Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №64»
«Мир профессий»
Рабочая программа учебного курса
внеурочной деятельности
для 1 – 4 классов
Направление: удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей обучающихся
Составитель программы учебного курса внеурочной деятельности: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №64» Купчинская Ольга Александровна |
|
Новокузнецк 2023г.
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир профессий» представлена занятиями, направленных на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
Реализация программы учебного курса внеурочной деятельности ««Мир профессий» предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик.
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана с учетом рабочей программы воспитания. Это проявляется:
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса внеурочной деятельности составляет 101 час: 1 год обучения – 33 часа , 2 год обучения – 34 часа, 3 год обучения – 17 часов, 4 год обучения – 17 часов.
№ |
Содержание курса |
Формы организации |
Вид деятельности |
1 |
Раздел 1. Введение в мир профессий Зачем человек трудится? Мир интересных профессий. Кем я хочу стать? |
Занятия с элементами игры |
игровая |
2 |
Раздел 2. Профессии в школе Профессия – учитель Профессия – воспитатель Советы психолога Как помогает логопед Профессия – библиотекарь |
Дидактическая игра |
игровая |
3 |
Раздел 3. Профессии вокруг нас Садовник, дворник Мастер-цветовод Продавец Почтальон |
Дидактическая игра |
игровая |
4 |
Раздел 4. Профессии, которые нас охраняют Охранник Полицейский Пожарный Военный Адвокат Профессия «Следователь» 1 Следствие ведут первоклассники! Разведчик Лётчик Водолаз |
Занятие с элементами игры |
игровая |
5 |
Раздел 5. Профессии, которые нас лечат Врач скорой помощи Детский врач Зубной врач Кто лечит глаза. Что видит Ортопед. |
Беседа с игровыми элементами. |
Ролевая игра |
6 |
Раздел 6. Профессии моих родителей Профессии в моей семье Семейные династии Моя мама Няня |
Занятие с элементами игры
|
Ролевая игра |
|
Раздел 7. Подведение итогов изучения программы Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!» Итоговая конференция «Мир профессий»
|
Ролевая игра |
игровая |
№ |
Содержание курса |
Формы организации |
Вид деятельности |
1. |
Профессии, связанные с творчеством Мы построим новый дом Кто такой – дизайнер Самый классный – классный уголок Как составить букет Фигурки из цветов Кто такой скульптор Лепка из глины Маленькие фея. Как придумать аромат Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье Вкусная профессия. Кто готовит нам обед Моя мама – парикмахер «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам Кто украшает книжку. Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация Кто рисует картины Художники – детям Когда возникла музыка. Музыканты оркестра Кто сочиняет музыку Композиторы – детям Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра Как стать писателем. Проба пера Писатели – детям Как рождаются стихи. Про поэтов. Поэты – детям Профессия – режиссёр Кукольный театр. Сыграем пьесу. Я хочу танцевать. Как стать танцором Кто придумывает танцы Танцевальная жемчужина. Кто пишет статьи в газету Репортаж с места событий Что делает фотограф Фотография другу Итоговое повторение
|
Практическое занятие
Ролевая игра
Беседа с игровыми элементами
Дидактическая игра |
Игра-соревнование
Ролевая игра |
№ |
Содержание курса |
Формы организации |
Вид деятельности |
|
Профессии, связанные с наукой
Кто такой изобретатель? Первые изобретения человека.
Кто построил новый дом? Проектируем дом.
Кто работает в аптеке? Здоровый образ жизни.
Кто занимается раскопками? Профессия «историк».
Чем занимается агроном? Изучаем почву.
Кто такой академик.
О профессиях точных наук. Кто изучает подземные воды? О профессии филолога. Кто такой эколог? Кто такой инженер?
О профессии биолога. Профессия зоолог.
О профессии орнитолога. Океанолог.
Профессия метеоролог.
Экскурсия на метеостанцию. |
Игровая программа |
Игровая
Досугово-развлекательная
Досугово-развлекательная
Досугово-развлекательная |
№ |
Содержание курса |
Формы организации |
Вид деятельности |
1. |
Все профессии важны, все профессии нужны «Любое дело - моё счастье в будущем» История возникновения профессии шофёра Все работы хороши. Стихи о профессиях. «О профессии продавца» Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». «О профессии библиотекаря» Экскурсия в школьную библиотеку «Работники издательства и типографии» Ролевая игра «Редакция газеты» «Как приходят вести» Профессия почтальон «Веселые мастерские» Столярная мастерская «Путешествие в Город Мастеров» Швейная мастерская «Строительные специальности» Конструирование и проектирование «Знакомство с промышленными профессиями» Профессии прошлого «Человек трудом красен» Проект «Район Умелые руки» «Кулинарный поединок» Книга рецептов |
Круглый стол |
познавательная
|
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты учебного курса внеурочной деятельности «Мир профессий» освоения программы начального общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты рабочей программы учебного курса представлены с учетом специфики содержания учебного предмета, к которому имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: русский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
«Русский язык»:
1) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь; понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять основную мысль воспринимаемого текста; передавать содержание воспринимаемого текста путем ответа на предложенные вопросы; задавать вопросы по услышанному тексту;
говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; использовать диалогическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба); соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;
чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; анализировать содержание, языковые особенности и структуру текста.
«Математика»:
1) развитие пространственного мышления: умения распознавать, изображать (от руки) и выполнять построение геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов; развитие наглядного представления о симметрии; овладение простейшими способами измерения длин, площадей;
2) развитие логического и алгоритмического мышления: умения распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях, приводить пример и контрпример, строить простейшие алгоритмы и использовать изученные алгоритмы (вычислений, измерений).
«Окружающий мир»
1) сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации.
«Изобразительное искусство»:
1) выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;
2) умение использовать простейшие инструменты графических редакторов для обработки фотографических изображений и анимации.
«Технология»:
1) сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры;
2) сформированность умения безопасного пользования необходимыми инструментами в предметно-преобразующей деятельности.
№ |
Тема/Раздел/Модуль |
Кол-во часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 |
Зачем человек трудится?? |
1 |
www.uchi.ru |
2 |
Мир интересных профессий. |
1 |
www.education.yandex.ru |
3 |
Кем я хочу стать |
1 |
www.media.prosv.ru/ |
4 |
Профессия – учитель |
1 |
www.yaklass.ru |
5 |
Профессия – воспитатель |
1 |
|
6 |
Советы психолога |
1 |
|
7 |
Как помогает логопед |
1 |
|
8 |
Профессия – библиотекарь |
1 |
|
9 |
Садовник, дворник |
1 |
|
10 |
Мастер-цветовод |
1 |
|
11 |
Продавец |
1 |
|
12 |
Почтальон |
1 |
|
13 |
Охранник |
1 |
|
14 |
Полицейский |
1 |
|
15 |
Пожарный |
1 |
|
16 |
Военный |
1 |
|
17 |
Адвокат |
1 |
|
18 |
Профессия «Следователь» |
1 |
|
19 |
Следствие ведут первоклассники! |
1 |
|
20 |
Разведчик |
1 |
|
21 |
Лётчик |
1 |
|
22 |
Водолаз |
1 |
|
23 |
Врач скорой помощи |
1 |
|
24 |
Детский врач |
1 |
|
25 |
Зубной врач |
1 |
|
26 |
Кто лечит глаза. |
1 |
|
27 |
Что видит Ортопед |
1 |
|
28 |
Профессии в моей семье |
1 |
|
29 |
Семейные династии |
1 |
|
30 |
Моя мама |
1 |
|
30 |
Няня |
1 |
|
31 |
Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
1 |
|
32-33 |
Итоговая конференция «Мир профессий»
|
1 |
|
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. |
Мы построим новый дом |
1 |
www.uchi.ru |
2. |
Кто такой – дизайнер |
1 |
www.education.yandex.ru |
3. |
Самый классный – классный уголок Как составить букет |
1 |
www.media.prosv.ru/ |
4. |
Фигурки из цветов |
1 |
www.yaklass.ru |
5. |
Кто такой скульптор |
1 |
|
6. |
Лепка из глины |
1 |
|
7. |
Маленькие фея. Как придумать аромат |
1 |
|
8. |
Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье |
1 |
|
9. |
Вкусная профессия. Кто готовит нам обед |
1 |
|
10. |
Моя мама – парикмахер |
1 |
|
11. |
«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам |
1 |
|
12. |
Кто украшает книжку. |
1 |
|
13. |
Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация |
1 |
|
14. |
Кто рисует картины |
1 |
|
15. |
Кукольный театр. Сыграем пьесу |
1 |
|
16. |
Профессия – режиссёр |
1 |
|
17. |
Как рождаются стихи. Про поэтов. |
1 |
|
18. |
Поэты – детям |
|
|
19. |
Волшебная палочка дирижёра |
1 |
|
20. |
Как стать писателем. Проба пера |
1 |
|
21. |
Писатели – детям |
1 |
|
22. |
Художники – детям |
1 |
|
23. |
Когда возникла музыка |
1 |
|
24. |
. Музыканты оркестра |
1 |
|
25. |
Кто сочиняет музыку |
1 |
|
26. |
Композиторы – детям |
1 |
|
27. |
Чем занимается дирижёр. Оркестр |
1 |
|
28. |
Я хочу танцевать. Как стать танцором |
1 |
|
29. |
Кто придумывает танцы |
1 |
|
30. |
Танцевальная жемчужина |
1 |
|
31. |
Кто пишет статьи в газету |
1 |
|
32. |
Репортаж с места событий |
1 |
|
33. |
Что делает фотограф |
1 |
|
34. |
Фотография другу |
1 |
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 |
Кто такой изобретатель? Первые изобретения человека. |
1 |
www.uchi.ru |
2 |
Кто построил новый дом? Проектируем дом. |
1 |
www.education.yandex.rи |
3 |
Кто работает в аптеке? Здоровый образ жизни. |
1 |
www.yaklass.ru |
4 |
Кто занимается раскопками? Профессия «историк» |
1 |
www.media.prosv.ru |
5 |
Чем занимается агроном? Изучаем почву |
1 |
|
6 |
Кто такой академик |
1 |
|
7 |
О профессиях точных наук. |
1 |
|
8 |
Кто изучает подземные воды? |
1 |
|
9 |
О профессии филолога |
1 |
|
10 |
Кто такой эколог? |
1 |
|
11 |
Кто такой инженер? |
1 |
|
12 |
О профессии биолога. |
1 |
|
13 |
Профессия зоолог. |
1 |
|
14 |
О профессии орнитолога. |
1 |
|
15 |
Океанолог. |
1 |
|
16 |
Профессия метеоролог. |
1 |
|
17 |
Экскурсия на метеостанцию |
1 |
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. |
«Любое дело - моё счастье в будущем» |
1 |
www.uchi.ru |
2. |
История возникновения профессии шофёра |
1 |
www.media.prosv.ru |
3. |
Все работы хороши. Стихи о профессиях. |
1 |
|
4. |
«О профессии продавца» Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». |
1 |
|
5. |
«О профессии библиотекаря» Экскурсия в школьную библиотеку |
1 |
|
6. |
«Работники издательства и типографии» |
1 |
|
7. |
Ролевая игра «Редакция газеты» |
1 |
|
8. |
«Как приходят вести» Профессия почтальон |
1 |
|
9. |
«Веселые мастерские» Столярная мастерская |
1 |
|
10. |
«Путешествие в Город Мастеров» Швейная мастерская |
1 |
|
11. |
«Строительные специальности» |
1 |
|
12. |
Конструирование и проектирование |
1 |
|
13. |
«Знакомство с промышленными профессиями» |
1 |
|
14. |
Профессии прошлого |
1 |
|
15. |
«Человек трудом красен» Проект «Район Умелые руки» |
1 |
|
16. |
«Кулинарный поединок» |
1 |
|
17. |
Книга рецептов |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.