре и программе, обеспечивают транспорт, питание и проживание музыкантов на выездных концертах (импрессарио)
6. Этот человек определяет лечение пациенту музыкой, так как во многих случаях выявлено благотворное чудодейственное воздействие музыки на организм человека, благодаря которой можно восстановить моральное и физическое здоровье (музыкальный терапевт)
Ведущая: Вот сколько много возможностей у музыканта! Я думаю, что каждый из вас сделает правильное решение в своей жизни, ведь вы уже выбрали профессию по душе, а наш сегодняшний разговор поможет вам в этом. Спасибо за внимание. До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.