Мир природы в философской лирике Тютчева
Оценка 4.6

Мир природы в философской лирике Тютчева

Оценка 4.6
docx
26.05.2021
Мир природы в философской лирике Тютчева
Мир природы в философской лирике Тютчева.docx

Тема. Мир природы в философской лирике Тютчева

Цель: ввести учащихся в необычный, образный мир поэзии Ф.И. Тютчева; развивать умения ребят анализировать стихотворения;  показать глубокое чувство природы в творчестве Тютчева, воспитывать  в них любовь к природе, патриотизм.

                                                                      Не то, что мните вы, природа:

                                                                      Не слепок, не бездушный лик,

                                                                      В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                                                      В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                                              Ф.И. Тютчев

Ход урока.

1.Слово учителя.

Здравствуйте! Я рада вас видеть. Пусть за окном воет ветер и метёт метель – в классе светло и уютно, на душе у вас легко и весело. Вы хорошие и умные ученики. Вы внимательно слушаете и понимаете слова учителя и одноклассников. У вас всё сегодня получится, и оценки у всех будут хорошие.

2.Проверка домашнего задания.

3. Тема урока.

Лирика Тютчева охватывает все темы этого рода литературы: пейзажную, любовную, философскую, гражданскую.  Однако эти темы тесно переплетаются в каждом стихотворении.

Л.Н. Толстой высоко ценил поэзию Тютчева, перед его стихами он ставил пометы: Глубина, Красота, Чувство. Преобладающие начала: Глубина – в философской лирике, Красота – в лирике природы, Чувство – сильней всего выражено в стихах о любви.

Тютчев – непревзойдённый мастер пейзажной лирики. (Записать тему  урока, эпиграф в тетрадь.) Слайд №2.

В тютчевских пейзажах мы видим прежде всего природу русскую – интимную и скромную, мягкую и обыденную. Только любовь к русской природе могла вызвать такие строки:

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..

         Образ склонённой ивы, дрожащих листьев, слово «макушка» - всё это насквозь русское. В поэзии Тютчева значительное место занимает мир переходных состояний – для времени года: осень, весна, зима, лето; для суток: сумерки и рассвет. Слайд №3.

2)      У Тютчева есть стихотворение, которое знают наизусть многие поколения русских людей. Это стихотворение было написано Тютчевым, когда он был молодой.

                Чтение стихотворения «Весенняя гроза» (1828г.). Слайд №4.

         - Каким настроением пронизано стихотворение?

            - Какие ассоциации вызывает весенний гром?

          (Гром ассоциируется с резвящимся ребёнком, он играет, грохочет, раскаты   молодые раздаются. Геба – богиня юности, дочь Зевса-громовержца, она на весёлых пирах подносила богам кубки с нектаром. Любимый орёл Зевса  тоже был не прочь отведать божественного напитка.) Слайд №5.

           - Где происходят события? (Где-то в высших сферах развернулось весеннее действо и встретилось с ликованием земли – гор, лесов, птиц, горных потоков – и восторгом самого поэта «люблю грозу».)

         - Всё стихотворение звучит, как музыка. Поэт использует звукопись для создания грохота, гама, раскатов, грома. Какие звуки помогают нам увидеть грозу, как называется этот приём?

         (Аллитерация, сочетание согласных – г, р, м, б.)

         - Какой ещё приём использует автор для создания образа грома, грозы?

         (Олицетворение. Гром резвится, играет.)

Вывод: Когда поэту удаётся понять язык природы, её душу, он достигает ощущения связи со всем миром, с космосом. Ярко светящее солнце, золотые нити дождя – это воплощение идеала красоты в природе, возвышенная красота мира.

         Тютчев по мироощущению пантеист, то есть человек, воспринимающий природу как одушевлённое существо. И в каждой травинке, в каждом листике видит присутствие Бога.

3) Стихи Ф.И. Тютчева очень музыкальны, поэтому они положены на музыку. Композитор Сергей Рахманинов хрустальную мелодию весны передал в романсе. Это один из самых известных романсов на стихи Тютчева «Весенние воды».

         Прослушивание записи романса. Слайд №6, №7 №8.

3)      Есть в творчестве Тютчева стихотворение, которое высоко ценил Л.Н. Толстой.

Он отмечал необыкновенную точность поэта в употреблении слов, над значением которых мы даже не задумываемся.

® Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (1857г.).

- Картину чего нарисовал поэт?

- Для описания борозды Тютчев взял эпитет. Какой? (Праздная.) О чём это нам

говорит? (В поле закончены работы, оно отдыхает, набирается сил.) Слайд №9, №10.

5) ® Чтение стихотворения «Неохотно и несмело» (1849г.).

         - Тема этого стихотворения, о чём оно? (Гроза в природе, подготовка к ней всего живого, а потом результат – в сиянье потонула вся смятённая земля.) Слайд №11.

         Выберите метафоры стихотворения. (Смотрит солнце, принахмурилась земля, пыль летит, солнце взглянуло исподлобья, земля потонула.) Слайд №12.

Вывод: В тютчевской природе всё движется, всё меняется; она существует в неуловимых, бесконечно разнообразных переходах и переливах. Даже тогда, когда перед нами природа успокоившаяся, этот покой тоже становится только моментом в непрекращающемся течении жизни. И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась. Слайд №13.

IV. Закрепление.

 Природа является  не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о мире, о месте человека в мире. Чтобы почувствовать это, давайте проведём небольшой творческий эксперимент. Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача в течение 5 минут вставить  на место пропуска те определения и эпитеты, которые, по вашему мнению, должны здесь стоять. (Стихи лежат на столах, через 5 минут проверяем работу. Ребята предлагают свои варианты эпитетов для каждого случая.) Так получилось у вас. А что же  у Тютчева? Сравним.

         ® Чтение стихотворения «Осенний вечер» (1830г.).

         В большинстве случаев предложенные определения носят назывной характер, явления описываются по внешним признакам. Лишь некоторые могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж.

         - Состояние лирического героя проявляется в одном стихе, каком? (Умильная, таинственная прелесть.) Слайд №14.

         - В чём заключается таинственность?

- Противоречие между образом и теми чувствами, которые этот образ вызывает. В стихотворении создан образ осени. Осень – угасает природа, увядает, замирает жизнь – зыбкое нестройное трепетание багряных листьев, это трепетание наблюдаем через сумрак и туманность осеннего вечера. Ветер какой? – порывистый, холодный, почти озноб. Какая картина вырисовывается? Нерадостная. И всё это вызывает у лирического героя умиление, т.е. чувство неизъяснимого тихого восторга и просветления.

         «Улыбка увяданья» - это физическое воплощение «стыдливости страданья». Вот эта-то стыдливость и приводит лирического героя в умиление. Стыдливость предполагает наличие какой-то вины. Виной в данном случае является страдание, то есть то, что не зависит от воли и сознания и потому  не может быть поставленным в вину. Это не вина, а беда. И всё же можно испытывать вину и стыдливость от того, что твои страдания обращают на себя внимание других, омрачают жизнь окружающих, взвывают о помощи, требуют сопереживания и заботы, в конечном итоге – обременяют, беспокоят других. Но на такую стыдливость способны лишь очень тонкие и возвышенные души, соприкосновение с которыми не может не вызывать восторга и восхищения – умиления.

         - Теперь обратимся к тютчевским определениям: багряный, лёгкий, холодный, разумный. Они обычные, назывные. А в чём особенность эпитетов: зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий? (В обычной речи эти слова употребляются для определения состояния человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. И этот приём называется олицетворение. Но у Тютчева – это не художественный приём, а философское убеждение, точное наименование, называние вещей своими именами.)

         Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Отсюда и природа у Тютчева – Живое, одухотворённое существо, и , пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека, находя в ней аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя.

         Не то, что мните вы, природа:

         Не слепок, не бездушный лик,

              В ней есть душа, в ней есть свобода,

              В ней есть любовь, в ней есть язык. Слайд №15.

V. – Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что, на ваш взгляд, удалось, а что – не удалось? (Сегодня на урок:

                             Я научился…

                       Мне показалось важным…

                    Урок заставил задуматься…

                    Урок навёл на размышления...

                    Урок показался интересным…)

VI. Оценки за урок.

VII. Домашнее задание: стр. 163-164 (новый учебник); написать небольшое эссе, как вы понимаете стихотворные строки Тютчева, взятые эпиграфом к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в сущности разумной мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

_____________________, ________________________прелесть:

____________________________ блеск и пестрота дерев,

_______________________листьев ____________________, ___________________ шелест,

____________________ и _____________________ лазурь

Над _______________________________________ землёю,

И, как предчувствие ______________________ бурь,

_______________________, _________________________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всём

Та ___________________________ улыбка увяданья,

Что в сущности ____________________________ мы зовём

_________________________________стыдливостью страданья.


Тема. Мир природы в философской лирике

Тема. Мир природы в философской лирике

Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою?

Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою?

Вывод: Когда поэту удаётся понять язык природы, её душу, он достигает ощущения связи со всем миром, с космосом

Вывод: Когда поэту удаётся понять язык природы, её душу, он достигает ощущения связи со всем миром, с космосом

И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается:

И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается:

Ветер какой? – порывистый, холодный, почти озноб

Ветер какой? – порывистый, холодный, почти озноб

V. – Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

V. – Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров

Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров

Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров _____________________, ________________________прелесть: ____________________________ блеск и пестрота дерев, _______________________листьев ____________________, ___________________ шелест, ____________________ и _____________________ лазурь

Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров _____________________, ________________________прелесть: ____________________________ блеск и пестрота дерев, _______________________листьев ____________________, ___________________ шелест, ____________________ и _____________________ лазурь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021